Методика проведения курсовых исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика проведения курсовых исследований



 

Курсовая работа – это самостоятельное творческое исследование научно-технологического и (или) учебно-методического характера, позволяющее судить о приобретенных студентом теоретических знаниях и умении применять их на практике. При её выполнении студент должен проявить знание теоретического материала, научной и специальной литературы, нормативно-правовых актов, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.

Курсовые работы должны базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны. В них должна быть проведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная идея, а также предложения автора по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением.

Курсовые работы являются одними из важнейших видов учебного процесса и выполняются студентами в соответствии с учебным планом.

Выполнение исследовательских курсовых работ должно способствовать углубленному усвоению лекционных курсов и приобретению навыков в области решения профессионально-педагогических задач и ситуаций; базироваться на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом материале учреждения, экспериментальных и статистических данных.

Главной целью курсовой работы является практическое применение студентами знаний, полученных за время обучения, путём выполнения самостоятельной исследовательской работы на заданную тему. Системой курсовых работ лучшие студенты подготавливаются к выполнению дипломных работ.

В результате выполнения курсовой работы студенту необходимо показать готовность к владению основными исследовательскими умениями:

- пользоваться библиографическими указателями по психолого-педагогической и специальной литературе;

- изучать научно-техническую литературу по выбранной теме и записывать нужную информацию;

- анализировать профессионально-педагогический и учебно-методический опыт, имеющийся в различных типах образовательных учреждений, если это определено темой;

- выполнять фрагмент опытно-экспериментальной работы, обрабатывать полученный эмпирический материал, анализировать, систематизировать, интерпретировать его и делать выводы.

В ходе выполнения курсовых работ студент демонстрирует результаты овладения следующими компетенциями:

- умение пользоваться глобальными информационными ресурсами;

- владение современными средствами телекоммуникаций;

- знание и готовность к использованию основных прикладных программных средств;

- умение решать сложные технические (графические, технологические и конструкторские) задачи, достигая обоснованных выводов;

- умение построить алгоритм функционирования моделируемого устройства или процесса;

- умение подбирать необходимые блоки и комплектующие;

- способность создать содержательную презентацию выполненной курсовой работы.

Кроме этого выполнение курсовых работ способствует:

- повышению качества подготовки специалистов в области технологического образования;

- углубленному изучению проблем, определяющих предмет изучаемой специальности;

- развитию научно-исследовательских, творческих способностей студентов и повышению их заинтересованности в своей профессии;

- ориентированию на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность студентов;

- формированию ориентации студентов на созидательную и продуктивную профессиональную самоорганизацию.

По содержанию курсовая работа может носить теоретический и практический характер. По структуре работа теоретического характера состоит из:

· введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируется цель работы;

· теоретической части, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;

· заключения (выводов), в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;

· литературы;

· приложения.

По структуре работа практического характера состоит из:

· введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

· основной части, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы; вторым разделом является практическая часть, которая может быть представлена разработкой учебно-методического сопровождения взаимодействия субъектов образовательного процесса;

· заключения (выводов), в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

· литературы;

· приложения.

По структуре работа опытно-экспериментального характера состоит из:

введения, в котором раскрываются актуальность и значение темы, определяются цели и задачи эксперимента;

· основной части, которая обычно состоит из двух разделов: в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике; второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, описаны основные этапы эксперимента, приводится психолого-педагогическая обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

· заключения (выводов), в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов;

· литературы;

· приложения.

 

2. Методическая подготовка студентов к прохождению

Педагогической практики

Педагогическая практика в университете служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и будущей самостоятельной работой в школе. Её основная цель – подготовка студента к деятельности в качестве учителя-предметника и воспитателя. Она позволяет формировать комплекс педагогических умений и навыков, творчески подходить к учебно-воспитательной и общественной работе. Во время педагогической практики происходит проверка теоретической и практической подготовки студента к самостоятельной работе, а также обогащение творческого потенциала личности будущего учителя.

В процессе педагогической практики решаются следующие задачи:

    - закрепление, углубление и обогащение общепедагогических, психологических, методических, гигиеничных и специальных знаний, их применение в решении конкретных педагогических проблем;

    - формирование и развитие у будущих учителей педагогических умений и профессиональных качеств;

    - воспитание у студентов устойчивого интереса к профессии учителя, потребности в педагогическом самообразовании;

    - выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности;

    - ознакомление с современным состоянием учебно-воспитательной работы в школе, передовым педагогическим опытом;

    - посильное включение в решение задач, которые стоят перед школой.

