Лекция 2.10. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2.10. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения



 

Вопросы:

1. Содержание и задачи профориентационной работы.

2. Формы и методы профессиональной ориентации в процессе трудового обучения.

 

Содержание и задачи профориентационной работы

 

Профессиональная ориентация учащихся – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей экономики страны в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности.

    Основная цель профессиональной ориентации – это формирование у учащихся социально значимых внутренних регуляторов поведения и деятельности, воспитание уважения к различным видам труда, активизация личности в процессе самоопределения.

Центром профориентационной работы с учащимися в настоящее время является общеобразовательная школа, которая обеспечивает высокий уровень общего и политехнического образования молодёжи, воспитывает у учащихся моральную готовность трудиться, формирует трудовые умения и навыки, создает основу для сознательного выбора профессии.

Сейчас в практике работы отечественной школы уже сложилась определённая система профориентации учащихся. По мнению известного учёного-психолога К.К. Платонова, она включает четыре основных этапа:

1. Профпросвещение (или профинформация).

2. Профконсультация.

3. Профотбор.

4. Профадаптация.

Профпросвещение. Одна из важнейших его задач – заинтересовать учащихся профессиями, не отрывая процесс обучения от трудового воспитания в школе. Профпросвещение тесно связано с профессиональной пропагандой, а также с изучением интересов учащихся.

Профконсультация. Этот этап включает три самостоятельных подэтапа: подготовительный, завершающий и уточняющий. На первом из них ставится задачи изучения функциональной структуры личности учащегося и формирования недостаточно развитых её свойств. Второй подэтап наступает при окончании выпускных классов и на нём ставится задача оказания научно обоснованной помощи учащемуся в выборе продолжения жизненного пути. Третий подэтап реализуется уже за стенами школы (в ПТУ, ВУЗе, на производстве), а его цель – исправление возникших ошибок.

Профотбор. Он считается третьим этапом профориентации. По мнению К.К. Платонова, его можно подразделить на несколько видов и изобразить в виде следующей схемы (в виде квадрата отбора):

 

Профадаптация. Это заключительный этап профориентации. Он способствует вхождению молодых специалистов в новые для них условия рабочей атмосферы. Профадаптация бывает подготовительной (подготовка к конкретному виду труда) и непосредственной (адаптация на рабочем месте).

    В своих трудах К.К. Платонов показывает, что научное решение задач профориентации в школе можно сравнить с «решением» треугольника профориентации, показанного в виде схемы:

 

    Очевидно, что в условиях школы профессиональная ориентация, как вид деятельности, носит учебно-воспитательный характер. Личность учащегося при этом приобретает социально-ценностный опыт, дальнейшее развитие получают склонности и природные задатки. «По своему содержанию,– писал учёный-педагог Ю.К. Бабанский,– деятельность есть … развитие самого человека, его способностей, знаний и умений». На этом основании И.А. Карабанов дал следующее определение профессиональной ориентации: «Профессиональная ориентация – это совместная деятельность воспитателей и воспитываемых по целенаправленному формированию социально ценностных установок и профессиональных намерений всесторонне развитой личности, что ведёт к выбору профессии и профессиональному совершенствованию.

    Это определение он показал графически в виде модели, где профориентация является стержнем, ядром всей учебно-воспитательной работы школы, пронизывает её всю от начала и до конца.

Рис. Модель профориентации учащихся

1 – первоначальное воспитательное воздействие, 2 – изучение основ наук,

3 – внеклассная и внешкольная воспитательная работа, 4 – трудовая подготовка,

5 – выбор профессии, 6 – профессиональное совершенствование

 

    Очевидно, что большую часть своего пути профориентация проходит в школе. Вершиной, что венчает и объединяет изучение основ наук и воспитательную внеклассную и внешкольную работу, является трудовая подготовка.

Без расширения общего и политехнического кругозора профессиональная ориентация носила бы ограниченный характер. Н.К. Крупская писала: «Мы ни на минуту не можем забыть о необходимости с ранних лет ширить путем школьной и внешкольной работы общеобразовательный и политехнический кругозор нашего подрастающего поколения, помня, что узость общеобразовательного и политехнического кругозора ограничивает свободу выбора профессии, делает этот выбор случайным».

В содержание профориентационной работы в школе входит:

1. Ознакомление учащихся с разными отраслями экономики страны, наиболее распространенными профессиями в процессе изучения основ наук, трудового обучения, внеклассной и внешкольной работы.

2. Формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для выполнения разнообразных видов труда в производственных и других условиях.

3. Формирование добросовестного отношения к труду, к общественной собственности, воспитание интереса к массовым профессиям в промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д.

4. Выявление и изучение интересов, склонностей, способностей, а также физических и психологических возможностей подростков.

5. Ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объёму общеобразовательных, технических, специальных знаний, умений и навыков.

6. Оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении путем профконсультации.

7. Последующий анализ (в процессе адаптации) эффективности примененных ранее способов педагогического воспитательного влияния.

Профессиональную ориентацию в школе необходимо рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. Она должна самым тесным образом связываться в целом с процессом формирования всестороннего развития личности, подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться планомерно через учебную и внеклассную работу в школе.

Профессиональная ориентация учащихся должна осуществляться также в тесной взаимосвязи с экономическим воспитанием. В процессе трудового обучения учащиеся осваивают отдельные трудовые операции и целые технологические процессы современного производства, приучаются к рациональной организации рабочего места, экономному расходованию материальных ценностей, эффективному использованию рабочего времени, знакомятся с формами материального и морального поощрения за труд, познают элементы хозяйственного расчёта, постигают конкретный смысл таких экономических категорий, как производительность труда, себестоимость продукции и др.

