Внутренняя форма, или мотивировка слова. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя форма, или мотивировка слова.



Мотивировка– заключенное в слове и осознаваемое говорящим «обоснование» звукового облика слова, указание на мотив, обусловивший выражение данного значения именно этим сочетанием звуков (либо живая мотивировка – кукушка от ку-ку, либо немотивированность – орел непонятно от чего).

Каждый предмет (явление) имеет ряд отличительных признаков, но достаточно закрепить только один мотивирующий признак, который будет в сознании полное представление о предмете (например, кукушка говорит ку-ку, но также у нее интересное оперение, она подкидывает свои яйца, тем не менее хватило одного ку-ку..).

Само собой, что в разных языках мотивирующие признаки разные (портной во франц. от «резать», а в болгарском от «шить»)

Мотивировка бывает:

1 – изобразительная (кукушка, пинг-понг, мяукать)

2 – описательная (при переносном значении «зеленый – неопытный от зеленый – цвет»; при сложных и производных словах – белить, пылесос, пятьсот). Описательная мотивировка ограниченная, т.к. во всех незвукоподражательных ловах в их прямом значении мы мотивировки не найдем (стол).

Мотивировка vs.концептуальное значение

Мотивировка – способ изображения данного значения в слове или наглядный образ этого значения, отпечатавшееся в слове движение мысли в момент возникновения слова, внутренняя форма слова, звено, через которое содержание связывается с внешней формой. Мотивировка отчетливо видна, когда, например, в разных языках слова мотивированны по-разному (про портного), или когда ряд слов имеет сходную мотивировку (белок, белье, беляк, бельме, белка).

Концептуальное значение – это всего лишь отражение денотата, определение слова через его род и видовые отличия.

Забвение мотивировки (деэтимологизация)

Мотивировка имеет свойство утрачиваться. В результате мотивированное слово переходит в разряд немотивированных. Этому есть ряд причин:

- из употребления выходит данное слово, либо утрачивается его прямое значение (коло «круг, колесо» исчезло, соответственно немотивированными стали «околица», «колесо», «кольцо»).

- предмет в процессе развития теряет признак, по которому был назван (стреляют не стрелами, чернила не черные);

- слова расходятся в своей звуковой форме (коса – чесать, жердь- городить);

- утрачивается при заимствовании из другого языка (штудировать по-идее от «студент», но мы этого не осознаем);

Но основная причина - ненужность мотивировки, потому что слово стало привычным. Без мотивировки слово не может возникнуть, но возникнув, живет своей жизнью, к нему привыкают и мотивировка уходит в тень (грусть/печаль). О ней мы вспоминаем в редких случая, но со временем она вовсе забывается.

Примысливание мотивировки(народная этимология)

Случается со словами редкими, непривычными.

Случается на базе звуковых и смысловых ассоциаций (колика – на самом деле от kolon – кишка, но мы думаем, что от «колоть»).

Иногда даже искажается звучание (пиджак – спинжак).

Но в самых редких случаях искажения попадают в литературный язык (от слова «ординарный» \обыкновенный\ возникло русское «одинарный» \не двойной\).

Выявлением утраченных мотивировок занимается наука этимология.

Билет 20

1.Процессы словообразования.

Словообразова́ние (дериватоло́гия) — раздел языкознания, изучающий словообразовательные отношения в языке. Различают синхронное и диахроническое словообразование. Синхронный анализ имеет дело с современными отношениями между родственными словами, без учёта этимологической ситуации. При синхронном словообразовании для того чтобы установить производную и производящую основы, нужно ответить на вопрос: какая из двух однокоренных основ более простая по форме и по смыслу (производящая), а какая более сложная (производная).

Диахроническое (историческое) словообразование изучает историю появления того или иного слова, развитие его структуры и формально-семантических связей между родственными словами.При диахроническом словообразовании для того чтобы установить производность слова и, следовательно, определить, какое из сравниваемых родственных слов послужило базой для образования другого, то есть какое имеет производящую основу, а какое — производную, надо изучить конкретную историю этих слов и выяснить, какое из них более раннее, а какое более позднее, какое из слов исторически образовано от другого. Существует вместе с тем точка зрения, что словообразование всегда диахронно, однако фактически теория словообразования может предсказывать появление новых слов и условия такого появления, а также выявлять правила, по которым говорящий создает новые производные и сложные слова в синхронии, на данном этапе развития языка.

