Выступление фольклорного ансамбля «Родничок» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выступление фольклорного ансамбля «Родничок»



- Для земледельцев этот праздник являлся знаковым. Он завершал сезон летней полевой страды. По этому случаю в деревнях вскладчину организовывали большой «успенский» пир. Каждый житель из дома приносил напитки и угощения, которые предварительно благословлялись в храме. Также в церковь для благословения и освящения приносили колосья и семена разных хлебов. В поле оставляли горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы в следующем году был хороший урожай».

 

- Праздновать начинали с вечера. Утром все работали в поле. На Успение помогали в уборке урожая нуждающимся. Всем миром оказывали помощь трудолюбивым семьям, которые не успевали своими силами собрать урожай. А вот лентяев крестьяне не любили. Считали, что они сами виноваты в своих бедах.

 

- Последний сноп жали молча, чтобы не беспокоить «духа поля», который переселяется в него. По завершению работ жнеи катались по ниве со словами /поют /:

 

Жнивка, жнивка,
Отдай мою силку:
На пест,
На колотило,
На молотило,
На кривое веретено!

- По старинному обычаю на сжатом поле оставляли небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой — завивают «бороду» /поют/:

 

Уж мы вьём, вьём бороду
У Гаврилы на поле,
Завиваем бороду
У Васильевича да на широком,
У Васильевича да на широком.
На нивы великой,
На полосы широкой,
Да на горы на высокой,
На земле чернопахотной,
На землице на пахотной.

 

- В некоторых местах последний сноп связывали специальным небольшим свитком, хозяйка присаживается на сноп и приговаривает: «Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой».

 

- Последний сноп — «именинник», он пользовался особым почётом: его наряжали в сарафан или обвивали ситцевыми платками. После из колосьев сплетали венок для самой пригожей девушки из толоки и с песнями несли на «пир честной», называемый «складчинами» «братчинами», «пировать Успенщину».

 

- Если по пути домой встречался мужчина или хлопец, девушка снимала венок и надевала ему. Остальные прыгали вокруг и пели, требуя выкупа. Придя к хозяевам поля, девушка надевала венок хозяину на голову. Все входили в хату, где уже ждал ужин: блины с салом, яичница, мёд и густая каша — чтобы посевы были густые. Всё съев, девушки запевали /поют/:

 

Как на нашей нивке
Сегодня дожинки.
Диво-диво!

Наш хозяин тетерев
За горилкой полетел,
Диво-диво!

А хозяйка тетера,
У те готова вечеря?
Встречайте со жнива,
Ой, диво-диво!

 

- Последний сноп «дожина» являлся всегда снопом ярового хлеба. Жницы с поля несли его в свой дом и клали в передний угол или на передний «попавошник», или на лавку. Часто это сноп стоял в переднем углу под «божницей». В иных местах последним выступал овсяный сноп. Снопом этим на Покров день, хозяин дома «закармливал скот». Для этого он утром в Покров день шёл во двор и прежде всякого другого корма раздавал каждой скотине часть последнего снопа. Сноп этот раздавал в рукавицах — «чтобы скот зимою не зазяб».

 

- Сеять озимые начинали за три дня до Обжинок и заканчивали в течение трёх дней дня после этого дня. Сроки обычно корректировались в зависимости от погоды и уборки яровых. Иногда успевали отсеяться к Яблочному Спасу.

 

- Утром, пред выходом на посев озимых, вся семья усердно молилась, хозяйка вручала мужу хлеб с солью. Сеяльщик клал на телегу три снопа ржи с прошлого урожая, а на них в мешках укладывал семена ржи. На поле засевальщика встречали дети с пирогом и грешневой кашей. После засева пирог и каша съедались там же всей семьёй.

 

- По всей Руси в этот день раздавалась жатвенные песни, молодёжь водила хороводы, а старики готовили медовуху. Хозяйки пекли пироги, варили петуха. Так провожали лето и встречали золотую осень.

 

- Вот одна из песен Максатихинского района. Её поют, когда ставят «пожинальник» в передний угол и им же отгоняют мух /поют/:

 

Шиш, мухи, вон!

Пришла хозяйка в дом.

Три поля пережала,

В доме не бывала.

Шиш, вон!

 

- А пожинальник стоит до Покрова, потом скотине отдают, чтоб крепко зимовала.

Девица

Народ сложил много поговорок, связанных с праздником Успения. Народные приметы об Успении были связаны с порой сбора урожая и наблюдением за погодой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.006 с.)