Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Основы философии

Общего гуманитарного и социально-экономического цикла

основной профессиональной образовательной программы

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

                                                

Самара, 2020


 

 

                              СОДЕРЖАНИЕ

 

Наименование разделов стр.
1. Введение 6
2. Образовательный маршрут 7
3. Содержание дисциплины 7
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 51
5 Глоссарий 52
6. Информационное обеспечение дисциплины 55

Уважаемый студент!

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) «Основы философии»  создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине.

УМКД включает теоретический блок, перечень семинарских занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, вопросы для дискуссии, семинарских занятий, круглого стола, перечень точек рубежного контроля, задания для социологического исследования.

Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего перечня рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную.

По каждой теме в УМК  перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия курса приведены в глоссарии.

Для получения зачёта по дисциплине «Основы философии» необходимо наличие положительных оценок по всем точкам рубежного контроля. В случае Вашего отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая     дискуссии, семинарские занятия, круглый стол, презентации, сочинение-эссе, социологическое исследование.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведённых по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачёт.

Зачет выставляется на основании оценок за точки рубежного контроля. 

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

- ориентироваться в системе философского знания.

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

- предметную область философского знания; мировоззренческие и методологические основы юридического мышления;

-  роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещённом на двери кабинета преподавателя.

Общие компетенции (ОК)  
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.   · Видеть объективную картину мира. · Быть политически грамотным и политкорректным. · Понимать роль государства и его политики (законодательства) в духовной, социальной и политической сферах. · Понимать значение своей профессии в формировании гармоничного, экономически процветающего и политически стабильного государства. · Качественно выполнять свои профессиональные функции.
ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной ориентации. · Понимать ценностно-мотивационную основу своей профессиональной деятельности.  
ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. · Создавать проекты решений различных политических и социальных проблем. · Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий. · Планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов.
ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность. · Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации, находить в источниках выводы и аргументы, выделять признаки в соответствии с заданными критериями. · Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию. · Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.
ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности · Уметь строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопомощи. · Понимать психологические особенности собеседника.
ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. · Уметь пользоваться различными источниками информации, сопоставлять и анализировать их, выявлять закономерности, делать прогнозы и выводы. · Систематизировать и организовывать информацию для выполнения профессиональных задач. 
ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. · Использовать информационно-коммуникационные технологии для создания электронных презентаций, проектов, прогнозирования последствий различных модельных ситуаций, явлений и процессов.
ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий. · Вести дискуссии, аргументировано высказывать собственную точку зрения, слушать и анализировать мнения оппонентов. · Создавать коллективные проекты решения различных социальных, политических проблем. · Проявлять социальную толерантность.
ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими. · Проявлять уважение к окружающим. · Учитывать и понимать психологические особенности собеседника и проявлять терпимость к его мнению.
OK 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности. · Определять необходимые ресурсы для освоения квалификации.

 

       Образовательный маршрут по дисциплине

 

Таблица 1

Формы отчетности, обязательные для сдачи Количество
Точки рубежного контроля 3
Итоговая аттестация Д/З

                              

                                    

                           Желаем    Вам  удачи!

           

                

                          СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Философия как наука

Практическое занятие:

Урок-дискуссия по теме: Философия: ее место и роль в жизни общества и человека

Задания для самостоятельного выполнения:

- подготовка аргументов и фактов к дискуссии по теме 1.1. Философия: ее место и роль в жизни общества и человека:

Ø нужна ли современному человеку, живущему в век информационных технологий, философия. Обосновать свою точку зрения аргументами и фактами;

Ø подготовка аргументов «за» или «против» утверждения английского учёного-физика Кельвина: «От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»;

Ø Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что в них в принципе не может быть ответов? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.

Ø Существует множество определений философии. Какой вывод можно сделать из этого факта? Какое определение вам кажется наиболее приемлемым? Подготовить  аргументы для обоснования своего мнения.

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы  Ваша работа на уроке-дискуссии была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим  рекомендациям:

1. внимательно прочитать вопросы для дискуссии;

2. для более чёткого осмысления и правильного понимания данных проблем ознакомиться с философской литературой:

- Крапивенский С. Э.Общий курс философии/С.Э.Крапивенский- Волгоград.: «ЛИБРИС»,стр12-29.

