Основные принципы типологии и хронологии культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы типологии и хронологии культуры



История развития теоретической мысли о культуре знает много различных типологий. Их авторами были философы, историки, социологи, деятели искусств, полевые этнографы, то есть практики и теоретики культуры. При изучении культуры типологические построения стали широко применяться в ХVIII - ХIХ вв., когда ученых увлекал поиск единого плана. К концу ХIХ века утвердился взгляд на тип как результат сложной теоретической конструкции.

В этом ключе вела исследования школа культурно-исторических типов, марксизм построил свою систему экономических типов общества, М.Вебер разработал метод создания «идеальных» типов, в американской социологии получил распространение метод «конструирования» типов. В настоящее время можно назвать более десятка встречающихся в теоретической литературе принципов типологизации культур.

Как научный метод типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов и ставит цель отобразить закономерности строения и развития моделируемой системы. В основе метода лежит тот или иной типологический принцип, который задает исследователю колею теоретического движения, определяет его ракурс и вектор в отборе выстраивании конкретного материала.

Среди основных принципов типологии культуры можно выделить следующие: формационный, цивилизационный, концептуальный, религиозный, регионально-территориальный,, этнонациональный, демографический, культурно-исторический. Они выделяются по типу духовно-ценностных ориентаций человека, по типу религии, по отношению к природе, классическим образцам, традиции, по типу структурной сложности культуры, системности (интро или экстравертные) и т.д.

Формационный принцип в отечественной гуманитарной науке является наиболее известным. Он устанавливает зависимость типа культуры от господствующего способа производства. Каков способ производства, такова и культура первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая.

Цивилизационный принцип встречается у многих авторов, но трактуется в зависимости от понимания собственно цивилизации. Анализируя культуру под углом зрения цивилизации, многие исследователи пришли к содержательно близким выводам об отрицательном воздействии цивилизационных процессов на культуру, так как они порождают чуждые ей явления.

Концептуальный принцип дает возможность осмыслить культуру через призму господствующего в обществе мировоззрения. Концептуально-мировоззренческое представление о мире, о месте и роли в нем человека, о значимости его деятельности, о взаимоотношении с другими людьми и многое другое дают обширный материал для выстраивания определенной модели мира.

Религиозный принцип позволяет классифицировать культуру в зависимости от характера религиозного воззрения. При этом все многообразие религиозных верований можно свести к двум: политеизму и монотеизму. Этот принцип дает возможность разделить культуру на древнюю (языческую) и культуру, в которой господствует одна из форм мировых религий: христианская, буддистская, мусульманская и др.

Регионально-территориальный принцип позволяет производить типологический анализ культуры, характеризующейся общностью черт, присущих определенному региону. Региональная культура носит, как правило, межнациональный, межэтнический характер и складывается в результате интегративных (объединительных) культурно-исторических процессов. Кроме того, можно выделять локально-региональные культуры отдельных областей, районов страны, имеющих свои специфические особенности, отличающие данный регион от других регионов.

Этнонациональный принцип определяет типологический анализ культуры по общности этнонациональных характеристик. Национальные культуры существуют, как правило, на определенной территории локального расселения этноса. Подобный тип культуры тесно связан с этнонациональной ментальностью. Несмотря на то, что национальная культура внутри себя характеризуется чертами общности, в сравнении с другими в ней подчеркиваются черты отличия.

Демографический принцип типологизации культуры ориентируется на выявление, прежде всего, особенностей и общностей возрастных и половых признаков, детерминирующих качество культурных ориентаций. Наряду с этим существенное значение приобретает плотность народонаселения, его численность, состав, социальная занятость.

Культурно-исторический принцип является наиболее распространенным и устоявшимся для понимания и использования. Он акцентирует духовные доминанты исторических периодов и эпох, в рамках которых возникают и функционируют конкретно-исторические типы культуры.

Конкретно-исторический тип культуры – это форма бытования наиболее существенных, общих, концептуальных духовных ценностей. В современном культурологическом знании выделяются следующие исторические типы европейской культуры:

-природно-символический тип – это древнейшие, ранние формы культуры, характеризующиеся опредмеченностью культурных ценностей в природных явлениях;

-антропокосмогонический тип – это античные формы культуры, выражающие единство природокосмического и человеческого начал;

-христианско-религиозный тип - это культура раннего и позднего средневековья, основанная на христианской доктрине;

-универсально-гармонический тип – это культура эпохи Возрождения, утвердившая идеалы гуманизма, титанизма, человеческого духа, универсальности, индивидуальности, преобразовавшая духовные ценности античности;

-протестанско-реформистский тип – это культура, отразившая идеи протестантизма, оппозиционного религизно-реформаторского движения против консервативно-деспотическогой идеологии католицизма. Протестантизм демократизировал церковные традиции. Реформация заложила основы свободомыслия и правового государства;

