Предмет специальной педагогики. Понятие «Аномальный ребенок» и особенности аномального развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет специальной педагогики. Понятие «Аномальный ребенок» и особенности аномального развития



 

1 Выявление и исправление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в освоении мира и адекватной интеграции в общество, является основной целью...

а. специальной психологии.

б. коррекционной педагогики.

в. теории и организации адаптивной физической культуры.

г. психологии развития.

 

2 Подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие поражения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении, называется...

а. физическим недостатком.

б. сложным недостатком.

в. тяжелым недостатком.

г. психическим недостатком.

 

  1. Физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки является...

а. сложным недостатком.

б. психическим недостатком.

в. тяжелым недостатком.

г. физическим недостатком.

 

  1. Совокупность физических и (или) психических недостатков характеризуют...

а. сложный недостаток.

б. психический недостаток.

в. тяжелый недостаток.

г. физический недостаток.

 

  1. К аномальным относят детей, у которых:

а) Отклоения в психо-эмоциональной сфере

б) Первичный дефект приводит к ярко выраженным вторичным отклонениям.

в) Имеются физические нарушения

г) Имеются психические нарушения.

 

5 Система лечебно-профилактических мер, направленных на создание условий для формирования, развития и тренировки рефлекторных, сенсорных, двигательных, психоэмоциональных и речевыхреакций ребенка в соответствии с возрастом средствами медицины,называется...

а. медицинской абилитацией.

б. педагогической абилитацией.

в. медицинской реабилитацией.

г. физической реабилитацией.

 

6 Использование всех возможностей современной медицины длявосстановления до удовлетворительного уровня нарушенных функций, стимуляции восстановительных и компенсаторных процессов,формирования и развития возможностей приспособления больного кновым условиям существования, оказание ему медицинской помощив восстановлении или развитии профессиональных навыков с учетомспецифики нарушений, называется...

а. физической реабилитацией.

б. медицинской реабилитацией.

в. коррекцией и компенсацией.

г. медицинской абилитацией.

 

7 Как называется компенсация, которая осуществляется за счетпривлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур?

а. Специальная компенсация.

б. Внутрисистемная компенсация.

в. Общая компенсация.

г. Временная компенсация.

 

8 Как называется компенсация, которая осуществляется путемперестройки функциональных систем и включения в работу новыхэлементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций?

а. Постоянная компенсация.

б. Межсистемная компенсация.

в. Временная компенсация.

г. Внешняя компенсация.

 

9 Каковы основные принципы психологической диагностики?

а. Принцип комплексного изучения ребенка предполагает всестороннее обследование особенностей его развития (личности, навыков, органов чувств).

б. Принцип целостного системного изучения ребенка предполагает обнаружение не отдельных проявлений нарушения психического развития, а установление связей между ними и определение их причин.

в. Принцип динамического изучения ребенка, согласно которому важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении.

г. Принципы: комплексного, динамического, целостного системного изучения ребенка, качественно-количественного подхода при анализе данных.

 

10 При реализации какого принципа психологической диагностики предлагается не только учитывать конечный результатдеятельности, но и анализировать процесс ее выполнения - способ,рациональность, логическую последовательность операций, настойчивость в достижении цели, отношение к избранным способамрешения и т.д.?

а. Принцип целостного системного изучения ребенка.

б. Принцип количественно-качественного подхода при анализе данных.

в. Принцип динамического изучения ребенка.

г. Принцип комплексного изучения ребенка.

 

11 В чем заключается концепция Л. С. Выготского о соотношениимышления и речи?

а. Развитие мышления и речи совершается непараллельно и неравномерно, в двухлетнем возрасте ребенок открывает символическую функцию речи.

б. Язык-это система знаков, два вида деятельности являются наиболее адекватными языку - общение и познание; язык существует и реализуется через речь.

в. Развитие речи есть, прежде всего, развитие способа общения; языковая способность формируется у ребенка в процессе общения.

г. Постепенно развивающаяся у ребенка языковая способность обеспечивает усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков.

 

Научные основания специальной педагогики. История становления и развития национальных систем специального образования

 

1 Какое решение Конгресса утвердил в 1864 году Президент США А. Линкольн?

