Тема. 3. 2. Человек как главная философская проблема 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. 3. 2. Человек как главная философская проблема



Основные понятия и термины по теме: человек, индивид, индивидуальность, личность, счастье, любовь, творчество, смысл жизни, экстраверт, интроверт, меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, фатализм, волюнтаризм, экзистенциализм, криогенизация, свобода, необходимость, эвтаназия.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1.Религиозные, философские и естественно - научные теории происхождения человека.

2.Природа и сущность человека. Человек, индивид, индивидуальность, личность.

Основные черты личности. Соотношение биологического и социального в личности.

3.Основополагающие категории бытия человека: счастье, любовь, творчество, смысл жизни, смерть и бессмертие, свобода и необходимость.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Человека и человечество интересовали всегда две сложные проблемы: он сам и окружающий мир.

Первая проблема, связанная с человеком, - это проблема происхождения человека.

Первобытная религия- тотемизм - считала, что предки человека в растениях, живот­ных и даже в отдельных частях поверхности земли.

Современные религии объясняют происхождение человека действием Бога. Философская теория основывается на естественнонаучной теории происхождения человека (антропогенез) Дар­вина (19 век). Он первый сформулировал гипотезу происхождения человека от обезь­яны благодаря труду, общению людей в процессе труда и нравственности, что способствовало развитию их речи. Следует отметить, что существуют  и другие теории антропогенеза

Многие русские философы также пытались внести свою лепту в разрешение проблемы происхождения человека.

По мнению Льва Шестова, есть 2 гипотезы происхождения человека: библейская и дарвиновская.  Библейская,  полагал он, более правдоподобна. Но на свете очень много людей, которые произошли от обезьяны, сумевших по-обезьяньи приспособиться к жизни. Из этого следует, что и Дарвин, и Библия правы.

Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что человек вообще ещё не возник, в массе своей он ещё остаётся супершимпанзе. Именно «супер», потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но всё равно обезьяна.

Как и русские мыслители, Ницше полагал, что теория Дарвина не подтверждается никакими серьёзными фактами. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Потомство дают лишь серые, невзрачные индивиды.

Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники, святые. Профессор, доктор медицинских наук Эрнест Мулдашев утверждает, что первые люди произошли от атлантов, которые жили на затонувшем континенте Атлантида и были пришельцами из космоса.

В 60-е годы 20-ого века появилась так называемая мутационная теория. Около 3-х миллионов лет назад в восточной Африке в результате землетрясения произошли разломы земной коры, и обнажились залежи урана. Началась ионизирующая радиация, она отрицательно влияла на всё живое. Началась мутация, в том числе и обезьян, которая привела к появлению человека.

2.   Природа человека - это его стойкие неизменные и общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, отра­жающие его особенности как живого существа (разум, членораздельная речь, темперамент и др.).

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В филосо­фии имеются две точки зрения:

- Биологизаторская, которая подчеркивает, прежде всего, значение врожденных качеств человека.

- Социологизаторская, которая считает, что качества человека оп­ределяются социальной средой.

Биологические и социальные факторы находятся в тесной связи. Человек с момента рождения является индивидом, носителем индивидуальных свое­образных качеств.

Личность - это совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен.

Особенностью личности является высокоразвитое самосознание: лич­ность контролирует себя и свои поступки. При рождении человек становится индивидом, а в процессе социализации он становится личностью. Деятель­ность и социальная среда (макро - и микросреда) формирует личность.

Личность - это человек, выступающий в роли гражданина. Ученые, философы издавна замечали, что каждый человек относится по преимуществу к какому-нибудь типу личности, и всех людей можно разделить, конечно, весьма условно, на различные типы. Первую серьезную попытку классификацию личностей предпринял греческий врач Клавдий Гален, живший во II в н.э. Исследуя человеческие характеры, он пришел к выводу, что по своему темпераменту все люди делятся на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или другому типу.

Американский психолог Л.Шелдон делит всех людей на три типа: мозговой, мускульный, желудочный.

Русский физиолог И.Павлов делил людей на два типа: научный и художественный.

