Методом социометрии. К теме 13. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методом социометрии. К теме 13.



Вопросы:

1. Понятие «социальная группа».

2. Виды групп: большие и малые, формальные и неформальные, условные и реальные, референтные, нереферентные и антиреферентные.

3. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация (просоциальная, асоциальная), корпорация (просоциальная, асоциальная), коллектив.

4. Основные особенности зрелого коллектива. Характер взаимоотношений в зависимости от уровня развития группы.

5. Понятие «малой группы». Характеристика малой группы.

6. Структура социальной власти в малой группе.

7. Позиция, статус, внутренняя установка и роль.

8. Лидерство и руководство: единство и различия. Стиль руководства (управления) коллективом.

9. Сущность конфликта и его структура. Классификация конфликтов.

10. Содержание управления конфликтами: прогнозирование, предупреждение, стимулирование и разрешение.

11. Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

12. Методы исследования межличностных отношений в группах (социометрия, референтометрия, ценностное ориентационное единство, групповая сплоченность).

Вопросы для самоконтроля.

1. Охарактеризуйте понятие «социальная группа».

2. Определите классификацию социальных групп.

3. В чем заключаются динамические процессы в малой группе? Определите специфику их протекания.

4. Охарактеризуйте особенности коллектива как высокоразвитой малой группы.

5. Определите понятие «лидер», «лидерство». В чем отличие лидерства от руководства?

6. Охарактеризуйте основные типы стилей руководства и условия их применения.

7. Почему при авторитарном стиле руководства снижается активность и инициатива сотрудников, складывается неблагоприятный психологический климат в коллективе?

8. В чем причины возникновения конфликтов?

9. Перечислите и охарактеризуйте известные Вам стадии развития конфликта.

10. Объясните понятия «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта».

11. Что следует понимать под регулированием конфликта?

12. От чего зависит выбор стратегии разрешения конфликта?

13. Охарактеризуйте основные стратегии поведения в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление.

14. Какова технология применения социометрического метода для изучения межличностных отношений в группе?

Задание. Опишите реально существующую группу из вашего окружения по следующим параметрам: численный состав, тип группы по рассмотренным классификациям.

Ситуация 1. Один из студентов постоянно опаздывает на занятия, объясняя это различными причинами: то задержался на контрольной, то сломался автобус, то был в поликлинике. Преподаватель, полагая, что поддержание дисциплины входит в его обязанности, постоянно конфликтует с ним по этому поводу.

Проанализируйте предложенные ситуации, определите структуру, охарактеризуйте динамику и предложите методы разрешения конфликта.

Ситуация 2. Проанализируйте конфликт согласно его структурным и динамическим характеристикам. Определите тип конфликта в зависимости от включенных субъектов и от сферы возникновения.

 

Схема анализа конфликта:

Структура: Стадии:
 1. Стороны (участники) 1. Предконфликтная ситуация
 2. Позиции и интересы 2. Инцидент
 3. Проблемное поле 3. Эскалация
4. Отношения сторон 4. Кульминация
5. Условия 5. Завершение
6. Предмет 6. Постконфликтная ситуация
7. Действия  
8. Результат  

 

 Студенческая группа 4-го курса по результатам учебы была признана лучшей группой института и приказом ректора награждена премией. Через два дня после этого ректор института застал четырех студентов этой группы курящими на лестничной площадке. Курение в стенах учебного заведения запрещалось. Ректор вынес всем четырем выговор за нарушение дисциплины. Когда пришел срок получения премии, оказалось, что этих четырех (кстати, круглых отличников) в списках премированных не оказалось. Они возмутились. Группа поддержала своих обиженных сокурсников и решила отправить к декану делегацию с просьбой выдать им премию. Декан сказал, что он не может удовлетворить их просьбу. Делегация направилась к ректору. Принял, но отказал удовлетворить просьбу.

Через некоторое время на институтском вечере студенты в капустнике разыграли скетч, в котором декан и ректор были представлены в смешном и глуповатом виде. Вскоре после этого староста Семенов был снят. Вмененное ему в вину нарушение было незначительным, и студенты решили, что снят он в связи с историей с курением. Попытки добиться, чтобы Семенова оставили старостой, ни к чему не привели.

