Тема 2.1.Человек, вселенная, природа в философском осмыслении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1.Человек, вселенная, природа в философском осмыслении



Основные понятия и термины по теме: глобальный, географический детерминизм, ноосфера, Римский клуб, демографическая ситуация, терроризм, биосфера.

 

 

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Общество и природа, историко-философский анализ.

2. Взаимосвязь природы и общества на современном этапе.

3. Глобальные проблемы современности.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Взаимосвязь природы и общества очевидна. Все, что имеет человек, взято у природы. На различных этапах исторического развития люди по-разному оценива­ют значение природных факторов для своей жизни и дея­тельности. Соответственно можно выделить разные типы ценностного отно­шения человека к природе.

На начальном этапе своей истории человеку было свойственно почитание природы, поэтому античная философия рассматривает природу как совер­шенство, гармонию, как средоточие порядка Такое отношение объяснялось почти полной зависимостью человека от природы. В Средневековье природа и человек как бы уравниваются, т.к. считалось, что все в руках Бога. Начиная с эпохи Возрождения, самоуверенность человека в его отноше­нии к природе постоянно растет. Человек считает себя сотворцом природы. Такой взгляд порождает стремление человека переделать мир на свой лад. В Новое время (XVIII век) вплоть до середины XX века природа рассматривалась как источник ресурсов для человека, который все более стал проти­вопоставлять себя природе. Она казалась ему «неисчерпаемой кладовой». Взять у нее как можно больше - вот задача общества. С II-ой половины XX в. стремление людей к господству над природой достигло планетарных масштабов. Оказалось, что природные ресур­сы ограничены, а загрязнение окружающей среды может нанести ущерб здо­ровью. Общество все больше осознает зависимость природы от человека и его деятельности. Складывается новый тип ценностного отношения человека к природе – сбалансированное соотношение потребностей общества и возможностей природы.

Впервые об этом заявил французский философ Монтескье. В своей работе «О духе законов» он говорил, что человек - часть природы. За­коны - говорил Монтескье, - должны соответствовать природе: климату, ка­честву почвы, рельефу. Природные факторы определяли дух народа и характер общественного развития и устройства. Так в жарких климатах существовал деспотизм, а в холодных - республика. Это учение получило название географического детерминизма.

Французский ученый ЭлизеРеклю ввел в научный оборот понятие «географическая среда», но он считал, что общественная среда подавляет географическую. Такого же мнения придерживались Маркс, Энгельс, Плеханов. Географическая среда рассматривалась лишь как условие для развития материального производства.

2. Ныне понятие «географическая среда» приобретает иной смысл. Человек, шагнул в космос, осваивает глубины океана и недра Земли. Индустриальное развитие уже во второй половине XIX века стало столь быстрым, а воздействие людей на природу столь сильным, что производство превратилось в ограбление и истощение природы.«Победы» человека над природой породили серьезную экологическую про­блему во всем мире, заставив людей искать выход из угрожающей ситуации. Одним их первых, кто поставил этот вопрос в конце 60-70-х гг. XX века, был «Римский клуб». Они констатировали, что природные ресурсы не успевают восстанавливаться, поэтому материаль­ный рост не может продолжаться до бесконечности. Общество выживет то­гда, когда перейдет от потребления к сохранению. Ученые «Римского клуба» верят, что только через изменение самого человека и его отказ от безудерж­ного потребительства можно достичь гармонии природы и человека.

Иной подход к проблеме взаимоотношения природы и человека в учении «о ноосфере». Большой вклад в его развитие внес русский ученый Вернад­ский, который обратил внимание на усилившееся вмешательство человека в протекающие в биосфере процессы. Отсюда его вывод: на определенном эта­пе развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответствен­ность за ее дальнейшее развитие. Если же нагрузка на биосферу будет увели­чиваться бесконечно, то возникает такое состояние биосферы, которое может привести к гибели человечества.

Другой ученый - Тейяр де Шарден, считал, что процесс эволюции идет по пути преодоления противоречий, которые возникают во взаимодействии человека с природой. Именно в этом и состоит смысл перехода биосферы в ноосферу, считал Тейяр.

3. Изучение  данного вопроса происходит в форме практического занятия - семинара   с элементами дискуссии по следующему плану:

1. Причины возникновения и особенности глобальных проблем.

