Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Индивидуальная, групповая и массовая работа
Педагогической науке и школьной практике известны следующие формы организации ВКР: - индивидуальная работа учащихся; - групповые занятия в кружках, клубах, товариществах и других творческих объединениях по интересам; - массовые мероприятия. Индивидуальная работа – начальная ступень в организации других форм ВКР. Она заключается в том, что под руководством учителя или другого специалиста отдельные учащиеся занимаются конструированием и моделированием, разрабатывают рационализаторские предложения, изготавливают наглядные пособия, различные приборы и т.д. В дальнейшем к этим энтузиастам присоединяются другие учащиеся, проявившие интерес к данной работе. Так постепенно могут создаваться кружки с их участием. Конечно, кружки могут создаваться и сразу по записи (объявлению). Учитель, планируя создание кружка, должен привлечь внимание учащихся к выбранной отрасли науки и техники, заинтересовать их. Об этом речь пойдёт ниже. Сейчас же следует остановиться на массовых формах ВКР. Массовые формы внеклассной работы учащихся по технике и труду Далеко не всех школьники занимаются техническим творчеством. Многие посещают другие кружки и секции (художественной самодеятельности, изобразительного искусства и т.д.). Школа же должна готовить всех учащихся к практической трудовой деятельности. Где б ни работали её выпускники, труд их должен носить творческий характер. Поэтому к творчеству необходимо готовить всех учащихся, развивать их творческую активность, самостоятельность, стремление к рационализации и изобретательству. Для этого нужно использовать разные массовые формы ВКР. В их организации и проведении обычно принимают самое активное участие кружковцы. Опыт показывает: там, где хорошо работают кружки, больший размах приобретает массовая ВКР. Главную роль в организации ВКР по технике и труду отыгрывает учитель трудового обучения. К её организации могут привлекаться работники базовых предприятий и родители учащихся. В практике работы школ наибольшее распространение приобрели следующие виды форм ВКР: встречи с передовиками и новаторами производства; технические конференции и слёты рационализаторов (юных техников); выставки технического творчества; олимпиады по трудовому обучению; конкурсы по профессиям; технические турниры; технические утренники и вечера; устные журналы; недели техники и труда; технические лектории; беседы с техническим содержанием; праздники труда в школе; трудовые отряды постоянного действия (переплетчиков книг, столяров, слесарей-ремонтников и др.); производственные экскурсии; чтение и обсуждение популярной научно-технической литературы; просмотр и обсуждение телепередач; создание уголков научно-технической информации и музеев; технические викторины; создание отделений общества изобретателей и рационализаторов; тематические классные часы; диспуты с техническим содержанием.
Кратко рассмотрим отдельные более важные виды массовых форм этой работы. Встречи с передовиками и новаторами производства. Организуются в школе или во время экскурсий на предприятия. Работники производства выступают перед учащимися, рассказывают им о своих успехах, делятся опытом работы, демонстрируют трудовые приёмы. Такие встречи позволяют ученикам конкретно ознакомиться с характером работы по определенной профессии, способствуют воспитанию учащихся на положительных примерах, создают предпосылки для будущего прихода выпускников в рабочую среду. Технические конференции – это популяризация более новых достижений производства, передовых приёмов работы, ознакомление учащихся с новыми образцами техники, вопросами экологии, экономики и организации производства. При подготовке к конференции оформляются альбомы, стенды, тематические выставки, определяются программа и темы отдельных выступлений (учителей, рабочих производства, кружковцев). По всем обсуждаемым вопросам принимаются соответствующие рекомендации. Они используются потом в учебно-воспитательной работе. Проведение слётов рационализаторов аналогично проведению конференций. Разница в том, что на слётах нет докладов. Главный упор здесь делается на обмен опытом работы. Выставки технического творчества чаще всего проводятся в конце учебного года. На них экспонируются работы кружковцев, а также лучшие изделия, выполненные на занятиях по трудовому обучению, во время производственной практики. Выставки могут приурочиваться к памятным датам, тематическим вечерам, конференциям, слётам и др.
Олимпиады и конкурсы по трудовому обучению. Олимпиады обычно организуются в 8–11 классах средней школы, а конкурсы – только в старших классах. Они проводятся в несколько этапов (туров): школьный, районный (городской), областной, республиканский. В школьных турах принимают участие все или большинство учащихся соответствующих классов. В следующих турах участвуют только победители предыдущих. Олимпиады и конкурсы могут проходить как во время школьных каникул, так и в период обучения. Место проведения олимпиад – школьные учебные мастерские, а конкурсы на звание лучшего по профессии чаще организуются на соответствующей базе в УПК. Для подготовки этих мероприятий создаются оргкомитет и жюри, разрабатываются и составляются теоретические и практические задания. Заранее намечаются критерии и показатели для оценки качества выполненных работ. Олимпиады и конкурсы начинаются и заканчиваются в торжественной обстановке. Учащихся приветствуют, награждают, поздравляют известные люди (ученые, педагоги, инженеры и др.). Технические турниры – это соревнования нескольких команд отдельных классов или школ, они выступают с отчётом о выполнении домашних заданий, отвечают на вопросы, решают технические задачи, выполняют практические работы, разгадывают тематические кроссворды и ребусы. Эти мероприятия обычно рассчитаны на проверку технического кругозора учащихся, на проявление сообразительности. Технические турниры бывают двух видов: тематические ("Юный столяр", "Станочник" и др.) и комбинированные ("Юный техник" и др.). Технические утренники и вечера – это мероприятия по сообщению новой для учащихся информации о развитии науки и техники, технологии. Они в основном бывают двух видов: тематические ("Вечное дерево", "В мире металлов") и комбинированные ("В мире науки и техники" и др.). Очень интересными и содержательными получаются вечера межпредметного характера: трудовое обучение и история ("Техника древнего мира"), трудовое обучение и физика ("Физика токарного станка") и т.д. В их содержании должна отражаться специфика учебного предмета. Утренники организовываются чаще для младших, а вечера – для старших учащихся. Устные журналы – это мероприятия, при проведении которых технические сведения сообщаются в форме отдельных страниц. Журналы могут быть тематическими ("Солнце в колбе", "Загадки железа", "Привет, робот") и комбинированными ("Знай и умей", "Технический вестник"). Название мероприятия нужно выбирать так, чтобы оно в образной форме отображало содержание этого журнала. Учащиеся получают заранее определённые задания и готовятся самостоятельно дома и в библиотеке, используя разную техническую и научно-популярную литературу. Наиболее массовым и комплексным видом внеклассной работы по техническому творчеству и труду является «Неделя техники и труда». В её рамках могут проводиться разнообразные мероприятия, объединённые общей направленностью. В содержание "Недели" могут быть включены следующие виды внеклассной работы: встречи учащихся с передовиками, новаторами, рационализаторами и изобретателями; экскурсии на предприятия, в УПК и в ПТУ; конкурсы разных типов (газет, юных мастеров, домашних заданий и др.); тематические классные часы (рассказы о лучших деятелях техники и о неё проблемах); выставки (работ учащихся, новинок литературы); технические турниры; утренники; вечера; устные журналы и др.; разные трудовые дела (изготовление полезных вещей, ремонт помещений и оснащения, школьной мебели, шефство над стариками и больными и т.д.). Перечень полезных внеклассных мероприятий может быть продолжен. При определении их содержания нужно руководствоваться прежде всего учебно-воспитательными задачами, учитывать интересы учащихся и местные условия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.006 с.) |