Несколько студентов отказались от должности старосты. В результате был назначен не пользующийся авторитетом у группы Чертков. Группа ответила бойкотом Черткову. Почти полностью не явилась на зачет к преподавателю, работавшему на кафедре, где руководителем был декан. Все неявившиеся были не допущены к экзаменам. Нависла угроза остаться без стипендии.

Декан поставил перед ректором вопрос о расформировании группы. Было созвано собрание группы, на которое пришли декан и ректор. После бурного обсуждения постановили: студенты допускаются к сдаче экзаменов. Вопрос о премии курильщикам больше не поднимался, но в дальнейшем вопросы о наградах будут обсуждаться с участием студентов.

Прежний староста на должность не вернется, группа может выдвинуть свои кандидатуры. В учебном корпусе будут отведены места для курения.

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению межличностных отношений в группе методом социометрии, психологического климата в коллективе

2. Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии.

3. Исследование психологического климата в коллективе

Методика «Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии» (Дж. Морено).

Продолжительность: 2 академических часа.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений в области психологии конфликта.

2. Исследование индивидуальных стратегий поведения личности в конфликтной ситуации.

Методика «Исследования стратегий поведения в конфликтной ситуации» (Методика К. Томаса - Р. Килмена).

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Алтунина И.Р. Социальная психология / И.Р. Алтунина, Р.С. Немов. Люберцы: Юрайт, 2015. 427 c.

Андреева Г.М. Психология социального познания /Г.М. Андреева. Москва: Аспект-Пресс, 2005. 301 с.

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. Москва: Аспект-Пресс, 2016. 363 с.

Ворожейкин И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. Москва: Инфра-М, 2003. 238 с.

Гришина Н. Психология конфликта / Н. Гришина. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 544 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии/ С.М. Емельянов. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 368 с.

Шейнов В.П. Управление конфликтом / В.П. Шейнов. Санкт-Петербург: Питер, 2019. 576 с.

 

2.2. Задания и методические указания для

 выполнения контрольных работ

 

Основными целями контрольной работы являются: практическое применение теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины; выявление степени изучения и усвоения студентом программного материала; привития ему первичных навыков самостоятельной работы, связанной с поиском, научной и учебной литературы; формирование способностей к анализу и объективной оценке исследуемого научного и практического материала.

Выполнение контрольной работы предполагает углубление и систематизацию полученных знаний по изучаемому курсу в целом и по избранной теме в частности; выработку навыков сбора и обобщения практического материала, работы с первоисточниками; развитие умений применять полученные знания для решения конкретных научных и практических проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении.

Материалы необходимые для выполнения контрольной работы располагаются на кафедре и в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

 

Выполнение контрольной работы по курсу «Психология» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.

Контрольную работу студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.

Настоящие методические рекомендации предназначены для выполнения контрольной работы по курсу «Психология». Ниже приводятся темы контрольных работ и список литературы, помогающий выполнить данную работу.

Тему задания следует выбирать самостоятельно, руководствуясь своими интересами, способностями, накопленным опытом и имеющимися материалами. Не исключается возможность частичного изменения рекомендуемых тем.

В зависимости от содержания темы объем контрольной работы может содержать 17-20 страниц формата А-4 печатного текста.

Контрольная работа должна быть представлена на рассмотрение преподавателя за 5 дней до начала экзамена (зачета).

Преподаватель дисциплины оказывает информационную и научно-методическую помощь, контроль выполнения работы в соответствии с определенными сроками, проверку ее содержания.

План

1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.

2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.

3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.

4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.

5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Структура контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.

2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.

3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.

Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).

По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.

Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.

Темы контрольных работ

1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека.

2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии.

3. Современные направления психологических исследований в мире.

4. Психоанализ: история и современность.

5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

6. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

7. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

8. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.

9. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

10. Сознание и самосознание личности.

11. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения.

12. Я-концепция как основная производная самосознания.

13. Структура личности.

14. Классификация и содержание новейших теорий личности.

15. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

16. Личность в представлении психоанализа.

17. Личность с точки зрения бихевиоризма.

18. Гуманистические теории личности.

19. Когнитивный подход к личности.

20. Формирование и развитие личности.

21. Объективный характер закономерностей формирования человеческой личности.

22. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению.

23. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

24. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.

25. Потребностно-мотивационная сфера личности.

26. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).

27. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека.

28. Влияние характерологических особенностей личности на мотивационно-потребностную сферу личности.

29. Познавательные мотивы учения. Психологические факторы, определяющие успех в учении.

30. Система ценностных ориентаций личности, направленность личности, их отражение в мотивационной структуре личности.

31. Мотивация просоциального и асоциального поведения.

32. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

33. Мотивация и деятельность.

34. Роль мышления и памяти в формировании различных видов мотивации.

35. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

36. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

37. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности.

38. Связь памяти с личностью человека.

39. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в процессе обучения.

40. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

41. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

42. Виды мышления и их роль в обучении.

43. Психология интеллекта и объективные возможности его измерения.

44. Общие интеллектуальные способности личности, их диагностика и развитие.

45. Проблемы и пути развития творческого мышления.

46. Воображение и индивидуальное творчество.

47. Воображение в познавательной и практической деятельности человека.

48. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека.

49. Эмоции и познавательная деятельность личности.

50. Роль чувств в педагогической деятельности.

51. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

52. Воля. Основные направления и пути развития воли у подростков.

53. Значение воли в профессиональной деятельности.

54. Темперамент и личность.

55. Современные теории темперамента.

56. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

57. Место характера в структуре личности.

58. Акцентуации характера у подростков.

59. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция.

60. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания характера.

61. Психологические особенности противоправного поведения подростков с отклонениями личностного развития.

62. Психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних и условия их коррекции.

63. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

64. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.

65. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека.

66. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

67. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

68. Общие творческие способности, их диагностика и развитие.

69. Психология и развитие творческих способностей.

70. Гениальность, задатки и способности великих людей.

71. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой.

72. Деятельность как условие самореализации личности.

73. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, структура и функции.

74. Речевая культура педагога.

75. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

76. Общение, его роль в развитии личности.

77. Общение в структуре педагогической деятельности.

78. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогической деятельности.

79. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

80. Психология взаимодействия людей в группе.

81. Межличностные отношения в коллективах.

82. Социально-психологические явления в малых группах.

83. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

84. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.

85. Лидерство и руководство, лидер и руководитель: понятийные сходства и различия.

86. Феноменология лидерства.

87. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

88. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе.

89. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

90. Основные источники личностного развития индивида в группе.

91. Психологические требования, предъявляемые к стилю руководства педагогическим коллективом.

92. Стили лидерства (руководства) и главные параметры содержательной и формальной сторон «авторитетного», «демократического» и «либерально-попустительского» стилей.

93. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

Задания и методические указания по организации

самостоятельной работы студента

 

Концепция построения образовательного процесса в системе высшего образования предполагает большой объем самостоятельной работы студента, что требует ее системной организации. С этой целью в рамках дисциплины предполагается создание концепции организации самостоятельной работы, которая включает в себя: информационно-методическую поддержку дисциплины, организацию мероприятий по самоконтролю, формирование дистанционной поддержки при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Самостоятельная работа студента обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и включает в себя: изучение основной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме; выполнение заданий, работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическим планом, подготовку к различным видам аттестации.

 

Одним из эффективных видов методического обеспечения учебного процесса является рабочая тетрадь. Содержание и структура рабочей тетради направлены на оказание помощи студентам и преподавателям в организации самостоятельной работы студентов в ходе изучения курса «Психология».

Рабочая тетрадь – это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе студента над освоением учебной дисциплины.

Рабочая тетрадь предназначена для:

· закрепления теоретического материала практическими заданиями;

· приобретения практических умений и навыков решения не только типовых, но и развивающих, творческих заданий;

· развития познавательной самостоятельности студентов;

· формирования у студентов умений и навыков самоконтроля;

· обучения студента рациональному использованию учебного времени, повышению плотности занятия и интенсификации учебного процесса;

· качественной подготовки к экзамену.

