Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция «осевого времени» по К. Ясперсу
В историческом процессе Карл Ясперс выделяет четыре «ключевых среза». Первые два - это возникновение языка, изобретение орудий, начало использования огня. С этими моментами истории связано возникновение в III-V тысячелетиях до н. э. цивилизаций Индии, Китая, Египта и Месопотамии. Третья точка - VIII-II века до нашей эры - это «духовное основоположение человечества», которое произошло одновременно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Третий срез представляет собой своеобразную «ось мирового времени», когда возникает современный человек с его представлениями о возможностях и границах, об ответственности, которые существуют и в наши дни. Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определённого религиозного содержания, могло стать настолько убедительным - если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае, некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошёл самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии - в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Всё то, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга.
Новое, возникшее в эту эпоху в трёх упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира. Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая и в противоречивости своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - всё это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности. Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Всё это вовлечено в водоворот. В той мере, в какой воспринятая в традиции прошлого субстанция была ещё жива и действенна, её явления прояснялись и она тем самым преображалась. Мифологической эпохе с её спокойной устойчивостью пришел конец. Основные идеи греческих, индийских, китайских философов и Будды, мысли пророков о Боге были далеки от мифа. Началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта против мифа (логоса против мифа), затем борьба за трансцендентного Бога, против демонов, которых нет, и вызванная этическим возмущением борьба против ложных образов Бога. Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии. Миф же стал материалом для языка, который теперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ. В ходе этого изменения (по существу, тоже мифотворческого), в момент, когда миф, как таковой, уничтожался, шло преобразование мифов, постижение их на большой глубине. Древний мифический мир медленно отступал, сохраняя, однако, благодаря фактической вере в него народных масс свое значение в качестве некоего фона, и впоследствии мог вновь одерживать победы в обширных сферах сознания.
Все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением: твёрдые изначальные устои жизни начинают колебаться, покой полярностей сменяется беспокойством противоречий и антиномий. Человек уже не замкнут в себе. Он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чём до этого момента никто не спрашивал и что никто не возвещал. Неслыханное становится очевидным. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и бытие, но не полностью: этот вопрос остается. Культуры Древнего Востока Формирование культур Древнего (Ближнего) Востока относится к III тысячелетию до н.э. Одна из этих культур сформировалась на обширной территории междуречья рек Тигра и Евфрата, которая получила название Месопотамия. Другая - культура древнего Египта - в долине Нила. С Индом и Гангом связано развитие культуры Древней Индии, с Хуанхэ - древнего Китая. Объясняется это просто - с реками связана возможность орошения почвы, а сама почва остается плодородной после каждого разлива рек, выносящих ил. Культура стран Древнего Востока получила название обществ традиционного типа. Под обществом традиционного типа подразумевается такое общество, которое на протяжении длительного времени сохраняет традиции, воспроизводящие основные социально-экономические отношения. В результате этого происходит накопление человеческого опыта, складывается культурная традиция. К таким культурам относят культуру Месопотамии, Древнего Египта, Древней Индии и Китая. Не ставя перед собой задачу полного изложения истории возникновения этих культур, укажем на общие особенности исторических процессов древневосточных культур и отдельных регионов. В традиционных обществах отсутствует динамика развития исторических процессов. Время в них как бы застыло. Цивилизация стабильна на протяжении нескольких тысяч лет, отличается большой устойчивостью. Человек в обществах традиционного типа как личность тесно связан с социальной группой, подчинен ей. Такой социальной группой может быть род, община, каста, клан, за которыми закреплен определенный вид деятельности. Примером может служить кастовая система в Индии, жреческое сословие в Египте. И хотя в древнем Китае действовала определенная система отбора чиновников, человек все равно уподоблялся пловцу в лодке без весел, стремящемуся соблюдать закон Неба, знать ритуал, пройти длительный путь к идеалу «благородного мужа». Древний Восток. Мышление человека Древнего Востока характеризуется единством природного и общественного. Япония - страна Восходящего Солнца, Китай - Великая Поднебесная и т.п. В понятие «природа» входило и понятие человеческой природы. Это объяснялось отсутствием экологических проблем, особыми географическими условиями, природным равновесием.
Гармония человека и природы привела к таким свойственным древневосточным культурам-феноменам, как йога, дзенбуддизм, камасутра. Эти явления духовной культуры были направлены на гармонизацию отношений человека с природой, расширению физических и психических возможностей организма. Мифология и религия определяли мироощущение человека традиционного общества. У всех народов Древнего Востока есть мифы о происхождении мира, о возникновении человека, о появлении богов, о культурном герое. Синтоизм, даосизм, конфуцианство, индуизм, буддизм - одно это далеко не полное перечисление религий стран Древнего Востока говорит о религиозно - мифологическом сознании человека этого общества. Многие из этих религий и сейчас определяют характер культуры Японии, Индии, Китая и других стран Востока. Картина мира, каким представлял его человек в обществах традиционного типа, определялась мифологией и религией. Окружающий мир одушевлен, очеловечен, населен духами и божествами гор, рек, лесов и т.п. Причинно-следственные связи не имеют в этой картине особого значения. Бытие человека гармонизировано этими, в основном добрыми духами и божествами, конфликты случайны. В культурологической литературе последних лет существует установившиеся представления об отличительных чертах восточною и западного (европейского) способа мышления. Восточный стиль мышления характеризуется созерцательным, спокойным отношением к миру. Соблюдает принцип невмешательства в природу, обожествляется все живое. Фигура мудреца, который прислушивается к себе и пытается через себя познать окружающий мир, является центральной в древневосточной философии. На первый план выступает не онтологическая или гносеологическая проблематика, а этическая, нравственная сторона жизни. Будда - это не бог, а мудрец, открывший главные истины бытия и достигший просветления, высшей мудрости. Конфуций, философские идеи которого сыграли огромную роль в культуре Древнего Китая, создал скорее этическую, чем религиозную систему. На познание глубин человеческой психологии и нравственности был направлен индуизм и чаньбуддизм, даосизм, и конфуцианство. Доминирующее значение образного мышления, характерное для культур Древнего Востока, нашло свое отражение в своеобразии и символичности искусства (искусство написания иероглифов в Китае и Японии, искусство танца в Индии). Общие для традиционных культур Востока, черты определяются понятием традиционализма. Но это не исключает и значительных различий в путях развития этих культур. Как подчеркивают многие культурологи, Египет, Индия и Китай развивались очень самобытно. Будда и Конфуций, библейские мудрецы и Зороастра, а также великие книги, в которых были изложены их учения: Веды, Коран и Библия, навсегда останутся в истории человечества. Именно в этих книгах открывалось понятие истины, появились темы, идеи, сюжеты, ставшие вечными для духовной культуры последующих эпох.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.006 с.) |