По мнению швейцарского психиатра К.Юнга все люди делятся на две группы: экстраверты и интроверты.

Экстраверт – это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип.

Интроверт ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого типа.

Существует и другая типология личности:

- деятели – для них главное – активное изменение мира и людей. Они “горят” на работе;

- мыслители – это маяки человечества. Они приходят в мир, чтобы смотреть и размышлять. Их оружие – слово;

- люди чувств и эмоций. Остро чувствуют мир. Это деятели литературы и искусства;

- гуманисты и подвижники отличаются обостренным чувством в восприятия душевного состояния другого человека. Их сила – в любви к людям и всему живому, в активном действии. Дело их жизни – милосердие. (Мать Тереза).

 Индивидуальность - это уникальность личности, особенность ее поведе­ния, это самобытность, особенность чувств, оригинальность мышления.

Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается в семье, а личностью становятся в течение жизни. Ценность личности определяется ее отдачей обществу, личность способна возложить на себя ответственность.

3. Анализ проблемы человека начинается в религиозно-философских уче­ниях. В буддизме смысл человеческой жизни - достижение внутреннего совершенства. В древнекитайской философии человек и мир рассматриваются как единое целое, живой организм. Цель человека - стремление к гармонии, внутреннему совершенству.

Сократ считает главным разум и внутренний нравственный закон челове­ка. Нравственность определяется знанием.

Платон считал, что нравственность - не знание, а врожденное качество человека. Платон рассматривает тело как темницу души, а душу как бес­смертную ценность. Природа человека - это единство душевных и телесных свойств. Аристотель отверг идею Платона о бессмертии души и ее перево­площениях. По Аристотелю существуют три вида души:

- растительная, свойственная всем живым существам;

- ощущающая, свойственная животным и человеку;

- разумная, свойственная только человеку.

Человек выше всех других животных, прежде всего разумом. Он вершина мировой иерархии. Благодаря воспитанию и воле человек может приобрести такие добродетели, как мудрость, разумность, благоразумие, мужество, щедрость, благородство, справедливость, и др. При этом Аристотель подчеркивал, что в процессе воспитания необходимо учитывать различия в прирожденных свойствах людей. Человек должен строить свою жизнь в соответствии с природой.

В раннем христианстве существо­вала концепция Богочеловека. Позднее человек рассматривается и как творе­ние бога, и как микрокосмос. Человек в христианской философии смыкается с миром природы и через нее с богом. Христиане должны терпеливо ждать прихода вечного царства Божия. Путь к нему - через нравственное совер­шенствование человека. Христианство рассматривает человека как храм, вместилище богатейших чувств. Человек несет на себе отпечаток Бога.

Большое значение имела французская философия 18 века - сенсуализма, которая утверждала, что человек - это единство природного и социального. Французский просветитель Дени Дидро отмечал, что природные задатки различны у различных людей, но с помощью воспитания их можно развить.

Концепция человека получила развитие и в философии Канта, который считал, что жизнь человека определяется нравственными законами, которые имеются внутри у каждого человека. Эти внутренние законы Кант называет категорическими императивами, главным из них являются вера в Бога, добро и сознание собственного достоинства.

Немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах) рассматривала че­ловека не как пассивного объекта, а как активного субъекта. По мнению Гегеля, человек и сознание человека завершили развитие Абсолютной идеи. Фейербах рассматривал человека как часть природы, который отличался от всей остальной природы своим стремлением к счастью.

Моральные свойства человека - это простая естественная склонность, так как человек нравственен по своей природе, Фейербах пытался создать еди­ную общественную мораль для всего человечества любой эпохи, которую он называет всеобщей новой религией — религией любви. Маркс рассматривает человека как продукт общественных отношений. Общество должно создать условия для свободного развития личности.

2. Изучение данного вопроса происходит в форме семинарских занятий с элементами дискуссии по следующему плану:

Семинарское занятие №1

1. Творчество как образ жизни.

2. Любовь как способ человеческого существования.

3. Тема любви в русской философии.

