Методика преподавания раздела технического труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания раздела технического труда



«Техническое творчество»

 

Структура и содержание раздела «Техническое творчество» в программе по трудовому обучению

    В соответствии с программой по трудовому обучению раздел «Техническое творчество» изучается учащимися и в 7–9 классах. На его изучение отводится соответственно: в 7–8 классах – 11 (22) ч., в 9 классе – 10 ч. Структура разделов во всех 7–9 классах одинаковая и включает в себя:

1. Технико-технологические сведения.

2. Графические работы.

3. Лабораторные работы.

4. Практические работы.

5. Примерный перечень изделий.

    Следует отметить, что этот раздел в каждом классе может изучаться учащимися по одному из двух вариантов, которые можно назвать: 1) моделирование и 2) конструирование.

Конкретизируя первый вариант, можно видеть, что в него входят с 7 по 9 класс следующие темы: «Авиамоделирование» (7 кл.), «Судомоделирование» (8–9 кл.). Во второй вариант включены темы: «Конструирование» (7 кл.), «Конструирование» (8 кл.), «Конструирование» (9 кл.).

Исходя из этого, учитель выбирает более важный, по его мнению, вариант «Технического творчества» для изучения учащимися. Но к выбранному варианту добавляется 2 или 4 часа занятий из неиспользуемого варианта для сообщения учащимся всех сведений, требуемых программой. Как показывает практика, чаще выбирается первый вариант в программе. Он удобнее в плане материального оснащения учебного процесса и интереснее для учащихся.

    В конце раздела «Техническое творчество» в каждом классе приводится перечень знаний и умений, которые должны быть сформированы у при этом учащихся. Как правило, он полностью соответствует содержанию материала в программе.

Ознакомление с видами и использованием конструкционных материалов.

В соответствии с программой по трудовому обучению учащиеся, начиная с 7 класса, приступают к моделированию технических объектов и используют следующие виды материалов: тонколистовой металл толщиной до 1 мм, а затем – 2 мм. Толщина пиломатериалов от 20 мм до 30 мм и 50 мм, толщина фанеры увеличивается с 3 мм до 5 мм, толщина проволоки увеличивается от 2 мм до 4 мм.

Начиная с 8 класса, учащиеся могут использовать сортовой прокат. Кроме традиционных материалов древесины и металла, начиная с 7 класса, учащиеся работают с пенопластом, который из-за своего малого удельного веса может с успехом заменить некоторые детали из этих материалов. Использование лёгкого пенопласта особенно важно при изготовлении авиамоделей и судомоделей, которые должны иметь малую массу.

Изучение видов и свойств различных материалов позволяет учащимся правильно подбирать их в качестве заготовок будущих моделей и конструкций. Кроме обрабатываемых заготовок при моделировании и конструировании (особенно на начальном этапе) используются специальные наборы конструкторов. Наборы могут состоять из большого количества деревянных или металлических деталей. Последние используются чаще.

Из деталей металлического конструктора учащиеся могут собирать подвижные и неподвижные соединения, а также создавать разнообразные модели. Детали в наборах металлических конструкторов отличаются между собой размерами, формой и назначением.

Кто работал с металлическим конструктором, тот мог видеть, что основными деталями в наборе являются: планки, пластины, уголки, скобы, плиты, шайбы, ролики, колёса, оси, рукоятки, болты и гайки, а рабочими инструментами – ключ и отвёртка.

Кроме непосредственного изучения материалов, из которых изготавливаются детали моделей и конструкций, учащиеся могут ознакомиться с их использованием для получения типовых деталей, которые применяются в передачах, механизмах и машинах. Например, к типовым деталям можно отнести: детали передач, валы и оси, опоры, крепёжные детали, корпусные детали и др.

Детали передач, к которым можно отнести шкивы, зубчатые колёса, звёздочки и другие, служат для передачи движения, устанавливаются и крепятся на валах и осях, а последние устанавливаются на опорах и могут размещаться в различных корпусах.

Крепёжные детали служат для соединений деталей изделия между собой. К ним относят винты, болты, шпильки, гайки, муфты, гвозди, шурупы, заклёпки и др. С их помощью получают подвижные и неподвижные соединения. А сами соединения могут быть разъёмными и неразъёмными. Соединяя, собирая отдельные детали вместе, можно получить различные механизмы, из которых в дальнейшем собрать машины.