    Продолжительность практик – 7 недель на 4 курсе и 6 недель на 5 курсе.

Содержание практики (объём работы по кафедрам).

По кафедре педагогики:

    1. Подготовка и проведение отдельных внеклассных мероприятий.

    2. Участие в подготовке и проведении классного ученического собрания.

    3. Работа с родителями (посещение учеников дома, беседы с родителями). Участие в подготовке и проведении родительского собрания.

    4. Посещение внеклассных мероприятий (классного руководителя, практикантов, общешкольных). Письменный анализ одного из них.

    5. Знакомство с работой органов ученического самоуправления в школе и классе.

По кафедре психологии:

    1. Проведение психолого-диагностических исследований и составление психолого-педагогической характеристики ученика (или коллектива класса).

    По кафедре методики технологического образования:

    1. Ознакомление с учебно-методической документацией учителя трудового обучения.

2. Проведение всех занятий (уроков) по специальности в соответствии с программой практики (три урока пробных и четыре урока зачётных).

    3. Проведение одного внеклассного мероприятия (турнира, вечера и т. д.) с обязательным введением профориентационного элемента.

    4. Посещение не менее одного урока в каждом из 5–9 классов у учителей и студентов-практикантов, а также всех занятий по специальности в классах, «параллельных» своему, участие в анализе этих занятий.

    5. Посещение не менее 4-х занятий кружка по специальности (по указанию методистов), ознакомление с учебно-методической документацией.

    6. Проведение одного занятия кружка.

    7. Выполнение намеченного объёма работ по оснащению мастерских и кабинетов.

    8. Проведение в старших классах беседы о профессии учителя.

    9. Выполнение исследовательских и других заданий кафедры.

По кафедре общей физики и МПФ

1. Ознакомление с учебно-методической документацией учителя физики.

2. Посещение уроков физики: всех у учителя в закреплённом классе, у учителей (не менее одного в 6–8 классах во время первой практики, в 9–10 классах во время второй практики), у студентов-практикантов.

3. Подготовка и проведение трёх пробных и зачётных уроков (три на 4 курсе и два на 5 курсе) по физике.

4. Посещение не менее трёх факультативных занятий по физике.

5. Проведение не менее одного факультативного занятия по физике.

6. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по физике с введением профориентационного элемента.

7. Подготовка дидактических материалов и наглядных пособий по физике к урокам (факультативным занятиям) по изучаемым темам.

8. Создание методической копилки.

9. Проведение педагогического эксперимента (микроисследования) с целью сбора материалов по заданиям кафедры.

10. Обобщение опыта работы учителя физики и представление его в виде отдельного раздела в отчёте по педагогической практике.

По кафедре физического воспитания

1. Подготовка и проведение трёх пробных и зачётных уроков (три на 4 курсе и два на 5 курсе) по специальности в соответствии с программой практики.

2. Проведение физкультурных мероприятий в режиме дня, физкультурных и секционных занятий, кружковой и коррекционной работы (не менее одного).

    3. Посещение не менее одного урока в каждом из 5–9 классов у учителей и студентов-практикантов.

    4. Посещение педагогических советов, семинаров и объединений, рассматривающих вопросы физического воспитания учащихся.

    5. Проведение мероприятий по различным видам физкультурного досуга, консультаций с родителями по физическому воспитанию в семье.

    6. Изучение системы планирования учебно-воспитательной работы и перспективного плана спортивно-массовой работы с учащимися на период практики.

    7. Выполнение исследовательских заданий и апробирование различных методик по физической культуре.

                           Перечень отчётной документации

1. Текстовый отчёт о проведенной работе.

2. Описание проведенных методик и психолого-педагогическая характеристика личности школьника (или коллектива школьников).

3. Конспект воспитательного мероприятия.

4. Педагогический дневник.

5. План-конспект одного урока по первой специальности.

6. План-конспект одного урока по второй специальности.

7. Планы-конспекты внеклассных мероприятий по специальностям.

8. Исследовательские и другие задания кафедр.

9. Другие материалы по каждой кафедре, соответствующие программе практики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.029 с.)