4. Псевдолюбовь и её формы.

Семинарское  занятие №2

1. Смысл жизни и счастье.

2. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека, виды бессмертия. Эвтаназия: за и против.

3. Свобода и необходимость. Долг, честь, ответственность.

4. Волюнтаризм и фатализм о проблеме свободы человека.

Внимание!

Наиболее полно и доступно вся информация, необходимая для подготовки к семинарам №1 и №2, изложена в учебных пособиях для самостоятельной работы студентов по дисциплине  «Основы философии» 2005 и 2008 годов, подготовленных  преподавателем колледжа Никулиной Н.Н.

 

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы Ваша работа на уроках-семинарах была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим рекомендациям:

1.внимательно прочитать вопросы для семинара;

2.тщательно изучить философскую литературу:

- Крапивенский С. Э.Общий курс философии/С.Э.Крапивенский- Волгоград.: «ЛИБРИС»,2009.-стр12-29.

- Гусев Д.А. Введение в философию/Д.А.Гусев-М.: «Просвещение»,2008.- стр.3-12.

- Губин В.Д. Философия /В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов-М.: ТОН-Остожье,2009.-704 с.

- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН,2009.- стр.3-6.

- Островский Э. В. Основы философских знаний/В.Э.Островский- ЮНИТИ,2008.- 256 с.

- Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», 2010.-стр.3-22.

- Никулина Н.Н. Основы философии. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. / Н.Н.Никулина - Самара.: ГОУ СПО «СПГК»,2005.- стр.46-52.

- Никулина Н.Н. Основы философии. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. / Н.Н.Никулина - Самара.: ГОУ СПО «СПГК»,2008.- стр.8- 14.

3. опираясь на свой жизненный опыт, наблюдения и материал философской литературы, дать нравственную оценку таких категорий бытия человека, как любовь, счастье, смысл жизни, эвтаназия, смерть, бессмертие, свобода;

 4.целесообразно в рабочей тетради сделать краткие записи по каждому вопросу темы. Ими можно будет воспользоваться на семинаре.

Подготовка материала к семинарским занятиям по теме: «Основополагающие категории человеческого бытия» по следующим вопросам:

Ø Почему творчество является одной из волнующих проблем XXI века?

Ø Что такое творчество?

Ø Какие существуют виды творчества?

Ø С чего начинается творчество?

Ø Что такое гениальность?

Ø Можно ли стать талантливым?

Ø Можно ли утверждать, что творческие люди – главное богатство любого общества? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.

Ø Что такое любовь с точки зрения философии и в вашем понимании?

Ø  Почему тема любви была очень близка русской философии?

Ø Согласны ли вы с мнением Н. Бердяева о том, что любая жертва во имя любви может быть оправдана? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.

Ø Как вы понимаете слова С. Франка, что «в любви человек может прервать скорлупу своего эгоизма»?

Ø Согласны ли Вы с утверждением Ф. де Ларошфуко: «Любовь одна, но подделок под нее тысячи». Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

Ø  Очень многие отождествляют счастье с полным удовлетворением своих потребностей: у них всё есть, они богато живут, им легко даются физические и духовные удовольствия-что ещё надо для счастья? Каково Ваше мнение по данному вопросу? Обоснуйте своё мнение аргументами и фактами.

Ø Дать характеристику смысла жизни, опираясь на жизненный опыт, наблюдения и материал философской литературы.

Ø Как Вы понимаете слова Ж.Ж.Руссо? «Сама по себе жизнь ничего не значит; цена ее зависит от ее употребления».

Ø Современная этика много внимания уделяет проблеме эвтаназии. Гуманно ли это? Вы «за» или «против» эвтаназии? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.

Ø Мудрецы с древних времен говорили: «Помни о смерти!». Для чего нужно помнить о смерти? Обоснуйте своё мнение аргументами и фактами.

Ø Как Вы понимаете слова: «Смерть не конец, а венец жизни»? Обоснуйте своё мнение аргументами.

Ø Как вы понимаете слова Л.Леви? «Люди могут быть свободными, когда их правительства несвободны». Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.