а. Принятие Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов.

б. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

в. О субсидировании и патронаже первого не только в Америке, но и во всем мире, высшего учебного заведения для неслышащих.

г. Принятие «Всеобщей декларации нрав человека».

 

2 Когда и кем в России был создан первый санаторий-школа длядефективных детей - учреждение, объединяющее в себе педагогические, лечебные и исследовательские цели?

а. В 1908 году, врачом, психологом и педологом В.П. Кащенко.

б. В 1933 году, психологом, педагогом и педологом Л.С. Выготским.

в. В 1905 году, врачом, анатомом и педагогом П.Ф. Лесгафтом.

г. В 1917 году, педагогом С.Т. Шацким.

 

3 Типорганизационной культуры, максимально объединяющий интересыперсонала вокруг общеорганизационных целей непосредственно, напрямую, называется ...

а) Корпоротивной.

б) Аддективной.

в) Социальной.

г) Коммуникативной.

 

4 Какназывается особый исследовательский метод, опирающийся на конструированиеи переконструирование новых программ воспитанияобучения, при котором происходит изучение особенностей организанниэкспериментального обучения и его влияния на психическое развитиеобучаемых?

а. Педагогическое наблюдение.

б. Социологический опрос.

в. Формирующий эксперимент.

г. Анкетирование.

 

5 Какие события послужили началом пятого периода эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии?

а. Создание особых поселений микросоциумов для лиц с глубокими нарушениями в умственном и физическом развитии (кемпхиллские деревни) для организации состоятельной «взрослой» жизни людей с ограниченными возможностями.

б. Принятие ООН Деклараций «О правах умственно отсталых лиц» и «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании.

в. Требование Всемирной федерации глухих признания всеми странами статуса глухих как самодостаточного меньшинства с уникальным языком и культурой, а также обеспечения специального образования на основе языка жестов.

г. Разработка новейших технологий, использование которых возможно как в гуманных целях, так и в целях регулирования популяции людей с недостатками умственного и физического развития.

 

6 Какие процессы относятся к пятому периоду эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии?

а. От равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции.

б. От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование; становление системы специального образования.

в. От осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям.

 

7 Какова ведущая тенденция развития системы образования детейс особыми потребностями, начиная с 70-х годов?

а. Развитие тенденций к гарантированному обеспечению прав каждого.

б. Активный рост благотворительности.

в. Признание всех без исключения детей обучаемыми.

г. «Включение в общий поток» (mainstreaming) или интеграция.

 

8 Исследование эволюции отношения государства и общества клицам с отклонениями в развитии, от античных времен до нашихдней, позволило выделить переломные моменты, разграничивающиепять периодов эволюции, первым из которых является...

а. Эпоха Возрождения и Реформация («великая церковная революция»), приведшие к возникновению проВариантантизма, эпоха Просвещения.

б. Период с XII по XVIII в.: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей.

в. Отрезок европейской истории с VIII в. до н.э. по XII в. н.э.: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов.

г. с конца XVIII в.: путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями до признания права аномальных детей на образование.

 

Основы дидактики специальной педагогики. Особые образовательные потребности и содержание специального образования

 

  1. Что такое патернализм и в чем он проявляется применительно ксоциокультурной интеграции лиц с ограниченными возможностямижизнедеятельности?

а. Идея о социальной полезности человека; ценность специального образования видится только в приобщении инвалида к общественно полезному труду.

б. Ограничительно-покровительственная позиция общества и государства по отношению к лицам с ограниченными возможностями(«малоценность»).

в. Идеи расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма.

г. Идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения «социально бесполезных», «неполноценных» людей.

 

2 Основой для специальной психологии и специальной педагогикипослужило заключение о том, что развитие аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются вразвитии нормального ребенка. Автором заключения является...

а. П.Я. Гальперин.

б. И.М. Соловьев.

в. В.В. Лебединский.

г. Л.С. Выготский.

 

3 Неблагоприятные условия воспитания, создающие дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах онтогенеза называются...

