Психологическая характеристика деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика деятельности.



Структура деятельности. К теме 11.

Вопросы:

1. Понятия «деятельность» и «поведение».

2. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву).

3. Действие как единица человеческой деятельности. Виды действий.

4. Проблемы соотношения внутренней психической и внешней практической деятельности.

5. Освоение деятельности. Умения и навыки: этапы формирования.

6. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

7. Профессиональная деятельность как условие формирования личности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое деятельность? В чем коренное отличие деятельности человека от поведения животного?

2. Охарактеризуйте структуру деятельности.

3. Назовите основные характеристики действий.

4. Как соотносится внешняя и внутренняя (психическая) деятельность? В чем Вы усматриваете главный смысл интериоризации и экстериоризации действий? Приведите примеры.

5. Что такое навык и какие виды навыка Вы знаете?

6. Дайте характеристика основным этапам формирования навыка.

7. Что обуславливает перенос навыков в другие виды деятельности и что порождает их интерференцию?

8. Что объединяет и что отличает труд, учение, игру как основные виды деятельности?

9. Что из деятельности человека, и при каких условиях может быть передано для выполнения техническим устройствам, а что при всех обстоятельствах останется за человеком?

Задание 1. Перечислите возможные мотивы учебной и трудовой деятельности.

Задание 2. Вспомните и опишите недавно выполненную деятельность; выделите в ней мотив, цели, последовательность действий, условия выполнения и способы реализации.

Задание 3. Представьте и опишите хорошо знакомую вам деятельность как последовательность отдельных действий и составьте в письменной форме алгоритм ее выполнения.

Литература:

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие /А.Н. Леонтьев. Москва: Академия, 2005. 352 с.

Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. Москва: Логос, 1996. 320 с.

Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. Москва: Логос, 2007. 189 с.

Общение и речь. К теме 12.

Вопросы:

1. Понятие «общение». Общение как особая форма человеческого взаимодействия.

2. Стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

3. Функции общения (эмотивная, информационная, контактная, побудительная и др.).

4. Виды общения.

5. Коммуникативные барьеры в процессе общения. Приемы, способствующие преодолению коммуникативных барьеров.

6. Речь как особая форма коммуникативной деятельности.

7. Формы речи: внутренняя, внешняя.

8. Виды речи: устная (диалогическая и монологическая); письменная.

9. Свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

10. Характерные нарушения речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Можно ли рассматривать общение как вид деятельности?

2. Каковы цели, задачи общения, его содержание?

3. В чем суть коммуникативной стороны общения?

4. Раскройте сущность психологических барьеров установки.                

5. Что понимается под коммуникативной компетентностью личности?

6. Что понимается под коммуникативной культурой личности?

7. Выделите особенности интерактивной стороны общения.

8. В чем особенность перцептивной стороны общения?

Задание 1. Проанализируйте следующее высказывание Л.С. Выготского: «…человек наедине с самим собой сохраняет функцию общения». Можно ли понимать это как общение индивида с самим собой (мыслительный диалог с самим собой)? Если так, то о какой функции общения можно говорить в данном случае?

Задание 2. О каком виде общения идет речь в данном примере: Лектор произносит монолог, а аудитория не задает вопросов, не подает ни одной реплики, слушает, но не записывает.

Задание 3. Функции общения: 1) прагматическая функция, 2) формирующая, 3) «подтверждающая», 4) межличностная (организация и поддержание межличностных отношений) и 5) внутриличностная (диалог с самим собой). Приведите пример, к чему может привести невыполнение этих функций. Пример несоблюдения прагматической функции – библейская легенда о неудавшемся строительстве Вавилонской башни (Вавилонское столпотворение) и т.д.

Литература:

Бодалев А. А. Психология общения /А. А. Бодалев. Москва; Воронеж. 2018. 356 с.

  Волков Б.С. Психология педагогического общения: Учебник для бакалавров / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, Е.А. Орлова. Люберцы: Юрайт, 2016. 335 c.

Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Н.С. Ефимова. Москва: Форум, 2017. 128 c.

Жарова М.Н. Психология общения: учебник /М.Н. Жарова. Москва: Академия, 2018. 208 c.

Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность /А.А. Леонтьев. Москва: Едиториал УРСС, 2003. 216 с.

Рогов Е.И. Психология общения: тесты /Е.И. Рогов. Москва: КноРус, 2018. 256 c.

Психология малых групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.027 с.)