Первобытные культуры на территории северного Приазовья 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первобытные культуры на территории северного Приазовья



Первым народом, имя которого сохранила история на поприщах Украины, были киммерийцы. Они появляются в украинских степях в конце бронзового века (2800-1200 гг. до н.э.). В киммерийские времена в Украине в потребление входит железо, которое вытесняет бронзу (железный возраст в Украине датируется XII в. до н.э. IV в. н.э.). Наблюдается последующее совершенствование средств производств. Появляются многочисленные городища, окопанные рвами и пообношенные валами.

В художественном творчестве киммерийцев следует выделять два главных компонента: декоративно прикладное искусство и каменный резчик. Первое представлено художественным литьем из бронзы и ценных металлов, косторезным искусством и резчиком, второе - монументальной скульптурой. Самыми типичными элементами орнамента являются одинарные и концентрические круги разнообразные спирали, фигуры ромбических очертаний и тому подобное.

Культура киммерийцев в VII в. до н.э. была интегрирована в культуру скифов. Сопоставляя сведения античных авторов, можно заметить, что принципиальных разногласий между киммерийцами и скифами не было. Совпадают и ареалы расселения, хозяйства и особенностей общественного строя киммерийцев и скифов. Еще в киммерийский период складывались основные черты скифского хозяйственного уклада, на которые указывает Геродот. Следовательно, завоеватели-скифы слились с местным населением, которое в основном оставалось на старых местах. Оно восприняло скифский язык и бытовые особенности скифов.

Культура скифов.

У скифов сохранились черты предшественников. Похожие (но не одинаковые), например, формы и орнамент керамики, скифский обряд захоронения и тому подобное. И хоть до сих пор мы мало знаем о киммерийской материальной культуре, можно допустить, что она была подобной скифской, особенно на ранней стадии, в момент их слияния.

Появление однородной скифской культуры по всей степи состоялось в VII в. до н.э. Расцвел возраста железа не только совпал с установлением там хозяйств скифов, но и стал одной из главных причин изменений в культуре местности и той, которая пришла.

Укрепленные поселения появились у скифов относительно поздно, на грани VI и V в. до н.э., когда достаточное развитие приобрели промыслы и торговля. Камъянское городище возле Никополя занимает большую площадь 12 кв. км. За многолетние исследования установлено, что здесь была столица скифов. Городище просуществовало к II в. до н.э. На его территории повсюду случаются остатки металлургического производства. Это поселение было центром металлургического производства степной Скифии и обеспечивало значительную ее часть железными изделиями. Имеют место и другие виды производства: резьба по кости, гончарство, ткацкое. Но уровня ремесла достигла лишь металлургия.

Скифская мифология была частью мифологии иранского мира. Известны мифы о происхождении пантеона божеств. Греки отождествляли эти божества со своими: Табити - с Гестией, Папая - с Зевсом, Апи - из Геею, Гойтосира - с Аполлоном, Аргимпасу - с Афродитой, Тагимасада - с Посейдоном.

Культура скифов носила военизированный характер. За описаниями Геродота, они поклонялись мечу, который назывался акинак, втыкали его в кучу хвороста, проводили возле него ритуальные действия и приносили ему жертву. Акинак нам хорошо известный: железный, короткий, острый.

Скифская керамика сделана без помощи гончарного круга, хоть в соседних со скифами греческих колониях круг широко применялся. Скифская посуда плоскодонная и разнообразная по форме. Значительное распространение получили скифские бронзовые казаны высотой к метру, что имели длинную и тонкую ножку и две вертикальных ручки.

Скифское искусство хорошо известно в основном благодаря предметам из захоронений - скифских курганов - культовых достопримечательностей VII – ІII в. до н.э. В южной Право- и Левобережной Украине найдены огромные курганы, где хоронили скифских царей. Это курганы Чертомлик, Куль-оба, Толстая Могила, Солоха, Гайманова Могила, Братолюбивский курган, могильщики скифов на Полтавщини, Киевщине, Подолье, Херсоне, в районе Днепровских порогов и в других местах.

