Победитель регионального этапа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Победитель регионального этапа



В 2020 году

 (I место в номинации

«Организация духовно-нравственной работы

в рамках образовательной организации» )

 

Достоинство предков – основа духа потомков

  (Исследовательская и проектная работа школьников как основа духовно- нравственного воспитания)

Введение.

Как у каждого народа,

так и у каждого человека

есть свое настоящее и прошлое,

именуемое историей.

История страны – это память народа;

история человека, его семьи

– это память рода».

 (Соловьев В. М.)

 

Современное молодое поколение живет в условиях всё возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. В то же время оно недостаточно хорошо знает историю своего края, его богатое культурное наследие, твердо в своей патриотичности. Поэтому возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к Родине, к ее историческому прошлому, то есть воспитание духовно- нравственное воспитание школьников, патриотизма. Перед каждым, кто по роду своей деятельности и желанию духа встает вопрос о том, как можно решать эти задачи. В представленной работе ответы ее автора на те вызовы современности, с которыми столкнулся школьный учитель в своей деятельности.

У конкурса очень красивое, достойное название «За нравственный подвиг учителя.

Прости меня, Господи, дерзнувшей на соперничество с коллегами, попытавшую сравнить то, что сделано мною со светлым делом тех, кто действительно совершал нравственный подвиг. Не корысти ради, не ублажения гордыни, а представление совместного с ребятами результата работы толкнуло на участие в конкурсе. И вспоминаются слова преподобного Серафима Вырицкого о том, что

«ты не случайно оказался

На твоем месте,

это то самое место,

которое Я тебе назначил.

Не просил ли ты, чтобы

Я научил тебя смирению, -

Я поставил тебя

Как раз в среду,

В ту школу,

где этот урок изучается.

Твоя среда и живущие с тобою

Только выполняют Мою волю» (1).

Значит и это участие в конкурсе – «От Тебя это было».

Во славу твою, Господи.

1.1. Обоснование актуальности темы педагогического исследования.
     На школьное образование возложена высокая миссия духовно-нравственного воспитания юных россиян. Федеральные государственные стандарты и историко – культурный стандарт нацеливают педагогическое сообщество на интенсивный поиск таких воспитательных моделей и социально-педагогических условий, которые соответствуют
требованиям эффективного участия образовательных
учреждений в решении приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания юных граждан - патриотов России.
   В течение длительного времени, учащиеся учебного заведения, в котором работает автор разработки, изучали краеведческий материал в рамках авторского курса «Прошлое и настоящее Тверского края». Изъятие из учебного плана краеведческого курса, как самостоятельного, определило изменения в режиме изучения краеведческого материала. Особое место в современном обществе занимает информация. Именно отсутствие опоры на документы, их игнорирование позволяет некоторых гражданам сегодня извращать историю, придумывать ее. В сложившихся условиях, а также учитывая и собственное увлечение источниковедческой работой, автор данной разработки попытался увлечь своих учеников изучением архивных документов, и, решая те задачи, которые стоят перед учителем, классным руководителем.

Одним из условий результативности работы по формированию патриотизма и духовно-нравственных ценностей является педагогическая практика сотрудничества школы с Русской Православной Церковью. Это связано с тем, что природа учительского и пастырского служения родственна сама по себе. Учителю, как и священнику, надлежит быть организатором, умело объединять усилия многих людей в ходе социально значимых добрых дел. Труд у классной доски, как и служба у алтаря, могут быть действенными лишь через искреннюю любовь к людям и заботу о том, чтобы дети вырастали достойными гражданами российского Отечества [3]. Об этой великой миссии говорил наш земляк, выпускник народной школы С.А. Рачинского, выдающийся художник Н. Богданов-Бельский. Он писал: «Наша школа должна быть не только школой арифметики и элементарной
грамматики, но, первее всего школой христианского учения и добрых нравов, школой христианской жизни под руководством пастырей Церкви» [3]. Церковь и школа устремлены к сотрудничеству в вопросах развития у детей и подростков деятельного чувства любви к родным местам, к Отечеству. « В противном случае,– по словам Патриарха Московского и
всея Руси Кирилла,– мы отказываемся от самого главного – от того, чтобы формировать убеждения нашей молодежи, и это в условиях, когда на детей, на молодежь обрушивается колоссальный информационный
поток, работающий, в том числе, на подрыв патриотических убеждений» [4].

