Методика проведения дипломных исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения дипломных исследований



 

Выбор темы исследования – это важный этап научно-исследовательской дипломной работы. От степени удачности его прохождения в значительной степени зависит возможность проведения самого исследования. Студент может предложить свою тему исследования, и по согласованию с научным руководителем она может быть утверждена.

Существуют приёмы, помогающие выбрать тему исследования. Среди таких приемов можно назвать следующие:

1. Просмотр аналитических обзоров достижений науки в некоторой области знаний, написанных ведущими специалистами. Часто такие обзоры завершаются перечнем нерешённых научных проблем и перспектив развития данной области знаний.

2. Выбор исследовательской темы по принципу повторения ранее выполненных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов, которые заведомо дают новые результаты.

3. Теоретическое обобщение материалов диагностических исследований, содержащихся в новых статистических отчетах.

4. Экспериментальная проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных отдельными учеными.

5. Консультации с ведущими учёными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Определение понятийного аппарата исследовательской работы

Понятийный аппарат исследовательской работы, включает: актуальность исследования, его цель, проблему, задачи, методы исследования.

Актуальность темы исследования – это степень её важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы, вопроса или задачи. Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать её характеристику издалека нет необходимости. Достаточно на полстраницы машинописного текста показать главное.

Из чего следует и из чего не следует исходить при раскрытии актуальности темы исследования?

Можно назвать два основных направления её характеристики. Первое связано с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной теоретико-практической задачи на основе полученных в исследовании данных. Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования.

Цель – это то, что хотят получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Проблему часто отождествляют с вопросом. В основном это верно. Каждая проблема – это вопрос. Но не каждый вопрос – это проблема.

Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Сформулировать проблему – значит выйти на эту границу.

Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое ещё не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

Методы исследования – это способы нахождения фактического материала, который является необходимым условием достижения поставленной в работе цели в процессе изучения и анализа системы знаний.

К основным методам исследования относятся:

теоретические: анализ системы знаний, моделирование, обобщение, оценивание, синтез, аналогия, классификация;

эмпирические: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, мониторинг, обследование.

Анализ системы знаний (греч. аnalysis – разложение, расчленение) – разделение систематизированного материала на составные части с целью их самостоятельного изучения путем выделения основы, связывающей все знания в единую целостность.

Моделирование – воспроизведение характеристик изучаемого объекта на другом, специально для этого созданном.

Обобщение – процесс перехода от единичного к общему и суждение (закон или теория) как его результат.

Оценивание – установление соответствия системе требований. Включает три процедуры: контроль (наблюдение за процессом усвоения знаний, умений, навыков), проверка (система действий и операций для констатации результатов усвоения знаний, умений, навыков), диагностика (точное определение результатов дидактического процесса).

Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление) – реальное или мысленное объединение данных анализа о различных сторонах частей предмета в единое целое.

Аналогия (греч. аnalogia – соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объектами.

Классификация (от лат. classis – разряд, класс и facio – делаю, раскладываю) – систематизация соподчиненных понятий (классов объектов), какой-либо области знания или деятельности человека; фиксация закономерных связей между классами объектов с целью определения места объекта в системе, которое указывает на его свойства.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксация проявлений психолого-педагогических явлений и процессов. Кроме того, что наблюдение является методом сбора первичной информации, оно лежит в основе ряда других методов. Оно более уместно на ранних этапах исследования, когда проводится сбор информации, или в конце, когда возникает вопрос о возможном обобщении результатов.

Беседа – получение информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей. Научная ценность этого метода заключается в установлении личного контакта с объектом исследования, возможности получить данные оперативно, уточнить их в ходе собеседования.

Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Тестирование – метод измерения или испытания наличного уровня развития респондента, выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения. Он даёт меру и оценку, которые могут показать направление дальнейших исследований.

Педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, обеспечивающий объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Этот метод предполагает активное вмешательство исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях.

Мониторинг – система сбора, обработки, педагогической интерпретации и хранения информации о функционировании педагогической системы и её отдельных звеньев, обеспечивающая непрерывное отслеживание её состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Под мониторингом в системе «ученик-учитель» понимается совокупность непрерывных контрольных действий и взаимодействий (прямая и обратная связь), позволяющих наблюдать и контролировать (по мере необходимости) продвижение ученика от незнания к знанию.

Дипломные работы по методике трудового обучения, как правило, носят опытно-экспериментальный характер, предполагая проведение эксперимента. Эксперимент – это общий эмпирический метод исследования, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-то фактора при неизменности и полной контролируемости остальных. При возникновении необходимости проверки влияния другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все остальные остаются неизменными, и т.д. При этом новый фактор, вводимый или изменяемый экспериментатором, получает название независимого переменного. Факторы, изменившиеся под влиянием независимого переменного, называются зависимыми переменными позволяют провести опытную объективную проверку гипотезы.

В основном различают четыре вида эксперимента: констатирующий, то есть определяющий исходные данные по объекту исследования; обучающий (формирующий), при котором в процесс обучения (воспитания) вводится новый фактор и изучается эффективность его применения; контролирующий, с помощью которого снова замеряются параметры объекта исследования; сравнительный, при котором в одной группе объектов исследования новый фактор вводится (экспериментальная группа), а в другой группе – нет (контрольная или фоновая группа) при одинаково неизменных прочих условиях.

При проведении любого педагогического (образовательного) эксперимента для получения объективных и достоверных данных существенную роль играет планирование, которое отражается в методике эксперимента.

Методика отвечает на вопрос о том, как мы это получили, т.е. на каких испытуемых, с помощью каких методов, в каких условиях. Для того чтобы характеристика методики была полной и вместе с тем не избыточной, желательно при ее описании придерживаться определенной схемы, выделяя разделы: испытуемые, используемые методики, процедура проведения эксперимента и результаты исследования.

В разделе «Испытуемые» дается общая характеристика испытуемых. Указываются их количество, пол, возраст, профессиональная принадлежность, а также те характеристики испытуемых, которые представляют интерес для проводимого исследования. Описание используемых в исследовании методик с указанием литературных источников, из которых они берутся, включается в раздел «Используемые методики». Характеристика процесса проведения эксперимента с указанием последовательности и условий проведения используемых методик приводится в разделе «Процедура проведения эксперимента».

В дипломных работах, имеющих опытно-экспериментальный характер, обычно имеется совокупность наблюдений (результаты измерений определённых характеристик). Поэтому возникает задача компактного описания имеющихся данных и подтверждения достоверности полученных результатов педагогического эксперимента. Для этого используют методы математической статистики.

Дипломные работы выполняются параллельно с теоретическими учебными занятиями и защищаются каждым студентом. Если данные работы удовлетворяют поставленным требованиям, то они допускаются к защите.

Дипломные работы защищаются публично с представлением самостоятельно написанного текста работы и лично выполненного приложения к ней.

На защите после оглашения общего порядка и регламента выступлений предоставляется слово каждому студенту, приглашённому на защиту, в пределах 10-15 минут для изложения основных положений и итогов работы, результатов и выводов. При этом в качестве доказательно-иллюстративного материала могут быть использованы фото- и видеоматериалы, таблицы, графики и др.

Оцениваются дипломные работы согласно действующему Положению о курсовых экзаменах и зачётах в высших учебных заведениях, по десятибалльной системе, оценка ставится на ее титульном листе, вносится в протокол, экзаменационную ведомость и зачётную книжку студента. Решение об оценке принимается коллегиально членами комиссии по защите работ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.01 с.)