2. Экологическая проблема и пути ее решения.

3. Демографическая проблема и пути ее решения.

4. Продовольственная проблема и пути её решения.

5.Проблема дефицита ресурсов и пути её решения.

6.Проблема Мирового океана и пути её решения.

7.Проблема борьбы с различного рода болезнями:

Ø наркоманией;

Ø СПИДом;

Ø алкоголизмом;

Ø онкологическими заболеваниями;

Ø сердечно-сосудистыми заболеваниями;

Ø туберкулёзом.

8.Проблема терроризма и пути её решения.

Внимание!

Наиболее полно и доступно вся информация, необходимая для подготовки к семинару, изложена в учебном пособии «Глобальные проблемы современности», подготовленном преподавателем колледжа Никулиной Н.Н.

 

Практическое занятие:

Урок-семинар по теме «Человек, вселенная, природа в философском осмыслении»(см. пункт 3)

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы Ваша работа на уроке-семинаре была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим рекомендациям:

1.внимательно прочитать вопросы для семинара;

5. 2. для более чёткого осмысления и правильного понимания данных проблем ознакомиться с философской литературой:

- Крапивенский С. Э.Общий курс философии/С.Э.Крапивенский- Волгоград.: «ЛИБРИС»,стр12-29.

- Гусев Д.А. Введение в философию/Д.А.Гусев-М.: «Просвещение», стр.3-12.

- Губин В.Д. Философия /В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов-М.: ТОН-Остожье,2009.-704 с.

- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.3-6.

- Островский Э. В. Основы философских знаний/В.Э.Островский- ЮНИТИ,2008.- 256 с.

 

- Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», стр.3-22.

- Никулина Н.Н. Глобальные проблемы современности. Учебное пособие. / Н.Н.Никулина-Самара.: ГОУ СПО «СПГК», стр.3-98.

3.очень важно дать нравственную оценку глобальных проблем и предложить возможные пути их решения;

 4.целесообразно в рабочей тетради сделать краткие записи по  каждому вопросу темы. Ими можно будет воспользоваться на семинаре.

Задания для самостоятельного выполнения:

- подготовка материала к семинарскому занятию по теме: «Глобальные проблемы современности» по следующим вопросам:

1.Каковы причины возникновения и особенности глобальных проблем?

  2.В чём сущность современной  экологической ситуации?

     3.Видите ли Вы пути выхода из экологического кризиса? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

    4.В чём сущность демографической проблемы?

   5.За счёт каких стран мира происходит рост населения планеты и чем это нам    грозит?

6.В чём суть продовольственной проблемы? Видите ли вы путь решения этой проблемы? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

7.Каким образом демографическая проблема связана с перспективой исчерпания природных ресурсов? Видите ли Вы пути решения этой проблемы? Обосновать свою точку зрения аргументами и фактами.

8.Что является основной причиной временной деградации природных вод Земли?

9.Каковы причины роста наркомании в нашей стране и каковы её последствия?

10.Учёные считают, что пандемию СПИД можно поставить в один ряд с двумя мировыми войнами. Согласны ли Вы с этим мнением? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

11.Учёные и социологи заявляют, что если мы не решим проблему алкоголизма среди детей и подростков, то наша нация обречена на вымирание. Согласны  ли Вы с этим мнением? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

12. Каковы причины роста онкологических заболеваний?  Видите ли Вы пути решения этой проблемы?

13.Является ли рак наследственным заболеванием? Обосновать своё мнение аргументами.

14.Почему   в России заболеваемость и смертность от инсульта остаются одними из самых высоких в мире? Видите ли вы пути решения этой проблемы? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

15.Чем объясняется рост заболевания туберкулёзом в России за последние годы? Можно ли решить эту проблему?

16.Каковы причины роста числа проявления терроризма в России? Видите ли Вы пути решения этой проблемы? Обосновать своё мнение аргументами.

17.Подготовить сообщения, используя различные источники информации, собственный опыт и наблюдения:

Ø наркологическая ситуация в Самарской области;

Ø продовольственная ситуация в России;  

Ø «В России курят больше всех». Как победить это зло? Дать нравственную оценку этому явлению.