Духовно-нравственное развитие и воспитание, как процесс последовательного расширения и укрепления
ценностно-смысловой сферы личности, служит формированию способности юного человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, обществу, государству, окружающему миру на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок [2]

1.2.   Формулировка проблемы, определение объекта и
предмета исследования.

    Сегодня в педагогике особенно актуальны деятельностные
технологии. Они направлены на результаты образования, связанные с переводом ребёнка, подростка в позицию духовно зрелого, активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе
нравственных ценностей и профессиональных интересов, вырабатывать собственную позицию и участвовать в разработке созидательных социальных школьных проектов.

Объект исследования  –

 сотрудничество ученического и педагогического, конфессионального сообществ во имя духовно-нравственного становления юных граждан России в проектно-исследовательской деятельности.
    Предмет исследования  – 

педагогические условия формирования нравственной деятельной позиции
подростков, разрабатывающих и реализующих ученические исследовательские работы и социальные проекты.

       Цели, на достижение которых направлена деятельность учителя:

- Овладение юными гражданами базовыми национальными ценностями Отечества в процессе социального проектирования.

- Предупреждение ухода учащихся в мир вредных
зависимостей через приобщение их к тысячелетним
духовным православным традициям, дающим основания для созидания нравственных ориентиров в настоящем и будущем через вовлеченность в социальную практику, проектную и исследовательскую работу.

- Определение жизненной и профессиональной ориентация учащихся в рамках реализации школьных социальных инициатив.

      Новизна данной работы состоит в выработке
принципиальных авторских педагогических подходов:

 – создание глубоко нравственной проектно-деятельностной среды;

- развитие исследовательских навыков при работе с документами личного происхождения, а также при работе с архивными материалами;

- формирование навыков публичного представления результатов поисковой работы;
– признание ценности созидательной социальной деятельности учащихся со взрослыми: учителями, родителями, священнослужителями.

- осмысление наиболее трагических страниц истории нашей Родины, формирование способности критического осмысления действительности;

- развитие коммуникативных навыков, способностей работы в группах разного состава.

 В основе разработки и работы учителя лежит проектно-исследовательская деятельность.

         Цель проектно-исследовательской деятельности в рамках ФГОС 2 поколения – формирование универсальных учебных действий (УУД).

Задачи:

 Формирование личностных УУД:

 Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

 Воспитание целеустремлённости и настойчивости

 Формирование коммуникативных УУД:

 Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

 Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

 Формирование регулятивных УУД:

 Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

 Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

 Формирование познавательных УУД:

 Сбор, систематизация, хранение, использование информации.

Гипотеза исследования: проектно-исследовательская деятельность является продуктивным способом формирования духовно-нравственного воспитания молодого поколения, способом формирования их патриотического духа.

  Глава I. Исследовательская работа, как фактор духовно-нравственного воспитания.

      Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, и, следовательно, развивать познавательные навыки.

В июле текущего года мы будем вспоминать один скорбный юбилей в истории нашего Отечества: 80 лет назад появились директивы, повлекшие за собой массовые расстрелы и репрессии. В наше время все чаще можно услышать голоса в защиту большевизма и его частного проявления – сталинизма. Кто-то называет Сталина «эффективным менеджером», кто-то утверждает, ни много ни мало, что гонений на Церковь практически и не было: храмы закрывали лишь потому, что народ перестал в них ходить, а священники лишились материальной поддержки со стороны государства. Но история, как говорится, упрямая вещь. И забвение ее уроков чревато необходимостью повторять забытое. Это самые сложные вопросы, на которые учителю приходится отвечать на уроках. Изучение жизни страны и тех, кто подвергся политическим репрессиям, стало особенной частью исследовательских работ, которые наши ребята пишут уже в течение уже более десятка лет.

Начало было положено еще в 2009 году, когда сотрудники мемориального комплекса «Медное», пригласили учащихся школ города к участию в конференции «Политические репрессии в истории моего рода». Первые шаги по изучению данной темы начались с проведения анкетирования. Текст анкеты размещен в «Приложении №1». В начале года учащиеся 10 классов проводят анкетирование, обрабатывают, анализируют полученные материалы, определяют возможности проведения исследования. Анкетирование проводится в 8-10 классах, то есть в нем участвуют, как правило, около 100 человек. Интересующие сведения различны: минимальны, отрицательны, по причине отсутствия таковых лиц или отсутствия сведений. Это и радует, не было горя в семье, и огорчает: скрыта правда - молчание советского периода.

