Ознакомление с видами используемых материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление с видами используемых материалов



    При освоении первого варианта программы учащиеся используют преимущественно пиломатериалы толщиной 20–30 мм и фанеру толщиной 5 мм. С ними (их видами и свойствами) они уже ознакомились при изучении раздела «Обработка древесины». Поэтому учащиеся должны не только закрепить полученные теоретические сведения, но и научиться специфическим приёмам их обработки, с которыми они ранее не встречались.

    При обучении учащихся по второму варианту программы они впервые встречаются с такими природными материалами, как: соломка и др. Они должны освоить не только их виды, свойства и особенности применения, но и научиться заранее их заготавливать, хранить и готовить к использованию.

Например, известно, что с давних времён люди использовали солому как природный и строительный материал, который не требует особых затрат при заготовке. Солома считалась символом плодородия и благополучия, шла на корм и подстил скоту, служила постелью. Кулями соломы крыли крыши и утепляли стены домов. Куль– это сноп соломы, сжатый и связанный вручную.

Вместе с тем, человек научился изготавливать из соломы предметы, используемые в быту для работы и украшений: корзинки, сумки, венки, шляпы, половики и др. Народные мастера применяют солому при создании разнообразных художественных работ: шкатулок, панно, декоративных кукол, фигурок животных, людей и др.

В начале технологического процесса изготовления изделий из соломы необходимо заготовить из соломин соломку соответствующего качества. Соломина – это стебель ржи, пшеницы, овса и других зерновых культур с междоузлиями. Междоузлие – это участок стебля между узлами, где отходят листья растения. Соломка – это отрезок соломины между узлами, который используется для аппликации.

Аппликация из соломки это технологическая операция, предназначенная для художественной обработки поверхностей изделий. После специальной обработки соломку наклеивают на поверхность бумаги, ткани, древесины или других материалов.

Стебли зерновых культур: пшеницы, овса, ячменя, ржи, риса, имеющие полую (трубчатую) форму, служат материалом для заготовки соломки. Вполне подходящими для аппликации являются также стебли дикорастущих злаковых растений: пырея, зубровки, белой полевицы, мятлика лугового, тимофеевки и др. Сама по себе сухая соломка хрупкая и ломкая, но при распаривании (выдержке в обычной горячей воде) становится мягкой и пластичной. Она может приобретать необходимую форму, а после высыхания – и сохранять её.

Природная красота (гладкая золотистая поверхность) соломки позволяет изготавливать из неё красивые изделия. При внимательном рассмотрении соломки пшеницы, ржи, овса, ячменя можно различить около 100 оттенков. Ржаная соломка имеет много естественных оттенков желтого, золотистого и зеленоватого цветов. Окраска любой соломки зависит от условий произрастания, времени заготовки и условий хранения. Стебель ржи (соломина) состоит из четырёх или пяти междоузлий.

Особой красотой отличается ячменная соломка, которая имеет нежные оттенки светло-желтого тона и блестящую поверхность. Для изготовления небольших деталей аппликации используют овсяную соломку, которая отличается мягкостью, пластичностью и имеет красивые оттенки. Для аппликации из соломки наиболее пригодны длинные и ровные стебли с небольшими узлами. Такими свойствами характеризуется солома густо выросшей ржи в период спелости её зерна.

Наиболее часто применяют для аппликации соломку, заготовленную из куля на приусадебных участках. Солому для аппликации заготавливают в несколько этапов, что позволяет использовать для будущего изделия соломку различных оттенков. Так, в момент цветения солома имеет седовато-зеленый оттенок, а к периоду созревания становится более золотистой. Завершают заготовку соломы за две недели до созревания зерна, так как стебли созревших злаков становятся грубыми и имеют грязно-серый оттенок.

Заготавливаемая соломка должна быть сухой. Среди её сухих стеблей могут быть и зеленые, поэтому соломку следует просушить, лучше всего в закрытом проветриваемом помещении. Высушенная в тени соломка сохраняет зелёный цвет, сушка же на солнце усиливает золотистый оттенок.

