Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика преподавания раздела технического труда
«Техническое творчество»
Структура и содержание раздела «Техническое творчество» в программе по трудовому обучению В соответствии с программой по трудовому обучению раздел «Техническое творчество» изучается учащимися и в 7–9 классах. На его изучение отводится соответственно: в 7–8 классах – 11 (22) ч., в 9 классе – 10 ч. Структура разделов во всех 7–9 классах одинаковая и включает в себя: 1. Технико-технологические сведения. 2. Графические работы. 3. Лабораторные работы. 4. Практические работы. 5. Примерный перечень изделий. Следует отметить, что этот раздел в каждом классе может изучаться учащимися по одному из двух вариантов, которые можно назвать: 1) моделирование и 2) конструирование. Конкретизируя первый вариант, можно видеть, что в него входят с 7 по 9 класс следующие темы: «Авиамоделирование» (7 кл.), «Судомоделирование» (8–9 кл.). Во второй вариант включены темы: «Конструирование» (7 кл.), «Конструирование» (8 кл.), «Конструирование» (9 кл.). Исходя из этого, учитель выбирает более важный, по его мнению, вариант «Технического творчества» для изучения учащимися. Но к выбранному варианту добавляется 2 или 4 часа занятий из неиспользуемого варианта для сообщения учащимся всех сведений, требуемых программой. Как показывает практика, чаще выбирается первый вариант в программе. Он удобнее в плане материального оснащения учебного процесса и интереснее для учащихся. В конце раздела «Техническое творчество» в каждом классе приводится перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у при этом учащихся. Как правило, он полностью соответствует содержанию материала в программе. Ознакомление с видами и использованием конструкционных материалов. В соответствии с программой по трудовому обучению учащиеся, начиная с 7 класса, приступают к моделированию технических объектов и используют следующие виды материалов: тонколистовой металл толщиной до 1 мм, а затем – 2 мм. Толщина пиломатериалов от 20 мм до 30 мм и 50 мм, толщина фанеры увеличивается с 3 мм до 5 мм, толщина проволоки увеличивается от 2 мм до 4 мм. Начиная с 8 класса, учащиеся могут использовать сортовой прокат. Кроме традиционных материалов древесины и металла, начиная с 7 класса, учащиеся работают с пенопластом, который из-за своего малого удельного веса может с успехом заменить некоторые детали из этих материалов. Использование лёгкого пенопласта особенно важно при изготовлении авиамоделей и судомоделей, которые должны иметь малую массу.
Изучение видов и свойств различных материалов позволяет учащимся правильно подбирать их в качестве заготовок будущих моделей и конструкций. Кроме обрабатываемых заготовок при моделировании и конструировании (особенно на начальном этапе) используются специальные наборы конструкторов. Наборы могут состоять из большого количества деревянных или металлических деталей. Последние используются чаще. Из деталей металлического конструктора учащиеся могут собирать подвижные и неподвижные соединения, а также создавать разнообразные модели. Детали в наборах металлических конструкторов отличаются между собой размерами, формой и назначением. Кто работал с металлическим конструктором, тот мог видеть, что основными деталями в наборе являются: планки, пластины, уголки, скобы, плиты, шайбы, ролики, колёса, оси, рукоятки, болты и гайки, а рабочими инструментами – ключ и отвёртка. Кроме непосредственного изучения материалов, из которых изготавливаются детали моделей и конструкций, учащиеся могут ознакомиться с их использованием для получения типовых деталей, которые применяются в передачах, механизмах и машинах. Например, к типовым деталям можно отнести: детали передач, валы и оси, опоры, крепёжные детали, корпусные детали и др. Детали передач, к которым можно отнести шкивы, зубчатые колёса, звёздочки и другие, служат для передачи движения, устанавливаются и крепятся на валах и осях, а последние устанавливаются на опорах и могут размещаться в различных корпусах. Крепёжные детали служат для соединений деталей изделия между собой. К ним относят винты, болты, шпильки, гайки, муфты, гвозди, шурупы, заклёпки и др. С их помощью получают подвижные и неподвижные соединения. А сами соединения могут быть разъёмными и неразъёмными. Соединяя, собирая отдельные детали вместе, можно получить различные механизмы, из которых в дальнейшем собрать машины.
