Содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.



1. Теоретический раздел - овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их использования для развития, совершенствования, организации зож (лекции 26 часов. «Социально-биологические основы ФК», «Основы здорового образа жизни студента»).

2. Практический раздел - направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта (в учебных группах (12—15чел).

Обязательные методико-практические занятия (36 ч):

1. методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание);

2. простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

3. методика составления индивидуальных программ физического воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);

4. основы методики самомассажа;

5. методика коррегирующей гимнастики для глаз;

6. методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;

7. методы оценки и коррекции осанки и телосложения;

8. методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.);

9. (функциональные пробы);

10. методика проведения учебно-тренировочного занятия;

11. тесты, контрольные задания;

12. методика индивидуального подхода и применения средств для развития отдельных физических качеств;

13. методики организации судейства соревнований;

14. методы регулирования психоэмоционального состояния;

15. средства и методы мышечной релаксации в спорте;

16. методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;

17. методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Контрольный раздел - направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы.

Обязательными тесты:

1) бег на 100 м;

2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закрепле ны, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины);

3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).

Тесты проводятся в начале учебного года, и в конце.

Сочетание нагрузок с умственной деятельностью будет эффективна, если учитываются положения:

1. Занятия физическими упражнениями должны содержать в первой половине каждого семестра 70—75%упражнений, направленных на развитие СС выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160—170уд./мин., во второй половине семестра примерно 70—75%применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. (ЧСС доходит до 150 уд./мин).

2. На занятиях, проводимых как 1 пара, использовать нагрузку малой интенсивности (ЧСС = 110—130уд./мин), средней интенсивности (ЧСС в диапазоне130—150уд./мин). Основное назначение занятий —стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. 3—4 пара, ЧСС не должна превышать150—160уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

3.Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели.

4. содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

5.В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60—70%от обычного уровня. характера (плавание, лыжи, бег). как оздоровительно-профилактической.

схема занятий:

—понедельник — занятия физическими упражнениями с целью активизации психофизического состояния организма студента;

—среда — занятия физическими упражнениями для поддержания работоспособности;

—пятница (или суббота) — занятия физическими упражнениями с целью снятия недельного кумулятивного утомления.

Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления:       1.общеподготовительное (всестороннюю физическую подготовку студентов, ОРУ, с предметом/без, плавание, лыжи)

2.спортивное (занятия в секциях)

3.профессионально-прикладное (подготовке к работе по избранной специальности)

4.гигиеническое (для восстановления работоспособности и укрепления здоровья)

5. Оздоровительно-рекреативноенаправление (организации отдыха и культурного досуга)

6. Лечебное направление ( восстановление здоровья )

Формы организации физического воспитания студентов:

1. Учебные занятия, - учебным планом и расписанием вуза (по 4 ч в неделю). -

2. Факультативные занятия - добавлением к учебным занятиям. по согласованию с кафедрой физического воспитания.

Физическое воспитание во вне учебное время в следующих формах.

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультурные паузы, дополни тельные занятия и др.

2. Организованные занятия студентов во вне учебное время в спортивных секциях, в группах ОФП, аэробики, шейпинга и др.

3. Самостоятельные занятия студентов: а) по желанию; б) домашние задания.

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в выходные дни в течение учебного года и в каникулярное время.

5. Занятия воздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних студенческих каникул

 

Ответ к вопросу 2.

Методическое мастерство учителя физической культуры (педа­гога-тренера) - является составной частью педагогического мастерства спортивного педагога, которое пред­ставляет собой «синтез развитого психолого-педагогического мыш­ления, профессионально-педагогических знаний, навыков, уме­ний и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с качествами личности педагога позволяют ему успешно решать многообразные учебные задачи».

Специфика педагогического процесса, его структура и содер­жание выступают в качестве побудительных причин появления мастера, реализующего на практике функции развития, обучения и воспитания людей. Педагогическое мастерство представляет со­бой сложную структуру слагаемых содержащую подсистемы:

1. педагогическую технологию,

2. педагогическое творчество,

3. знание предмета,

4. педагогический стиль.

Методическая подготовленность учителя характеризуется его умением рационально использовать систе­му средств (слово, упражнения, музыка, усло­вия, в которых проводятся занятия), методов и методических при­емов для решения оздоровительных, образовательных, воспита­тельных и спортивных задач в учебно-тренировочном процессе.

Его мастерство характеризуется:

1. Собственным отношением к своему труду, основанным на чувстве профессионального долга, на хорошей теоретической, методической и практической подготовленности в области гим­настики, на умении формировать у своих учеников глубоко осоз­нанное и активное отношение к занятиям. О степени сформированности такого отношения судят: по интересу, проявляемому учениками к занятиям, по их взаимоотношениям с учителем, по точности и быстроте выполнения его команд, распоряжений, просьб, по посещаемости занятий и текущей успеваемости, по желанию заниматься в школьной секции гимнастики, по актив­ности участия в спортивных школьных соревнованиях, в их су­действе и в других мероприятиях, проводимым учителем.

