Тема №7. Культура Нового времени и Просвещения в Европе XVII - XVIII вв. Своеобразие отечественного Просвещения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №7. Культура Нового времени и Просвещения в Европе XVII - XVIII вв. Своеобразие отечественного Просвещения



План

1. Культура Нового времени;

Своеобразие отечественного Просвещения.

 

Культура Нового времени

Европейская культура Нового времени базируется на буржуазном способе производства и отличается одним общим ориентиром на развитие личности. Ее общие черты - гуманизм и антропоцентризм, рационализм и европоцентризм.

1. XVII век вошел в культуру Европы как «век революционной критики феодализма» в Нидерландах и Англии, рационалистической критики схоластики во Франции и других странах.

2. XVIII век - век Просвещения в то же время «галантный век», век проверки идеалов Просвещения, век великой французской и американской революций.

3. XIX век - эпоха расцвета буржуазной культуры, «полнота времен» и противоречий.

Отличительными чертами культуры Нового времени в целом являются следующее:

1. Многонациональность и многоязычность

В Европе XVII века наблюдается подъем национальных культур, латынь средних веков уступает место национальным языкам: английскому, французскому, испанскому, итальянскому и т.д. В каждой европейской стране складываются оригинальные художественные школы и литературные течения барокко и классицизм.

 

Искусство барокко распространено преимущественно в католических странах (Италия, Испания, Франция). Оно от­личается динамичностью, вниманием к чувственному началу. Изображение чудес, видений, религиозных экстазов в ис­кусстве барокко используется для того, чтобы подчеркнуть пышность и блеск государства и мест обитания, приближенных к Королевскому двору. (В живописи - это П. -П.Рубенс, Буше, в архитектуре - Л.Бернини, в музыке - Моцарт). На картинах художников барокко пышнотелые дамы, мускулистые мужчины, роскошные обеденные столы с яствами, развевающиеся узорчатые ткани одежд дворянской знати. В литературных произведениях - вычурность слова, витиеватость, запутанность. В архитектуре - пышная отделка фасадов дворцов знати, декоративность, ассиметричность построек, помпезность.

В тоже время барокко - это кризис ренессанского гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, порыв к неведомому, Демонстрация роскоши, богатства, которые становятся синонимом общественной устойчивости. Отсюда театральный блеск, монументальность, мистика и фантастичность. Это находит выражение в культовой архитектуре, в декоративной живописи и скульптуре, в парадном портрете, а позже - в натюрморте и пейзаже.

Классицизм (теоретики Н.Буало и Ф.Малерб).

Ориентировался на античность, ее идеалы красоты. Классический -значит образцовый, а таким было искусство Древней Греции и Рима. Но теперь классицизм требует соблюдения обязательных канонов: правило трех единств в литературе, колонны и портики в архитектуре; образцовые телосложения героев живописи и скульптуры; сюжетов из греческой и римской мифологии и истории; тщательной отделки формы художественных произведений. Классицизм - это ясность, четкость, простота, симметрия, пафос гражданского подвига. Идеалом становится гражданин, совершающий подвиг при усмирении хаотического общества, верный долгу, подчиняющий чувства и страсти разуму. Классицизм стал культурой дворянства и дал объяснения дворянским привилегиям: «благородно­му сословию они дарованы за беззаветное служение государству» (Мушкетеры А.Дюма - слуги короля).

Классицизм как художественно-стилевое течение импонирует абсолютистским государством, так как прославляет идею величавого порядка («Государство - это я» - сказал Людовик IV), строгой соподчиненности, внушительного единства. Гражданская направленность, нравственный пафос, героически возвышенное начало - все это в теории и практике и классицизма отвечает интересам и идеологии королевских домов Европы.

Особенно широко классицизм распространен во Франции. В литературе это творчество Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена, Буало. В живописи - картины Н.Пуссена и придворных художников, в архитектуре - парковый и архитек­турный ансамбль Версаля.

В XVII веке складывается еще одно направление в искусстве - реализм. В протестантской Голландии - это реалистическая живопись таких художников, как Рембрандт, Халс, Рейнсдал, Вермер. В Испании - творчество Риберы, Сурбарана, Эль Греко, а в литературе оформляется национальная школа в лице Сервантеса и Лопе де Веги.

2. Контакт и взаимодействие культур

Контакт и взаимодействие культур явились решающими факторами культурного прогресса Европейской культуры Нового времени. Ширится взаимообмен культурными достижениями европейских государств, и это позволяет Европе занять ведущее положение в мире.

3. Индустриализация общественного производства

Индустриализация общественного производства, начинается с XVIII столетия, века Просвещения. Это находит выражение в росте городов, развитии предпринимательства, повышении уровня технической культуры общества. Культура

 

Нового времени поворачивается к человеку. Разрабатываются новые, более совершенные формы организации общественной жизни в экономике, политике, нравственно-правовой сфере. В искусстве появляются новые художественные стили - сентиментализм и романтизм.

4. Дух практицизма, деловитости, утилитаризма, порожденный буржуазным предпринимательством.

Он проникает в европейскую культуру Нового времени. Протестантизм (стра­ны Северной Европы) утверждает приоритет этики труда, добросовестного отношения к семье, к собственности. Природа становится ареной деятельности человека, а он - ее хозяином.

5. Небывалый рост авторитета научного знания.

«Знание - сила» - эта фраза принадлежит Ф.Бэкону. Знание рас­сматривается как движущая сила общественного прогресса. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается, а грамотность становится общей культурной нормой. Закладывается фундамент классической европейской философии в трудах Беркли, Юма, Вольтера, Руссо, Дид­ро, Канта, Фихте, Гете.

6. Ускоренный темп технического прогресса особенно характерен для культуры XIX века. Происходят многочисленные научные открытия, развивается горнорудное дело, станкостроение. Появление новых материалов (цемент, бетон) и металлоконструкций придает невиданный темп городскому строительству. Налажена передача электричества на большие расстояния. Пароходы, железные дороги, телеграф, телефон, пищущая машинка, а к концу XIX века кинематограф, радиосвязь, автомобиль - меняют условия коммуникации людей. В науке XIX века разрабатывается классическая система знаний, основанная на математике и механике. В художествен­ной литературе главным направлением становится реализм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.007 с.)