Отечественная культура XX – начала XXI вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественная культура XX – начала XXI вв.



Русская художественная культура рубежа XIX- XX вв. – один из самых интересных периодов в культурном развитии России. Это время представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и в духовной жизни страны. «Серебряный век» - это историческое время с 90-х гг. XIX в. до 1922 г. На культуру этого периода оказали влияние культура Запа­да, Шекспир и Гете, античная и православная мифология, французский символизм, христианская и азиатская религии. Вместе с тем, культура «серебряного века» - это русская самобытная культура, проявлявшаяся в творчестве ее талантливых представителей. Что нового дал этот период русской и мировой культуре?

Во-первых, это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой, социальностью как каноном клише, мешающим думать и чувствовать свободно, индивидуально.

Во-вторых, «Серебряный век» русской философии - это время отказа от «социального человека», эпоха индивидуализма, субъективизма, интереса к тайнам психики, иррационального в человеке; господство мистического начала в культуре.

В-третьих, «Серебряный век» стал наиболее плодотворным этапом для фи­лософии и культурологии. Это буквально искрящийся каскад имен, идей, характеров: Н. Бердяев, В. Розанов, С. Булгаков, Л. Карсавин, П. Флоренский, С. Франк, Г. Федотов, Л. Шестов, А. Лосев, Н. Лосский, Б. Вышеславцев.

В-четвертых, «серебряный век» - эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений, которые дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаиков, живописцев, композиторов, актеров. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой для А. Блока, А. Белого, К. Бальмонта и Ф. Сологуба, Д. Мережковского и 3. Гиппиус, Вяч. Иванова и Г. Иванова, И. Мозжухина и В. Хо­лодной, В. Маяковского и В. Хлебникова, М. Цветаевой и А. Ахматовой, И. Стравинского, А. Скрябина и С. Рахманинова, М. Шагала и А. Бенуа, К. Станиславского и В. Мейерхольда. Кроме того, в ядро деятелей культуры входили такие писатели как В. Розанов и М. Волошин, не примыкавшие ни к одному из художественных направлений. Культурная сокровищница «серебряного века» есть бесценный потенциал на сегодняшнем и завтрашнем пути развития России.

Культура СССР.

Среди многочисленных точек зрения в оценке этого периода отчетливее других выражаются две позиции. Одна рисует всю советскую культуру заведомо мрачными красками тоталитаризма и вождизма, не представляющую по сути позитивного содержания. Другая учитывает сложнейшие противоречия развития, социальную психологию масс, не исключая предпосылки дооктябрьского периода и культуру Русского зарубежья, драматические стороны этого времени, и в то же время видит гуманистическую направленность поисков значительной части творческой и научно-технической интеллигенции.

В истории советской эпохи принято выделять несколько социокультурных этапов: двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные вехи развития культуры, плюрализма и инакомыслия, борьбы с тоталитаризмом, как прорывы к общечеловеческим ценностям в творчестве, стремления приблизиться. Особое место занимает культура в период Великой отечественной войны.

Уже с первых шагов революции инакомыслие обнажило беспечность значительной части интеллигенции, не увидевшей в ней для себя и России «духовное разорение», весь ужас нависшей опасности. «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Окаянные дни» И. Бунина, шесть писем В. Короленко к А. Луначарскому, дневники М. Пришвина, И. Павлова составляют великий «зачин» плюрализма русской культуры советского периода.

Контроль над духовной сферой, жесткий партийный прессинг - особый феномен большевизма. Главным принципом в духовной сфере деятельности стал «социалистический реализм» - творческий метод литературы и искусства, подразумевавший правдивое изображение жизни в свете социалистических идеалов (народовластия, социальной справедливости, равенства, дружбы народов, патриотизма, интернационализма, честного труда, приоритета общинности, коллективизма, пафоса индивидуальной активности). Однако он требовал в художественных про­изведениях почти полного отказа от каких бы то ни было колеба­ний, сомнений и исканий в сфере духа.

В истории есть многочисленные факты положительных сдвигов на ниве развития украинского образования, издательства, литературы, прессы, развития языка, перехода учреждений на украинском делопроизводство т.п.. Однако от начала и до конца своего проведения (середина 30-х) эта политическая кампания служила для большевиков преимущественно прагматическим целям. Образование и воспитание переводились исключительно на коммунистические рельсы, литература и пресса пропагандировала основном интернационализм и коммунизм, с классики отбирались прежде революционные демократы и народники. Но несмотря на свою противоречивость, украинизация стала фундаментом дальнейшего развития украинского национального возрождения, потому что на ее ниве самоотверженно и искренне работали выдающиеся личности украинской культуры разных политических взглядов.

Новаторские поиски продолжил Л. Курбас в 20- х годах. Созданный в 1922 театр «Березиль» был воплощением мечтах Курбасом художественного объединения, ориентированного на мировую эстетику, интеллектуализм, активное участие в обновленные культуры. Большое внимание театр уделял драматургии М. Кулиша. Пьесы «Народный малахит», «Мина Мазайло» были беспрецедентным явлением в культуре советского времени.