  18.Подготовить электронные презентации на тему «Табакокурение – проблема медицинская и социальная», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации.

19.Составить глоссарий таких понятий, как глобальный, географический детерменизм, ноосфера, географическая среда, Римский клуб, Мировой океан, демография, демографическая ситуация, демографическая политика, терроризм.

 

Форма контроля самостоятельной работы:

- Защита сообщения и презентаций.

- Проверка глоссария.

- Проверка рабочей тетради.

- Проведение дискуссии:

Учёные и социологи заявляют, что если мы не решим проблему алкоголизма среди детей и подростков, то наша нация обречена на вымирание. Согласны ли Вы с этим мнением? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

- Устный опрос.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.1.«Природные факторы определяют дух народа и характер общественного устройства». Эта мысль принадлежит

А) Вольтеру

В) Монтескье

С) Реклю

D) Вернадскому

1.2.Основной девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок» - осуществляет страна:

А) СНГ

В) ФРГ

С) КНР

D) ОАЭ

1.3.Первыми вопрос о том, что победа человека над природой породила серьезную экологическую проблему, поставили

А) ученые Римского клуба

В) японский ученный Кайя

С) американский ученный Эрреба

D) Парижский клуб

2.Философ................................ был создателем учения о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и преобразовании современной биосферы в ноосферу.

.Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?

4.Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены».

Есть ли у вас конкретные возражения? Какие? 

5.Существует две точки зрения на пути решения глобальных

проблем:

     - в программах и моделях латиноамериканских ученых содержатся рекомендации по ограничению добычи и разработки не возобновляемых природных ресурсов, снижению загрязненности окружающей среды, по развитию человека и человечества в целом;

     - организация экономического сотрудничества отстаивает позицию, что в ближайшие 50 лет, до 2020-2030г.г. не следует сокращать темпы экономического роста, так как эти 50 лет явятся переходным периодом, когда произойдут коренные изменения в технологии производства, в энергетике, в с/х.

     Какая из точек зрения, на ваш взгляд, имеет будущее? Почему? Ответ аргументируйте.

 

Умения, сформированные у студента после изучения раздела 2:

 

1.Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения.

3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4.Способен делать выводы и умозаключения.

5.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

8.Умеет находить причинно- следственные связи.

 

Раздел 3. Проблема человека и его сознания в философии.

Тема 3.1.Философия сознания

Основные понятия и термины по теме: сознание, разум, познание, мышление, внимание, память, интуиция, память, истина.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

 

Проблема сознания и познания в истории философии

1. Естественнонаучные данные о мозге, разуме и сознании.

2. Современные философские представления о происхождении и сущности сознания: язык и мышление.

3. Познание и его значение в жизни человека.

4. Внимание, память, мышление как основные категории сознания человека.

5. Познание и сознание. Роль разума, интуиции и веры в познании.

 

6. Сознание и бессознательное. Философия психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Сознание является объектом внимания многих наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения своей науки. Общее знание о сознании дает фи­лософия.

Уже в античной философии выделялись 2 линии исследования созна­ния: линия Сократа и линия Платона

С точки зрения Сократа сознание не может дать объективной картины мира. Более того, оно может дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Платон считал, что кроме мира вещей, существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум. Душа человека бессмертна и по возвращении на землю в человеческом теле она вспоминает то, что видела там, в потустороннем мире. В эпоху Средневековья была распространена 2-я точка зрения, так как она совпадала с основными положениями христианства. Эпоха Возрождения возро­дила интерес к человеку и сознанию, а философия Нового Времени в лице Де­карта, Бэкона, Дж. Локка поставила ряд вопросов, связанных с сознанием. Декарт (представитель рационализма) подчеркивает, что главным в сознании является анализ внутреннего «Я» или разум. С точки зрения сенсуализма, главным в формировании сознания являются чувства.

Мистическая точка зрения связана с верой в сверхъестественные силы, кото­рые воздействуют на человека и его сознание. Она возникла в глубокой древности. Иррационалистическая точка зрения считает, что разум и чувства человека ограни­чены, а интуиция, инстинкт помогают человеку познать жизнь.

