Тема 1.3 Основные этапы в развитии философской мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.3 Основные этапы в развитии философской мысли



Основные понятия и термины по теме: архэ, апейрон, диалектика, майевтика, натурфилософия, эмпиризм, рационализм, позитивизм, экзистенциализм.

План изучения темы (перечень вопросов, обязательных к изучению):

1.Античная философия (VII в. до н.э. V в.н.э.). Учения Сократа, Платона Аристотеля как высший этап развития античной философской мысли.

2.Философско-религиозная мысль средневековья(V- XV в.в.). Августин Аврелий и Фома Аквинский.

3. Философия Возрождения(XV – XVII в.в.). Никколо Макиавелли.

4. Философия Нового времени(XVII- I пол.XIX в.в.). Эмпиризм и рационализм. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель, Фейербах.

5.Философия марксизма.

6.Основные направления развития философии 20 века. Позитивизм. Экзистенциализм. Философия психоанализа.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Для раннего периода античной философии в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм. Важнейшим вопросом I этапа был вопрос о первоначале (архэ) всего сущего.

Первым философом, математиком, астрономом является Фалес из г.Милета. По его мнению, архэ является вода, которая приводится божественной силой.

Ученик Фалеса Анаксимандр считал первоначалом  мира апейрон -неопределённое беспредельное материальное начало.

 . По мнению ученика Анаксимандра - Анаксимена архэ является воздух: все вещи происходят из него путём сгущения или разрежения. Философ Гераклит  из г.Эфеса, прозванный «Тёмным» и «Плачущим» считал первоначалом мира огонь, имеющий божественное происхождение. Его известные изречения: «Всё течёт, всё изменяется», «Нельзя войти в одну и ту же воду дважды», «Солнце новое каждый раз». По мнению Эмпедокла архэ являются четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля. Философ Пифагор с острова Самос считал, что всё есть «число». Даже человеческое счастье достигается знанием совершенства чисел. Особое значение он придавал числам 1,2,3,4, а также их сумме 10.

     Одним из влиятельных учений II этапа является атомистический материализм Демокрита, прозванного «Смеющимся». Он считал, что мир состоит из небытия (пустоты) и бытия (атомов), которые находятся в постоянном движении. Атомы вечны и неизменны, различаются величиной, формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные и т. п.). Сократа из г.Афин называют отцом философии. Он в центр философского изучения поставил не природу, а человека. Цель и смысл человеческой жизни познание самого себя. Сократ считал, что единственное, о чём мы знаем точно - это о собственном незнании, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо познать. Отсюда его известное изречение: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он разработал особый метод обучения – майевтика, повивальное искусство.

                           Он  разработал  учение о трёх основных   добродетелях:

1. Умеренность – это знание того, как обуздывать страсти.

2. Храбрость – это знание того, как преодолевать свои страхи и опасности.

3. Справедливость – это знание того, как выполнять законы – божественные и человеческие.

          Сократ считал, что добродетели можно научиться при помощи умственного образования. Только «благородные люди» могут претендовать на знание. Ремесленнику, земледельцу, т.е. демосу, знание недоступно.

Платон (ученик Сократа) стал основателем объективного идеализма. Ядро его учения - тео­рия о мире идей. Идеи представляют причину бытия вещей. Идеи находятся в особом «умном месте», расположенном где-то в космосе. Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны человеческим чувствам и познаются только разумом. Идеи имеют структуру, подобную пирамиде. На вершине пирамиды идеи высшего ранга - идеи блага, истины прекрасного, справедливости. Ниже - идеи, выражающие физические, природные процессы и явления, идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд - идеи классов, групп, пред­метов и живых существ, например, животные, человек и т.д.

Этому миру идей противостоит окружающий нас материальный мир вещей. Однако этот мир вторичен, он является лишь «тенью» мира идей. Платон признаёт ещё и наличие Ума – демиурга, который является творцом мира и порождает Мировую душу. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю, вселяется в тело новорожденного ребёнка.

Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает всё, что знала ранее. Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее. Аристотель - ученик Платона. Он подытожил развитие всей предшествующей философии. Аристотель выявил особенность философии, ее отличие от конкретных частных наук, дал ей определение. Философия, по его мнению, это высшая ступень человеческих знаний, т.к. она ищет первопричину всего сущего, а наука о первопричинах является самой главной.

Первооснову мира Аристотель видел не в идеях, а в материи. Однако существуют и идеи. Но, в отличие от Платона, он считал, что вещи и идеи, которые он называл формами, существуют не отдельно, а вместе друг с другом. Аристотель признавал, что все вещи и их формы находятся в постоянном движении и развитии. Источник движе­ния не в самих вещах, а в Боге. Аристотель крити­ковал учение Платона об идеальном государстве.