Кроме теоретического изучения конструкционных материалов и практического их использования, в разделе «Техническое творчество» предусмотрено выполнение ряда лабораторных работ, которые помогают учащимся глубже и прочнее усвоить необходимые сведения.

Выполнение практических работ в каждом классе позволяет расширить и углубить представление учащихся о различных видах конструкционных материалов, которое они получили, изучая до этого разделы «Обработка древесины» и «Обработка металлов».

В разделе «Техническое творчество», как уже отмечалось, фактически новыми для учащихся являются такие материалы, как: резина, кожа, пенопласт, а также некоторые виды пластмасс, клеи, лаки, краски и др.

Ознакомление с инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием

для моделирования и конструирования.

    При изучении раздела «Техническое творчество» учащиеся используют все уже известные им инструменты и приспособления, с которыми они работали при прохождении разделов «Обработка древесины» и «Обработка металлов». Кроме того, ими могут использоваться относительно новые инструменты и приспособления.    Для разметки сложных контуров используются самые разнообразные шаблоны. Они же могут использоваться и для контроля качества изготавливаемых изделий.

Сверление многочисленных отверстий производят, используя кондукторы. Для резки пенопласта применяют специальные остро заточенные ножи или нагретую нихромовую проволоку.

    Отделку моделей (шлифование) производят крупнозернистой и мелкозернистой шлифовальными шкурками, а для нанесения отделочных материалов используют различные кисти.

    Учебное оборудование (верстаки и станки, разметочные и правильные плиты) используются как и прежде: при необходимости и по назначению.

При выполнении работ по техническому творчеству учащиеся могут использовать не только типовые инструменты, приспособления и оборудование, необходимые для обработки древесины и металлов, но и специально изготовленные в школьных мастерских или приобретённые промышленные. С их помощью можно выполнять самые разнообразные операции.

Формирование умений и навыков при моделировании и конструировании.

    Изучение раздела «Техническое творчество» является для учащихся тем местом, где они применяют и закрепляют умения и навыки, полученные при изучении разделов «Обработка древесины» и «Обработка металлов». Формирование тех или иных новых умений и навыков зависит от вида выполняемых работ (операций). Для этого учитель организует предусмотренные программой различные практические, а также графические и лабораторные работы.

    Структура и содержание практических работ в каждом классе примерно одинаковая. Они начинаются с правильной организации учебного места, с чтения и разработки технико-технологической документации (чертежей, эскизов, технических рисунков, технологических и маршрутных карт), выбора требуемых заготовок из различных материалов. Затем осуществляется изготовление запланированных изделий, их отделка и контроль качества.

    При изготовлении изделий (основных деталей и сборочных единиц) происходит закрепление и применение умений и навыков, с которыми учащиеся уже знакомы. Так как модели часто сложны, состоят из многих деталей, то их изготовление требует старания, усердия, терпения, выдержки и собранности, усидчивости и настойчивости. Всё это способствует воспитанию и развитию учащихся, как в физическом, так и в творческом плане.

    Качественному закреплению и совершенствованию трудовых умений и навыков способствует правильный и удачный отбор учителем изделий для учащихся.

    В соответствии с содержанием раздела в каждом классе предлагается изготавливать нужные и интересные изделия. Например:

в 7 классе: несложные модели планёров; свободнолетающие модели самолётов; настольные модели-копии самолётов; авиамодели свободной конструкции (по указанию учителя или по собственному замыслу), модели-сувениры и др.;

в 8 классе: простые силуэтные судомодели (яхта, катер, подводная лодка и др.); модели судов и кораблей; настольные модели-копии судов и кораблей; модели-сувениры и др.;

в 9 классе: модели судов и кораблей с резиновыми двигателями; настольные модели-копии судов и кораблей; судомодели свободной конструкции с электродвигателями (по указанию учителя или по собственному замыслу), модели-сувениры и др.

Помимо обработочных, исполнительских умений и навыков, изучая раздел «Техническое творчество», учащиеся приобретают разнообразные и широкие знания теоретического материала, что способствует получению ими хорошей политехнической подготовки в школе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.008 с.)