Представители немецкой классической философии показали, что сознание имеет сложную структуру. С точки зрения Канта чувства и разум не могут дать истину человеку. Человек может понять только явления, а не сами вещи. Гегель с читал, что сознание зависит от изменения истории. Материалистическое понимание сознания и познания связано с естествен­ными науками.

2. Современная наука считает, что сознание возникает в результате совме­стных действий множества клеток головного мозга (нейронов), которые являются орга­ном сознания. Главная задача мозга и всей нерв­ной системы - это приведение деятельности организма в соответствие с тре­бованиями внутренней среды и внешними условиями.

Мозг человека имеет 3 функциональных блока:

1-й — обеспечивает его нормальную жизнедеятельность;

2-й — обеспечивает прием, обработку и хранение информации;

3-й - прогнозирование, регулирование поведения че­ловека, контроль за его поступками. Все блоки работают в неразрывном единстве.

Сознание человека предполагает эмоции, учение и память. Они форми­руют интеллект, который зависит от врожденных особенностей и жизне­деятельности самого человека. По мнению ученых, интеллект развивается в процессе его самоупотребления. Человек имеет доступ лишь к 4 % своих нейронов. Наш мозг хранит на­много больше информации, чем мы в том нуждаемся. Однако доступ к этой информации и извлечение ее из памяти - сложное дело.

Эмоции способствуют или препятствуют запоминанию.

Ученые обнаружили, что у большинства людей левое полушарие отвеча­ет за язык и речь, правое - за образное мышление. При этом у каждого кон­кретного человека доминирующим является либо одно, либо другое. Поэтому одни обладают склонностью к точным наукам, другие - к гуманитарным.

3. Все существующие в настоящее время философские теории сознания основываются на данных естествознания. Выделяют главные функции созна­ния: познавательная, коммуникативная, рефлексивная (т. е. обращенность сознания на самого себя).

Отличается также его историчность, связь с предметной и орудийной средой, активность сознания.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головно­го мозга, сущность которой состоит в целенаправленном отражении объек­тивного мира в мысленных образах.

Сознание - это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать окру­жающий мир в духовных (в мысленных) образах.

Совместная трудовая деятельность и членораздельная речь были двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение многих сотен лет превратился в мозг человека.

Ученые считают, что у высших животных есть определенный практиче­ский интеллект, но мыслительная деятельность человека отличается тем, что человек обладает членораздельной речью и абстрактным мышлением.

Язык называют орудием мышления. Каждое слово является совокупно­стью знаний о данном предмете или явлении. Язык имеет две основные, свя­занные между собой функции: познавательную и коммуникативную.

Познание мира всегда связано с общением человека с человеком. Язык - форма выражения мысли и средство общения людей. Он закрепляет, сохра­няет накопленные людьми знания, нормы и ценности и передает их из поко­ления в поколение.

4. Познание и его значение в жизни человека.

Уже в Античности были представлены практически все проблемы по­знания.

Сократ считал, что предметный мир недоступен человеческому разуму, и поэтому проблема познания сводится к самопознанию - познанию самого себя.

Платон считал, что источник познания - это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в которой она существовала до переселения в те­ло человека.

Демокрит считал, что когда человек не в состоянии познать мир с помо­щью чувств, он обращается к разуму. Особый вклад в историю познания внес Аристотель. Он привел в систему все современные ему знания и первым про­извел разделение философии на теоретическую, практическую, творческую.

Цель теоретической философии - получение знаний, поэтому она связана с науками.

Практическая философия - это решение проблем этики и политики.

Творческая философия - позволяет познать сущность человека.

В Средние века философия заимствовала теорию познания Аристотеля. В Новое время европейская философия развивала все направления филосо­фии познания, однако наибольшее распространение получил агностицизм, отрицающий возможность познания мира (Юм, Кант, Беркли).

Проблему познания исследовала философия диалектического материа­лизма (Маркс, Энгельс), которые считали, что основу познания составляет общественно — историческая практика как источник и критерий истины.

Современная наука называет 3 главные области познания;

- мир природы;

- мир социума (общества);

- мир внутренней жизни человека, его мыслей, чувств и интуиции.

Познание - это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира и его законов. Современные философы рассматривают процесс познания следующим образом: от живого созерцания (с помощью органов чувств) к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диа­лектический путь познания объективной реальности. Существуют различные виды познания: житейское, научное, практическое, художественное.

