Спецификация методических материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спецификация методических материалов



СОДЕРЖАНИЕ

1. Сертификация методических материалов по дисциплине «Психология»…… 3

2. Комплект методических материалом по дисциплине «Психология»………. 4

2.1. Задания и методические указания для проведения практических занятий…………………………………………………………………………………… 4

2.2. Задания и методические указания для выполнения контрольных работ (для заочной формы обучения)………………………………………………………… 32

2.3. Задания и методические указания для самостоятельной работы по дисциплине (модулю)…………………………………………………………………… 38

2.4. Примерные вопросы к экзамену…………………………………………… 39

3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины и информационное обеспечение …………………………………………………………………………………. 42

3.1. Основная литература ………………………………………………………… 42

3.2. Дополнительная литература ………………………………………………….42

3.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы…………………………… 43

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЕ 2,3……………………………………………………………… 45

Спецификация методических материалов

 по дисциплине «Психология»

Вид ММ Раздел (тема) рабочей программы Форма представления ММ Место хранения ММ Способ доступа обучающихся к ММ

Обязательные компоненты ММ (в соответствии с учебным планом):

1 ЗиМУ ПЗ Тема 1-13 Б Папки согласно номенклатуре дел, кафедра  Выдается на практических занятиях
3 ЗиМУ кр Тема 1-13 для ЗФО Эл Кафедра (кафедральный компьютер), ЭИОС ЭИОС
4 ЗиМУ СР Тема 1-13 Эл Кафедра (кафедральный компьютер), ЭИОС ЭИОС, иные способы

Иные компоненты ММ:

5 Конспекты лекций (полное библиографическое описание) Тема 1-13 Эл Отдел информационного обеспечения образовательных программ, электронный архив РГППУ Электронный архив РГППУ, иные способы
6 Презентации лекций Тема 1-13 Эл Кафедра (кафедральный компьютер), ЭИОС ЭИОС, иные способы
7 Электронный учебник Тема 1-13 Эл (ПО) Кафедра (кафедральный компьютер), ЭИОС ЭИОС, иные способы

 

Примечание:

* Б – бумажная; ПИ – печатное издание; Эл – электронная.

2. Комплект методических материалом по дисциплине «Психология»

Задания и методические указания по проведению

Практических заданий

Проведение лабораторных или практических работ направлено на формирование практических навыков и умений в области решения задач прикладного характера, способствует усилению мотивации к приобретению профессионально значимых навыков за счет погружения в квазипрофессиональную проектную деятельность, позволяет сконцентрировать внимание обучающегося на совокупности полученных ранее теоретических знаний и отследить их практико-ориентирован-ный характер.

В процессе выполнения лабораторных или практических работ обучающиеся получают первичное знакомство с элементами будущей профессиональной деятельности, формируют представление о принципах практической реализации полученных теоретических сведений.

 

Методы психологии. Организации и проведение

Предмет психологии в его историческом становлении.

Происхождение и развитие психики в филогенезе.

Понимание личности в психологии.

Особенности психического развития человека

Общая характеристика п отребностно-мотивационной сферы

Общая характеристика познавательной сферы человека.

Память. К теме 8.

Вопросы:

1. Понятие «память». Связь памяти с другими психическими процессами.

2. Мнемические процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.

3. Виды памяти, критерии их выделения.

4. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации.

5. Индивидуальные различия в процессах памяти.

6. Тренировка и развитие памяти.

7. Приемы рационального запоминания.

8. Приемы борьбы с забыванием.

9. Нарушения памяти.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение памяти.

2. Какие основные закономерности памяти человека?

3. Дайте характеристику основным видам памяти.

4. Чем оперативная память отличается от кратковременной?

5. От чего зависит продуктивность произвольного запоминания?

6. Какие основные условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания Вы знаете?

7. Почему краткие записи способствуют лучшему запоминанию материала?

8. Что такое «феномен Зейгарник»?

9. Как выглядит кривая забывания Г. Эббингауза?

10. Что нужно делать для того, чтобы предупредить забывание нужного материала?

11. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.

12. Что такое мнемотехники и какие их виды существуют?

Задание 1. Предложите психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала.

Задание 2. Вспомните и опишите ситуации из своего собственного опыта, как Вы забывали неприятные и травмирующие для себя события. Были ли использованы при этом какие-либо специальные приемы или это происходило стихийно?

Задание 3. Подготовьте психологические рекомендации на тему «Как забыть неприятные события».

Задание 4. Проанализируйте работу собственной памяти (виды, процессы, сильные и слабые стороны, возможные способы устранения затруднений). Разработайте программу совершенствования своей памяти.

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению познавательной сферы личности.

2. Исследование свойств и видов памяти.

Методика 1. Исследование объема кратковременной памяти.

Методика 2. Исследование кратковременной, долговременной и эмоциональной памяти.

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 288 с.

Диянова, З. В. Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие для академического бакалавриата /З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 4-е изд., испр, и доп. Москва: Юрайт, 2018. 176 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Психология памяти хрестоматия /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: ЧеРо, 2002. 816 с.

Черемошкина JI.В. Психология памяти /JI.В. Черемошкина. Москва: Академия, 2002. 367 с.

Мышление. К теме 8.

Вопросы:

1. Понятие о мышлении как высшей форме познавательной деятельности.

2. Виды мышления

3. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

4. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация.

5. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности.

6. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека.

7. Расстройства мышления.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные характеристики мышления.

2. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных?

3. В чем выражается взаимосвязь мышления и речи?

4. Охарактеризуйте основные виды мышления.

5. Чем отличается наглядно образное мышление от наглядно-действенного?

6. Какие формы мышления Вы знаете?

7. Дайте краткую характеристику мыслительным операциям.

Задание 1. Определите психологическое содержание заданных воздействий. На актуализацию каких мыслительных операции и видов мышления они направлены?

a) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

b) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

c) Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

d) Задание учащимся – найти сходство между предложенными чертежами.

e) Задание начальника отдела кадров: распределить полученную документацию по основным разделам.

f) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.

Задание 2. Опишите основные типы задач, которые приходится решать специалисту вашей будущей профессии. Определите, на какие мыслительные операции и виды мышления они ориентированы.     

Задание 3. Предложите небольшие учебные задания, которые позволяли бы актуализировать учащимся мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, классификация абстрагирование, сравнение). На каждую операцию 1-2 задания.

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению процессов познавательной сферы личности.

2. Исследование особенностей мышления.

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления.

Методика 2. Исследование аналитичности мышления.

Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операции.

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 288 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Киреева З. Психология познавательных процессов: учеб. пособие /З. Киреева. Москва: Инфра-М, 2017. 137 с.

Тихомиров О.К. Психология мышления: учеб. пособие /
О.К. Тихомиров. Москва: Академия, 2005. 288 с.

Воображение. К теме 8.

Вопросы:

1. Понятие «воображение».

2. Виды воображения: активное (воссоздающее, творческое), пассивное (преднамеренное, непреднамеренное).

3. Формы синтеза представлений: агглютинация, акцентирование (гиперболизация), заострение, схематизация, типизация.

4. Мечты, фантазии, грезы, галлюцинации как формы воображения.

5. Связь творчества с воображением человека. Роль воображения в профессиональной деятельности.

6. Расстройства воображения.

Вопросы для самоконтроля

1. Сравните воображение с другими познавательными психическими процессами и свойствами личности. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.

2. Объясните, в чем основное отличие воображения от представлений памяти. По каким признакам это можно установить?

3. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса и других механизмов.

4. Какой вид воображения преобладает в деятельности художника, писателя? По каким признакам это можно установить?

5. Подберите примеры полезной мечты и пустой мечтательности. Проанализируйте роль мечты в вашей деятельности.

6. В чем заключается связь сновидений с реальностью?

7. Охарактеризуйте и проанализируйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.

Задание 1. Представьте себе свою будущую деятельность и укажите, какие требования она представляет к воображению.

