Глава II . Проектная работа, как фактор духовно- нравственного воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Проектная работа, как фактор духовно- нравственного воспитания.



А. Классные, общегимназические проекты.

Средством самореализации для учеников сегодня становятся проектная работа. Именно способность создавать их так востребовано в современном обществе, новыми федеральными государственными стандартами. В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания, а проекты формой его.

         Социальная значимость ученических проектов достигается:
– стремлением детей и подростков сделать благополучнее жизнь семьи и Отечества,

- стремлением поделиться познанным с ровесниками, близкими, учащимися гимназии
– благодарностью тем, кто стоял у истоков православия на тверской земле– единением юных граждан в сохранении памяти о всех, кто ковал Великую Победу, кто отдал жизнь за мир на земле. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его цель и результат. Результатами проектов, разработанных автором с ребятами, были классные (Приложение №6 «Хлеб войны») и обще гимназические мероприятия.

- разработан совместно с учащимися вариант «Опросника для ветерана» для проведения сбора устной информации (Папка «Опросник»)

       В разработке представлены несколько реализованных проектов:

1. «Журавли», посвящены празднованию Дня белых журавлей – символа павших и не вернувшихся с фронта. (Приложение №)

Этот проект стал особенной «находкой» для ребят. О празднике они узнали случайно и как подготовить этот краткосрочный проект думали недолго – сама песня подсказала. Получился задушевный разговор со свечами: о появлении образа журавля – символа надежды на выздоровление японской девочки, пострадавшей от американской атомной бомбардировки, это чтение стихов, рассказов о войне, прочитанных или услышанных от дедушек, это тихий напев песни «Журавли. (Мне кажется порою….»). Как много «журавлей» в городах, поселках нашей страны, потому что «нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». Глаза молодых ребят светились. Журавли они ведь несут и того солдата, что навечно будет взирать с высоты своего Величия ржевские земли. Это символ Вечной памяти и христианской жертвенности – «блажен, отдавший души за многие души»

2. Общешкольный проект «Мой город – ты свободен», посвящен освобождению города Калинина (Приложение 5. Дана версия проекта в форме презентации).

3. Среднесрочный проект «И надпись на фото «Диме от Кати. 1941» (Приложение №5) возник в ходе написания исследовательской работы «Два брата и одна война» Самковой Екатериной. Поиск родственников или знакомых командира Ионова Дмитрия Семеновича, чье письмо прадед Кати сохранил, не увенчалась, к сожалению, успехом, после того, как мы разместили в нескольких газетах материала по данной теме. (Приложение 8, Поиски)

4. Проект «Героические страницы тверских улиц», разработанный с учащимися 9 классов для младших учащихся в интерактивном режиме позволил и пережить радость групповой работы, и попробовать себя в роли журналиста и шифровальщика (Приложение 6 отдельный файл, представлена разработка) (Приложение №10, №9)

5. Социальный проект «Праздник один на всех» с интерактивной составляющей был подготовлен для воспитанников детского сада, что находится вблизи нашего учебного заведения. Гимназисты сумели вовлечь ребят не только деятельностью, но и в разговор о том, что они знают о войне и участии в ней их родственников. (Приложение №7)

6. Проект «А память меня словно ветер уносит… (Две судьбы одной улицы») (Приложение №8) был разработан и проведен в этом учебном году в рамках «Декабрин. Обществоведческая десятидневка» (6) совместными усилиями учащихся 6в класса. В паспорте проекта даны традиционные для данного вида работы алгоритм. В проекте представлен разработанный экскурсионный маршрут по главной улице города Твери – Советской.

Задача проекта - показать в истории улицы Советской города Твери славную и трагическую страницу судьбы страны и города: период оккупации и освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков и современную улицу Советскую.

