Специфика языка как знаковой системы. Устойчивость языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика языка как знаковой системы. Устойчивость языка.



Знаковые (семиотические) системы очень разнообразны. Язык отличается от других систем по нескольким параметрам (в разных работах их называют довольно много). В данном случае речь не идет о культуре, которую тоже рассматривают как семиотическую систему.

 1. Язык – естественная система: она возникла сама по себе, никем не принималась. Другие системы – искусственные. Наиболее близкой к языку знаковой системой является письмо. Письмо возникло позже звукового языка и восприняло многие его характерные особенности.

 2. Язык – универсальная система. Он обслуживает потребности общества во всех сферах деятельности, а любая другая система создается для определенной ситуации и ограничена областью применения. Эта особенность языка требует необычайной гибкости. Практически любая информация, переданная посредством неязыковых знаков, может быть передана с помощью языка, а обратное часто невозможно.

 3. Языковым единицам свойственна широкая комбинаторность. Знаки в искусственных системах либо вовсе не комбинируются в составе одного сообщения (напр., не сочетаются красный и желтый цвета светофора), либо комбинируются в строго ограниченных рамках. Широкая комбинаторность языковых знаков обеспечивает, * с одной стороны, экономичность языка, * с другой, – принципиальную безграничность передаваемого языком содержания. «…количество содержаний, передаваемых средствами языка, в принципе безгранично. Эта безграничность создается, во-первых, очень широкой способностью к взаимному комбинированию и, во-вторых, безграничной способностью языковых знаков получать по мере надобности новые значения, не обязательно утрачивая при этом старые». Широкая комбинаторность языковых знаков возможна благодаря двойному членению /двойственность организации

 * незначимые единицы (фонемы) комбинируются разными способами, образуя значимые единицы (морфемы и слова);

 * значимые единицы комбинируются, образуя предложения. В языке можно создавать комбинации знаков в широких пределах:

 * фонем в каждом языке немного (несколько десятков);

 * морфем, создаваемых комбинацией фонем, несколько сотен или тысяч

; * слов, которые создаются из морфем, – огромное количество

; * число синтаксических моделей в конкретном языке ограничено, но по ним можно построить бесконечное количество фраз. Однако эти комбинации знаков не произвольны. Существуют определенные законы сочетаемости фонем при построении звуковых оболочек, морфем при создании слов, слов при создании предложений.

 4. Язык – динамичная, саморазвивающаяся система. В этой связи называют еще два свойства, которые тесно взаимосвязаны: * адаптивность – язык приспосабливается к потребностям общества (и, как следствие, развивается; с другой стороны, он может обеспечивать потребности развивающегося общества именно потому, что обладает свойством адаптивности); * креативность – возможность образования новых единиц (язык развивается за счет этой возможности).

 5. Язык – открытая система: в ней появляются новые элементы и из нее исчезают старые. Это свойство непосредственно связано с предыдущим. С одной стороны, язык развивается, и поэтому в нем меняется состав элементов. С другой, – язык способен к развитию, изменению, т.к. представляет собой открытую систему.

 6. Язык по структуре – система намного более сложная, чем многие другие не системы. Устойчивость (стабильность), благодаря которой литературный язык объединяет поколения ввиду того, что нормы языка обеспечивают преемственность языковых и культурных традиций. Однако данный признак считается относительным, потому что литературный язык постоянно эволюционирует, допуская при этом изменения существующих норм.

Прагматика яз.знака

Термин «прагматика» был введен в конце 30-х гг. XX в. американским семиотиком Ч. Моррисом как название одного из трех разделов семиотики, изучающего отношение знаков к их интерпретаторам. Затем этот термин стал употребляться для обозначения области лингвистических исследований, направленных на изучение функционирования языковых знаков в речи, особенно под влиянием логико-философских теорий речевых актов. Прагматика.– раздел языкознания, изучающий функционирование языковых образований в речи – отношение между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности.

Если семантика отвечает на вопрос, что говорит человек, а синтактика – как он говорит, то прагматика дает ответ на вопрос – зачем (или почему) он так говорит.

Следовательно, прагматика языковых знаков обнаруживается в актах речи и связана с говорящим субъектом, адресатом, их взаимодействием в коммуникации и с ситуацией общения: с целями высказывания, их косвенными смыслами (типа: Здесь дует или Мне холодно = просьба закрыть дверь в комнате. Вернитесь, наденьте пальто – Мне будет жарко = не надену).

Таким образом, языковая прагматика в интерпретации Н.Д. Арутюновой и В. Г. Гака является прежде всего прагматикой речи, сближаясь с функциональным изучением языка в речи, и неясна в своих границах в связи с неясностью ее отличия от языковой семантики: как разграничить «что говорит человек» (семантику) и «зачем (или почему) он так говорит» (прагматику)? Разве, например, косвенные смыслы предложений, обычно относимые к языковой прагматике, не являются косвенной семантикой предложений, или вопросительные предложения, также обычно относимые к языковой прагматике, не выражают грамматической семантики предложение? Ю.Д. Апресян под языковой прагматикой понимает «закрепленное в языковой единице (лексеме, аффиксе, граммеме, синтаксической конструкции) отношение говорящего: 1) к действительности, 2) к содержанию сообщения, 3) к адресату» и подчеркивает, что речь идет не об оценке, свободно творимой говорящим в речи, а лишь о той готовой, лексикализованной или грамматикализованной оценке, которая встроена непосредственно в содержательную сторону языковых единиц и имеет, тем самым, постоянный статус. Следовательно, Ю.Д. Апресян не исключает, что языковая прагматика может быть не только системно-языковой, но и речевой.

Билет 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.005 с.)