Задание 2. Напишите конкретные жизненные ситуации, учебные задания или психологические воздействия, позволяющие актуализировать различные виды воображения.

Литература:

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение /А.В. Брушлинский. Москва; Воронеж: МОДЭК, 1996. 390 с.

Диянова, З. В. Общая психология. Познавательные процессы: учебное пособие для академического бакалавриата /З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 4-е изд., испр, и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 176 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 434 с.

Киреева З. Психология познавательных процессов: учеб. пособие / З. Киреева. Москва: Инфра-М, 2017. 137 с.

Познавательные психические процессы /сост. и общ. ред. А.Г. Маклакова. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).

Внимание. К теме 8.

Вопросы:

1. Понятие «внимание».

2. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности психических процессов.

3. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

4. Факторы, обуславливающие непроизвольное внимание.

5. Особенности и условия возникновения и поддержания произвольного внимания.

6. Послепроизвольное внимание и условия его возникновения. Практическое значение послепроизвольного внимания.

7. Свойства внимания: объем внимания.

8. Отвлекаемость (внешняя и внутренняя).

9. Рассеянность мнимая и подлинная, апатия.

10. Развитие внимания в онтогенезе.

11. Активизация внимания на учебных занятиях.

12. Методы исследования внимания.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте характеристику внимания как психического процесса.

2. Расскажите о физиологических механизмах внимания.

3. Каковы функции внимания?

4. Какие виды внимания Вы знаете?

5. Раскройте содержание каждого свойства внимания, его роль в жизни и деятельности человека, назовите факторы, влияющие на проявление и развитие этих свойств.

6. Возможна ли разумная деятельность без внимания. Чем может быть обусловлена невнимательность учащихся на занятиях?

7. Каковы путь привлечения внимания на различных этапах урока (при опросе, объяснении нового материала, закреплении пройденного)?

8. Какую роль играет внимание в повседневной жизни, в учебной и профессиональной деятельности?

9. Каковы закономерности развития внимания?

Задание 1. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы. Сравните свою схему (таблицу) с таблицей, помещенной в атласе, выявите сходства и различия. (Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. Москва: Педагогическое общество России, 2004. 112 с.).

Задание 2. Разработайте психологические воздействия или ситуации, позволяющие актуализировать свойства внимания (устойчивость, концентрацию, распределение, переключение).

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению познавательных процессов личности.

2. Исследование свойств внимания.

Методика 1. Исследование объема внимания.

Методика 2. Исследование избирательности внимания.

Методика 3. Исследование распределения и переключения внимания.

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно/ Ю.З. Гильбух. Минск: Вышэйш шк., 1995. 141 с.

Донцов Д. А. Психология познавательных процессов: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры /Д. А. Донцов, Е. А. Орлова, Л. В. Сенкевич; под научной редакцией Д. А. Донцова, Е. А. Орловой. Москва: Юрайт, 2018. 189 с.

Дормашев Ю.Б., Психология внимания /Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.Москва: Флинта, 2007. 371 с.

Киреева З. Психология познавательных процессов: учеб. пособие /З. Киреева. Москва: Инфра-М, 2017. 137 с.

Общая психология в 7 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Б.С. Братуся. Москва: Академия, 2010. – Т.4: Внимание / М. В. Фаликман. Москва: Академия, 2007. 352 с

Познавательные процессы и способности в обучении. /под ред. В.Д. Шадрикова. Москва: Просвещение, 1990. 141 с.

Психология внимания: хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. Москва: ЧеРо: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 858 с.

Общая характеристика

Темперамент. К теме 10.

Вопросы:

1. Понятие «темперамент».

2. Психологические теории темперамента.

3. Учение И.П. Павлова о типе высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента, его значение для психологии.

4. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

5. Закономерности проявления различных свойств и типов темперамента в деятельности и общении.

6. Роль темперамента в трудовой деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте общую характеристику понятию «темперамент».

2. В чем суть гуморальных теорий темперамента?

3. В чем суть конституциональных теорий темперамента?

4. Какие свойства нервной системы легли в основу взглядов П.И. Павлова о темпераменте?