2. Умением учителя убеждать учеников в безграничных возмож­ностях средств и методов в укреплении здоровья, в повышении физической и умственной работоспособности, в вос­питании личностных свойств, в развитии способностей, необхо­димых в учебе, труде и спорте. Способностью учителя формиро­вать у занимающихся твердое убеждение в необходимости ценить свое здоровье как бесценное личное и общественное достояние, уберегать учеников от вредных привычек и увлечений, прививать им любовь к систематическим занятиям физическими упражне­ниями, формировать у них здоровый образ жизни.

3. Умением учителя общаться с родителями своих учеников: делиться с ними своими наблюдениями за склонностями, спо­собностями, обучаемостью и воспитуемостью, интересами и жиз­ненными устремлениями их детей; получать от родителей сведе­ния, необходимые для индивидуализации учебно-воспитательных воздействий на учащихся.

4. Систематическим изучением у своих учеников способностей, необходимых им в учебе, в занятиях избранным видом спорта, в овладении предполагаемой или уже избранной профессией.

Методическое мастерство учителя наиболее отчетливо прояв­ляется при организации и проведении уроков гимнастики.

Перед уроком важное значение имеет бодрый, уверенный на­строй учителя, основанный на тщательной предварительной орга­низации, продуманности методики его проведения. Сюда же вхо­дят: своевременная подготовка спортивного зала (проветривание, влажная уборка и др.); проверка исправности гимнастических сна­рядов; инструктаж помощников, обучение их правилам страхов­ки и помощи при выполнении вновь изучаемых упражнений.

В ходе урока методическое мастерство учителя проявляется: в твер­дом управлении занимающимися от начала и до его окончания (см. гл. 13); в удачном выборе способов размещения учащихся в зале и при их перемещении во время выполнения упражнений в ходьбе ибеге; в выборе собственного места в зале, чтобы можно было хоро­шо видеть всех занимающихся, а они, в свою очередь, видели бы своего учителя; в способности своевременно подмечать ошибки в исполнении упражнений и находить способы их устранения; в пре­дупреждении нарушений дисциплины и порядка; в использовании создающихся в ходе урока благоприятных возможностей для воспи­тательных воздействий на своих учеников; в мобилизации учащихся на преодоление трудностей в процессе овладения вновь изучаемыми упражнениями; в создании условий для расслабления, кратковре­менного отдыха, успокоения от чрезмерных эмоциональных возбуж­дений; в убедительной аргументации требований, предъявляемых к занимающимся, и доведение их до точного исполнения.

При обучении упражнениям методическое мас­терство учителя проявляется: в умении пользоваться терминологией; осуществлять дифференцированный, ин­дивидуальный и личностный подход к занимающимся с учетом их способностей и отношения к уроку, к изучаемому упражне­нию; в умении создавать четкое представление о вновь изучаемом упражнении, опираясь на теорию отражения; в удачном подборе подводящих и подготовительных упражнений, музыкального со­провождения, словесных воздействий на занимающихся; в учете условий, в которых проводятся занятия; в соблюдении принци­пов обучения, воспитания и спортивной тренировки (см. гл. 6).

При решении оздоровительных задач методическое мастерство учителя проявляется в умении подбирать доступные для выполне­ния и в то же время достаточно трудные и эффективные по воз­действию на занимающихся упражнения, методические приемы, музыкальное сопровождение, собственные словесные воздействия на занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей в состоянии здоровья и в соответствии с ними дозировать нагрузку на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организ­ма, опорно-двигательный аппарат (формирование осанки); осуществлять постоянный контроль за состоянием здо­ровья, фиксировать его изменения по числу пропущенных уроков по болезни, по жалобам самих учащихся, по заявлениям родите­лей, по сведениям других учителей, школьного врача и учитывать эти изменения в ходе занятий.

В решении образовательных задач методическое мастерство учи­теля определяется его способностью обогащать учащихся систе­мой современных знаний, формировать у них двигательные умения и навыки, используя передовую методику, добиваться глубокого осмысле­ния учебного материала и на этой основе формировать убеждения. Примерами такого подхода могут быть следующие:

1. Объяснение техники исполнения упражнений, опираясь на за­коны механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии.

2. Ознакомление с вновь изучаемым упражнением, опираясь на теорию познания.

3. Системно-структурный подход к изучению каждого ученика как личности, его способностей и деятельности.

При решении воспитательных задач методическое мастерство учителя проявляется: в научности обучения гимнастическим уп­ражнениям, в умении использовать их в сочетании с музыкой, словесными воздействиями на занимающихся и условиями, в ко­торых проводятся занятия, с целью воспитания прежде всего со­знательного и активного отношения к занятиям гимнастикой, развития у них воли, чувства собственного достоинства, товари­щества, коллективизма, любви к красоте собственного тела, дви­жений и др., в умении изобретать собственные методы и методи­ческие приемы обучения и воспитания, свою технику воспита­тельных воздействий на учеников.