В рабочую тетрадь включены экспериментальные методики, задания по психологическому анализу экспериментальных данных, житейских и педагогических ситуаций, выделению существенных признаков психологических понятий. С помощью заданий рабочей тетради студенты смогут самостоятельно проверить, закрепить и систематизировать полученные знания по дисциплине, развить способность оптимально кратко и аргументированно выражать главную мысль при ответе на поставленные вопросы. В рабочей тетради также даны задания, позволяющие студентам проявить свои творческие способности.

Данная рабочая тетрадь предполагает следующие виды самостоятельной работы: индивидуальная аудиторная самостоятельная работа в процессе проведения практических занятий и индивидуальная внеаудиторная работа.

Качество, результат, анализ, выводы по каждой работе оцениваются преподавателем и являются одной из составляющих при определении рейтингового балла, влияющего на общую итоговую оценку обучаемого по предмету «Психология». Без выполнения аудиторных практических работ и домашних заданий студенты к экзамену не допускаются.

Преимущества использования рабочей тетради:

1. Использование тетради исключает необходимость тратить время на запись аудиторных и внеаудиторных заданий.

2. Рабочая тетрадь позволяет студенту более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал.

3. Работая с каждым заданием самостоятельно, у студентов появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения, что также способствует более качественному усвоению изучаемого материала.

 

2.4. Примерные вопросы к экзамену

1. Роль психологии в развитии психологического знания, предмет и задачи психологии. Отрасли психологической науки и практики, критерии их выделения.

2. Основные требования к проведению психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву).

3. Методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.). Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.

4. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Важнейшие направления современной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).

5. Общее представление о личности в психологии. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Многозначность понятия личность в современной психологии.

6. Подходы и теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

7. Структура личности (по К.К. Платонову). Характеристика подструктур, путей их формирования. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

8. Потребности как источник активности личности. Виды потребностей и их классификация. Классификация уровней потребностей по А. Маслоу.

9. Мотив и мотивация. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.

10. Направленность как иерархическая система потребностей и целей личности. Основные формы направленности личности: мировоззрение, убеждение, идеалы, интересы, склонности, желания, влечения.

11. Самооценка личности. Виды самооценок: личностная и текущая, адекватная и неадекватная. Уровни самооценки и условия их формирования.

12. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и развития личности.

13. Ощущения. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Виды ощущений и их характеристика.

14. Ощущения. Свойства ощущений. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия. Компенсаторные возможности ощущений.

15. Общее представление о восприятии. Виды восприятия и их классификация. Иллюзии восприятия.

16. Основные свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности. Учет закономерностей восприятия в педагогической практике.

17. Память. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти. Факторы, способствующие запоминанию, сохранению и забыванию информации. Условия продуктивности памяти, профилактика забывания.

18. Память. Классификация памяти П.П. Блонского. Развитие процессов памяти в онтогенезе. Использование знаний об особенностях памяти в педагогической практике.

19. Память. Развитие процессов памяти в онтогенезе. Тренировка и развитие памяти. Нарушения памяти.

20. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Мыслительные операции. Логические формы мышления.

21. Мышление. Виды мышления. Формирование и развитие мышления.

22. Воображение как процесс преобразования реальности. Виды воображения. Психологические механизмы и формы воображения.

23. Внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности. Основные функции внимания. Виды внимания и их психологическая характеристика.

24. Внимание. Свойства внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Активизация внимания на учебных занятиях.

25. Эмоции. Основные функции эмоций. Виды эмоций и их психологическая характеристика. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

26. Чувства. Высшие чувства: нравственные (моральные), интеллектуальные, эстетические. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности педагога.

27. Воля как сознательная регуляция деятельности. Функции воли. Волевые качества личности. Основные направления развития воли.

28. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их значение для понимания динамических особенностей личности.

29. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамента в педагогической деятельности.

30. Характер. Черты характера и его целостность. Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида.

31. Акцентуации характера. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко. Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера.

32. Способности. Подходы к определению понятия «способности». Классификация способностей. Уровни развития способностей.