5. Как проявляется тип темперамента в поведении и деятельности человека?

6. Каким образом можно измерить тип темперамента?

7. Можно ли влиять на формирование типа темперамента? Если да, то каким образом?

8. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

Задание 1. Разработайте и опишите 20 конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, критических для актуализации основных свойств темперамента.

Задание 2. Спрогнозируйте способы поведения в них людей с разными типами темперамента.

Задание 3. Разработайте рекомендации по работе с людьми, обладающими различными типами темперамента (по 5 на каждый тип). Они должны содержать в себе описание цели, конкретной ситуации и быть адресованы определенному человеку (или группе лиц).

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Исследование типов темперамента.

Методика «Тест «Формула темперамента» (А. Белова).

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

БатаршевА.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности / А.В. Батаршев. Москва: ТЦ Сфера, 2002. 88 с.

Психические состояния: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 506 с.

Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. Москва: Че Ро, 2000. 775 с.

Русалов В.М. Темперамент: справ. руководство / В.М. Русалов. Москва: Инфра-М, 1999. 687 с.

 

Характер. К теме 10.

Вопросы:

1. Понятие «характер». Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями.

2. Структура характера и симптомокомплексы его свойств.

3. Место характера в общей структуре личности.

4. Акцентуации характера.

5. Описание типов акцентуаций (А.Е. Личко, К. Леонгард).

6. Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера.

7. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем выражается суть характера как психического феномена.

2. Какие закономерности формирования характера вы знаете?

3. Как характер проявляется через деятельность?

4. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

5. Что такое акцентуации характера? Какие типы акцентуаций характера Вы знаете?

6. Как проявляются определенные типы акцентуаций характера в общении, поведении и деятельности человека?

7. Каким образом можно измерить тип акцентуаций характера?

8. Возможно ли влияние на акцентуированные черты характера? Если да, то каким образом?

Задание.

Опишите черты характера, которые могут проявиться в следующих жизненных и профессиональных ситуациях.

 

 

Жизненные и профессиональные ситуации Черты характера
Сдача экзамена  
Выполнение важного производственного задания  
Принятие решения  
Несправедливое обвинение  
Достижение определенных целей  
Непризнание успехов  
Материальные пожертвования  
Ограничение общения с близкими людьми  
Освоение новых видов деятельности  
Необходимость принятия нестандартных решений  
Преграда при достижении поставленной цели  
Принятие на себя руководства людьми  

Задачи.

Определите тип акцентуации характеров по К. Леонгарду. (Эмотивный, возбудимый, циклоидный, застревающий, дистимный, экзальтированный.)

1. Эти люди плохо управляемы, их реакции импульсивны, неконтролируемы. Если им что-то не нравится, они дают волю раздраженности и, по мере возрастания гнева, могут дойти даже до рукоприкладства. В спокойном состоянии они отличаются привязанностью, любовью к животным.

2. Эти люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково приходят в восторг и в отчаянье. От страстного ликования до тоски у них один шаг. Они очень впечатлительны.

3. Эти люди склонны к расстройствам настроения, серьезны, пессимистичны, все продумывают заранее, основательны, выбирают профессии, не связанные с общением. Это теоретики, которые сильны на словах, а в деле им не достает энергичности. Это тип пассивных рассуждателей.

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению акцентуаций характера как индивидуально–психологических особенностей личности.

2. Исследование акцентуаций характера.

Методика «Исследование акцентуаций характера» (Опросник Шмишека).

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций / В.П. Дворщенко. Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 111 с.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере /А.Ф. Лазурский. Москва: Наука, 1995. 271 с.

Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера / Н. Д. Левитов. Москва: Современный гуманитарный университет, 2009. 289 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Ростов н/Дону: Феникс, 1997. 541 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков / А.Е. Личко. Ленинград: Медицина. Ленингр. отд-ние. 1983. 255 с.

Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера / Д. Я. Райгородский. Москва: Бахрах-М, 2009. 640 с.

Способности. К теме 10.