      Учащимися собран и обработан материал о более, чем 10 родственниках и незнакомых людях – священниках, подвергшихся политических репрессиям 30-50 годов в СССР. (В Приложении №3 мы разместили фото, лишь некоторых их них.)

    Исследовательская работа учащихся по изучению истории рода, строится на изучении документов личного происхождения, домашних архивов, а также на документах архивных учреждений города и области. Большинство ученических работ написано на материалах документов Центра документации новейшей истории, с сотрудниками которого наше учебное заведения связывает длительное сотрудничество. (Приложение №2. В ЦДНИ на летней практике.)

Работы учащихся открывают «мир духа» их родственников в застенках учреждений системы ГУЛАГ (НКВД), а также на фронтах Великой Отечественной войны. В процессе работы у нас выделялась особая тема – это история судеб репрессированных священников, родственников наших ребят. Об особом трепете, гордости и злости пишут в своих работах, после того как прикоснулись к этому величайшему горю, испытанию, которому подвергся православный народ. Ребята брали благословление у батюшек для работы с документами.   

 Роман Корольчук в своей работе пишет: «Мой прадядя остается на посту Веры. Он несет людям ее, даже рискуя быть арестованным, он знает об этом. Но остается. Я считаю, что мой дед совершает, по сути, нравственный подвиг во имя веры. Избранному однажды пути он отдает жизнь, не боясь даже смерти. Достоинство и честность вот что чувствуется при чтении материалов дела.         

   Как и во многие годы, наша страна сегодня переживает сложные трудные времена, как и в сложные тридцатые, военные сороковые и во все последующие годы. Люди, избравшие путь служения Богу своим жизненным служением, возносят мольбы и среди голосов этих молитвенников за русский народ есть голос и моего прадеда, для которого служение Богу –высшая ценность». (Приложение «Священник Лебедев» папка «Исследовательские работы по репрессированным родственникам-священникам»). А еще сегодняшний школьник может по записям прапрабабушки узнать, почему дочь священника порывает с Верой, почему становится социал-революционеркой, а потом она и ее муж, тоже сын священнослужителя, окончивший курс Тверской духовной семинарии, становятся видными деятелями становления системы образования в нашем крае. (Приложение «Исследовательские работы по семейной истории. Сербская А. Школьные тетрадки»).

   Правда берет все равно верх: закончит духовную семинарию и сегодня является настоятелем Спасо-Преображенского собора в городе Жуковском их правнук.

      Ученики Сербской С.П. ставят новые задачи – изучить судьбы монахинь Кашинского Сретенского монастыря по материалам уголовно-следственных дел. Эта работа начата учениками совместно с монахиней Сергией.

       «В истории каждой семьи как в капле воды отразилась история России со всеми ее взлетами и падениями, войнами и революциями. Предки были свидетелями и участниками жизни "старой" России, и они внесли свою лепту в копилку общего исторического и культурного богатства нашей страны» пишет в своей работе Волкова Дарья, и достойно потомку знать об этом.

        Работа с архивными материалами показывает учащимся, как вели себя в трудные жизненные ситуации их деды и прадеды, и их сила духа становится примером для них, потомственным качеством, «родовой меткой», становится нравственной опорой сегодня.

       Много неожиданных открытий о жизни советских людей в разные годы открыли для себя те, кто занимался изучением Следственных дел репрессированных родственников. Например, Сироткина Анастасия, работая над текстами писем с фронта Первой мировой войны открыла для себя историю первой любви прадеда, выпускника Тверской духовной семинарии, а потом и о том, как маховик репрессий прошел по его семье. Письма с фронта, с текстами которых работала ученица, открыла историю жизни в военном Калинине, трогательную заботу раненого сына о матери, и ее жертвенности. (Приложение «Папка Исследовательские работы по войне». Треугольнички надежды.)

Так началось создание гимназической летописи войны. В папке «Приложение «Дорогами войны» представлена крохотная часть собранного материала.

Исследовательская работа Екатерины Самковой «Два брата и одна войны», раскрыла для девочки и ее ровесников историю судеб двух братьев: попавшего в фашистский плен и того, кто прошел дорогами войны. (Приложение «Папка Исследовательские работы по войне». Два брата и одна война). При написании работы был обнаружен факт, который лег в основу проекта, который был реализован учащимися гимназии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.024 с.)