  В разработке представлено несколько вариантов работы с его материалами. Подход, предложенный в данной разработке, дает возможность продублировать идею на материалах любой улицы населенного пункта, подвергшегося оккупации и разработать соответствующий экскурсионный маршрут. Особенно трепетными, трогательными были впечатления родителей учащихся 6 в, которых по улице Советской «провели» их дети. (Папка Приложение. Советская)

  В разработке представлено несколько вариантов работы с его материалами. Подход, предложенный в данной разработке, дает возможность продублировать идею на материалах любой улицы населенного пункта, подвергшегося оккупации и разработать соответствующий экскурсионный маршрут. Особенно трепетными, трогательными были впечатления родителей учащихся 6 в, которых по улице Советской «провели» их дети. (Папка Приложение. Советская). (Паспорт проекта Приложение №11)

        Надолго остаются в памяти ребят беседы, которые проводят священнослужители Тверского благочиния. «Кто такой патриот» - дети знают, а отец Александр (Горячев) рассказал, что это не только совершивший подвиг, но тот, кто слушается маму, кто делает уроки. И они задумались, мои шестиклашки. (Приложение №10, 1).

Как не быть скинхедом и быть патриотом – об этом долго разговаривали отец Сергий (Домнин) и мои, теперь уже, выпускники. Они этот разговор до сих пор помнят, и я его помню. Обстоятельные разговоры о состоянии современного образования ведет с учителями гимназии Симора В.А. (Приложение №10, 2)

Б. Муниципальный проект.

Результаты работ над исследованиями по истории судеб родственников, подвергшихся политическим репрессиям политическим репрессиям в первые годы представлялась на гимназической научно-практической конференции «Я познаю мир». В преддверие конференции в гимназии проводится анкета по теме «Политические репрессии в истории моей семьи», разработанная сотрудниками комплекса «Медное». Группа гимназистов обрабатывает полученные данные. Ежегодно в анкетировании принимают участие не менее 90 человек. От 10 до 14 ответов содержат информацию о наличии у респондентов репрессированных родственников.

Со временем гимназическая конференция переросла в городскую, на которой учащиеся города рассказывают, как политические репрессии отразились в истории их семей. Конференция в последние годы стала не только городской, но и изменила форму: мы стали проводить секционную работу (Приложение №9, папка «Конференция «Политические репрессии – трагедия народа, трагедия семьи»). В каждой секции участники конференции работают с макетами Следственных дел. Это дела репрессированных из числа священнослужителей, дворян, крестьян. Это дает возможность учащимся убедиться, что репрессии были всеохватывающими. Ребята самостоятельно читают материалы анкет репрессированных, допросов, постановления троек. Они не только знакомятся с историческими источниками, но и отрабатывают исследовательские навыки. Большим примером для ребят являются выступления на конференции сотрудников мемориала «Медное».

     В процессе проектно – исследовательской деятельности:

- сформировались исследовательские умения у учащихся, включающие умение работать с информационными источниками разного вида, научились различным видам конспектирования текстов и техникам работы с текстовыми материалами;

- научились ставить цели и выявлять проблему исследования;

- отбирать необходимый материал, анализировать и обобщать полученные данные;

- научились выстраивать содержание в логически стройную систему;

- формулировать собственные выводы;

- освоили различные методики исследовательской деятельности юного исследователя: умение давать внешнюю и внутреннюю характеристику источника;

- заложены основы умения речевой культуры и культуры публичного выступления;

 - созданы условия для плодотворного, доброжелательного общения и взаимоотношения

- сформировано представление о приоритетности в жизни гуманистических, христианских начал в отношении к близким людям и жизненной позиции

 

Заключение.

         В процессе исследования подтверждена выдвинутая гипотеза: проектно-исследовательская деятельность является продуктивным способом формирования духовно-нравственного воспитания молодого поколения, способом формирования их патриотического духа.

При работе с документами, касающихся судеб репрессированных граждан, необходимым является сопровождение духовных лиц, даже в форме морального одобрения.

Значимость педагогического исследования в теоретическом смысле:

1. Обнаружена и прослежена закономерность поступательного личностного, интеллектуального и познавательного развития школьников в условиях нравственной проектно-деятельностной среды.

2. Выявлены инструменты оценивания и проанализированы результаты проектно-исследовательской деятельности на протяжении длительного периода ее использования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.111.24 (0.008 с.)