Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности



По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

1)новорожденный — первые 4 недели жизни;

2)грудной (младенческий) — до 1 года;

3)ранний детский — от 1 года до 3 лет;

4)дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

Первые годы - быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

С рождения до 3 - возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%.

от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет8—10см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в13—14лет, когда

начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Ранний и дошкольный возраст - изменениями не только в физическом и в моторном развитии.

Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно38—41у детей 2 лет,43—50— 2,5 лет,44—51— 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы.

Средства физического воспитания:

Физические упражнения.

 1) основная гимнастика (ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками строевые упражнения танцевальные упражнения построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания);

2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные);

3) упрощенные формы спортивных упражнений (передвижения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом; направлены на решение оздоровительных и образовательных задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности.).

Оздоровительные силы природы.

Систематическое использование солнечных, воздушных и водных процедур - нормализует психические процессы и тем самым повышает работоспособность и физическое состояние детей.

Гигиенические факторы.

режимов сна и питания, двигательной активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Чистота помещения, физкультурного оборудования служит профилактикой инфекционных заболеваний.

Формы организации занятий физическими упражнениями:

- утренняя гимнастика (ОРУ в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3—4 упражнения игрового и подражательного характера),6—8мин — для детей 4—5лет, 8—10мин — для детей 6 лет;  ходьба, бег — упражнения для мышц рук и плечевого пояса — упражнения для туловища (спины и живота) — упражнения для ног — кратковременный бег и ходьба с целью восстановления)

- занятия урочного типа (от 3 до 6 лет в детском саду. Цель занятий — обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2—3раз в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей3—4лет15—20мин,4—5лет —20—25мин,5—6лет —25—30мин; вводной (подготовительной), основной и заключительной.)

- подвижные игры (ежедневно, как правило, во время прогулок, ходьба, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения.)

- физкульт паузы и физкультминутки (предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела)

- физкультурные праздники (демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени, не реже2—3раз в год.)

- самостоятельные занятия (по своему желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (катание на велосипеде, двигательная деятельность на детских площадках, оснащенных специальным оборудованием для физических упражнений и инвентарем).

Методические особенности физического воспитания:

1) государственная (детские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7лет);

2) самодеятельная, где физическое воспитание осуществляется главным образом в семье.

Государственная форма - обязательной для всех детей, посещающих дошкольные детские учреждения.

Основу двигательной активности детей до 2 лет должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, игрушками, обручем, гимнастической палкой или скакалкой. Самая эффективная форма занятий в этом возрасте — игра, позволяющая детям удовлетворить потребность в движениях. Занятия физическими упражнениями проводятся 2—3раза в неделю, слова и наглядного действия.

В 3—4-летнемвозрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее130—140уд./мин, в 5—7-лет-нем — не менее140—150уд./мин. Последовательно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания, равновесия и др.

При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания.

В основе планирования - должны лежать следующие основные положения:

1)весь возрастной период от 3 до 6 лет является сенситивным для развития физических качеств и формирования основных движений. Следовательно, итоговый результат физической и двигательной подготовки дошкольников зависит от последовательных из года в год успехов ребенка;

2)основной методической особенностью планирования данного процесса является наличие этапов акцентированного воздействия на определенное качество. Целесообразная длительность этих этапов до 1 месяца. При этом специализированные физические упражнения или подвижные игры должны занимать от 50 до 70% общего объема времени двигательной активности.

Ответ к вопросу 2.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности — это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, на совершенствование и оптимизацию систем психичес­кого регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

1.Психодиагностика в спорте — это специальная ориентация и использование методов психологии для оценки тех психических явлений (качеств) спортсменов или спортивных групп, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика осуществляется в процессе и с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и в соревнованиях.

2.Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут быть адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, врачу, родителям, товарищам и т.д. — всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние.

3. Психологическая подготовка разделяется на психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена различают четыре вида, тесно взаимосвязанных:

а) психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;

б) общая психологическая подготовка к соревнованиям;

в) специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;

г) коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

4.Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена осуществляется в случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена.

Психогигиена — прикладное направление психологии здоровья, в котором разрабатываются и применяются мероприятия, направленные на сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья людей.

Психолого-педагогическая подготовка спортсмена включает в себя большой и сложный комплекс взаимосвязанных методов воздействия на спортсмена, реализовать который одному тренеру оказывается не под силу

Внушение и убеждение тесно взаимосвязаны между собой.

Итогом убеждения может явиться внушающее воздействие, которое и приведет к требуемому действию или характеру поведения.

Основой убеждения являются логика, разъяснение, доказательство, система рассуждений, аргументов, фактов.

Лекции и беседы: главное требование к лекции – она должна быть интересной для спортсменов.

Косвенное внушение: случайно услышанное мнение о себе, затрагивающее глубинные пласты самоутверждения; разговоры окружающих, не имеющие отношения к спортсмену; скрытая обида, досада, стыд или зависть, вызванные вроде бы незаметным фактом; намеки, случайные жизненные ситуации, внешне значительные, но затрагивающие затаенные мотивы, установки, цели, и т.д. могут существенно повлиять на систему побуждений и действенную сторону отношений.

Внушенный отдых: суть этого мероприятия заключена в самом названии. Его конечная цель – приведение спортсмена в дремотное состояние вплоть до засыпания. Сеанс внушенного отдыха почти всегда коллективный.

Гипноз: спорте – это средство воздействия, когда информация адресована подсознанию.

Психотерапия — это вид лечения, при котором основным инструментом воздействия на психику больного является слово врача. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного.

 

 Ответ к вопросу 3.

Первый шаг– сбор информации.

данные оценки уровня физической подготовленности клиента о состоянии здоровья. медицинское обследование.

Далее идёт оценка мышечного дисбаланса, затем следует постановка цели, учитывая предпочтения клиента.

необходимо выбрать подходящую структуру занятий, направленных на повышение уровня подготовленности ССС.

Далее происходит подбор упражнений силовой направленности. Потом следует написание программы.

Следующий этап – определение реальных параметров достижения конкретных целей в каждом аспекте. Определять прогресс следует ежедневно, еженедельно, ежемесячно.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

Вопрос 1. Физическая культура в системе высшего образования и в быту студенческой молодежи.

Вопрос 2. Основы и сущность педагогического мастерства тренера, преподавателя в области физической культуры.

Ситуационная задача: Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. 32% детей в возрасте 9–10 лет проводят перед телевизором около 6 ч в сутки и около 25 ч в неделю. Программа школьного физического воспитания не в состоянии обеспечить полноценное физическое развитие ребенка. Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных модных тенденций, кажутся детям архаичными, неинтересными – отсюда и низкая мотивация к занятиям. Задание: Объясните, какие действия и в какой последовательности следует предпринять, чтобы реализовать программно-целевой принцип оздоровительной тренировки при работе с детьми.

Ответ к вопросу 1.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Целью физического воспитания студентов - формирование физической культуры личности.

Задачи физического воспитания:

—понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

—знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

—формирование мотивационно-целостностного отношения к физической культуре, установки на зож, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных тренировках;

—овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

—обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;

—приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Обязательные учебные часы (408 ч) на дисциплину «Физическая культура»+зачет.

Содержание программы физического воспитания студентов- регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.032 с.)