а) Депривацией

б) Ретардацией

в) Гуманизацией

г) Сензитивным периодом

 

4 Планируемый и особым образом организуемый педагогическийпроцесс, реализуемый с группами детей, имеющих незначительныеотклонения в развитии и поведении, и направленный на исправлениеи реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатковповедения, создание необходимых условий для ее формирования иразвития, способствующий полноценной интеграции подростков всоциум, называется....

а. Образовательно-воспитательной деятельностью.

б. Психолого-педагогической деятельностью.

в. Социально-педагогической деятельностью.

г. Коррекционно-педагогической деятельностью.

 

5 Какой документ содержит образовательные нормативы, опреде ляемые с учетом физических и психических особенностей и ограниче ний развития обучающихся?

а. Учебный план специальной образовательной программы.

б. Государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья (специальный образовательный стандарт).

в.Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

г. Концепция государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 

Современная система специальных образовательных услуг

 

1 К числу недостатков развития, характерных для всех категорийлиц с особыми образовательными потребностями, относятся...

а. замедленное и ограниченное восприятие, недостатки в развитии личности, речи, моторики, мыслительной деятельности, познавательной активности.

б. неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм.

в. заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением.

г. пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях.

 

2 Система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательнойдеятельностью лиц с особыми образовательными потребностями, называется...

а. принципами специального образования.

б. методами специального образования.

в. средствами специального образования.

г. формами специального образования.

 

3 Какой принцип специального образования основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательныйпроцесс?

а. Принцип дифференцированного подхода.

б. Принцип ранней педагогической помощи.

в.Принцип педагогического оптимизма.

г. Принцип индивидуального подхода.

 

4 Какой принцип специального образования не принимает теорию«потолка», согласно которой развитие человека с ограниченнымивозможностями здоровья застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться?

а. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования.

б. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

в. Принцип педагогического оптимизма.

г. Принцип ранней педагогической помощи.

 

5 Периоды наиболее благоприятного, легкого и быстрого развития определенных психических процессов называются...

а. Сензитивным

б. Постиммобилизационным

в. Ускоренным

г. Корригирующим

 

6 Какое условие является ключевым для успешной реализациикоррекционно-педагогической помощи?

а. Единство действий медицинских работников, родителей и педагогических структур в целях сохранения и укрепления здоровья ребенка.

б. Создание условий для речевого развития в первые месяцы и годы жизни.

в. Наличие хорошей материально-технической базы, специального медицинского оборудования и инвентаря.

г. Обеспечение раннего выявления и ранней диагностики отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей.

 

7 На какие основные группы подразделяются в специальной педагогике методы воспитания?

а. Беседа, консультирование, использование средств массовой информации, литературы и искусства, примеры из окружающей среды, экскурсии, встречи.

б. Упражнение, воспитывающие ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность, арттерапия, иппотерапия и пр.

в. Педагогическое требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание.

г. Информационные, практически-действенные, побудительно- оценочные.

 

8 Какая форма организации специального обучения лиц с нарушениями в развитии является основной?

а. Индивидуальная.

б. Индивидуально-групповая.

в. Бригадная.

г. Классно-урочная.

 

9 К числу дополнительных форм организации педагогическогопроцесса в системе специального образования относятся...

а. внеклассное чтение, самостоятельное приготовление уроков в интернате.

б. экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической работы, самоподготовка.

в. Факультативы, кружковая и клубная работа, эпизодические мероприятия внеклассной работы.

г. Олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, походы, экспедиции, тематические вечера.

 

10 Перечислите основные средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования.

а. Речь, письмо, музыка, изобразительные средства, театрализованно-игровая и художественно-речевая деятельность, печатная продукция, ручной труд, ТСО.

б. Дактильная и жестовая (разговорная и калькирующая) речь, зрительное восприятие устной речи, пиктографическое (символьное) письмо.

в. Книги, пособия, журналы, рабочие тетради, учебники, рисунки, серии картинок, схемы, чертежи, предметные карты.

г. Раздаточные карточки с заданиями, упражнениями, примерами, задачами, поручениями, картинками.

 

11 Кому из известных педагогов-дефектологов принадлежит высказывание: «Чем ниже уровень психического развития, тем вышедолжен быть уровень образования учителя»?

