Тема 1. 1. Философия: ее место и роль в жизни общества и человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Философия: ее место и роль в жизни общества и человека



Основные понятия и термины по теме: философия, онтология, антропология, гносеология, аксиология, методология, этика, мировоззрение.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1. Понятие философии  и её особенности.

2.Разделы философии.

3.Задачи и основные функции философии. Значение философии в формировании мировоззрения и духовных убеждений.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Философия возникла в 7—6 веках до нашей эры. Первым, кто употребил это понятие, был Пифагор - древнегреческий фило­соф и математик.

Философия в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (филия- любовь, софия- мудрость). Это одна из форм общественного сознания, которая возникла под влиянием ду­ховных потребностей людей, их стремления объяснить коренные вопросы бытия природы, смысла жизни, понять развитие общества, цель и направлен­ность исторического процесса. Она наряду с наукой, религией и искусством пытается различными способами описать, объяснить и понять и мироздание и человека.

  Принципиальное отличие философии от частных наук состоит в следующем:

- Наука занимается только тем, что есть; философия же – тем, что есть, но ещё и тем, что должно быть.

- Наука только констатирует факты, философия же не только констатирует, но ещё и оценивает их с точки зрения хорошего и дурного, т.е. с точки зрения морали.

- Наука опирается только на рассудок, философия же опирается не только на рассудок, но  и на интуицию, и на волю, и на чувства.

- Наука занимается чем-то определенным, философия же – всем, поэтому её называют наукой обо всём, т.е. о наиболее общем, важном, главном, основном.

- Философия в отличие от частных наук не даёт однозначного ответа на   вопрос, а выносит на критический суд разума несколько вариантов ответа.

2 .Философия как наука обо всём состоит из нескольких больших разделов:

- онтология (от греч. онтос – бытие и логос - наука) – наука о бытии, т.е. обо всем том, что есть, что существует – об окружающем мире.

- гносеология (от греч. гносис – знание и логос - наука) – наука о познании.

- антропология (от греч. антропос - человек и логос - наука) – наука о человеке, обществе.

- Аксиология-наука о ценностях.

- этика-наука о морали.

- методология-наука о методах познания и др.

Философия- это наука, которая изучает наиболее общие законы разви­тия природы, общества и познания.

3. Каклюбаянаукафилософия выполняет ряд функций:

- теоретико-познавательная, на основе, которой происходит формирование мировоззрения;

- интегративная. Философия объединяет, синтезирует все достижения человечества;

- коммуникативная - функция передачи информации;

- гуманистическая функция направлена на воспитание в духе любви и уважения к человеку;

- методологическая заключается в направляющем воздействии философии на другие науки;

- общекультурная. Никогда не считался культурным человек философски необразованный. Тем более это относится ко времени, в котором мы жи­вем.

Практическое занятие:

Урок-дискуссия по теме: Философия: ее место и роль в жизни общества и человека

Задания для самостоятельного выполнения:

- подготовка аргументов и фактов к дискуссии по теме 1.1. Философия: ее место и роль в жизни общества и человека:

Ø нужна ли современному человеку, живущему в век информационных технологий, философия. Обосновать свою точку зрения аргументами и фактами;

Ø подготовка аргументов «за» или «против» утверждения английского учёного-физика Кельвина: «От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»;

Ø Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что в них в принципе не может быть ответов? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.

Ø Существует множество определений философии. Какой вывод можно сделать из этого факта? Какое определение вам кажется наиболее приемлемым? Подготовить  аргументы для обоснования своего мнения.

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы  Ваша работа на уроке-дискуссии была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим  рекомендациям:

1. внимательно прочитать вопросы для дискуссии;

2. для более чёткого осмысления и правильного понимания данных проблем ознакомиться с философской литературой:

- Крапивенский С. Э.Общий курс философии/С.Э.Крапивенский- Волгоград.: «ЛИБРИС»,стр12-29.

- Гусев Д.А. Введение в философию/Д.А.Гусев-М.: «Просвещение», стр.3-12.

- Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», стр.3-22.

- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.3-6.

3. обдумать и сформулировать свое видение данной проблемы, опираясь не только на полученные теоретические знания, но и на свой жизненный опыт,

4. выводы и аргументы записать в тетради.

Форма контроля самостоятельной работы:

- Участие в дискуссии.

-   Проверка рабочей тетради.

- Проверка сочинения: «Могут ли быть философские решения окончательными   и однозначными?

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. 1. Наука о бытии - это...

А) онтология          

В) гносеология       

С) антропология

D) аксиология

1.2. Наука о развитии и всеобщей связи явлений мира называется:

А) диалектикой      

В) метафизикой     

С) онтологией

D) методологией

1.3. К функциям философии относится:

А) прикладная                     

В) прогностическая            

С) идеологическая

D)теоретико-познавательная

1.4.Гносеология-это

А) греческая богиня

В) синоним истины

   С) философская идея

  D) раздел философии

1.5. Наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и    познания, называется:

А) политология

В) социология                     

С) политэкономия

D) философия

1.6. Воспитание в духе любви и уважения к человеку - это функция

А) интегративная

В) коммуникативная

   С) методологическая

D) гуманистическая

1.7. Идея первична, материя вторична, это точка зрения:

А) материалиста

В) идеалиста                   

С) агностика

D) рационалиста

1.8.Историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности…

А) мифология

В) искусство                        

С) религия

D) философия

1.9. Обобщение накопленных конкретными науками знаний в целостную картину мира реализует________ функция философии

 А) интегрирующая

 В) эвристическая               

 С) гуманистическая

 D) методологическая          

2.Некоторые считают, что «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если Вы не философствуете, значит, Вы не человек?

3.В чём сходство, а в чём отличие  философии от других наук?

 4.Назовите функц ии философии. Какие из них являются специфическими функциями, т.е. присущими только философии?

 

Умения, сформированные у студента после изучения темы:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2. Анализирует и сопоставляет различные точки зрения на философию.

3. Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4. Способен делать выводы и умозаключения.

5. Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

6. Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.012 с.)