С середины двадцатых годов украинская тематика начала определять развитие кинематографа. Какой в настоящее время переживал период расцвета. Мощными были центры кинопроизводства в Одессе, Киеве, Харькове. Фильмы Александра Довженко (1894-1956) «Звенигор» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Иван» (1932) - это шедевры мирового кино, их новаторская речь сочетает поэтику и гуманизм с яркой экспрессией.

Украинское возрождение 20- х годов нашло значительный проявление в литературе. Большое количество талантливой молодежи, преимущественно выходцы из села, подалась в литературу, пытаясь выразить в искусстве слова восхищение романтикой революции и строительства социализма. Созданная в 1922 г. Союз крестьянских писателей «Плуг», активистами которой были А. Головко, А. Копыленко, П. Панч, В. Минко, насчитывала сотни людей. Союз пролетарских писателей «Гарт» (1923), в которую входили В. Эллан - Голубой, М. Иогансен, В. Сосюра, П. Тычина и другие литераторы, как и объединение «Молодняк», куда входили писатели-комсомольцы, имела целью преимущественно политизацию творчества их членов, хотя в недрах этих объединений формировался талант многих настоящих художников.

Одним из величайших литературных объединений 20-х годов является ВАПЛИТЕ (Вольная академия пролетарской литературы). По мнению инициатора и идеолога этого объединения Хвылевого (1893-1933), оно должно стать настоящей лабораторией профессионального мастерства и свободного творчества, сочетая идеалы коммунизма с принципами гуманизма. Союз мыслилась как альтернатива массовым и слишком подчиненным официоза организациям. В ее состав действительно вошла блестящая плеяда литераторов, среди которых были М. Кулиш, М. Бажан, М. Иогансен, П. Тычина, П. Панч, Ю. Смолич, А. Предрассветный, Г. Эпик.

Война с фашистской Германией потребовала перестройки всех сфер жизни общества, в том числе и культуры. Возросло значение массовой информации, главным образом, радио. На базе эвакуированных киностудий «Ленфильм» и «Мосфильм» в Алма-Ате была создана Центральная объединенная киностудия. Около 80% отечественных фильмов были поставлены на этой киностудии («Два бойца» Л. Д. Лукова, «Секретарь райкома» И. А. Пырьева и др.). Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» - эти песни вошли в золотую сокровищницу советской песенной классики.

Образы защитников Ленинграда создали в поэмах О. Бергольц «Ленинградская поэма» и В. Инбер «Пулковский меридиан». Сталинградской битве посвящены повести К. Симонова «Дни и ночи» и

В. Гроссмана «Направление главного удара». О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М. Шагинян и Ф. Гладкова. Огромной популярностью пользовалась поэма А. Твардовского «Василий Теркин», поэма М. Алигер «Зоя».

Война, героизм советских людей отражены в полотнах художников А. Дейнеки «Оборона Севастополя», С. Герасимова «Мать партизана», картине А. Пластова «Фашист пролетел» и др.

В годы войны происходили заметные изменения в жизни советского многонационального общества. Более тесным стало культурное общение наций и народностей СССР, укреплялось сознание единства судеб народов.

В послевоенный период сфера идеологии охватила все стороны социокультурной жиз­ни страны. На практике это означало грубое вмешательство партийных органов в естественные процессы развития культуры. Примером тому может служить печально известное постановле­ние ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.). В нем произведения М. Зощенко, А. Ахматовой и ряда других писателей были объявлены «несовместимыми с социалис­тическим мировоззрением», «идейно-порочными». Такая же по­литика велась и в отношении других видов художественного творчества. Гонениям подверглись С. Эйзенштейн, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Довженко, А. Авдеенко и др.

Период «оттепели». После смерти Сталина наступил так называемый период оттепели (термин И. Эренбурга). Власти дали некоторую свободу художникам, работающим в области музыки, живописи и др. видов искусства. Однако эта свобода распространялась, главным образом, на форму. В то же время все ограниче­ния, вытекавшие из принципа «партийности», призванной «вдохновлять» писателя, сохранялись. Присвоение Б. Пастернаку в 1958 г. Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» вызвало резкую реакцию властей: его заставили отказаться от премии, а затем исключили из Союза писателей. «Дело Пастернака» породи­ло серьезный кризис в сознании российской интеллигенции, показавшей себя неспособной противостоять давлению власти; для многих он перерос в чувство постоянной глубокой вины и в то же время стал началом нравственного возрождения.

На рубеже 50-60-х гг. проявились тенденции «нового авангарда» в живописи как альтернатива существующему состоянию этого вида искусства. Являясь противоположностью догматическим, парадным принципам изображения действительности, авангардизм практически выступил против фальши и конформизма в искусстве. Однако период «оттепели» продолжался недолго. 1 декабря 1962 г. состоялось печально известное посещение Н.С. Хрущевым выставки московских художников в Манеже, закончившееся разгромом руководимой Э.М. Болтиным творческой студии. Н.С. Хрущев критиковал «формалистов», «оторвавшихся от народа».