Ознакомление с инструментами, приспособлениями и учебным оборудованием

для художественной обработки материалов

    При выполнении работ по художественной обработке материалов учащиеся могут использовать не только типовые инструменты, приспособления и оборудование, необходимые для обработки древесины, но и специально изготовленные в школьных мастерских или приобретённые промышленные. С их помощью можно выполнять самые разнообразные операции. Например, в 5 классе производят выжигание по древесине. В процессе выжигания на поверхность древесины наносятся рисунки с помощью электрического прибора для выжигания.

    В 6 классе учащиеся осваивают пропильную резьбу по древесине. Это также вид художественной обработки материалов. В процессе пропильной резьбы часть изображения (фон) выпиливается и удаляется с помощью ручного или электрического лобзиков.

При пилении ручным лобзиком используют специальное приспособление – столик выпиловочный, который обычно закрепляют с помощью струбцины или в винтовом зажиме столярного верстака.

    При организации занятий по второму варианту программы (работа с природными материалами) также нужны специальные инструменты. Например, основными инструментами для аппликации являются ножницы и ножи-косяки.

Часто при аппликации необходимо получить полоски из соломки определённой ширины. Для этого используют специальные резачки. Для вырезания одинаковых элементов узора, например, формы круга, овала, цветка и т. п., применяют пробойники с наконечником соответствующей формы. Клей ПВА, который рекомендуется для выполнения аппликации, наносится на поверхность с помощью мягкой кисточки.

Для выполнения аппликации с мелкими элементами необходимо применять пинцет, которым можно легко взять любую мелкую деталь из соломки.

Для выравнивания соломки можно использовать утюг. На стопку газет кладут цельную соломку и ставят на них горячий утюг. В результате получаются плотные соломенные ленты.

Формирование умений и навыков по художественной обработке материалов

    Формирование тех или иных умений и навыков по художественной обработке материалов зависит от вида выполняемых работ (операций). Рассмотрим, например, выжигание по древесине.

    Перед началом выжигания важно определить вид будущего изображения: контурное, светотеневое, силуэтное.

 

В зависимости от вида изображения определяют способ выжигания: плоское или глубокое. Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штрихов и точек. При глубоком выжигании рисунок остаётся на уровне плоскости обрабатываемого материала, а фон углубляется.

Поверхность древесины для выжигания подготавливают с помощью циклёвки. Затем на хорошую гладкую и ровную поверхность переводят рисунок через бывшую в употреблении копировальную бумагу (чтобы линии рисунка не были слишком “жирными”).

Вместе с тем, перед выжиганием необходимо четко представить характер композиции, будет ли это контурное, светотеневое или силуэтное изображение (см. рис.), на ровной поверхности одной детали или в объемном изделии. В зависимости от этого определяются и способы выжигания: плоское или глубокое.

На нанесённом рисунке вначале по контуру ставят маленькие точки, а затем проводят контурные линии. Тонкие линии получаются от быстрого движения пера, толстые – от медленного. В конце каждой линии перо следует резко отрывать от рисунка. Для получения одинаковой толщины линии перо надо вести равномерно, с очень лёгким нажимом.

Меняя накал пера и наклоняя его в разные стороны при движении, можно добиться глубокого насыщения линий и едва заметных штрихов. При этом сила окраски линии меняется от тёмно-коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых тонов. Если края выжженных канавок обуглились, надо уменьшить накал пера. Через 10–15 минут работы электроприбор следует выключать на 2–3 минуты для остывания пера и ручки.

Выжигание ведут сразу в разных частях рисунка. Временно оставляют какой-то участок, переходят к другому, а затем вновь возвращаются к первому. Это необходимо для того, чтобы не получились промежуточные прожоги, возникающие от сильного нагрева близлежащих частей древесины. Поэтому не стоит сразу выжигать несколько почти соприкасающихся линий или штрихов, прежде чем нажечь новый штрих, нужно дать остыть соседнему штриху.

Работу над недожжёнными линиями и штрихами нельзя откладывать, так как они могут остаться незамеченными. Кроме того, нагар раннего обжига затвердевает и затрудняет дальнейшую доработку.

Выжигая кривые линии или точки, перо держат перпендикулярно к поверхности доски, а при выжигании прямых линий – наклонно, как карандаш при рисовании. Если необходимо затенить сравнительно большой участок, сначала образуют контур, а затем внутри него выжигают широкой стороной пера.