2. Средневековая философия рассматривает проблемы соотношения разума и веры.

В это время церковь, религия занимали господствующее положение. Философия вынуждена была существовать в условиях всевластия церкви. и занималась толкованием священных религиоз­ных текстов. Средневековая философия пер­вопричиной всего считала Бога. Августин Блаженный в своем известном труде «О граде Божьем» пред­ложил первый вариант периодизации всемирной истории, которая началась с наказания людей за первородный грех и закончится после длительного вре­мени искупления этого греха отделением праведников от грешников в день страшного суда, когда каждому будет воздаяние по заслугам.

Фома Аквинский главное внимание уделял рациональным (рацио – разум) доказательствам существования Бога. С этой целью он разработал пять доказательств существования Бога:

- Первое доказательство основывается на понятии движения.

- Второе доказательство строится на понятии причины.

- Третье доказательство основывается на понятиях случайного и необходимого.

- четвёртое доказательство базируется на представлении о совершенстве мира.

- пятое доказательство основывается на понятии целесообразности.

Главная его заслуга - разработка им проблемы соотношения веры и ра­зума в познании. Он  впервые обосновал  возможность компромисса между религией и наукой.

       3. На смену средневековым идеям о божественном происхождении общества и государства стали приходить идеи о том, что общество, государство возникли не по воле Бога, а из реальных потребностей людей.

Эти идеи впервые обосновал мыслитель эпохи Возрожде­ния Никколо Макиавелли.

По Макиавелли, государство возникает не по воле Бога, а из потребно­стей людей, их заинтересованности в сохранении своей собственности, иму­щества, жизни друг от друга. Ведь люди, учил Макиавелли, по своей природе порочны, корыстолюбивы, жестоки и склонны к обману. Чтобы обуздать эти порочные, присущие людям свойства, нужна сильная государственная власть, сосредоточенная в руках правителя. Хозяином государства должна быть имущая часть населения, собственники. В своей работе «О Государе» Макиавелли изложил правила государственной деятельности:

- первое- подчинить все силы и средства правителя главной цели - созда­нию и укреплению единого, мощного государства;

- второе- для обеспечения этой цели можно использовать любые средст­ва.

Идеальный правитель – это «лисица и лев», он является и обожаемым народом и внушающим страх. Но так как этого трудно добиться, то проще всегда держать подданных в страхе. Политическим идеалом для Макиавелли была Римская республика.

4 .Философия Нового времени включает в себя следующие этапы:

- философия XVII в.;

- философия Просвещения (XVIII в.);

- немецкая классическая философия (вторая половина XVIII-XIX в.).

На развитие философии XVII в. огромное влияние оказали следующие события:

- буржуазная революция в Англии;

- промышленная революция;

- научная революция.

Философы XVII в.Ф. Бэкон, Дж. Локк - основате­ли эмпиризма, считали, что чувственный эмпирический опыт является источником наших знаний. Эмпиризму противоположен рационализм (Рене Декарт), придаю­щий первостепенное значение в познании разуму.

Борьба с религиозными идеями была продолжена в XVIII в. в эпоху Просвещения.

Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий состоит в людском невежестве. Следовательно, для её устранения необходимо просвещение людей – отсюда и само название эпохи. Но при этом речь шла о просвещении только высших слоёв общества и монархов. 

Философы Просвещения были не только проповедниками науки и про­гресса, они видели в религии своего главного врага. Основным орудием борьбы  с религией были насмешка и сарказм. Развенчав религию и Бога, французская философия стала искать альтернативный ответ на вопрос о первооснове мира, которую они видели не в Бо­ге, а в материи.

Роль философии Просвещения противоречива.

Позитивная роль — в подрыве всевластия религии, в возвышении значи­мости науки.

 Негативная – подрыв авторитета религии и религиозной морали повлек за собой общий упадок нравов, разгул насилия, жестокости и даже садизма.

Представителями немецкой классической философии были И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Бурные события этой эпохи показали, что социальный прогресс измеря­ется не только успехами разума, науки, но и успехами морали, нравственно­сти.

Учение   Канта оказало огромное влияние на всю последующую, в том числе современную философию. В творчестве Канта различаются два периода: ранний, докритический (до 1770 г) и критический этап.

I этап его творчества – ранний, докритический рассматривает проблемы устройства мира, космоса.

Космос материален и находится в постоянном движении. Таким образом, в объяснении сущности мира Кант выступал как материалист и диалектик.

В критический период (II этап) Кант рассматривает проблемы гносеологии, т. е. проблемы познания. Он пересматривает представления о границах человеческого познания.