Ø Может ли быть абсолютная свобода в обществе? К чему бы это могло привести? Обоснуйте своё мнение аргументами.

Подготовить сообщения:

· Эвтаназия: за и против.

· Проблема любви в философии В. Розанова.

· Содержание философии любви в творчестве Н. Бердяева.

· Тема любви в творчестве С. Франка.

 

Практическое занятие:

Урок-презентация по теме: Человек как главная философская проблема.

Задания для самостоятельного выполнения:

1.Подготовить презентации в Power Point к теме «Человек как главная философская проблема»:

Ø теории  происхождения человека,

Ø типология личности (по Галену, Шелдону, Павлову, Юнгу),

Ø основополагающие категории бытия человека:

· творчество как образ жизни,

· тема любви в русской философии,

· счастье как способ человеческого существования,

· смысл жизни в философском осмыслении,

· смерть и бессмертие в духовном опыте человечества,

· философское понимание свободы и необходимости.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Защита сообщений и презентаций.

- Устный опрос.

- Участие в дискуссии.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1.1. Верны ли следующие суждения о личности?

А) Главным в характеристике личности являются участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

В) Новорожденный человек является личностью

1) верно только А;          3) верно и А, и В;

2) верно только В;           4) оба суждения неверны.

1.2. Одна из характеристик человека, как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность

А) индивид

В) личность

С) индивидуальность

D) гражданин

1.3. Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами- интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, являющимися продуктом определённой социальной среды

А) индивидуальность

В) личность

С) индивид

D) гражданин

1.4.Биологизаторские концепции объясняют природу и поведение человека влиянием

А) общества

В) инстинктов

С) образование

      D) культуры

1.5. Автором теории антропогенеза является

А) Шестов

В) Дарвин

С) Ницше

      D) Мулдашев

1.5. Эволюционная концепция возникновения человека предложена

А) Фрейдом

В) Дарвином

С) Энгельсом

      D) Ницше

1.6. Автором теории о том, что существуют две гипотезы происхождения человека является

А) Ницше

В) Дарвин

С) Шестов

      D) Мулдашев

2.Может ли человек искренне сказать о себе — чего в нем больше: супершимпанзе или философа (художника, святого)?

3.Можно ли, исходя из рассуждений Л.Шестова, сказать, что некоторые люди произошли от Бога, а некоторые от обезьяны?

4.В философии давно живет идея о параллелизме микро- и макрокосма, т.е. человек — это космос в миниатюре, столь же сложный и столь же загадочный. В нем, как в зеркале, отражается большой космос. Это ли имел в виду Р.Декарт, когда говорил, что тот, кто сможет все рассказать о себе, опишет всю Вселенную? Можно ли сказать, что, когда человек умирает, умирает целая Вселенная?

5.Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Согласны ли вы с этим мнением?

6.Какой тип приятеля наиболее предпочтителен для Вас, если классифицировать всех людей по Л.Шестову: мозговой, желудочный или мускульный?

Умения, сформированные у студента после изучения раздела 3:

1.Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения.

3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4.Способен делать выводы и умозаключения.

5.Умеет находить сходство и различие философских учений.

6.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

8.Умеет находить причинно- следственные связи.

9.Умеет применять полученные знания в своей  личной и профессиональной деятельности.

Раздел 4.Философия истории

Тема 4.1.Философия истории

Основные понятия и термины по теме: фатализм, волюнтаризм, географический детерминизм, общественно – экономическая формация, западники, славянофилы, евразийцы.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Понятие философии истории.

2.Первые исторические концепции.

3. Концепции циклического развития (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Теория П.Сорокина.

4.Концепции многолинейного развития общества (А. Вебер, К. Ясперс),

5. Концепции однолинейного развития истории в теориях  Ростоу и  К. Маркса Формационный и цивилизованный подходы к изучению истории.

6.Законы истории и сознательная свободная деятельность людей. Запад- Восток- Россия как цивилизационный типы.

7. Проблема культурно- исторической самобытности Российской цивилизации: западники, славянофилы и евразийцы. 