Скифы хоронили мертвых в ямах или катакомбах, под курганными насыпями. В царских курганах скифов находят золотую посуду, художественные изделия из золота, ценное оружие. Обряд захоронения скифских царей описал Геродот. Когда царь умирал, его тело на протяжении длительного времени возили скифскими путями, и скифы должны были всячески обнаруживать свою скорбь по поводу смерти обладателя. Потом тело царя привозили в район Герри, который, как считают археологи, находился вблизи Днепровских порогов, клали его в могильную яму вместе с его убитой женой, убитыми слугами и конями и насыпали огромный курган.

Скифское художественное творчество, создала свою неповторимую символично знаковую систему образов, ярко представленных в особенном течении декоративно прикладного искусства. В частности, самыми популярными стали изображение разных животных, которое стало основой создания самобытного и неповторимого скифского звериного стиля, известного на большой территории, - от Северного Причерноморья к Средней Азии и Сибири.

Некоторые ученые считают, что в основе звериного стиля лежат магические представления скифов о попытке завладеть качествами, какие присущие зверю: быстрота, сила, меткость. Другие же склонны видеть связь между звериным стилем и, мифологией, когда скифские боги имели зооморфный образ. Иногда звериный стиль рассматривают как символично знаковую систему, которая воплощала общие представления о мироздании. Вполне вероятно, что отдельные черты звериного стиля, которые достигают тотемистических представлений, были приспособлены к условиям иерархически сословного общества. Распространено мнение исследователей относительно тотемистического значения образа оленя, от которого и походит этноним "скифы".

Изделия в зверином стиле делали из кости, рогов, бронзы, серебра, золота, железа. Технология их изготовления также была разнообразной: литье за восковой моделью, штампование, гравирование, ковка, резьба кости. В целом скифские мастера владели всеми тонкостями ювелирного дела.

Непревзойденным шедевром эллинско-скифского искусства является золотая пектораль из Толстой Могилы (Днепропетровская область). Она массивна, ее вес 1 кг, диаметр - сверх ЗО см. На ней размещено изображение тремя ярусами, разделенными толстыми витыми золотыми жгутами. На нижнем ярусе символично образно показано представление скифов о потустороннем мире.

Господство хаоса и сил смерти передано борьбой животных. В центре - три сцены, где изображен конь и грифоны, которые напали на него; льва и леопарда, что нападают на оленя и на кабана; собаку, которая гонится за зайцем, а на концы композиции - коньков.

Верхний ярус - мир людей, "космос", который противостоит хаосу. Средний ярус из прекрасного сплетения растительного орнамента символизирует Мировое древо, что совмещает два непохожих миры. В центральной части верхнего фризу представлено ритуальное действо - шитье одежды из овчины (золотое руно). Этому ритуалу много древних народов приписывали магическую способность обеспечить богатство, в частности приплод животных.

В II в. до н.э. скифы были вытеснены сарматами в Крым и на полосу западного побережья Северного Причерноморья.

Сарматы

Сарматам, которые жили между Доном и Уралом, античные авторы уделяют большое внимание. За Геродотом, они говорили испорченным скифским языком, то есть, как и скифы. Сходство чувствуется и в мифологии, однако с тем отличием, что у сарматов верховным божеством считали, возможно, богиню плодородия Астарту, связанную с культом Солнца и коня. Сарматы, как и скифы, в искусстве развили звериный стиль со свойственными им особенностями.

Керамика сарматки сделана без помощи гончарного круга. Существовало кузнечное, кожное, деревообрабатывающее, бронзоливарное производства, но уровня ремесел они еще не достигай. Бронзовые казаны на высокой ножке были и у сарматов. Культура племен сармато, которые жили в II в. до н.э., - IV в. н.э. на территории современной Украины, - неотъемлемая составляющая древней культуры нашей Родины. Яркая и самобытная культура сарматки существовала не изолировано. Она была тесно связана с культурой местных племен.

Скифы и сарматы сделали огромный вклад в развитие мировой культуры.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.004 с.)