Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 2.10. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения
Вопросы: 1. Содержание и задачи профориентационной работы. 2. Формы и методы профессиональной ориентации в процессе трудового обучения.
Содержание и задачи профориентационной работы
Профессиональная ориентация учащихся – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей экономики страны в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности. Основная цель профессиональной ориентации – это формирование у учащихся социально значимых внутренних регуляторов поведения и деятельности, воспитание уважения к различным видам труда, активизация личности в процессе самоопределения. Центром профориентационной работы с учащимися в настоящее время является общеобразовательная школа, которая обеспечивает высокий уровень общего и политехнического образования молодёжи, воспитывает у учащихся моральную готовность трудиться, формирует трудовые умения и навыки, создает основу для сознательного выбора профессии. Сейчас в практике работы отечественной школы уже сложилась определённая система профориентации учащихся. По мнению известного учёного-психолога К.К. Платонова, она включает четыре основных этапа: 1. Профпросвещение (или профинформация). 2. Профконсультация. 3. Профотбор. 4. Профадаптация. Профпросвещение. Одна из важнейших его задач – заинтересовать учащихся профессиями, не отрывая процесс обучения от трудового воспитания в школе. Профпросвещение тесно связано с профессиональной пропагандой, а также с изучением интересов учащихся. Профконсультация. Этот этап включает три самостоятельных подэтапа: подготовительный, завершающий и уточняющий. На первом из них ставится задачи изучения функциональной структуры личности учащегося и формирования недостаточно развитых её свойств. Второй подэтап наступает при окончании выпускных классов и на нём ставится задача оказания научно обоснованной помощи учащемуся в выборе продолжения жизненного пути. Третий подэтап реализуется уже за стенами школы (в ПТУ, ВУЗе, на производстве), а его цель – исправление возникших ошибок.
Профотбор. Он считается третьим этапом профориентации. По мнению К.К. Платонова, его можно подразделить на несколько видов и изобразить в виде следующей схемы (в виде квадрата отбора):
Профадаптация. Это заключительный этап профориентации. Он способствует вхождению молодых специалистов в новые для них условия рабочей атмосферы. Профадаптация бывает подготовительной (подготовка к конкретному виду труда) и непосредственной (адаптация на рабочем месте). В своих трудах К.К. Платонов показывает, что научное решение задач профориентации в школе можно сравнить с «решением» треугольника профориентации, показанного в виде схемы:
Очевидно, что в условиях школы профессиональная ориентация, как вид деятельности, носит учебно-воспитательный характер. Личность учащегося при этом приобретает социально-ценностный опыт, дальнейшее развитие получают склонности и природные задатки. «По своему содержанию,– писал учёный-педагог Ю.К. Бабанский,– деятельность есть … развитие самого человека, его способностей, знаний и умений». На этом основании И.А. Карабанов дал следующее определение профессиональной ориентации: «Профессиональная ориентация – это совместная деятельность воспитателей и воспитываемых по целенаправленному формированию социально ценностных установок и профессиональных намерений всесторонне развитой личности, что ведёт к выбору профессии и профессиональному совершенствованию. Это определение он показал графически в виде модели, где профориентация является стержнем, ядром всей учебно-воспитательной работы школы, пронизывает её всю от начала и до конца. Рис. Модель профориентации учащихся 1 – первоначальное воспитательное воздействие, 2 – изучение основ наук, 3 – внеклассная и внешкольная воспитательная работа, 4 – трудовая подготовка, 5 – выбор профессии, 6 – профессиональное совершенствование
Очевидно, что большую часть своего пути профориентация проходит в школе. Вершиной, что венчает и объединяет изучение основ наук и воспитательную внеклассную и внешкольную работу, является трудовая подготовка.
Без расширения общего и политехнического кругозора профессиональная ориентация носила бы ограниченный характер. Н.К. Крупская писала: «Мы ни на минуту не можем забыть о необходимости с ранних лет ширить путем школьной и внешкольной работы общеобразовательный и политехнический кругозор нашего подрастающего поколения, помня, что узость общеобразовательного и политехнического кругозора ограничивает свободу выбора профессии, делает этот выбор случайным». В содержание профориентационной работы в школе входит: 1. Ознакомление учащихся с разными отраслями экономики страны, наиболее распространенными профессиями в процессе изучения основ наук, трудового обучения, внеклассной и внешкольной работы. 2. Формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для выполнения разнообразных видов труда в производственных и других условиях. 3. Формирование добросовестного отношения к труду, к общественной собственности, воспитание интереса к массовым профессиям в промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, сфере обслуживания и т.д. 4. Выявление и изучение интересов, склонностей, способностей, а также физических и психологических возможностей подростков. 5. Ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объёму общеобразовательных, технических, специальных знаний, умений и навыков. 6. Оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении путем профконсультации. 7. Последующий анализ (в процессе адаптации) эффективности примененных ранее способов педагогического воспитательного влияния. Профессиональную ориентацию в школе необходимо рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. Она должна самым тесным образом связываться в целом с процессом формирования всестороннего развития личности, подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться планомерно через учебную и внеклассную работу в школе. Профессиональная ориентация учащихся должна осуществляться также в тесной взаимосвязи с экономическим воспитанием. В процессе трудового обучения учащиеся осваивают отдельные трудовые операции и целые технологические процессы современного производства, приучаются к рациональной организации рабочего места, экономному расходованию материальных ценностей, эффективному использованию рабочего времени, знакомятся с формами материального и морального поощрения за труд, познают элементы хозяйственного расчёта, постигают конкретный смысл таких экономических категорий, как производительность труда, себестоимость продукции и др. Все это способствует формированию ряда профессионально важных качеств личности, таких как любовь к труду, коллективизм (общительность, умение работать в коллективе, выполнять решения коллектива, прийти на помощь товарищу, быть требовательным к себе и товарищам и др.), единство слова и дела, целеустремленность, бережливость, организованность, инициативность и т. д. Эти качества будут необходимы молодым людям и во всей дальнейшей их трудовой деятельности. Учитывая возросшее значение экономической подготовки в профессиональном самоопределении личности, учителю трудового обучения необходимо постоянно уделять внимание вопросам экономического воспитания и образования учащихся. В связи с этим в деятельности учителя трудового обучения по экономическому воспитанию учащихся можно выделить следующие направления:
· привлечение учащихся к планированию своего рабочего места, общественно полезного, производительного труда; · вовлечение учащихся в соревнование за качество труда и бережливость; · ознакомление учащихся с вопросами экономических взаимоотношений в промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве и сфере обслуживания; · ознакомление учащихся в процессе трудового обучения с материальными и моральными формами поощрения за труд в сфере производства и обслуживания; · участие учащихся в трудовых объединениях, техническом творчестве и сельскохозяйственном опытничестве, способствующих активизации их познавательной деятельности, формированию интереса к производительному труду. Для эффективного осуществления профориентационной работы в школе важно придерживаться таких требований: · профориентация учащихся должна строиться на основании учёта текущих и перспективных потребностей экономики страны в кадрах (в частности, потребностей данного экономического района), анализа профессиональной структуры экономики страны и тенденций в её изменении; · профориентация учащихся должна проводиться на основе изучения их интересов, способностей, склонностей и состояния здоровья; · в осуществлении профориентационных мероприятий необходимо устанавливать тесные связи школы с производством, общественными и государственными организациями. Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю трудового обучения. Общетехническая подготовка его, знание основ экономики производства позволяет свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применения технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства. Развитие и совершенствование трудового воспитания немыслимо без большой работы по повышению престижа учителя трудового обучения. Его уроки и вся система педагогических приёмов, применяемых им, должны вдохновлять молодёжь на труд. Учителю трудового обучения принадлежит особое место в формировании у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, уважение к людям, созидающим материальные блага».
Содержание трудового обучения дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что здесь, в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, учащиеся приобретают специальные умения и навыки, развивают свои профессиональные интересы и способности, проверяя в конкретной деятельности свою пригодность к той или иной работе, формируют важнейшее качество личности – трудолюбие. На своих уроках учитель трудового обучения имеет возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, изучить его интересы и способности, что необходимо в проведении профориентационной работы. В процессе трудового обучения учитель логически связывает сведения о профессиональном труде с изучением конкретных тем. При изучении тем ручной и механической обработки древесины учитель проводит ориентацию учащихся на профессии деревообрабатывающей промышленности, при изучении обработки металлов учащиеся знакомятся с профессиями машиностроения, металлургии. Но на уроках трудового обучения учитель не только знакомит учащихся с разными отраслями экономики страны, профессиями, видами деятельности человека, но и воспитывает у них профессиональные интересы, добросовестное отношение к труду, готовность трудиться, умение понять значение и красоту труда. Под руководством учителя учащиеся изучают элементы технологии обработки древесины, металлов, знакомятся с их свойствами, применением; изучают устройство и работу соответствующих инструментов, овладевают простейшими умениями в работе этими инструментами, уходу за ними, наладке, заточке. В процессе изготовления общественно полезных предметов учащиеся учатся планировать трудовые процессы, организовывать рабочее место, соблюдать точность в выполнении работы, экономить время и материалы, самостоятельно осуществлять контроль изготовления деталей и изделий. Личность учителя, как человека, непосредственно влияющего на формирование профессиональных намерений, является одним из факторов выбора учащимися массовых рабочих профессий. Сама организация занятий по трудовому обучению играет большую роль. Если в мастерской соблюдается надлежащий порядок, чистота, учащиеся работают хорошим, исправным инструментом, выполняют работу, которая их интересует, то это, безусловно, содействует воспитанию у них устойчивых профессиональных интересов. Учитель воспитывает у учащихся дисциплинированность и организованность, сдержанность и настойчивость, ответственность и чувство долга перед своим коллективом, школой, народом, страной. В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия с учащимися по интересам, в частности в технических кружках. При планировании и организации таких занятий, учитель должен создать все условия для развития способностей ребят: конструкторских, изобретательских и др.
Следует отметить и значение внеклассных занятий по трудовому обучению, которые не регламентированы рамками обязательной программы, но играют большую роль в формировании у учащихся профессиональных интересов. Воспитание психологической готовности к труду, правильного отношения к различным видам общественного труда, который начинается с выполнения ребятами простейших трудовых обязанностей, является необходимым условием профессиональной ориентации. Речь идет, прежде всего, о воспитании у учащихся на протяжении всех лет обучения в школе готовности работать в соответствии с общественными потребностями. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся убеждение в том, что труд на общую пользу – это нравственный долг каждого человека перед своей страной. Профориентационная работа в практической деятельности учителя трудового обучения – это не отдельные мероприятия, это вся его учебно-воспитательная работа, направленная на подготовку учащихся к трудовой жизни. В связи с этим учителю необходимо знать основные теоретические положения системы профориентационной работы с учащимися, уметь применять основные формы и методы профессиональной ориентации учащихся.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.022 с.) |