После обведения пером контуров рисунка выжигают внутренние сплошь зачернённые места. Для этого проводят одну линию за другой, как бы штрихуя рисунок. Штриховать можно как в одном направлении (прямыми отрезками и волнистыми линиями), так в двух (пересекающимися линиями и непересекающимися отрезками). Можно применять и точечную штриховку.

Во время работы выжигаемое изделие может загрязниться, и потом его трудно очистить. Поэтому во время работы необходимо использовать чистый лист бумаги. Его подкладывают под руки и постоянно перемещают при выжигании изделий из древесины. Чтобы сохранить натуральный цвет древесины, изделия после выжигания покрывают лаком.

При выполнении пропильной резьбы по древесине формируются умения работы лобзиком. В процессе выпиливания ручным лобзиком можно изготовить различные сувенирные изделия и предметы для дома. Вместе с тем, пропильная резьба хорошо сочетается с выжиганием по древесине.

Перед выпиливанием ручной лобзик подготавливают к работе. Сначала пилку закрепляют в рамке нижним винтовым зажимом так, чтобы её зубчики были направлены остриями вниз к ручке и наружу от рамки. Затем слегка сжимают рамку и закрепляют пилку в верхнем винтовом зажиме.

На заготовку из фанеры наносят рисунок через копировальную бумагу или по шаблону. Чтобы не испортить рисунок используют кальку. Кальку кладут на рисунок, а рисунок на копировальную бумагу. Затем всё это прикрепляют к заготовке кнопками. Обводят все линии рисунка по кальке простым карандашом, а на фанере остаётся изображение.

Сначала рисунок выпиливают по внутренним контурам, а затем – по внешним, чтобы удобнее было держать заготовку. При выпиливании внутренних контуров рядом с разметочной линией в вырезаемых частях шилом прокалывают или сверлом с коловоротом высверливают отверстия.

В полученное отверстие снизу вставляют верхний конец пилки остриями зубчиков вниз и закрепляют пилку в рамке. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки.

Ручной лобзик перемещают плавно и без перекосов, так как пилка легко ломается. В местах поворота линии рисунка заготовку надо медленно поворачивать, не прекращая вертикального движения лобзика. Через каждые 3–-5 минут работы необходимо делать небольшой перерыв, чтобы пилка сильно не нагревалась. Можно также охлаждать её влажным лоскутом ткани.

Пиление по внешнему контуру начинают от края заготовки и постепенно переходят на линию разметки. Поворачивая заготовку, выпиливают весь контур полностью.

Изготовление соломенных лент и полотен. Для аппликации используют разные участки соломины. При выполнении аппликации наиболее часто выбирают участки стебля, имеющие наибольший и равный по всей длине диаметр. Важно применять соломку с тонкими стенками, которая хорошо гнётся и лучше обрабатывается по сравнению с соломкой с толстыми стенками.

Важным этапом аппликации из соломки является подготовка соломки и изготовление соломенных лент и полотен. Соломенная лента – это сплющенная (проглаженная) или распластанная (разрезанная вдоль и проглаженная) соломка. Соломенное полотно – это склеенные на общей основе (калька) в одно полотно несколько соломенных лент.

Вначале сухую жёлтую соломку чистят сразу после заготовки, а сырую – после сушки. Перед использованием её разрезают ножницами на отрезки. Режут между узлами. Для этого отсекают нижнюю часть до междоузлия, одновременно снимая листья. Повторяют эту операцию в зависимости от количества междоузлий.

Следующая операция предполагает выбор соломки по длине и толщине.

Для придания соломке гибкости её кладут в небольшую ёмкость с водой (ванну, таз). Недавно заготовленную соломку достаточно замочитьна 30 минут в воде комнатной температуры.

Соломку, которую заготовили достаточно давно, необходимо запарить. Её заливают горячей водой, прижимают грузом, накрывают плёнкой или тканью и выдерживают до тех пор, пока соломка не станет мягкой.

Более жёсткая соломка требует длительной выдержки. Однако нельзя на очень продолжительное время оставлять соломку в воде, так как она от этого чернеет и теряет полезные технологические свойства.

Замачивают такое количество соломки, которое необходимо для работы на одно занятие. Неиспользованную соломку опять высушивают. В ходе работы пучок замоченной соломки рекомендуется хранить в полиэтиленовом пакете.