В развитии способностей у занимающихся гимнастикой мето­дическое мастерство учителя характеризуется умением анализи­ровать технику изучаемых упражнений, определять требования, которые они предъявляют к гимнастам, использовать средства и методы гимнастики при изучении и развитии способностей к это­му виду спорта, изучать особенности взаимосвязей между ними, возможности компенсации слабо развитых способностей за счет хорошо развитых, за счет дополнительных усилий самого занима­ющегося и методического мастерства учителя; умением оценивать тренируемость способностей, обучаемость и воспитуемость каж­дого ученика, прогнозировать способности, осуществлять спортив­ную ориентацию, консультацию и отбор лиц, желающих зани­маться гимнастикой со спортивной направленностью.

После урока методическое мастерство учителя выражается в умении: анализировать и критически оценивать качество прове­денного им урока, объективно соотносить то, что удалось сде­лать, с тем, что было запланировано в конспекте урока; оцени­вать свое поведение, взаимоотношения с учениками, допущен­ные при этом ошибки и находить способы их устранения; давать общую оценку проведенному уроку.

Исходя из изложенных выше критериев методического мастер­ства учителя можно определить качество урока. Высокое качество урока характеризуется способностью учите­ля: подбирать упражнения, музыкальное сопровождение, словес­ные воздействия на учеников, четко организовывать условия, не­обходимые для успешного решения поставленных задач; твердым, уверенным управлением занимающимися от начала и до оконча­ния урока, его высокой педагогической и моторной плотностью, эмоциональностью и активным, сознательным отношением уче­ников к выполнению заданий учителя; творческим использова­нием принципов дидактики, воспитания и спортивной тренировки;

Среднее качество урока проявляется в том, что учебный мате­риал преподносится на уровне готовых, изложенных в учебниках или эмпирических по преимуществу правил и выводов из мето­дических пособий. Обучение упражнениям осуществляется: без достаточной опоры на законы механики, сведения из анатомии, физиологии, психологии; без указаний на основное назначение изучаемого упражнения, на его многофункциональность. Урок проводится по шаблону, выработанному практикой, другими бо­лее опытными педагогами (копирование). Этот уровень качества урока характеризуется недостаточной педагогической и моторной плотностью, пониженной эмоциональностью и активностью уча­щихся, слабой опорой учителя на принципы дидактики, воспи­тания и спортивной тренировки. Здесь преобладают фронтальный и групповой методы проведения урока, а при взаимодействии учи­теля с занимающимися слабо учитываются их индивидуальные особенности.

Низкое качество урока характеризуется тем, что учитель сооб­щает ученикам лишь самые элементарные сведения из устарев­ших методических пособий по гимнастике, устанавливает свои, не всегда достаточно аргументированные правила и порядки. При обучении упражнениям даются лишь операционные сведения о них. Уроки проводятся по шаблону, с низкой педагоги­ческой и моторной плотностью, они не эмоциональны, не вызы­вают у занимающихся интереса. Работая с одной группой, учитель упускает из поля зрения другие, что не позволяет упреждать слу­чаи нарушения дисциплины и порядка, халатного выполнения заданий. При взаимодействии с учениками не учитываются их ин­дивидуальные особенности. Отсутствует критический анализ про­веденного урока.

Ответ к вопросу 3.

В соответствии с программно-целевым принципом программирования тренировки вначале формируются конкретные целевые задачи, затем определяются объективно необходимые для их реализации содержание, объем и организация тренировочной нагрузки. Поэтому процедура заключается в создании объективно необходимых условий для достижения конкретного тренировочного эффекта, необходимого для реализации целевых задач оздоровительной тренировки. На этом основании и принимается решение о подборе соответствующего содержания процесса тренировки и ее организации.

Учитывая программно-целевой принцип, необходимо:

• определить цели и задачи;

• учитывать материально-техническое обеспечение занятий;

• провести тестирование, мониторинг и т.д.;

• разработать программу, определить вид занятий, средства и методы их проведения;

• регулярно проводить врачебно-педагогический контроль;

• проводить коррекцию тренировочных программ.

Наиболее эффективны занятия фитнесом минимум 2–3 раза в неделю продолжительностью 30–45 мин. Такие установки касаются и проведения занятий с детьми и подростками.

Программы, рекомендуемые для секционных занятий:

* классическая аэробика для всех возрастных групп;

* фитбол для учеников младших классов;

* степ-аэробика для всех возрастных групп;

* танцевальная аэробика:

* для девочек - латина, джаз, фанк, хип-хип, афро, R-n-B и др.;

* для мальчиков - брейк, хип-хоп;

* фитнес-гимнастика: силовая аэробика с гантелями, боди-барами, штангой, эспандерами - в виде:

- групповых программ;-

- круговых тренировок;

- функционального тренинга: комплексные программы, направленные на развитие физических качеств, координации движений, скоростно-силовых качеств;

* фитнес с использованием тренажеров;

* следует учитывать чередование нагрузок преимущественного воздействия на развитие силы, силовой и кардиореспираторной выносливости. Наибольший оздоровительный эффект наблюдается именно при чередовании тренировок на кардиореспираторную выносливость и силу: при занятиях шесть раз в неделю рекомендуется три раза выполнять кардиопрограмму и три раза - силовую.

При занятиях пять раз в неделю следует чередовать занятия по следующей схеме: на одной неделе выполнять три кардиотренировки и две силовых, на следующей - две кардиотренировки и три силовых и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.04 с.)