а. П.Шуману.

б. Л. Выготскому.

в. Л.В. Нейману.

г. Д. Кардано.

 

12 Когда в истории образования началась подготовка педагогов-дефектологов?

а. В 1812 году, в Германии, при Берлинской королевской школе глухонемых.

б. В 1898 году, в Санкт-Петербурге, на годичных курсах.

в. В 1956 году, в Швейцарии, в институте дефектологии.

г. В 1760 году, в Англии, в Сток-Мэндвильеком университете.

 

Педагогические системы образования лиц с сенсорными нарушениями (нарушениями слуха и зрения) слуха

 

1 Лица с какими нарушениями владеют, по Л.С. Выготскому, так называемым «шестым чувством» (тепловым)?

а. Глухие.

б. С нарушением интеллекта.

в. Слепые.

г. Ампутанты.

 

2 От него в большей мере зависит успешность овладения лицами снарушениями зрения различными видами деятельности: предметной,игровой, трудовой, учебной?

а. От развития пространственного мышления, пространственной ориентировки.

б. От умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми,

в.От степени развития тактильного восприятия, от умения «видеть» руками.

г. От развития дифференцированного слухового восприятия и речи.

 

  1. При патологии зрительного анализатора основным вторичным отклонением является:

а)Поражения опорно-двигательного аппарата.

б) Задержка психического развития.

в) Нарушение психики.

г) Патологии праксиса.

 

4 К пренатальным нарушениям слухового анализатора относят следующие виды детских аномалий:

а)последствия перенесенных инфекционных заболеваний ребенка.

б) Последствия энцефалитов

в) Аплазию

г) последствия перенесенных операций ребенка.

 

5 Слабослышащие дети – это дети, у которых понижен слух в диапазоне:

а) от 10 до 60 дБ.

б) от 20 до 75 дБ.

в) от 40 до 120 дБ.

г) от 5 до 100 дБ.

 

6 К постнатальным нарушениям зрительного анализатора не относят следующие причины детских аномалий:

а) Последствия перенесенных инфекционных заболеваний ребенка.

б) Внутричерепные, внутриглазные кровоизлияния.

в) Анофтальм.

г) Последствия перенесенных операций ребенка.

 

7 Когда и кем в нашей стране была разработана модель раннейпомощи глухим детям с широким вовлечением родителей в процессвоспитания и обучения

а. В 70-е гг., НИИ дефектологии АПН СССР, Э.И. Леонард, профессор Ф.Ф. Рау.

б. В 50-е гг., клиника Д. Трейси в Лос-Анджелисе.

в. В 50-60-е гг., в центре «СУВАГ» в г. Загребе, академиком П. Гу- берина.

г. В 1959 г., в г. Гейдельберге, педоаудиологическая консультация А. Леве.

 

8 Благодаря каким изменениям коммуникационная система обучения глухих детей получила в последние годы новый импульс длясвоего развития?

а. Включению неслышащих детей в массовую образовательную среду благодаря ранней коррекционно-недагогической помощи.

б. Использованию звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, слухопротезирования и ранней коррекционно- педагогической помощи детям.

в. Развитию системы ранней диагностики и ранней педагогической помощи неслышащим детям.

г. Верботональной системе обучения, основанной на новой технологии педагогической работы с г лухими детьми.

 

9 Какое современное техническое средство, используемое в образовании и повседневной жизни лиц с нарушениями слуха признаноосновным?

а. Телевизор.

б. Компьютер.

в. Видеотелефон.

г. Телефакс.

 

10 Как называется наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения?

а. Сурдопедагогика.

б. Офтальмология.

в. Тератология.

г. Тифлопедагогика.

 

11 Кто изобрел систему рельефного письма, основанную на комбинациях шеститочия, позволяющему слепому свободно читать и писать?

а. В. Гаюи - основоположник тифлопедагогики и обучения незрячих.

б. Д. Дидро - основатель первых образовательных учреждений для слепых.

в. Л. Брайль - подвижник книгопечатания для слепых.

г. Ю. Жаринцева - инициатор открытия первых классов охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ.

 

Педагогические системы образования детей с нарушением интеллекта

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.155 с.)