Общая характеристика э моционально-волевой сферы личности. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика э моционально-волевой сферы личности.



 Эмоционально-волевая регуляция поведения. К т еме 9.

Вопросы:

1. Понятие «воля». Воля как сознательная регуляция деятельности.

2. Функции воли.

3. Волевой акт и его структура.

4. Волевые качества личности.

5. Основные направления развития воли. Воспитание и самовоспитание воли.

6. Направления воспитания волевых усилий в учебной деятельности.

7. Понятие «эмоции». Основные функции эмоций.

8. Классификации эмоций, различные основания для классификации.

9. Виды эмоций: эмоциональный тон, эмоциональный отклик, настроение.

10. Конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация.

11. Понятие «чувства». Историческая обусловленность человеческих чувств.

12. Высшие чувства: интеллектуальные, нравственные, эстетические.

13. Саморегулирование в сфере чувств. Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое воля? Какие волевые качества Вы знаете?

2. Какую роль играет воля в поведении и деятельности человека?

3. Охарактеризуйте волевые действия.

4. Раскройте содержание структурных компонентов волевых действий.

5. Что относится к волевым качествам человека?

6. В чем состоит сложность процесса принятия решения?

7. Существуют ли способы развития волевых качеств? Если да, то какие Вы знаете?

8. Раскройте основные характеристики эмоций.

9. Расскажите об основных функциях эмоций.

10. Назовите основные виды эмоций.

11. Назовите факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций.

12. Чем отличаются эмоции от чувств?

13. Дайте характеристику высшим чувствам человека.

14. Отмечают, что после выхода на пенсию у многих людей может возникать депрессивное состояние, иногда ухудшается самочувствие. Чем это можно объяснить?

15. В чем заключаются различия в эмоциональных проявлениях людей?

16. Чем можно объяснить, что если дать возможность человеку «выговориться», «поплакать», то ему легче перенести горе?

Задание 1. Вспомните несколько недавно пережитых эмоций и выделите в них структурные компоненты. Опишите характерные особенности соответствующих эмоциогенных ситуаций.

Задание 2. Подготовьте список известных вам эмоций и классифицируйте их.

Задание 3. Представьте 10-15 жизненных и профессиональных ситуаций и психологических воздействий, в контексте которых происходит актуализация эмоций.

Задание 4. Разработайте множество конкретных жизненных и профессиональных ситуаций и психологических воздействий, ориентированных на актуализацию основных видов и форм эмоций: интереса, удивления, радости, страдания, гнева, стыда, отвращения, презрения, вины и страха (по 2 ситуациям на каждую эмоцию).

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности.

2. Исследование ситуативной и личностной тревожности.

Методика «Исследование ситуативной и личностной тревожности» (Спилбергер Ч.Д.). 

Продолжительность: 2 академических часа.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению эмоциональных состояний личности.

2. Исследование эмоционального состояния фрустрации.

Методика «Исследование эмоционального состояния фрустрации» (С. Розенцвейг).

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. Москва: Академия, 2007. 542 с.

Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард; пер. с англ. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 464 с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 752 с.

Ильин Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 318 с.

Общая характеристика

Темперамента, характера и способностей человека.

Темперамент. К теме 10.

Вопросы:

1. Понятие «темперамент».

2. Психологические теории темперамента.

3. Учение И.П. Павлова о типе высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента, его значение для психологии.

4. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.

5. Закономерности проявления различных свойств и типов темперамента в деятельности и общении.

6. Роль темперамента в трудовой деятельности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте общую характеристику понятию «темперамент».

2. В чем суть гуморальных теорий темперамента?

3. В чем суть конституциональных теорий темперамента?

4. Какие свойства нервной системы легли в основу взглядов П.И. Павлова о темпераменте?

5. Как проявляется тип темперамента в поведении и деятельности человека?

6. Каким образом можно измерить тип темперамента?

7. Можно ли влиять на формирование типа темперамента? Если да, то каким образом?

8. Можем ли мы сделать вывод о темпераменте человека по каким-либо однократным проявлениям? В каких жизненных ситуациях темперамент раскрывается наиболее полно?

Задание 1. Разработайте и опишите 20 конкретных жизненных и профессиональных ситуаций, критических для актуализации основных свойств темперамента.

Задание 2. Спрогнозируйте способы поведения в них людей с разными типами темперамента.

Задание 3. Разработайте рекомендации по работе с людьми, обладающими различными типами темперамента (по 5 на каждый тип). Они должны содержать в себе описание цели, конкретной ситуации и быть адресованы определенному человеку (или группе лиц).

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению индивидуально-психологических особенностей личности.

2. Исследование типов темперамента.

Методика «Тест «Формула темперамента» (А. Белова).

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

БатаршевА.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности / А.В. Батаршев. Москва: ТЦ Сфера, 2002. 88 с.

Психические состояния: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 506 с.

Психология индивидуальных различий / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. Москва: Че Ро, 2000. 775 с.

Русалов В.М. Темперамент: справ. руководство / В.М. Русалов. Москва: Инфра-М, 1999. 687 с.

 

Характер. К теме 10.

Вопросы:

1. Понятие «характер». Обусловленность характера общественными и межличностными отношениями.

2. Структура характера и симптомокомплексы его свойств.

3. Место характера в общей структуре личности.

4. Акцентуации характера.

5. Описание типов акцентуаций (А.Е. Личко, К. Леонгард).

6. Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера.

7. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера.

Вопросы для самоконтроля.

1. В чем выражается суть характера как психического феномена.

2. Какие закономерности формирования характера вы знаете?

3. Как характер проявляется через деятельность?

4. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента?

5. Что такое акцентуации характера? Какие типы акцентуаций характера Вы знаете?