- Гусев Д.А. Введение в философию/Д.А.Гусев-М.: «Просвещение», стр.3-12.

- Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», стр.3-22.

- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.3-6.

3. обдумать и сформулировать свое видение данной проблемы, опираясь не только на полученные теоретические знания, но и на свой жизненный опыт,

4. выводы и аргументы записать в тетради.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Участие в дискуссии.

-   Проверка рабочей тетради.

- Проверка сочинения: «Могут ли быть философские решения окончательными   и однозначными?

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. 1. Наука о бытии - это...

А) онтология          

В) гносеология       

С) антропология

D) аксиология

1.2. Наука о развитии и всеобщей связи явлений мира называется:

А) диалектикой      

В) метафизикой     

С) онтологией

D) методологией

1.3. К функциям философии относится:

А) прикладная                     

В) прогностическая            

С) идеологическая

D)теоретико-познавательная

1.4.Гносеология-это

А) греческая богиня

В) синоним истины

   С) философская идея

  D) раздел философии

1.5. Наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и    познания, называется:

А) политология

В) социология                     

С) политэкономия

D) философия

1.6. Воспитание в духе любви и уважения к человеку - это функция

А) интегративная

В) коммуникативная

   С) методологическая

D) гуманистическая

1.7. Идея первична, материя вторична, это точка зрения:

А) материалиста

В) идеалиста                   

С) агностика

D) рационалиста

1.8.Историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности…

А) мифология

В) искусство                        

С) религия

D) философия

1.9. Обобщение накопленных конкретными науками знаний в целостную картину мира реализует________ функция философии

 А) интегрирующая

 В) эвристическая               

 С) гуманистическая

 D) методологическая          

2.Некоторые считают, что «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если Вы не философствуете, значит, Вы не человек?

3.В чём сходство, а в чём отличие  философии от других наук?

 4.Назовите функц ии философии. Какие из них являются специфическими функциями, т.е. присущими только философии?

 

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3. Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4. Способен делать выводы и умозаключения.

5. Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.1. Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах, героях - это

  А) религия

В) мифы

С) философская идея

D) наука

 1.2. Магия-

А) вера в то, что человек может, доведя себя до состояния экстаза, общаться с духами и использовать их силу для врачевания, вызывания дождя и других целей.

В) вера в возможности человека сверхъестественным путем влиять на других людей и природу.

 С) почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами.

1.3. Отрицание существования каких – либо сверхъестественных сил называется

А) анимизмом

В) фетишизмом

С) атеизмом

D) пантеизмом

1.4.Какая из мировых религий является самой ранней по своему происхождению?

А) христианство

В) буддизм

С) ислам

D) иудаизм

1.5.Ламаизм-это направление

А) христианства

В) ислама

 С) буддизма

 D) конфуцианства

1.6.Для мифологического мировоззрения характерна…

А) теоретичность

В) логичность

С) образность

D) доказательность

1.7. Функцией философии является…

А) идеологическая

В) прогностическая

С) прикладная

D) мировоззренческая

1.8Тотемизм - это

А) система нравственных норм, идеалов, которые определяют поведение человека, его отношение к себе, окружающему миру

В) практичность, стремление из всего извлечь пользу, выгоду

С) вера в сверхъестественную связь между группой людей и каким-либо животным, растением и т.д.

 D) почитание неодушевленных материальных предметов, якобы обладающих сверхъестественными свойствами

2.Соответствие религии и страны, в которой она распространена:

Религия   Страна
1. ББ      Буддизм Саудовская Аравия
2. Си     Синтоизм Б)             Индия
3. Ин         Иудаизм В) Из     Япония
4. Иу     Ислам Г) К   Израиль

 

3.Когда и почему появилась религия?

4.Нужна ли современному человеку религия?

 

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы Ваша работа на уроке-семинаре была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим рекомендациям:

1.внимательно прочитать вопросы для семинара;

2.внимательно ознакомиться с философской литературой:

- Крапивенский С. Э.Общий курс философии/С.Э.Крапивенский- Волгоград.: «ЛИБРИС»,стр12-29.

- Гусев Д.А. Введение в философию/Д.А.Гусев-М.: «Просвещение», стр.3-12.

- Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», стр.3-22.

- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.3-6.

- Островский Э. В. Основы философских знаний/В.Э.Островский- ЮНИТИ,2008.- 256 с.

- Крапивенский С.Э.Социальная философия/С.Э.Крапивенский-М.: Владос,-416 с.

- Губин В.Д. Философия /В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов-М.: ТОН-Остожье,2009.-704 с.;

3.целесообразно в рабочей тетради сделать краткие записи по каждому вопросу темы. Ими можно будет воспользоваться на семинаре.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

 - подготовка материала к семинарскому занятию по теме: «История развития философской мысли»:

 

1.Определите общие черты и различия в учениях античных философов первого этапа: Фалеса, Гераклита, Анаксимандра, Анаксимена, Эмпедокла, Пифагора.

2. Определите, что является центральной проблемой философии Сократа. Согласны ли Вы с его утверждением, что добродетель – это знание? Обоснуйте свою точку зрения аргументами.

3.Почему философа Платона называют основоположником объективного идеализма? Обоснуйте свою точку зрения аргументами.

4.Раскройте философское учение Аристотеля. В чём он был не согласен со своим учителем Платоном?

3.Определите, что является центральной проблемой средневековой философии и выявите различия учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

4.Раскройте учение Н.Макиавелли о государстве, политике и морали.

5.Раскройте содержание понятий эмпиризм и рационализм. Определите, в чём сходство, а в чём различие философских идей Ф.Бэкона и Р.Декарта?

6.Определите основные черты философии Просвещения, положительные и отрицательные последствия деятельности философов этого этапа.

 7.Считается, что И.Кант произвёл в философии переворот, равный по своему значению перевороту Коперника в естествознании. Как вы думаете, в чём заключается «коперниканский переворот И. Канта?

 8.Дайте сравнительную характеристику учений Г.Гегеля и Л.Фейербаха.

9.Раскройте основное содержание философии марксизма.

10.Определите основные черты философских учений 20 века:

ü неотомизма,

ü экзистенциализма,

ü позитивизма,

ü постмодернизма.

        11.Подготовить сообщения:

ü Ф. Бэкон и его учение об идолах.

ü Этическая философия И.Канта.

ü Перспективы и задачи современной философии.

    12.Составить глоссарий таких понятий, как натурфилософия, архэ, апейрон, атомистический материализм, майевтика, Ум-демиург, эмпиризм, рационализм, абсолютная идея, категорический императив, позитивизм, неотомизм, экзистенциализм, постмодернизм.

 

Форма контроля самостоятельной работы:

- Проверка рабочей тетради.

- Устный опрос.

- Проверка глоссария.

- Защита сообщений.

Вопросы для самоконтроля по теме:

      1.1.Основным принципом философской мысли Средних веков были

А) антропоцентризм

В) космоцентризм

С) европоцентризм

  D) теоцентризм

1.2. Родоначальником эмпиризма является

А ) Декарт

В) Бэкон

С) Кант

D) Дидро

1.3.Фалес, Анаксимен, Анаксимандр принадлежали к философской школе

А ) киники

В) натурфилософы

С) стоики

D) киники

1.4.Автором индукции как основного метода познания является

А ) Бэкон

В) Локк

С) Макиавелли

D) Маркс

1.5. Демокрит считал, что весь мир состоит из неделимых частиц. Они называются:

   А) монада                     

   В) апейрон                   

   С) атом

D) эйдос

1.6. Эпоха Ренессанса называется Возрождением, потому что

А) возрождали античную науку

В) возрождали античное искусство

С) возрождали античные ценности

D) всё перечисленное верно

1.7.Кант называл моральными поступками

А) бескорыстные   

С) подсознательные

В) беспричинные   

D) всё перечисленное верно

1.8. Философ Нового времени, который связал сущность бытия с абсолютной идеей

А) И.Кант               

В) Г.Гегель                           

С) Декарт

D) К.Маркс

2.Какой из пяти аргументов Фомы Аквинского представляется Вам наиболее более убедительным? Обоснуйте свой ответ.

3.Объясните различия между знанием и верой.

4.В чём заключается сходство и различие платоновского и аристотелевского учений?

5.Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал её создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты мог бы усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские  слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

6.Какими нравственными качествами, по мнению Н.Макиавелли, должен обладать правитель?