 

5. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.

Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике.

Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, а теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей.

Практическое и теоретическое мышление – это единый процесс. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

В основе психических процессов лежит память- способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию. Внимание- это направленность на объект.

  6. По способу умственной деятельности мыслящее сознание личности можно разделить на два основных типа: рассудок и разум. Рассудок состоит в в возможности человека воспринимать мир ограниченно, менее совершенно.

Разум состоит в возможности воспринять природу целостно, в её движении и взаимосвязи.

В процессе познания наряду рациональным познанием существует и нерациональное - интуиция. Способность к интуиции в неодинаковой степени присуща каждому из нас. Интуиция есть способность постижения истины без предварительного развёрнутого доказательства. Вера- это способ осознания мира религиозным сознанием, особое состояние религиозного сознания субъекта.

7. Человек – это разумное существо, но обладающее бессознательным. Сферу бессознательного, его место и роль в поведении человека исследовал австрийский психиатр, мыслитель Зигмунд Фрейд, а его учение называется философией психоанализа. Возникнув как теория объяснения и лечения неврозов, она по­степенно превратилась в философское учение о человеке, обществе и культуре.

Ядро психоанализа составляет представление о вечной тайной войне ме­жду инстинктами  и необходимостью соблюдать обще­принятые нормы и правила поведения в обществе, которые осуществляют контроль инстинктов.

Бессознательное – это бездонный резервуар нашей биологической по своей природе энергии: комплексы, страхи, неврозы, инстинкты.

Любой человек напичкан разными комплексами и страхами.

Психические процессы и явления рассматриваются Фрейдом с трех ос­новных позиций:

- топической (с точки зрения строения);

- динамической (с точки зрения их проявления);

- экономической (т. е. энергетической).

С начала 20-х годов 20-ого века топическая система  Фрейда представлена следующими  уровнями:

 - СВЕРХ – Я или СУПЕР – ЭГО.

 - Я – ЭГО.

 - ОНО – ИД.

ОНО - ИД - это сосредоточение слепых инстинктов (сексуаль­ных, агрессивных), требующих немедленного удовлетворения.

Приспособлению субъекта к реальной жизни служит Я - ЭГО (сознание), ко­торое воспринимает информацию об окружающем мире, состоянии организма и регулирует ответные действия человека в интересах его самосохранения.

СВЕРХ - Я включает моральные стандарты, нормы поведения, усвоен­ные личностью в процессе воспитания и прежде всего от родителей. Это про­является в виде совести и может вызвать чувство вины или страха. Поскольку требования к ЭГО со стороны ИД и СУПЕР - ЭГО, как правило, несовмести­мы, то человек практически постоянно находится в состоянии конфликта. Это создает невыносимое напряжение, от которого индивид спасается с по­мощью защитных механизмов: вытеснение, рационализация, сублимация, регрессия.

Фрейд говорил о всесилии либидо, антагонизме сознательного и бессоз­нательного. Именно поэтому, с его точки зрения, отношения между людьми в современном мире характеризуются враждебностью, в том числе и в культу­ре

По Фрейду, вся европейская культура невротична, и любой человек, ставший объектом этой культуры, превращается в невротика.

Главный смысл учения Фрейда - осмысленный баланс СВЕРХ - Я и ОНО. Фрейд утверждал, что в конечном итоге разум и сознание окажутся силь­нее ОНО.Заслуга Фрейда в том, что подверг бессознательное профессиональному анализу, но он явно преувеличил его роль в поведении нормального, здорового человека, который, как правило, в своём поведении руководствуется разумом.

Идею психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков Карл Густав Юнг. Он считал, что инстинкты имеют не биологическую природу (как утверждал Фрейд), а символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью психики. Он вводит понятие архетипы, которые действуют в человеке инстинктивно. Архетип - это психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа, которые передаются не только через традиции, но с помощью наследственности.

Архетип - это итог огромного прошлого огромного количества предков.

Архетип сам непосредственно никогда не может достичь сознания, но только опосредовано, с помощью символов.

Юнг даёт следующую структуру психики: Я, Анима, Персона, Тень, Самость.