Шестидесятниками называют плеяду молодых интеллигентов, которые начали свой ​​творческий путь на рубеже 50 - 60 -х годов, сразу привлек к себе внимание не только талантом, но и мужественным общественной позицией и национальным достоинством. Это были люди разных профессий, в основном творческая молодежь - поэты, прозаики, критики, переводчики, художники, ученые, студенты, рабочие разных убеждений и взглядов. Всех их объединяла активная жизненная позиция, неравнодушие к болезненным проблемам, стоящих перед обществом в переломное время, интерес к прошлому Украины и попытки преобразить ее будущее.

К заметных фигур шестидесятников относят И. Дзюбу, И.Свитлычного, Е. Сверстюка, И. Драча, М. Винграновского, В. Симоненко, Л. Костенко, В. Шевчука, Е. Гуцало, А. Горская, П. Заливаху, Л. Семикин, Г. Севрук, В. Кушнира, В. Зарецкого. Как пишет в своих воспоминаниях Евгений Сверстюк, его друзьям были присущи юный идеализм, искания правды и честной позиции, неприятие, сопротивление, противостояние официальной литературе и всему аппарату строителей казарм. Вместе философско - идеологическая программа шистдесятникив основном включала все гуманистические маски и псевдонимы социализма и где-то проходила краем философского идеализма и религии, то есть не очень выходила за пределы легальности.

Знаковым событием, знаменовала полное предотвращение власти от любого честного диалога, даже с самыми толерантными деятелями культуры, стала организованная в 1968 г. кампания против романа О. Гончара «Собор». Роман выходил за пределы социалистического реализма, поднимал вопросы духовности, связи поколений, исторической памяти нации, символом которой был старинный казацкий храм. Этого для власти было достаточно. Произведение объявили «идейно порочным, вредным», с работы снимали даже тех редакторов и критиков, которые успели написать и опубликовать на книгу положительные рецензии.

В 60-е гг. либеральная интеллигенция все чаще стала обращаться к запретным темам, идет реабилитация «живых» и «мертвых».

А. Солженицын, Е. Гинзбург, В. Шаламов и другие несли новую правду о трагических страницах в жизни страны. Завоевывают признание такие молодые поэты и писатели, как А. Вознесенский, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, А. Галич, В. Аксенов, В. Войнович, В. Шукшин.

Время с середины 60-х до середины 80-х гг. принято называть «застойным». Но к литературному процессу это понятие неприменимо. В литературе оно отмечено серьезной работой, накоплением, собиранием, органической эволюцией. По богатству творческой индивидуальности, широте тематического репертуара, разнообразию художественных приемов литература этих лет сопоставима лишь с литературой начала века и 20-х гг. В эти годы лауреатами Нобелевской премии стали М.А. Шолохов (1965 г.), А.И. Солженицын (1970 г.), И.А. Бродский (1987 г.). И хотя новый период начался с брежневского «похолодания», воз­врат к прошлому сделался в последующие годы невозможным.

В полный голос заговорили таланты «сорокалетних», долгое время прозябавших в начинающих (В. Маканин, В. Пьецух, С. Каледин, Л. Петрушевская и др.). Получили возможность сво­бодного развития различные виды «нереальной» литературы. Литературный пласт стал шире, «производственной» тематике все более противопоставляются книги гуманистической ориентации, признающие высшей ценностью не столько дела человека на пользу государству, сколько его самого, богатство его внутренне­го мира (Ю. Трифонов, В. Тендряков, Ч. Айтматов). Большой общественный резонанс вызвали также произведения В. Астафьева, Ф. Искандера, А. Приставкина, Б. Можаева, В. Распутина и др.

Развитие городской субкультуры в 70-80-е гг. породило ряд «неформальных образований», «микромиров» со своей социальной базой, культурой и контркультурой. Подлинным общественным явлением этого периода стал В. Высоцкий - поэт и певец. Его песни от­ражали менталитет русского человека второй половины XX в.

В «перестроечные» годы из длительного искусственного забвения постепенно начала возрождаться блистательная культура «серебряного века». Была открыта дорога к читателю произведениям, десятилетия пролежавшим «в столе», В. Дудинцева, В. Гроссмана, А. Бека, В. Некрасова, К. Воробьева, А. Рыбакова и др. Зазвучала музыка А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдуллиной. Предстали взору зрителей картины Кабакова, Зверева, Калинина, рисунки Шемякина, скульптуры Сидура, Неизвестного. Стали доступными произведения и других представителей творческой элиты.

Таким образом, была восстановлена связь между поколениями XX в. Не задавил тоталитаризм окончательно русскую культуру, она набирает новые силы, несмотря на социально-политическую неопределенность «смутного» времени конца XX — начала XXI вв.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.019 с.)