Вопросы:

1. Понятие «способности». Подходы к определению понятия «способности».

2. Классификация способностей.

3. Уровни развития способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

4. Биологическое и социальное в природе способностей.

5. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие вы знаете классификации способностей?

2. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

3. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

4. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний.

5. Докажите, что способности по своей природе биосоциальны.

6. Раскройте суть взаимодействия и взаимокомпенсации способностей.

7. Перечислите уровни развития способностей.

8. Дайте определение задатков и способностей. Приведите примеры одаренности, таланта и гениальности.

9. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить, как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

Задача 1. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель, изобретатель) – яркий пример «универсального человека». Некоторыми из его изобретений человечество пользовалось на протяжении нескольких веков. Например, он создал прообраз танка, колесцовый замок для пистолета, распространённый в XV–XVII веках, работал над изобретением летательных аппаратов. В разные периоды своей жизни он считал себя в первую очередь инженером или учёным, отдавая искусству не так много времени. Тем не менее, достижения в искусстве принесли ему наибольшую славу: он воплотил новую живописную технику, создал «Тайную вечерю» и «Джоконду». Леонардо проявил себя как мыслитель, осознав необходимость теоретического обоснования практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… Практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Изобразите схему, отражающую разнообразие способностей Леонардо да Винчи. На схеме отметьте общие и специальные способности. Как Вы думаете, можно ли считать Леонардо талантливым человеком? А гениальным?

Задача 2. М.В. Ломоносов являлся великим ученым. Он сделал немало открытий в химии и физике, занимался литературой и филологией, был прекрасным организатором – по его инициативе открыт Московский университет. М.Ю. Бородин, как известно, был ученым-химиком, а также являлся композитором, членом «Могучей кучки». Д.И. Менделеев совершил прорыв в химии, открыв периодический закон и таблицу элементов, но также проявил себя как талантливый метролог, общественный деятель.

Как можно объяснить эти факты с точки зрения способностей?

Задача 3. Прокомментируйте следующие факты с точки зрения теории способностей:

Н.В. Гоголь, великий писатель, в свое время был признан человеком весьма посредственных способностей.

А. Эйнштейна учителя считали ленивым, медлительным и малоспособным. Когда к нему в руки попал учебник евклидовой геометрии, он самостоятельно изучил школьный курс

Простой подпасок из Крыма, А. Куинджи вознамерился стать живописцем. Трижды он пытался поступить в Императорскую Академию художеств, и каждый раз ему это не удавалось. В третий раз в академию были приняты 29 претендентов (история искусства не сохранила их имени), Куинджи – было отказано. Впоследствии он стал профессором этой Академии художеств…

Литература:

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко. Москва: Искусство, 1991. – 432 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 368 с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников /Н.С. Лейтес. Москва: Академия, 2000. 320 с.

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство /Ч. Ломброзо. Санкт-Петербург: ЭКСМО, 2003. 828 с.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 264 с.

Общение и речь. К теме 12.

Вопросы:

1. Понятие «общение». Общение как особая форма человеческого взаимодействия.

2. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

3. Функции общения (эмотивная, информационная, контактная, побудительная и др.).

4. Виды общения.

5. Коммуникативные барьеры в процессе общения. Приемы, способствующие преодолению коммуникативных барьеров.

6. Речь как особая форма коммуникативной деятельности.

7. Формы речи: внутренняя, внешняя.

8. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная.

9. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

10. Характерные нарушения речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Можно ли рассматривать общение как вид деятельности?

2. Каковы цели, задачи общения, его содержание?

3. В чем суть коммуникативной стороны общения?

4. Раскройте сущность психологических барьеров установки.                

5. Что понимается под коммуникативной компетентностью личности?

6. Что понимается под коммуникативной культурой личности?

7. Выделите особенности интерактивной стороны общения.

8. В чем особенность перцептивной стороны общения?

Задание 1. Проанализируйте следующее высказывание Л.С. Выготского: «…человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Можно ли понимать это как общение индивида с самим собой (мыслительный диалог с самим собой)? Если так, то о какой функции общения можно говорить в данном случае?