è Я – сознание

è Анима – это бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское (Анимус) в психике женщины.

è Персона – это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы производить впечатление на других и скрывать свою истинную природу.

è Тень – это всё мерзкое, грязное, неприятное, что живёт внутри нас, и что мы прячем где-то глубоко в себе. Мало кто может посмотреть честно и объективно на себя, обычно мы всё нехорошее, что есть в нас проецируем на других, на внешний мир. Если человек в состоянии увидеть собственную тень, то это уже крупный шаг вперёд в самопознании.

è Самость – это как бы образ Бога в нас, идеал, к которому мы постоянно стремимся.

Юнг разграничивает коллективное и индивидуальное бессознательное. Индиви­дуальное бессознательное отражает личный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой созна­тельный характер из-за забывания или подавления. Коллективное бессознатель­ное - это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народностей, это совокупность архетипов. Оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого, а так же дочеловеческое животное состояние. Оно проявляется у современных людей через сновидения, которые являются показателем действия бессознательного.

  Пересматривая взгляды З. Фрейда, значительный вклад в развитие психоаналитических представлений о человеке и культуре внёс немецко-американский психоаналитик Э. Фромм (1900-1980), выступивший с идеей развития гуманистического психоанализа.

Его основные работы: “Бегство от свободы”, “Искусство любви”, “Иметь или быть”, “Сердце человека” и др.

 Фромм критиковал Фрейда за то, что он понимал сексуальность недостаточно глубоко, сводя её к биологическим основам. Фромм пытался перевести представления о человеке из биологического русла в экзистенциальную плоскость, т.к. в его понимании человек – это единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему.

 Человек не может избежать этой проблемы, он обязан её разрешить.

 Для Фромма неврозы – это симптомы морального поражения человека в его жизнедеятельности, в том числе и в борьбе за свободу. Невроз можно понять как неудачную попытку разрешения конфликта между внутренней зависимостью и стремлением к свободе.

 Фромм рассматривал историю развития человека с точки зрения развёртывания борьбы за свободу.

 Стремление к независимости приводит к тому, что человеку удаётся добиться “свободы от” (от различных принуждений). Но, как правило, “свобода от” оказывается такой свободой, которая начинает тяготить человека. “Свобода от” оборачивается для человека не обретением “свободы для” (для творческого саморазвития), а отчуждением от окружающего мира, других людей и самого себя.

 Основная моральная проблема современности, как считает Э. Фромм, – это безразличие человека к самому себе. Задача гуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, осмыслении нравственных проблем.

 Фромм вводит понятие социального бессознательного, понимая под ним вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества.

 Фромм выделяет различные формы агрессии:

- доброкачественную, т.е. ту, которая помогает адаптироваться в жизни, служащую делу жизни;

- и злокачественную, исторически приобретённую, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать.

Гуманистический психоанализ Фромма нацелен на оптимальное развитие способностей и задатков, реализующих его индивидуальность.

Психоанализ должен помочь человеку обрести религиозную установку приобрести или восстановить способность к любви, научиться жить в мире со своей совестью, стать свободным и ответственным, готовым прислушаться к голосу своей совести и действовать в соответствии с её требованиями.

Фромм отмечает, что проблема религии - это проблема человека, а не Бога. Смысл религии – не в обожествлении мира вещей и людей, что ведёт к идолопоклонству, а в посвящении жизни реализации принципов любви. Фромм включает в бессознательное как самое низменное, содержащее зло, так и возвышенное, тяготеющее к добру.

  А. Адлер (1870-1937 г.г.) - австрийский врач, пересмотрел представления Фрейда о соотношении сознания и бессознательного.

 Его учение  получило  название индивидуальной психологии. Его основные работы: “Исследование органической неполноценности”, “Прогресс человечества” и др.