Для изготовления соломенных лент отбирают необходимую соломку и замачивают её на 10–15 минут в горячей воде. Обычно кипячению соломку не подвергают, так она может потерять естественный блеск. После замачивания соломку разрезают ножом вдоль волокон, раскрывают на две стороны и проутюживают горячим утюгом.

Полученную соломенную ленту, чистят с внутренней стороны. Эту операцию выполняют для того, чтобы удалить внутренний пористый рыхлый слой, который делает соломку толстой и жёсткой.

Чистят соломку ножом-косяком на гладкой поверхности подкладной доски. Для этого соломенную ленту кладут лицевой стороной вниз, прижимают к ней лезвие ножа, почти горизонтально к поверхности доски и медленно тянут ленту на себя. При другом способе по неподвижной соломенной ленте лезвием вперёд ведут нож.

Кроме способа изготовления соломенных лет с использованием утюга существует и более простой способ. По этому способу разрезанная вдоль соломка раскрывается на две стороны и проглаживается с усилием кольцами ножниц. Полученные таким способом соломенные ленты имеют большую эластичность, чем при обработке лент горячим утюгом. После завершения работы ленты разбирают по цвету.

При необходимости из одинаковых по цвету соломенных лент изготавливают соломенное полотно. Для этого участок кальки шириной на три ленты намазывают клеем ПВАи приклеивают эти ленты на кальку, прижимая плотно друг к другу.

Далее продолжают делать следующие участки. Выступивший клей удаляют лоскутом ткани. После изготовления соломенного полотна его помещают под груз, а затем проглаживают утюгом. При этом утюг не должен быть сильно нагрет.

Для получения ровных кромок соломенные ленты обрезают ножом-косяком с использованием металлической линейки. Полоски определённой ширины нарезают с помощью резачков. Такой резак представляет собой круглую деревянную палочку с вбитыми двумя острыми гвоздями (иголками), расстояние между которыми должно равняться ширине необходимой ленты.

Вырезание сложных криволинейных форм из соломенного полотна осуществляется с помощью ножниц. А для изготовления мелких деталей с помощью металлических пробойниковиспользуют обрезки, оставшиеся после вырезания крупных элементов.

Привлекательность аппликации зависит от выбора фона, на котором её выполняют. Цвет фона может быть чёрным, тёмно-вишнёвым, тёмно-зелёным, коричневым. Материалом фона служит доска, фанера, картон, бархатная бумага. Применяют также ткань тёмного цвета на твёрдой основе. Для приклеивания соломенных лент используют как канцелярский клей, так и клей ПВА.

Важным этапом в технологии аппликации из соломки является выбор и выполнение рисунка будущего изделия. При выборе рисунка будущего декоративного изделия следует учитывать, что элементы аппликациивыглядят выразительно, если они отделены друг от друга. При накладывании друг на друга элементов композиции необходимо, чтобы был цветовой контраст между ними. Крупные детали нужно разбить на более мелкие, чтобы они стали более выразительными внешне.

В процессе создания рисунка для аппликации из соломки на него наносят линии, указывающие направление приклеивания соломенных лент. От этого во многом зависит внешний вид будущего изделия.

Следующий этап аппликации предполагает наклеивание плотно подогнанных соломенных лент на бумагу для получения соломенного полотна. На изготовленном соломенном полотне размечают детали необходимой формы будущего изделия.

Элементы аппликации можно выполнять (размечать и вырезать) с помощью шаблонов. Для изготовления шаблонов используют плотную бумагу или картон. Чтобы размер элемента аппликации не увеличился после обводки, размер шаблона должен быть меньше элемента аппликации обычно на 0,5–1 мм, в зависимости от используемого инструмента для обведения контура.

После изготовления шаблоны накладывают на соломенные пласты с обратной стороны с учетом волокон в каждом элементе. Далее, используя остро заточенный карандаш, обводят шаблон и вырезают элемент будущей аппликации.

В аппликации соломкой допускают изменение цвета небольших деталей и орнаментов выжиганием. Обычно для большей привлекательности и прочности готовое изделие покрывают лаком.

Для получения оригинальных изображений можно использовать круглую солому. В этом случае её отрезают под прямым или острым углом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.032 с.)