-критико-просветительский тип - это культура, провозглашающая в качестве приоритетных высокие нравственно-просветительские и демократические идеал;

-романтически-утопический тип – это культура, которая основывается на мировосприятии, возникшего в результате разочарования итогами буржуазной революции в Европе, не оправдавшими просветительские идеи совершенствования человека и общества;

-индивидуально-прагматический тип – это культура, в которой господствовала система ценностей, сложившаяся в эпоху зрелых буржуазных отношений, когда доминирующими становятся институт частной собственности, прагматические интересы человека, личная инициатива, предприимчивость и целеустремленность в приумножении материальных благ;

-демократически-технотронный тип – это современная культура высокоразвитых цивилизаций, характеризующаяся двуединым влиянием техники: позитивно-демократическим и негативным. Научно-технический прогресс содействует расширению социокультурного поля, приобщению к ценностям культуры широкой аудитории благодаря совершенствованию коммуникационных средств. Вместе с тем развитие этого процесса усиливается диктатом техники над духом, порождая стереотипы восприятия и оценок, способствуя омассовлению культуры;

-тоталитарно-бюрократический тип – это преимущественно официальная культура, подчиняющаяся строгим установкам господствующей идеологии. Изначальный принцип самостийно-органичного развития культуры окончательно вытесняется административно-бюрократической формой ее организации и управления, вследствие чего ущемляется и нивелируется личностное начало.

Как мы видим, перечисленные принципы типологизации существенно расширяют представления об исторических типах культуры и могут быть могут применяться в дальнейших более конкретных теоретических изысканиях. Краткий анализ культур, приведенный выше, только подтверждает эту мысль.

Проблема типологизации культуры тесно связана с вопросом ее периодизации.

Указанные принципы, на основе которых происходит выделение типов культур, весьма часто совпадают с принципами, лежащими в основе разделения единого культурно-исторического процесса на отдельные периоды, что весьма важно не только для науки о культуре, изучающей конкретные этапы, но и для целостного понимания социально-культурных процессов.

Историческая периодизация культуры представляет собой разделение ее на определенные временные отрезки. В этих хронологических рамках качественно-содержательная характеристика культуры остается тождественной самой себе. А смысловые изменения, которые в ней происходят, не являются тотальными, кардинально-принципиальными. На определенном временном отрезке культура накапливает некие количественные изменения, но они в определенном промежутке соответствуют данному качеству или типу культуры. Пока не нарушена мера качественно-количественного соответствия, тип культуры будет неизменен.

Протяженность временных отрезков будет зависеть от принципа периодизации. Так, например, цивилизационный принцип (по Бердяеву) дает возможность разделить культурно исторический процесс всего на три основных периода: биогенный, духовно-культурный и техногенный. Первый период включает возникновение и развитие пракультуры, а также древнейшие формы существования собственно культуры, когда природный элемент преобладал над человеческим духом, а дух еще не обрел свободу, а был полностью зависим от природы. Второй – характеризуется обособлением духа от природной зависимости и погружением его в лоно культуры. Именно этот исторический отрезок времени Бердяев именует духовно-культурным. Третий период, по мнению Бердяева, совпадает с активным наступлением цивилизации (прагматического, утилитарного, массового, стандартного начала) на культуру, когда машина подавляет человека, искусственная технология заменяет культурную органику. Духовное начало все больше оттесняется и заменяется эрзацем.

Следует обратить внимание и на тот случай, когда типологизация не может быть соотнесена с периодизацией. Это касается, в основном, регионально-территориального и этнонационального принципов.

Это связано с тем, что регионально-территориальный принцип направлен на культуры определенных регионов и территорий, которые существуют достаточно давно. Эти культуры развиваются на этих пространствах независимо от времени и имеют определенные общие черты. Например, известны некие модели европейской, азиатской, африканской и других культур. Внутри их можно выделить подсистемы, в частности в европейской: западноевропейскую и восточноевропейскую. Их краеугольные ментальные черты, как правило, не зависят от времени. Особенности этнонациональных культур тоже отличаются консервативностью и устойчивостью, несмотря на движение по исторической лестнице эпох и периодов.

Всякой культуре соответствует определенные топос (пространство) и хронос (время). Время более текуче и подвижно, пространство более постоянно, но в некоторых случаях оно также подвержено изменению. Так, еще совсем недавно мир имел дело с мощным государством – Советским Союзом, для которого была свойственна единая политика, экономика и культура. Сегодня на постсоветском пространстве существуют более десяти самостоятельных государств, в культуре которых произошли большие изменения. Активно возрождаются национальные языки, получая статус государственных, в некоторых случаях берут верх национальные и религиозные традиции, ранее предававшиеся забвению, получают второе рождение самобытные и оригинальные формы в искусства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.012 с.)