7.Какова центральная идея Л.Фейербаха?

8.Каковы главные причины возникновения религии, с точки зрения Л.Фейербаха? Чем предлагает он заменить религиозные представления?

Умения, сформированные у студента после изучения раздела 1:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения.

3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4.Способен делать выводы и умозаключения.

5.Умеет находить сходство и различие философских учений.

6.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

8.Умеет находить причинно- следственные связи.

Практическое занятие:

Урок-семинар по теме «Человек, вселенная, природа в философском осмыслении»(см. пункт 3)

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы Ваша работа на уроке-семинаре была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим рекомендациям:

1.внимательно прочитать вопросы для семинара;

5. 2. для более чёткого осмысления и правильного понимания данных проблем ознакомиться с философской литературой:

- Крапивенский С. Э.Общий курс философии/С.Э.Крапивенский- Волгоград.: «ЛИБРИС»,стр12-29.

- Гусев Д.А. Введение в философию/Д.А.Гусев-М.: «Просвещение», стр.3-12.

- Губин В.Д. Философия /В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов-М.: ТОН-Остожье,2009.-704 с.

- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.3-6.

- Островский Э. В. Основы философских знаний/В.Э.Островский- ЮНИТИ,2008.- 256 с.

 

- Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», стр.3-22.

- Никулина Н.Н. Глобальные проблемы современности. Учебное пособие. / Н.Н.Никулина-Самара.: ГОУ СПО «СПГК», стр.3-98.

3.очень важно дать нравственную оценку глобальных проблем и предложить возможные пути их решения;

 4.целесообразно в рабочей тетради сделать краткие записи по  каждому вопросу темы. Ими можно будет воспользоваться на семинаре.

Задания для самостоятельного выполнения:

- подготовка материала к семинарскому занятию по теме: «Глобальные проблемы современности» по следующим вопросам:

1.Каковы причины возникновения и особенности глобальных проблем?

  2.В чём сущность современной  экологической ситуации?

     3.Видите ли Вы пути выхода из экологического кризиса? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

    4.В чём сущность демографической проблемы?

   5.За счёт каких стран мира происходит рост населения планеты и чем это нам    грозит?

6.В чём суть продовольственной проблемы? Видите ли вы путь решения этой проблемы? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

7.Каким образом демографическая проблема связана с перспективой исчерпания природных ресурсов? Видите ли Вы пути решения этой проблемы? Обосновать свою точку зрения аргументами и фактами.

8.Что является основной причиной временной деградации природных вод Земли?

9.Каковы причины роста наркомании в нашей стране и каковы её последствия?

10.Учёные считают, что пандемию СПИД можно поставить в один ряд с двумя мировыми войнами. Согласны ли Вы с этим мнением? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

11.Учёные и социологи заявляют, что если мы не решим проблему алкоголизма среди детей и подростков, то наша нация обречена на вымирание. Согласны  ли Вы с этим мнением? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

12. Каковы причины роста онкологических заболеваний?  Видите ли Вы пути решения этой проблемы?

13.Является ли рак наследственным заболеванием? Обосновать своё мнение аргументами.

14.Почему   в России заболеваемость и смертность от инсульта остаются одними из самых высоких в мире? Видите ли вы пути решения этой проблемы? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

15.Чем объясняется рост заболевания туберкулёзом в России за последние годы? Можно ли решить эту проблему?

16.Каковы причины роста числа проявления терроризма в России? Видите ли Вы пути решения этой проблемы? Обосновать своё мнение аргументами.

17.Подготовить сообщения, используя различные источники информации, собственный опыт и наблюдения:

Ø наркологическая ситуация в Самарской области;

Ø продовольственная ситуация в России;  

Ø «В России курят больше всех». Как победить это зло? Дать нравственную оценку этому явлению.

  18.Подготовить электронные презентации на тему «Табакокурение – проблема медицинская и социальная», используя различные (печатные, электронные и др.) источники информации.

19.Составить глоссарий таких понятий, как глобальный, географический детерменизм, ноосфера, географическая среда, Римский клуб, Мировой океан, демография, демографическая ситуация, демографическая политика, терроризм.

 

Форма контроля самостоятельной работы:

- Защита сообщения и презентаций.