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Философия истории представляет собой особую форму философского знания, в которой речь идёт о человеческой истории. Термин «философия истории» ввёл в оборот Вольтер. Одна из его работ так и называлась – «Философия истории». Однако Вольтер не является основателем этой философской дисциплины. Философия истории возникла намного раньше, в Древней Греции. Осмысление исторического процесса имеет давнюю философскую традицию. Еще 2,5 тысячи лет назад философы пытались выяснить, что определяет все изменения общественной жизни людей, и в чем заключается цель и смысл исторического процесса.

2. Наиболее простым и понятным было религиозно е (объективно-идеалистическое) понимание    истории.

 Главная движущая сила истории – бог – считали представители христианской философии. Все зависит от воли бога, весь ход истории заранее предопределен им. Эта теория часто дополняется фатализмом, т.е. верой в судьбу, которую никакими действиями человека изменить нельзя.

С точки зрения Гегеля, ход истории определяется развитием абсолютной идеи.

  Субъективно-идеалистическая точка зрения отрицает объективные закономерности в историческом процессе и придает главное значение действиям великих исторических личностей. Направление, которое в основу развития истории ставит волю великих исторических личностей, называется волюнтаризмом.

  Сторонники географического детерминизма считают, что история общества во многом определяется природными факторами (географическими условиями).

 Материалистическая точка зрения объясняет развитие общества развитием его материального производства; либо экономикой (марксисты), либо изменениями техники (Д.Белл, Ростоу).

  В настоящее время популярной является теория, по которой история рассматривается как переплетение различных взаимодействующих факторов, одни из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного развития. Этим фактором может быть и экономика, и политика, и мораль, и право, и любой другой вид деятельности. Этот фактор меняется.

Важным является вопрос о направленности исторического процесса. Можно выделить две основные концепции:

Теория общественного круговорота (или локальных цивилизаций и культур).

Теория общественного прогресса.

 

  3. Давно уже было замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Так появилась идея циклов исторического развития общества, которых описано немало. Выделяют 4-х, 12-ти, 36-ти, 100 и 144-летние циклы, циклы Кондратьева, продолжительностью 40-50 лет, три волны  истории Э.Тоффлера и другие.

Выделяют несколько типов цикличности.

 В малых обществах преобладают маятникообразный цикл, в средних – круговые и спиралевидные, в больших – круговые, длинноволновые или синусоидные.

Главный тезис учения Данилевского с остоит в том, что никакой единой всемирной цивилизации не существует, а есть лишь отдельные культурно-исторические типы и народы с их самобытными цивилизациями, которые не передаются и не заимствуются.

 Культурно-исторические типы, находясь в непрерывной борьбе, друг с другом и внешней средой, проходят определенные стадии. Ход истории выражается в смене, вытеснениях друг другом культурно-исторических типов, среди которых наиболее перспективным он назвал славянский тип, который противостоит культуре Запада.

 Немецкий философ О.Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивший совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истории человечества нет. Нет единой истории, но есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает. И между ними нет никакой преемственности.

  История – это множество разрозненных, но равноценных по уровню развития культур, каждая из которых проходит в своем развитии три стадии:

 - юность (мифосимволическая ранняя культура);

 - расцвет (религиозная высокая культура);

 - упадок (поздняя окостеневшая культура).

 Последняя стадия перерождается в цивилизацию, для которой характерны высокий уровень науки и техники, но упадок культуры и искусства. Он выделил восемь культур: египетская,  индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, культура Майя.

 Он ожидал возникновения еще и русско-сибирской культуры.

  Каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни примерно тысячу лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к прошлому, к смерти, к месту человека во вселенной и т.п.

 В книге «Закат Европы» Шпенглер подробно анализирует три души культуры: аполлоновскую, фаустовскую, магическую.

 Аполлоновская душа – это душа античного времени. С крушением античного мира и появлением христианства умирает античная, аполлоновская душа и появляется фаустовская душа, душа западноевропейской культуры, западного человека.

