Эмпирического психологического исследования. К теме 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирического психологического исследования. К теме 2.



Вопросы:

1. Понятия «методология», «метод», «методика». 

2. Психологическое исследование. Требования к проведению психологического исследования.

3. Этапы психологического исследования: организация, планирование, сбор данных, обработка и интерпретация результатов.

4. Классификации методов психологии (по Б.Г. Ананьеву).

5. Психологические методы: методы эмпирического сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности и др.).

6. Метод тестов и границы его применения.

7. Особенности каждого метода, оптимальные условия его применения в психологических исследованиях.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какова логика проведения психологического исследования?

2. В чем особенность системы классификации методов психологического исследования, предложенной Борисом Герасимовичем Ананьевым?

3. В чем специфические особенности организационных методов?

4. Дайте определение наблюдения и перечислите его разновидности.

5. Перечислите особенности экспериментального метода.

6. В чем главное отличие естественного эксперимента от наблюдения?

7. Какие требования необходимо строго соблюдать при использовании беседы и анкетного метода исследования?

8. В чем особенность теста как психологического метода исследования?

9. Имеете ли Вы опыт работы с психологом в качестве клиента? Если да, то какой метод практической психологии в работе с Вами использовался? Как бы Вы оценили эффективность тех методов практической психологии, которые вам знакомы?

Задание.

Какие методы психологии применены в следующих примерах?

1. На основании детских рисунков психолог устанавливает особенности восприятия детьми предметов; тщательно анализируя письменные работы школьников и сопоставляя данные с результатами других экспериментов, исследователь делает выводы об особенностях индивидуального стиля деятельности старшеклассников.

2. Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится весёлая игра – «Танец кукол». Все идет хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Ларисе выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня, хотя и не отказывается от предложения руководительницы, но, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но ее движения неуверенные, чувствуется скованность.

3. Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает, сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить все десять слов.

4. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог.

5. Этот метод широко используется в исторической психологии для изучения внутреннего мира людей, живших в давно прошедшие времена, недоступные для непосредственного наблюдения. Например, по большинству художественных и литературных произведений в определенной степени можно судить о психологии их авторов – это обстоятельство давно и с успехом используют литературы– и искусствоведы, пытающиеся «через» произведение лучше понять психологию автора, и наоборот, познав психологию автора, глубже проникнуть в содержание и смысл его произведений.

Литература:

Волков Б.С., Методы исследований в психологии: учеб-практ. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. Москва: Пед. о-во России, 2002. 208 с.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности /Л.А. Регуш. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 176 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.005 с.)