- Проверка глоссария.

- Проверка рабочей тетради.

- Проведение дискуссии:

Учёные и социологи заявляют, что если мы не решим проблему алкоголизма среди детей и подростков, то наша нация обречена на вымирание. Согласны ли Вы с этим мнением? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

- Устный опрос.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.1.«Природные факторы определяют дух народа и характер общественного устройства». Эта мысль принадлежит

А) Вольтеру

В) Монтескье

С) Реклю

D) Вернадскому

1.2.Основной девиз демографической политики: «Одна семья – один ребенок» - осуществляет страна:

А) СНГ

В) ФРГ

С) КНР

D) ОАЭ

1.3.Первыми вопрос о том, что победа человека над природой породила серьезную экологическую проблему, поставили

А) ученые Римского клуба

В) японский ученный Кайя

С) американский ученный Эрреба

D) Парижский клуб

2.Философ................................ был создателем учения о биосфере и ее эволюции, о воздействии человека на окружающую среду и преобразовании современной биосферы в ноосферу.

.Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?

4.Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены».

Есть ли у вас конкретные возражения? Какие? 

5.Существует две точки зрения на пути решения глобальных

проблем:

     - в программах и моделях латиноамериканских ученых содержатся рекомендации по ограничению добычи и разработки не возобновляемых природных ресурсов, снижению загрязненности окружающей среды, по развитию человека и человечества в целом;

     - организация экономического сотрудничества отстаивает позицию, что в ближайшие 50 лет, до 2020-2030г.г. не следует сокращать темпы экономического роста, так как эти 50 лет явятся переходным периодом, когда произойдут коренные изменения в технологии производства, в энергетике, в с/х.

     Какая из точек зрения, на ваш взгляд, имеет будущее? Почему? Ответ аргументируйте.

 

Умения, сформированные у студента после изучения раздела 2:

 

1.Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения.

3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4.Способен делать выводы и умозаключения.

5.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

8.Умеет находить причинно- следственные связи.

 

Раздел 3. Проблема человека и его сознания в философии.

Тема 3.1.Философия сознания

Основные понятия и термины по теме: сознание, разум, познание, мышление, внимание, память, интуиция, память, истина.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

 

Проблема сознания и познания в истории философии

1. Естественнонаучные данные о мозге, разуме и сознании.

2. Современные философские представления о происхождении и сущности сознания: язык и мышление.

3. Познание и его значение в жизни человека.

4. Внимание, память, мышление как основные категории сознания человека.

5. Познание и сознание. Роль разума, интуиции и веры в познании.

 

6. Сознание и бессознательное. Философия психоанализа З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Сознание является объектом внимания многих наук, каждая из которых исследует сознание с точки зрения своей науки. Общее знание о сознании дает фи­лософия.

Уже в античной философии выделялись 2 линии исследования созна­ния: линия Сократа и линия Платона

С точки зрения Сократа сознание не может дать объективной картины мира. Более того, оно может дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Платон считал, что кроме мира вещей, существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум. Душа человека бессмертна и по возвращении на землю в человеческом теле она вспоминает то, что видела там, в потустороннем мире. В эпоху Средневековья была распространена 2-я точка зрения, так как она совпадала с основными положениями христианства. Эпоха Возрождения возро­дила интерес к человеку и сознанию, а философия Нового Времени в лице Де­карта, Бэкона, Дж. Локка поставила ряд вопросов, связанных с сознанием. Декарт (представитель рационализма) подчеркивает, что главным в сознании является анализ внутреннего «Я» или разум. С точки зрения сенсуализма, главным в формировании сознания являются чувства.

Мистическая точка зрения связана с верой в сверхъестественные силы, кото­рые воздействуют на человека и его сознание. Она возникла в глубокой древности. Иррационалистическая точка зрения считает, что разум и чувства человека ограни­чены, а интуиция, инстинкт помогают человеку познать жизнь.

Представители немецкой классической философии показали, что сознание имеет сложную структуру. С точки зрения Канта чувства и разум не могут дать истину человеку. Человек может понять только явления, а не сами вещи. Гегель с читал, что сознание зависит от изменения истории. Материалистическое понимание сознания и познания связано с естествен­ными науками.