У фаустовского человека появляется «внутреннее», появляется богатая внутренняя жизнь, он постоянно мучается внутренними противоречиями. Только у европейцев появляется чувство покинутости. Как можно, по мнению Шпенглера, говорить о какой-то единой истории, если нет никакого единого человечества, есть совершенно разные культуры, совершенно разные восприятия мира.

 В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела ввизантийско-арабской культуреглавным элементом является Пещера, пространство пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» пространство. Здесь в этом странном и замкнутом мире, построенном магической душой, постоянно идет борьба света и тьмы, добра и зла, Бога и сатаны.

 Магическая душа создала свою особенную и неповторимую культуру, которая в большей своей части для нас загадочна и непонятна.

  Тойнби утверждал, что цивилизация зарождается в результате поисков ответов на вызовы, которые предъявляет людям либо природа, либо окружающие люди. Движущая сила развития цивилизации – творческое меньшинство (элита), которая увлекает за собой инертное большинство. Цивилизация живет, пока она может давать ответы на вызовы истории.

 Тойнби выделяет несколько разных вариантов таких цивилизаций, однако, считает он, сейчас сохранилось лишь пять цивилизаций: китайская, исламская, индийская, русская, западная.

Каждая цивилизация проходит стадии возникновения роста, надлома и разложений, после чего цивилизация гибнет, уступая место другой.

В 20-е годы ХХ в. русский философ   П.Сорокин выдвинул идею о трех видах фундаментальных культур человечества:

- религиозная (основа этой культуры – представление о боге и движении истории под воздействием трех воль: божьей, воли беса и воли человека);

- материалистическая (она основана на реальности, воспринимаемой чувствами, эта реальность является основой исторического движения);

- промежуточная.

 Переход от одной культуры к другой проходит через стадии: кризис – крушение – очищение - переоценка ценностей – возрождение.

 Таким образом, все теории исторического круговорота рассматривают историю как замкнутые независимые друг от друга локальные общественные образования. Подобную точку зрения разделяет современная западная интеллигенция и многие государственные деятели.

4. К. Ясперс  в  своей книге «Истоки истории и ее цель» дал следующую схему мировой истории:

1. Доистория или «прометеевская эпоха» (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), когда человек только становится человеком.

2.Существовавшие тысячелетия великие культуры древности. Например, древнеиндийская, древнекитайская, древнеегипетская и т.д.

3.Осевое время, когда полностью формируется подлинный человек.

4. Научно техническая эпоха.

 

5. Ростоу утверждал, что история развивается поступательно по пути прогресса. В своей книге «Стадии экономического роста», Он выделяет следующие стадии истории:

- традиционные (докапиталистическое) общество;

- общество в переходном состоянии (стадия созревания предпосылок для подъема);

- стадия подъема (в промышленности, сельском хозяйстве, политике);

- стадия быстрого созревания (распространение новейшей технологии на все стороны хозяйственной деятельности);

- век массового потребления (ведущие отрасли хозяйства - потребительские товары, информатика, сфера услуг).

Маркс рассматривал историю как процесс смены общественно-экономических формаций (ОЭФ).

ОЭФ – это общество, находящееся на определенной стадии исторического развития с соответствующим ему способом производства и формам собственности.

Маркс назвал первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации.

6. Законы общественного развития, как и законы природы, носят объективный характер. Это означает, что они возникают, действуют, независимо от воли и сознания людей. В то же время в механизме своей реализации законы общественного развития принципиально отличаются от законов природы. Законы природы реализуются и тогда, когда в их действие не вмешивается человек. В реализации же законов общественного развития обнаруживается парадокс. С одной стороны, законы общественного развития возникают, действуют и сходят со сцены независимо от воли и сознания людей. С другой же стороны, законы общественного развития реализуются только через деятельность людей. В законах общественного  развития следует различать объективные условия, без которых данное историческое событие произойти не может, и субъективный фактор его реализации. Субъективный фактор – это сознательная, целеустремлённая деятельность масс, классов, политических партий, отдельных личностей, направленная на изменение, развитие или сохранение объективных условий общественного развития Это значит, что чем организованнее выступают люди, чем глубже осознаются ими стоящие задачи и пути их решения, тем плодотворнее их практическая деятельность.