Кроме теоретического изучения конструкционных материалов и практического их использования, в разделе «Техническое творчество» предусмотрено выполнение ряда лабораторных работ, которые помогают учащимся глубже и прочнее усвоить необходимые сведения. Выполнение практических работ в каждом классе позволяет расширить и углубить представление учащихся о различных видах конструкционных материалов, которое они получили, изучая до этого разделы «Обработка древесины» и «Обработка металлов». В разделе «Техническое творчество», как уже отмечалось, фактически новыми для учащихся являются такие материалы, как: резина, кожа, пенопласт, а также некоторые виды пластмасс, клеи, лаки, краски и др. Ознакомление с инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием для моделирования и конструирования. При изучении раздела «Техническое творчество» учащиеся используют все уже известные им инструменты и приспособления, с которыми они работали при прохождении разделов «Обработка древесины» и «Обработка металлов». Кроме того, ими могут использоваться относительно новые инструменты и приспособления. Для разметки сложных контуров используются самые разнообразные шаблоны. Они же могут использоваться и для контроля качества изготавливаемых изделий. Сверление многочисленных отверстий производят, используя кондукторы. Для резки пенопласта применяют специальные остро заточенные ножи или нагретую нихромовую проволоку. Отделку моделей (шлифование) производят крупнозернистой и мелкозернистой шлифовальными шкурками, а для нанесения отделочных материалов используют различные кисти. Учебное оборудование (верстаки и станки, разметочные и правильные плиты) используются как и прежде: при необходимости и по назначению. При выполнении работ по техническому творчеству учащиеся могут использовать не только типовые инструменты, приспособления и оборудование, необходимые для обработки древесины и металлов, но и специально изготовленные в школьных мастерских или приобретённые промышленные. С их помощью можно выполнять самые разнообразные операции. Формирование умений и навыков при моделировании и конструировании. Изучение раздела «Техническое творчество» является для учащихся тем местом, где они применяют и закрепляют умения и навыки, полученные при изучении разделов «Обработка древесины» и «Обработка металлов». Формирование тех или иных новых умений и навыков зависит от вида выполняемых работ (операций). Для этого учитель организует предусмотренные программой различные практические, а также графические и лабораторные работы. Структура и содержание практических работ в каждом классе примерно одинаковая. Они начинаются с правильной организации учебного места, с чтения и разработки технико-технологической документации (чертежей, эскизов, технических рисунков, технологических и маршрутных карт), выбора требуемых заготовок из различных материалов. Затем осуществляется изготовление запланированных изделий, их отделка и контроль качества. При изготовлении изделий (основных деталей и сборочных единиц) происходит закрепление и применение умений и навыков, с которыми учащиеся уже знакомы. Так как модели часто сложны, состоят из многих деталей, то их изготовление требует старания, усердия, терпения, выдержки и собранности, усидчивости и настойчивости. Всё это способствует воспитанию и развитию учащихся, как в физическом, так и в творческом плане.
Качественному закреплению и совершенствованию трудовых умений и навыков способствует правильный и удачный отбор учителем изделий для учащихся. В соответствии с содержанием раздела в каждом классе предлагается изготавливать нужные и интересные изделия. Например: в 7 классе: несложные модели планёров; свободнолетающие модели самолётов; настольные модели-копии самолётов; авиамодели свободной конструкции (по указанию учителя или по собственному замыслу), модели-сувениры и др.; в 8 классе: простые силуэтные судомодели (яхта, катер, подводная лодка и др.); модели судов и кораблей; настольные модели-копии судов и кораблей; модели-сувениры и др.; в 9 классе: модели судов и кораблей с резиновыми двигателями; настольные модели-копии судов и кораблей; судомодели свободной конструкции с электродвигателями (по указанию учителя или по собственному замыслу), модели-сувениры и др. Помимо обработочных, исполнительских умений и навыков, изучая раздел «Техническое творчество», учащиеся приобретают разнообразные и широкие знания теоретического материала, что способствует получению ими хорошей политехнической подготовки в школе.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.008 с.) |