Основные положения: нельзя до конца понять мир, основываясь только на чувствах, разуме и опыте. Процесс познания был начат еще до того, как мы начали что-либо познавать с помощью чувств или разума. Все вещи в мире, как и человече­ское сознание, двойственны, они включают в себя как бы две стороны:

- «вещь для нас» - «светлая», воспринимаемая нашими чувствами;

- «вещь в себе» - «темная», тайная сторона вещи, недоступная нашим чув­ствам, нечто таинственное, находящееся за пределами сознания.

Именно поэтому наше знание о мире, вещах и самом человеке никогда не станет полным, абсолютным. Абсолютных знаний не бывает.

Важнейшей частью учения Канта является теория морали. Он делит поступки людей на легальные и моральные (по совести) и пишет о двух моральных законах

 Знания и нравственность, по мнению Канта, неразрывно связаны. Талант, разум должны быть ограничены требованиями нравственности. Человек рождается вместе с внутренним нравственным законом - категорическим императивом.

Вершиной немецкой классической философии является философия Геге­ля, который создал философскую систему, в основе которой лежало пред­ставление об Абсолютной идее (Абсолюте), прошедшей в процессе своего развития три ступени:

-это бытие Абсолюта до сотворения природы;

-ступень создания природы;

-ступень духа, т. е. появление человека и общества.

Гегель был основателем диалектики (диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи явлений мира). Философия Гегеля - это философия объек­тивного идеалиста: он признавал развитие абсолютной идеи, которая создала окружающий мир.

Л. Фейербах - критик догматов христианской религии. В своей книге «Сущность христианства» он выдвинул и обосновал положение о том, что не Бог создал человека, а наоборот, чело­век создал Бога «по образу и подобию своему».

Критикуя христианскую религию, Фейербах не отрицал необходимость религии вообще. Однако он видел источник ее не вне человека, а в нем са­мом, в устройстве его духовного мира. Поэтому он предлагал заменить рели­гию любви к Богу религией любви к человеку. Главным для новой религии должен стать лозунг: «Человек человеку Бог». Иначе говоря, религия христи­анства должна быть заменена религией человекобожия.

Фейербах критиковал гегелевское учение об Абсолютной идее. Идеализ­му Гегеля он противопоставлял свою философию материализма.

5. Главным источником учения Маркса является философия Гегеля и Фейербаха. У Г. Гегеля Маркс заимствовал диалектику, а у Л. Фейербаха – материализм. Поэтому философию

Маркса называют диалектическим материализмом (учение о развивающейся материи). В центре внимания философии марксизма оказались проблемы социаль­ной жизни и структуры общества.

По мнению  Маркса,  главным звеном общественной системы является  материаль­ный экономический базис, а не идеи. В этом выводе и состоит великое от­крытие Маркса. Но  он делал уступки идеализму. Такой уступкой стало учение о коммунизме.

 6. Философии Запада присущ скептицизм и пессимистический взгляд на мир. В ней большое место занимает философия иррационализма (Ницше, Шопенгауэр).

В конце XX века большое распространение получила философия психоанализа (или бессознательного) 3. Фрейда.

Большое влияние на художественную интеллигенцию в XX в. оказал экзистенциализм (философия существования), основателями которого были Ясперс, Хайдеггер, Сартр, А. Камю, Габриель Марсель.

Экзистенциализм рассматривает проблему критических, кризисных си­туаций, поэтому его называют философией кризиса - кризиса гуманности.

Люди свободны в выборе цели и в выборе средств  для  существования, но человек ответственен за тот выбор, который он делает. Сущностью чело­века является свобода от ограничений в мире.

 Современные западные философы выделяют как важнейший принцип существования философских школ - принцип диалога.

Практическое занятие:

Урок-семинар по теме «Основные этапы в развитии философской мысли.

Примечание:

Уважаемый студент! Для того, чтобы Ваша работа на уроке-семинаре была успешной (хорошей или отличной), необходимо следовать следующим рекомендациям:

1.внимательно прочитать вопросы для семинара;

2.внимательно ознакомиться с философской литературой:

- Крапивенский С. Э.Общий курс философии/С.Э.Крапивенский- Волгоград.: «ЛИБРИС»,стр12-29.

- Гусев Д.А. Введение в философию/Д.А.Гусев-М.: «Просвещение», стр.3-12.

- Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», стр.3-22.

- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.3-6.

- Островский Э. В. Основы философских знаний/В.Э.Островский- ЮНИТИ,2008.- 256 с.

- Крапивенский С.Э.Социальная философия/С.Э.Крапивенский-М.: Владос,-416 с.