7. В 19векеостровстал вопрос о путях развития России. Наиболее важными были две точки зрения – это взгляды западников и славянофилов. Западники считали, что России необходимо как можно скорее усвоить все успехи развития Запада, его технику, демократию и духовную культуру.

Славянофилы считали, что Россия должна идти своим особым самобытным путем, что русские традиции культурной жизни сами могут быть образ­цом для подражания, что необходимо вернуться к идеалам допетровской Руси. Идейным началом для России является, по их мнению, православная вера. Особое место среди теорий русской культуры занимает евразийская кон­цепция Трубецкого. Россия - это мост, связывающий Европу и Азию.

Россия развивает духовность самостоятельно, но находится под влиянием западной и восточной культур, приспосабливая их к потребностям России.

Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено

Вопросы для самоконтроля по теме:

 1.Нужно ли копаться в событиях прошлого, когда в настоящем столько проблем?

 2.Зачем люди хранят свою историческую память?

 3.Почему опасно забвение истории?

 4. Попробуйте порассуждать на тему: «Чему учит людей прошлое?» Постарайтесь привести примеры, которые, на ваш взгляд, показывают, что уже происходило в истории и несёт в себе некие уроки. Помните ли вы своих умерших родственников? Что вы знаете о них?

5.1. Автором концепции стадий экономического развития является

а) Тойнби

б) Шпенглер

в) Белл

г) Ростоу

5.2. Движущей силой развития цивилизации, по мнению Тойнби, является

а) классовая борьба

б) божественное предопределение

                   в) творческая элита

                             г) религиозное движение

5.3.Учение, которое в основу развития истории ставит волю великих исторических личностей, - это

а) натурализм

б) фатализм

в) волюнтаризм

г) анархизм

5.4.Разработка цивилизационного подхода к изучению общества принадлежит

а) Данилевскому

б) Марксу

в) Спинозе

г) Бэкону

5.5. Суждение, раскрывающее сущность фатализма

а) исторический процесс совершается закономерно

б) общественная жизнь

в) ход истории заранее предопределен и неизбежен

г) научное предвидение исторических событий возможно

5.6. Направление русской философии, исходившее из православия как начала всей русской национальной жизни, делавшее упор на самобытный характер развития России

а) Марксизм

б) Западничество

в) Славянофильство

г)  Космизм

5.7. «Мировоззрение, рассматривающее каждое событие, каждый человеческий поступок, как неотвратимо предопределенный судьбой, исключающий свободный выбор и случайность». Это определение относится к понятию

а) фатализм

б) консерватизм

в) традиционализм

г) волюнтаризм

5.8. Американский социолог, автор концепции стадий экономического развития

а) Тойнби

б) Шпенглер

в) Ростоу

г) Белл

5.9.Россия – это мост, связывающий Европу и Азию – это точка зрения

а) евразийцев

б) западников

в) славянофилов

г) марксистов

5.10.Автором работы «Закат Европы» является

а) Маркс

б) Ростоу

в) Шпенглер

г) Тойнби 

 5.11.Идею о трёх видах души выдвинул

а) Трубецкой

б) Сорокин

в) Маркс

г) Шпенглер

6.Автором теории о трех видах души культуры: апполоновской, фаустовской, магической является........

7.Автором формационного подхода к изучению истории является…………

8.С точки зрения Тойнби, движущей силой развития цивилизации является...........

10.Подумайте, за что западники ценили западное общество и за что же его критиковали славянофилы.

11. Обращаясь к западникам, А.И. Герцен писал: «Европа нам нужна как идеал, как упрёк, как благой пример; если она не такая – её надо выдумать». Как вы понимаете это высказывание? Актуально ли оно в наши дни?

12. Что общего между законами природы и законами общественного развития?

13. При каких условиях личность может оказать заметное воздействие на ход исторического развития?

14. Назовите авторов работ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.193 с.)