2. Современная наука считает, что сознание возникает в результате совме­стных действий множества клеток головного мозга (нейронов), которые являются орга­ном сознания. Главная задача мозга и всей нерв­ной системы - это приведение деятельности организма в соответствие с тре­бованиями внутренней среды и внешними условиями.

Мозг человека имеет 3 функциональных блока:

1-й — обеспечивает его нормальную жизнедеятельность;

2-й — обеспечивает прием, обработку и хранение информации;

3-й - прогнозирование, регулирование поведения че­ловека, контроль за его поступками. Все блоки работают в неразрывном единстве.

Сознание человека предполагает эмоции, учение и память. Они форми­руют интеллект, который зависит от врожденных особенностей и жизне­деятельности самого человека. По мнению ученых, интеллект развивается в процессе его самоупотребления. Человек имеет доступ лишь к 4 % своих нейронов. Наш мозг хранит на­много больше информации, чем мы в том нуждаемся. Однако доступ к этой информации и извлечение ее из памяти - сложное дело.

Эмоции способствуют или препятствуют запоминанию.

Ученые обнаружили, что у большинства людей левое полушарие отвеча­ет за язык и речь, правое - за образное мышление. При этом у каждого кон­кретного человека доминирующим является либо одно, либо другое. Поэтому одни обладают склонностью к точным наукам, другие - к гуманитарным.

3. Все существующие в настоящее время философские теории сознания основываются на данных естествознания. Выделяют главные функции созна­ния: познавательная, коммуникативная, рефлексивная (т. е. обращенность сознания на самого себя).

Отличается также его историчность, связь с предметной и орудийной средой, активность сознания.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку функция головно­го мозга, сущность которой состоит в целенаправленном отражении объек­тивного мира в мысленных образах.

Сознание - это свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать окру­жающий мир в духовных (в мысленных) образах.

Совместная трудовая деятельность и членораздельная речь были двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны в течение многих сотен лет превратился в мозг человека.

Ученые считают, что у высших животных есть определенный практиче­ский интеллект, но мыслительная деятельность человека отличается тем, что человек обладает членораздельной речью и абстрактным мышлением.

Язык называют орудием мышления. Каждое слово является совокупно­стью знаний о данном предмете или явлении. Язык имеет две основные, свя­занные между собой функции: познавательную и коммуникативную.

Познание мира всегда связано с общением человека с человеком. Язык - форма выражения мысли и средство общения людей. Он закрепляет, сохра­няет накопленные людьми знания, нормы и ценности и передает их из поко­ления в поколение.

4. Познание и его значение в жизни человека.

Уже в Античности были представлены практически все проблемы по­знания.

Сократ считал, что предметный мир недоступен человеческому разуму, и поэтому проблема познания сводится к самопознанию - познанию самого себя.

Платон считал, что источник познания - это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в которой она существовала до переселения в те­ло человека.

Демокрит считал, что когда человек не в состоянии познать мир с помо­щью чувств, он обращается к разуму. Особый вклад в историю познания внес Аристотель. Он привел в систему все современные ему знания и первым про­извел разделение философии на теоретическую, практическую, творческую.

Цель теоретической философии - получение знаний, поэтому она связана с науками.

Практическая философия - это решение проблем этики и политики.

Творческая философия - позволяет познать сущность человека.

В Средние века философия заимствовала теорию познания Аристотеля. В Новое время европейская философия развивала все направления филосо­фии познания, однако наибольшее распространение получил агностицизм, отрицающий возможность познания мира (Юм, Кант, Беркли).

Проблему познания исследовала философия диалектического материа­лизма (Маркс, Энгельс), которые считали, что основу познания составляет общественно — историческая практика как источник и критерий истины.

Современная наука называет 3 главные области познания;

- мир природы;

- мир социума (общества);

- мир внутренней жизни человека, его мыслей, чувств и интуиции.

Познание - это активное, целенаправленное отражение в мозгу человека объективного мира и его законов. Современные философы рассматривают процесс познания следующим образом: от живого созерцания (с помощью органов чувств) к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диа­лектический путь познания объективной реальности. Существуют различные виды познания: житейское, научное, практическое, художественное.

 

5. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщённое отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

Мышление – это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.

Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.127 (0.366 с.)