- Губин В.Д. Философия /В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов-М.: ТОН-Остожье,2009.-704 с.;

3.целесообразно в рабочей тетради сделать краткие записи по каждому вопросу темы. Ими можно будет воспользоваться на семинаре.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

 - подготовка материала к семинарскому занятию по теме: «История развития философской мысли»:

 

1.Определите общие черты и различия в учениях античных философов первого этапа: Фалеса, Гераклита, Анаксимандра, Анаксимена, Эмпедокла, Пифагора.

2. Определите, что является центральной проблемой философии Сократа. Согласны ли Вы с его утверждением, что добродетель – это знание? Обоснуйте свою точку зрения аргументами.

3.Почему философа Платона называют основоположником объективного идеализма? Обоснуйте свою точку зрения аргументами.

4.Раскройте философское учение Аристотеля. В чём он был не согласен со своим учителем Платоном?

3.Определите, что является центральной проблемой средневековой философии и выявите различия учений Августина Блаженного и Фомы Аквинского.

4.Раскройте учение Н.Макиавелли о государстве, политике и морали.

5.Раскройте содержание понятий эмпиризм и рационализм. Определите, в чём сходство, а в чём различие философских идей Ф.Бэкона и Р.Декарта?

6.Определите основные черты философии Просвещения, положительные и отрицательные последствия деятельности философов этого этапа.

 7.Считается, что И.Кант произвёл в философии переворот, равный по своему значению перевороту Коперника в естествознании. Как вы думаете, в чём заключается «коперниканский переворот И. Канта?

 8.Дайте сравнительную характеристику учений Г.Гегеля и Л.Фейербаха.

9.Раскройте основное содержание философии марксизма.

10.Определите основные черты философских учений 20 века:

ü неотомизма,

ü экзистенциализма,

ü позитивизма,

ü постмодернизма.

        11.Подготовить сообщения:

ü Ф. Бэкон и его учение об идолах.

ü Этическая философия И.Канта.

ü Перспективы и задачи современной философии.

    12.Составить глоссарий таких понятий, как натурфилософия, архэ, апейрон, атомистический материализм, майевтика, Ум-демиург, эмпиризм, рационализм, абсолютная идея, категорический императив, позитивизм, неотомизм, экзистенциализм, постмодернизм.

 

Форма контроля самостоятельной работы:

- Проверка рабочей тетради.

- Устный опрос.

- Проверка глоссария.

- Защита сообщений.

Вопросы для самоконтроля по теме:

      1.1.Основным принципом философской мысли Средних веков были

А) антропоцентризм

В) космоцентризм

С) европоцентризм

  D) теоцентризм

1.2. Родоначальником эмпиризма является

А ) Декарт

В) Бэкон

С) Кант

D) Дидро

1.3.Фалес, Анаксимен, Анаксимандр принадлежали к философской школе

А ) киники

В) натурфилософы

С) стоики

D) киники

1.4.Автором индукции как основного метода познания является

А ) Бэкон

В) Локк

С) Макиавелли

D) Маркс

1.5. Демокрит считал, что весь мир состоит из неделимых частиц. Они называются:

   А) монада                     

   В) апейрон                   

   С) атом

D) эйдос

1.6. Эпоха Ренессанса называется Возрождением, потому что

А) возрождали античную науку

В) возрождали античное искусство

С) возрождали античные ценности

D) всё перечисленное верно

1.7.Кант называл моральными поступками

А) бескорыстные   

С) подсознательные

В) беспричинные   

D) всё перечисленное верно

1.8. Философ Нового времени, который связал сущность бытия с абсолютной идеей

А) И.Кант               

В) Г.Гегель                           

С) Декарт

D) К.Маркс

2.Какой из пяти аргументов Фомы Аквинского представляется Вам наиболее более убедительным? Обоснуйте свой ответ.

3.Объясните различия между знанием и верой.

4.В чём заключается сходство и различие платоновского и аристотелевского учений?

5.Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал её создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты мог бы усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские  слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

6.Какими нравственными качествами, по мнению Н.Макиавелли, должен обладать правитель?

7.Какова центральная идея Л.Фейербаха?

8.Каковы главные причины возникновения религии, с точки зрения Л.Фейербаха? Чем предлагает он заменить религиозные представления?

Умения, сформированные у студента после изучения раздела 1:

1. Умеет находить нужную информацию из множества источников.

2.Анализирует и сопоставляет различные точки зрения.

3.Умеет из множества мнений выбрать самое существенное.

4.Способен делать выводы и умозаключения.

5.Умеет находить сходство и различие философских учений.

6.Находит аргументы и факты для подтверждения своего мнения.

7.Умеет связывать философию со своей будущей профессиональной деятельностью.

8.Умеет находить причинно- следственные связи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.105 с.)