6. Как проявляются определенные типы акцентуаций характера в общении, поведении и деятельности человека?

7. Каким образом можно измерить тип акцентуаций характера?

8. Возможно ли влияние на акцентуированные черты характера? Если да, то каким образом?

Задание.

Опишите черты характера, которые могут проявиться в следующих жизненных и профессиональных ситуациях.

 

 

Жизненные и профессиональные ситуации Черты характера
Сдача экзамена  
Выполнение важного производственного задания  
Принятие решения  
Несправедливое обвинение  
Достижение определенных целей  
Непризнание успехов  
Материальные пожертвования  
Ограничение общения с близкими людьми  
Освоение новых видов деятельности  
Необходимость принятия нестандартных решений  
Преграда при достижении поставленной цели  
Принятие на себя руководства людьми  

Задачи.

Определите тип акцентуации характеров по К. Леонгарду. (Эмотивный, возбудимый, циклоидный, застревающий, дистимный, экзальтированный.)

1. Эти люди плохо управляемы, их реакции импульсивны, неконтролируемы. Если им что-то не нравится, они дают волю раздраженности и, по мере возрастания гнева, могут дойти даже до рукоприкладства. В спокойном состоянии они отличаются привязанностью, любовью к животным.

2. Эти люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Они одинаково приходят в восторг и в отчаянье. От страстного ликования до тоски у них один шаг. Они очень впечатлительны.

3. Эти люди склонны к расстройствам настроения, серьезны, пессимистичны, все продумывают заранее, основательны, выбирают профессии, не связанные с общением. Это теоретики, которые сильны на словах, а в деле им не достает энергичности. Это тип пассивных рассуждателей.

Психологический практикум.

Цели занятия:

1. Формирование знаний и умений по изучению акцентуаций характера как индивидуально–психологических особенностей личности.

2. Исследование акцентуаций характера.

Методика «Исследование акцентуаций характера» (Опросник Шмишека).

Продолжительность: 2 академических часа.

Литература:

Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций / В.П. Дворщенко. Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 111 с.

Лазурский А.Ф. Очерки науки о характере /А.Ф. Лазурский. Москва: Наука, 1995. 271 с.

Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера / Н. Д. Левитов. Москва: Современный гуманитарный университет, 2009. 289 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. Ростов н/Дону: Феникс, 1997. 541 с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации у подростков / А.Е. Личко. Ленинград: Медицина. Ленингр. отд-ние. 1983. 255 с.

Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ характера / Д. Я. Райгородский. Москва: Бахрах-М, 2009. 640 с.

Способности. К теме 10.

Вопросы:

1. Понятие «способности». Подходы к определению понятия «способности».

2. Классификация способностей.

3. Уровни развития способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

4. Биологическое и социальное в природе способностей.

5. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки. Учет способностей и задатков в профориентации и выборе профессии.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие вы знаете классификации способностей?

2. В чем выражается взаимосвязь общих и специальных способностей?

3. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

4. Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний.

5. Докажите, что способности по своей природе биосоциальны.

6. Раскройте суть взаимодействия и взаимокомпенсации способностей.

7. Перечислите уровни развития способностей.

8. Дайте определение задатков и способностей. Приведите примеры одаренности, таланта и гениальности.

9. Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить, как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?

Задача 1. Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель, изобретатель) – яркий пример «универсального человека». Некоторыми из его изобретений человечество пользовалось на протяжении нескольких веков. Например, он создал прообраз танка, колесцовый замок для пистолета, распространённый в XV–XVII веках, работал над изобретением летательных аппаратов. В разные периоды своей жизни он считал себя в первую очередь инженером или учёным, отдавая искусству не так много времени. Тем не менее, достижения в искусстве принесли ему наибольшую славу: он воплотил новую живописную технику, создал «Тайную вечерю» и «Джоконду». Леонардо проявил себя как мыслитель, осознав необходимость теоретического обоснования практики: «Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… Практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».

Изобразите схему, отражающую разнообразие способностей Леонардо да Винчи. На схеме отметьте общие и специальные способности. Как Вы думаете, можно ли считать Леонардо талантливым человеком? А гениальным?

Задача 2. М.В. Ломоносов являлся великим ученым. Он сделал немало открытий в химии и физике, занимался литературой и филологией, был прекрасным организатором – по его инициативе открыт Московский университет. М.Ю. Бородин, как известно, был ученым-химиком, а также являлся композитором, членом «Могучей кучки». Д.И. Менделеев совершил прорыв в химии, открыв периодический закон и таблицу элементов, но также проявил себя как талантливый метролог, общественный деятель.

Как можно объяснить эти факты с точки зрения способностей?

Задача 3. Прокомментируйте следующие факты с точки зрения теории способностей:

Н.В. Гоголь, великий писатель, в свое время был признан человеком весьма посредственных способностей.

А. Эйнштейна учителя считали ленивым, медлительным и малоспособным. Когда к нему в руки попал учебник евклидовой геометрии, он самостоятельно изучил школьный курс

Простой подпасок из Крыма, А. Куинджи вознамерился стать живописцем. Трижды он пытался поступить в Императорскую Академию художеств, и каждый раз ему это не удавалось. В третий раз в академию были приняты 29 претендентов (история искусства не сохранила их имени), Куинджи – было отказано. Впоследствии он стал профессором этой Академии художеств…

Литература:

Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке / Н.В. Гончаренко. Москва: Искусство, 1991. – 432 с.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей /В.Н. Дружинин. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 368 с.

Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников /Н.С. Лейтес. Москва: Академия, 2000. 320 с.

Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство /Ч. Ломброзо. Санкт-Петербург: ЭКСМО, 2003. 828 с.

Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 264 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.004 с.)