Способы словообразования по Земской Е. А.:АФФИКСАЛЬНЫЕ и НЕАФФИКСАЛЬНЫЕ.

 АФФИКСАЛЬНЫЕ • Суффиксальный (глаз - глаз-аст-ый); • Сложносуффиксальный (канат-о-ход-ец); • Префиксальный (при-город); • Префиксально-суффиксальный (без-денежь-(е)); • Нулевая суффиксация (приезд); • Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией (седой - про-седь-0-D); • Сложение в сочетании с нулевой суффиксацией (лед-о-ход-0-D).

НЕАФФИКСАЛЬНЫЕ:

ЧИСТОЕ СЛОЖЕНИЕ. Безаффиксный тип сложения, при котором производное слово образуется путем соединения одной или нескольких основ с самостоятельным знаменательным словом:

лесополоса, благосостояние. Второй компонент выражает комплекс грамматических значений и морфологически оформляет новую единицу. При чистом сложении может быть более двух компонентов: аксаково-тургеневскотолстовская дичь (В. Набоков).

СРАЩЕНИЕ. Безаффиксный способ словообразования, при котором наблюдается слияние двух самостоятельных полнознаменательных слов, связанных подчинительными отношениями. В качестве словообразовательного форманта выступает устойчивый порядок компонентов и тенденция к единому ударению. Для сращения характерны модели: 1) нареч. + прил. или прич.: вечнозеленый; 2) сущ. + прил. и прич.: фосфоросодержащий.

АББРЕВИАЦИЯ. Способ словообразования, при котором новое слово образуется из частей слов, входящих в исходное словосочетание. При использовании этого способа словообразования большое значение имеет благозвучность и удобство произношения.

УСЕЧЕНИЕ. Образование новых слов путем сокращения. Кило (из килограмм), кино (из кинематограф),метро (из метрополитен).

СУБСТАНТИВАЦИЯ. В качестве особого способа словообразования Е. А. Земская выделяет субстантивацию - вид конверсии, которая случается при образовании имен существительных, мотивированных и по форме, и по смыслу прилагательными или причастиями (сладкое, слабительное, холодное, учительская, душевая).

Предложение и высказывание.

Предложе́ние (в языке) — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием. Также предложение является синонимом «фразы». Высказывание — речевое произведение, созданное в ходе конкретного речевого акта. Рассматривается в контексте этого речевого акта как часть дискурса (текста).

Будучи минимальной относительно целостной единицей речевого общения (речевым отрезком, относительно законченным по интонации и по смыслу), высказывание представляет собой речевой знак, то есть конкретный экземпляр предложения в речевой цепи. В отличие от предложения (как единицы языка и речи), высказывание целиком относится к сфере речи: оно принадлежит определённому отправителю (автору, говорящему или пишущему), нацелено на определённого получателя (аудиторию, адресата, слушателя, читателя), произведено (то есть произнесено или написано) в определённый момент времени, совершено с определённой целью, соотносится с определённым фрагментом действительности (ситуацией), выполняет определённую коммуникативную функцию (то есть несёт сообщение об этой ситуации) и оказывается уместным (осмысленным) именно в данной речевой обстановке (в данной речевой ситуации, при данных условиях общения).

Предложение, единица грамматики, обычно соответствующая законченному высказыванию и способная выступать в качестве отдельного сообщения (текста минимальной длины). Предложение состоит из слов, выступающих в морфологических формах и в линейном порядке, которые предусмотрены грамматикой языка. Структура предложения — предмет синтаксиса. Предложение является максимальной, объемлющей единицей грамматики; все другие единицы (морфема, слово, синтаксическая группа) являются его частями. Многочисленные попытки дать определение понятию предложения, то есть указать его необходимые и достаточные признаки, которые были бы верны для всех предложений всех языков или хотя бы какого-то одного языка, убедительных результатов не дали. В строгом смысле определением предложения в некотором языке является грамматика этого языка, а универсальным (то есть верным для всех языков) определением предложения является общая теория грамматики.

Отличительное свойство предложенияпредикативность, то есть способность функционировать в качестве единицы, пригодной для сообщения и выражающей временную и модальную актуализацию сообщаемого; например, пары конструкций белая лошадь и Лошадь— белая, полет стрелы и Стрела летит описывают одно и то же положение вещей и имеют одно и то же значение (в одном из пониманий последнего термина), однако лишь вторые члены пар обладают предикативностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.008 с.)