Все это способствует формированию ряда профессионально важных качеств личности, таких как любовь к труду, коллективизм (общительность, умение работать в коллективе, выполнять решения коллектива, прийти на помощь товарищу, быть требовательным к себе и товарищам и др.), единство слова и дела, целеустремленность, бережливость, организованность, инициативность и т. д. Эти качества будут необходимы молодым людям и во всей дальнейшей их трудовой деятельности.

Учитывая возросшее значение экономической подготовки в профессиональном самоопределении личности, учителю трудового обучения необходимо постоянно уделять внимание вопросам экономического воспитания и образования учащихся. В связи с этим в деятельности учителя трудового обучения по экономическому воспитанию учащихся можно выделить следующие направления:

· привлечение учащихся к планированию своего рабочего места, общественно полезного, производительного труда;

· вовлечение учащихся в соревнование за качество труда и бережливость;

· ознакомление учащихся с вопросами экономических взаимоотношений в промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве и сфере обслуживания;

· ознакомление учащихся в процессе трудового обучения с материальными и моральными формами поощрения за труд в сфере производства и обслуживания;

· участие учащихся в трудовых объединениях, техническом творчестве и сельскохозяйственном опытничестве, способствующих активизации их познавательной деятельности, формированию интереса к производительному труду.

Для эффективного осуществления профориентационной работы в школе важно придерживаться таких требований:

· профориентация учащихся должна строиться на основании учёта текущих и перспективных потребностей экономики страны в кадрах (в частности, потребностей данного экономического района), анализа профессиональной структуры экономики страны и тенденций в её изменении;

· профориентация учащихся должна проводиться на основе изучения их интересов, способностей, склонностей и состояния здоровья;

· в осуществлении профориентационных мероприятий необходимо устанавливать тесные связи школы с производством, общественными и государственными организациями.

Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю трудового обучения. Общетехническая подготовка его, знание основ экономики производства позволяет свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применения технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства.

Развитие и совершенствование трудового воспитания немыслимо без большой работы по повышению престижа учителя трудового обучения. Его уроки и вся система педагогических приёмов, применяемых им, должны вдохновлять молодёжь на труд. Учителю трудового обучения принадлежит особое место в формировании у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, уважение к людям, созидающим материальные блага».

Содержание трудового обучения дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что здесь, в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, учащиеся приобретают специальные умения и навыки, развивают свои профессиональные интересы и способности, проверяя в конкретной деятельности свою пригодность к той или иной работе, формируют важнейшее качество личности – трудолюбие.

На своих уроках учитель трудового обучения имеет возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, изучить его интересы и способности, что необходимо в проведении профориентационной работы.

В процессе трудового обучения учитель логически связывает сведения о профессиональном труде с изучением конкретных тем.

При изучении тем ручной и механической обработки древесины учитель проводит ориентацию учащихся на профессии деревообрабатывающей промышленности, при изучении обработки металлов учащиеся знакомятся с профессиями машиностроения, металлургии.

Но на уроках трудового обучения учитель не только знакомит учащихся с разными отраслями экономики страны, профессиями, видами деятельности человека, но и воспитывает у них профессиональные интересы, добросовестное отношение к труду, готовность трудиться, умение понять значение и красоту труда. Под руководством учителя учащиеся изучают элементы технологии обработки древесины, металлов, знакомятся с их свойствами, применением; изучают устройство и работу соответствующих инструментов, овладевают простейшими умениями в работе этими инструментами, уходу за ними, наладке, заточке. В процессе изготовления общественно полезных предметов учащиеся учатся планировать трудовые процессы, организовывать рабочее место, соблюдать точность в выполнении работы, экономить время и материалы, самостоятельно осуществлять контроль изготовления деталей и изделий.

Личность учителя, как человека, непосредственно влияющего на формирование профессиональных намерений, является одним из факторов выбора учащимися массовых рабочих профессий.

Сама организация занятий по трудовому обучению играет большую роль. Если в мастерской соблюдается надлежащий порядок, чистота, учащиеся работают хорошим, исправным инструментом, выполняют работу, которая их интересует, то это, безусловно, содействует воспитанию у них устойчивых профессиональных интересов. Учитель воспитывает у учащихся дисциплинированность и орга­низованность, сдержанность и настойчивость, ответственность и чувство долга перед своим коллективом, школой, народом, страной.

В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия с учащимися по интересам, в частности в технических кружках. При планировании и организации таких занятий, учитель должен создать все условия для развития способностей ребят: конструкторских, изобретательских и др.

Следует отметить и значение внеклассных занятий по трудовому обучению, которые не регламентированы рамками обязательной программы, но играют большую роль в формировании у учащихся профессиональных интересов.

Воспитание психологической готовности к труду, правильного отношения к различным видам общественного труда, который начинается с выполнения ребятами простейших трудовых обязанностей, является необходимым условием профессиональной ориентации. Речь идет, прежде всего, о воспитании у учащихся на протяжении всех лет обучения в школе готовности работать в соответствии с общественными потребностями. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся убеждение в том, что труд на общую пользу – это нравственный долг каждого человека перед своей страной.

Профориентационная работа в практической деятельности учителя трудового обучения – это не отдельные мероприятия, это вся его учебно-воспитательная работа, направленная на подготовку учащихся к трудовой жизни. В связи с этим учителю необходимо знать основные теоретические положения системы профориентационной работы с учащимися, уметь применять основные формы и методы профессиональной ориентации учащихся.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.022 с.)