 В отличие от Фрейда, Адлер считал, что сознание и бессознательное не являются антагонистическими частями индивида. В понимании Адлера, быть человеком – значит обладать чувством неполноценности, которое компенсируется стремлением индивида к власти, превосходству. Присущее ребёнку чувство неполноценности из-за физической незрелости, неуверенности в себе, несамостоятельности, подчинённого положения среди других (родители, братья, сёстры и окружающие его люди) может перерасти в комплекс неполноценности, характеризующийся гиперчувствительностью к обидам, переживанием и жаждой личного превосходства. Психической предрасположенностью ребёнка к неврозу является чувство неполноценности, компенсированное “мужским протестом” (честолюбие и жажда власти)

С точки зрения Адлера, невроз – это ошибочная с позиции культуры, попытка человека избавиться от чувства неполноценности и обрести чувство превосходства. Невроз не ведёт к социальной активности, не способствует решению жизненных проблем. Лечение неврозов требует воспитательного воздействия на человека. Исцеление невротика основывается на сознательном развитии у человека чувства общности, усиление чувства реальности и ответственности.

 

Лабораторные работы/ Практические занятия - не предусмотрено

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить сообщения на темы:

ü «Фрейдовские идеи бессознательного в художественной культуре 20 века»;

ü «Чем опасна для общества стихия бессознательного?»

ü «Виды познания» используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации.

2. Составить глоссарий, выписав в тетрадь определения таких понятий, как « понятие», «суждение», «умозаключение», «вытеснение», «рационализация», «сублимация», «регрессия», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации.

3. Заполнить рабочую тетрадь раздел III, тема 3.1.

4. Подготовить презентацию «Философия психоанализа З.Фрейда».

Форма контроля самостоятельной работы:

- Защита сообщения и презентаций.

- Проверка глоссария.

- Проверка рабочей тетради.

- Устный опрос

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.1.Главный смысл учения Фрейда

А)интеллект бессилен в сравнении с человеческими инстинктами

В) интеллект всесилен в сравнении с человеческими инстинктами

С) нужно найти компромисс между «Я» и «Оно»

D) человеческие инстинкты определяют человеческое поведение

1.2.Согласно теории психоанализа Фрейда поступки и поведение людей определяет инстинкт

А) самосохранения

В) превосходства

С) сексуальный

D) агрессии

1.3.Инстинкты, комплексы, страхи, неврозы составляют

А) бессознательное

В) сознательное

С) предсознательное

D) несознательное

1.4.Автором философии психоанализа является

А) К.Юнг

В) К.Хорни

С) З.Фрейд

D) Э.Фромм

1.5.Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи в философском направлении

А) объективный идеализм

В) субъективный идеализм

С) диалектический материализм

D) экзистенциализм

1.6.Человеческому сознанию присуще

А) пассивное отражение действительности

В) активная, творческая деятельность

С) непосредственное воздействие на действительность

D) порождение объективной реальности

1.7. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бессознательное в психике отдельного человека включает

А) Аниму/ Анимус

В) архетипы

С) маску

D) тень

1.8.. Автором гуманистического бессознательного является

А) З.Фрейд

В) Э.Фромм

С) К. Г.Юнг

D) К. Хорни

1.9. Архетип – это итог огромного прошлого огромного количества предков. Автором этого определения является

А)Фрейд

В)Юнг

С)Фромм

D)Адлер

1.10.Активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира и его законов – это

А) бессознательное

В) сознание

С) познание

D) истина

2.Чем отличается точка зрения Сократа на сознание от точки зрения Платона?

3.Дайте определение сознания.

4. Под влиянием каких факторов мозг обезьяны превратился в мозг человека?

5. В чём принципиальное отличие сознания человека от отражения мира высшими животными?

6. Какова структура психики по З. Фрейду?

7.Как соотносятся сознательное и бессознательное, с точки зрения З. Фрейда?

8.Сравните учения З. Фрейда и К.Юнга. Найдите сходство и различие в их взглядах.

9. «Сон компенсирует личностные недостатки и в то же время предупреждает об опасности неадекватного пути. Если же предупредительные знаки сновидения игнорируются, то может произойти реальный несчастный случай»

Кому принадлежит это высказывание? Согласны ли вы с ним.

10.К.Г.Юнг ввел в научный оборот понятие....

11.В чём суть гуманистического психоанализа Э.Фромма?

12. Дайте определение социального бессознательного Э.Фромма.

13.Как вы понимаете слова А.Адлера: «Быть человеком - значит обладать чувством неполноценности»?

14.Что такое архетипы К.Г. Юнга?

15. Активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира и его законов – это...



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.203 с.)