33. Биологическое и социальное в природе способностей. Представления о задатках. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии.

34. Возрастная периодизация развития личности. Подростковый возраст: годы, ведущая деятельность, среда социализации, психические новообразования. Общая характеристика подростка.

35. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика юности: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразования.

36. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика зрелости: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразования.

37. Характеристика деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

38. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Соотношение внутренней психической и внешней практической деятельности.

39. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды навыков. Основные этапы формирования навыка. Взаимодействие навыков.

40. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Виды человеческой деятельности, их характеристика. Профессиональный труд как условие формирования личности.

41. Подходы к изучению общения в отечественной психологии. Структура (стороны) общения. Функции и виды общения.

42. Понятие социальная перцепция. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, казуальная атрибуция. Стереотипизация ее виды и функции.

43. Речевая деятельность. Виды и свойства речи. Особенности речевого поведения педагога.

44. Группа как социально-психологический феномен. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений. Основные особенности зрелого коллектива.

45. Образование и развитие малой группы. Социально-психологический климат. Важнейшие признаки благоприятного социально-психологического климата в группе.

46. Характеристики, отражающие положение личности в группе: «позиция», «социальный статус», «социальная роль», «групповые ожидания (экспектации)» и «внутренняя установка».

47. Понятие руководитель и лидер, руководство и лидерство. Основные функции лидера и руководителя в коллективе. Стили руководства (управления) коллективом. Сравнительная характеристика основных стилей руководства.

48. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяготение, коллективистическая идентификация, коллективистическое самоопределение, конформизм, ценностно-ориентационное единство, групповая сплоченность.

49. Методы исследования межличностных отношений в группах. Общая характеристика социометрической методики: возможности и ограничения.

50. Конфликт. Сущность конфликта и его структура, динамика. Классификация конфликтов. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвращения и разрешения конфликта.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ и информационное обеспечение

3.1 Основная литература

 

1. Баданина Л. П. Основы общей психологии: учебное пособие / Л. П. Баданина. Москва: Флинта, 2017. 448 с. http://e.lanbook.com/book/99983. Текст: элек­трон­ный.

2. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов

 /П.С. Гуревич. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 320 c. http://www.iprbookshop.ru/71046.html. – ЭБС «IPRbooks». Текст: элек­трон­ный.

3. Маклаков А. Г. Общая психология: учебное пособие для вузов /А. Г.

Маклаков [и др.]. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 582 с. http://ibooks.ru/reading.php?productid=28580. Текст: элек­трон­ный.

4. Семенова, С. Л. Общая психология: электронное учебное пособие / С. Л. Семенова, Н. С. Нарваткина. Екатеринбург: РГППУ, 2015. Текст: элек­трон­ный.

3.2 Дополнительная литература

 

1. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Р.С. Немов.  Москва: Владос, 2010. 687 с. https://e.lanbook.com/book/96404. Текст: элек­трон­ный.

2. Психология XXI века: учебник для вузов / И. О. Александров, Г.А. Виленская [и др.]; под ред. В. Н. Дружинина. Москва: ПЕР СЭ, 2003. 862 с. http://ibooks.ru/reading.php?productid=27793. Текст: элек­трон­ный.

3. Психология для бакалавров: учебное пособие для педагогических вузов /С.А. Безгодова, С. В. Васильева [и др.]; под ред. В. Н. Панферова. Санкт-Петербург: Питер, 2013. 480 с. Текст: не­пос­ред­ствен­ный.

4. Попов, А.Л. Психология: учебное пособие /А.Л. Попов. Москва: ФЛИНТА, 2013. 288 с. https://e.lanbook.com/book/20276. Текст: элек­трон­ный.

5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. 3-е изд., пе­ре­раб., доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 543 c.

http://www.iprbookshop.ru/81550.htmll. – ЭБС «IPRbooks». Текст: элек­трон­ный.

6. Штерн А. С. Введение в психологию: курс лекций / А. С. Штерн. Москва: Флинта, 2018. 311 с. http://e.lanbook.com/book/109596. Текст: элек­трон­ный.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.138 с.)