Задание 2. О каком виде общения идет речь в данном примере: Лектор произносит монолог, а аудитория не задает вопросов, не подает ни одной реплики, слушает, но не записывает.

Задание 3. Функции общения: 1) прагматическая функция, 2) формирующая, 3) «подтверждающая», 4) межличностная (организация и поддержание межличностных отношений) и 5) внутриличностная (диалог с самим собой). Приведите пример, к чему может привести невыполнение этих функций. Пример несоблюдения прагматической функции – библейская легенда о неудавшемся строительстве Вавилонской башни (Вавилонское столпотворение) и т.д.

Литература:

Бодалев А. А. Психология общения /А. А. Бодалев. Москва; Воронеж. 2018. 356 с.

  Волков Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. Люберцы: Юрайт, 2016. 335 c.

Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Н.С. Ефимова. Москва: Форум, 2017. 128 c.

Жарова М.Н. Психология общения: учебник /М.Н. Жарова. Москва: Академия, 2018. 208 c.

Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность /А.А. Леонтьев. Москва: Едиториал УРСС, 2003. 216 с.

Рогов Е.И. Психология общения: тесты /Е.И. Рогов. Москва: КноРус, 2018. 256 c.

Психология малых групп.

План

1. Подобрать литературу по теме и изучить ее.

2. Осмыслить правильность и доказательность положений, выдвигаемых авторами первоисточников.

3. Обобщить материал и составить план выполнения контрольной работы.

4. Написать текст контрольной работы, следуя рекомендациям по оформлению работы.

5. В заключение работы следует выразить свое отношение к изучаемой теме, изложить свою собственную точку зрения или показать, каким образом полученные Вами знания могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Структура контрольной работы и требования к ее оформлению

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.

Требования к элементам содержания контрольной работы:

1.Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения. Пример приведен в приложении 1.

2. Оглавление должно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения. Пример приведен в приложении 2.

3. Во введении обозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.

4. Основную часть следует делить на главы, пункты и подпункты. Каждая глава должна являться законченным элементом работы. Текст основной части должен содержать полную и достоверную информацию, ее критическую оценку, иметь логичную структуру.

Основной материал должен быть получен в результате самостоятельного отбора и анализа, уточнения и сопоставления различных публикаций по выбранной теме. Обращаем внимание на то, что нельзя ограничиваться простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо выделить наиболее важные теоретические положения и обосновать их, выделить цель, задачи, выводы и предложения. Чтение научной литературы должно быть критическим. Необходимо раскрыть особенности различных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическое и теоретическое значение результатов реферируемых работ, а также выразить собственное отношение к идеям и выводам авторов, подкрепив его определенными аргументами (личным опытом, высказываниями других исследователей и пр.).

По дискуссионным вопросам студенту рекомендуется изложить свое отношение к ним, по возможности обосновать избранную точку зрения.

Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.

5. В заключении отражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

6. Список литературы. Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями. Пример в приложении 3.

Приложения. При необходимости излагаемые положения могут иллюстрироваться графиками, диаграммами, таблицами. При этом приводимые в тексте положения, цифровой материал должны быть снабжены соответствующими сносками на источники заимствования.

Темы контрольных работ

1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека.

2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии.

3. Современные направления психологических исследований в мире.

4. Психоанализ: история и современность.

5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

6. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

7. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

8. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.

9. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

10. Сознание и самосознание личности.

11. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуляции поведения.

12. Я-концепция как основная производная самосознания.

13. Структура личности.

14. Классификация и содержание новейших теорий личности.

15. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

16. Личность в представлении психоанализа.

17. Личность с точки зрения бихевиоризма.

18. Гуманистические теории личности.

19. Когнитивный подход к личности.

20. Формирование и развитие личности.

21. Объективный характер закономерностей формирования человеческой личности.

22. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправному поведению.

23. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.

24. Проблемы психологического развития подростков в современных условиях.

25. Потребностно-мотивационная сфера личности.

26. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).

27. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.74.71 (0.265 с.)