Учебно-производственные комбинаты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-производственные комбинаты



 

    Выше отмечалась, что для осуществления трудовой подготовки старшеклассников существуют такие структурные формы её организации, как школьные или межшкольные учебно-производственные мастерские, учебные участки, цехи и заводы, межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК).

    Когда трудовое обучение после длительного перерыва было возвращено в 1954 году в учебные планы школ, то для его осуществления нужна была соответствующая учебно-техническая база. Для трудовой подготовки старшеклассников (и учащихся среднего школьного звена) начали создавать школьные и межшкольные учебные мастерские. Они оборудовались с помощью отделов образования, близлежащих предприятий и учреждений. Но, к сожалению, не все школы и предприятия в то время могли создать такие мастерские, которые отвечали бы всем требованиям производства и обучения. Учитывая это, продолжались поиски и других форм организации трудового обучения старшеклассников.

    Позже, с развитием экономики государства стали появляться примеры создания учебных участков, цехов и даже заводов непосредственно на самих предприятиях для трудовой подготовки учащихся. Оборудованы они были значительно лучше, чем мастерские в школах, но и в этом случае возникали определённые трудности и проблемы. Названные участки и цеха были структурными подразделениями предприятий, которые их создали. Они обычно включались в выполнение производственного плана вместе с остальными цехами. Поэтому содержание учебной деятельности учащихся чаще определялось не школьной программой, а производственными планами конкретного предприятия. Органы образования в этой ситуации практически не могли заметно влиять на деятельность учебных участков и цехов.

В связи с этим важным моментом в организации трудового обучения старшеклассников стало создание межшкольных учебно-производственных комбинатов. В практике работы отечественной школы первый учебно-производственный комбинат был создан в Москве в 1964 г. усилиями более 40 предприятий. Его деятельность определялась принципиально новыми организационными основами. Главное было в том, что комбинат получил двойное подчинение: в учебном плане – отделу образования, а в производственном – предприятиям, которые его создали. Благодаря этому, удалось устранить основные недостатки, о которых речь шла раньше.

    УПК имел ещё одно важное преимущество перед учебным цехом при предприятии. Учебный цех мог быть открыт только при крупном предприятии, которое обладало большими денежными и материальными средствами. В создании же УПК могли участвовать даже мелкие предприятия. Таким образом, комбинат можно было создать фактически при любом производственном окружении школ. Постепенно комбинатов создавалось всё больше. И уже с конца прошлого века и сейчас они являются у нас в республике преобладающей формой организации трудовой подготовки учащихся старших классов. Например, в отдельные годы охват учащихся, которые посещали занятия в УПК, достигал 90% и более (сейчас свыше 80%).

    УПК имеют следующие преимущества по сравнению с другими формами организации трудовой подготовки старшеклассников:

    1. Многопрофильность и возможность лучшего учёта интересов и склонностей учащихся.

    2. Постоянство нагрузки преподавателей, что способствует закреплению кадров.

    3. Хорошая материальная база, постоянная и равномерная загрузка оборудования из-за большого количества обучающихся школьников.

    4. Наличие хороших условий для организации производительного труда по выполнению заказов базовых предприятий.

    5. Более благоприятные условия для проведения профориентационной работы.

    Все эти преимущества и вывели УПК на первое место в трудовой подготовке старшеклассников, хотя и здесь иногда бывают отдельные недостатки.

    Следует отметить, что с созданием УПК совершенствовалась и нормативно-правовая база (документация), регулирующая их деятельность. Например, 23 августа 1974 года было принято первое постановление (№ 662) правительства страны «Об организации межшкольных УПК трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся». Это постановление определило статус УПК и его основные задачи.

    В связи с реформой школы в 1985 году было разработано, утверждено и введено в действие приказом министра образования новое положение о межшкольном УПК трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Данным положением регламентировались все основные вопросы, связанные с деятельностью УПК.

    После распада СССР уже в Республике Беларусь был принят свой документ об УПК «Прыкладнае палажэнне аб міжшкольным вучэбна-вытворчым камбінаце працоўнага навучання і прафесійнай арыентацыі вучняў». В настоящее время вместо названного примерного положения уже действует «Палажэнне аб парадку стварэння і дзейнасці вучэбна-вытворчых аб’ектаў па працоўным навучанні і прафесіянальнай арыентацыі вучняў», утверждённое постановлением Министерства образования РБ от 8.12.2006, №118. В России аналогичное типовое положение о межшкольном учебном комбинате было принято в 1999 году. К сведению, в США учебные заведения, подобные нашим, называются ЦПК – «Центр подготовки карьеры».

    Решая в комплексе все вопросы подготовки учащихся к труду, сейчас каждый межшкольный комбинат является центром в организации всем форм трудового обучения, профессионального обучения, профориентации, общественно полезного, производительного труда старшеклассников в городе или районе. Он служит для школ данной местности важным методическим, политехническим и профориентационным центром. Материальная база комбината, его тесная связь с производством содействует повышению качества всей общеобразовательной политехнической подготовки учащихся, их действенной ориентации на производственные профессии. Вся его деятельность строится на основе существующей нормативной базы.

    В этой связи комбинат решает следующие основные задачи:

    1. Организация профессионального обучения старшеклассников на начальном уровне квалификации по наиболее массовым профессиям с учётом потребностей региона в кадрах.

    2. Организация общественно полезного, производительного труда учащихся и воспитание качеств личности человека-труженика.

    3. Организация внеурочной работы по разным направлениям творческой технической деятельности.

    4. Организация допрофессионального обучения учащихся по определенным направлениям («профиль-профессия»).

    5. Проведение различной профконсультационной, психодиагностической, психокоррекционной и другой работы с учащимися, учителями школ, родителями.

    Характерной особенностью трудовой подготовки в УПК является её многопрофильность. Часто (особенно в крупных городах) обучение осуществляется по 10–15 разным направлениям, которые отображают профессиональную потребность соответствующего промышленного региона. К наиболее распространенным профессиям, согласно которым проводится обучение в комбинатах, относятся: слесари, столяры, токари, фрезеровщики, электрики, водители автомобилей, операторы-программисты, швеи-мотористки, повара-кулинары, продавцы пищевых и промышленных товаров и др.

    Условия многопрофильности трудовой подготовки учащихся, необходимость организации производительного труда по конкретной профессии (специальности) определили некоторые особенности в создании УПК и организации их работы.

    Комбинаты создаются исполкомами местной власти по представлению городских или районных отделов образования с разрешения органов государственного надзора за охраной труда и по согласованию с соответствующими республиканскими и профсоюзными органами. Обычно комбинаты открываются в отдельных помещениях (зданиях).

    Структура комбината определяется целями и задачами трудовой подготовки старшеклассников. Весь учебно-производственный процесс в УПК осуществляется на основе реализации основополагающих и дидактических принципов трудового обучения. Для подготовки учащихся к будущему квалифицированному производительному труду в структуре комбината есть разнообразные подразделения. Все они могут быть условно разделены на пять основных видов: 1) учебные, 2) производственные, 3) воспитательные, 4) вспомогательные, 5) административно-хозяйственные (это показано на схеме).

    К учебному подразделению относятся кабинеты и лаборатории, в которых в основном осуществляется обогащение учащихся теоретическими знаниями, а также практическими умениями и навыками в процессе выполнения монтажно-демонтажных, лабораторно-практических или практических работ. Это кабинеты автодела, кулинарии, швейного дела; лаборатории вычислительной техники, обработки материалов и др.

    Производственное подразделение включает в себя цехи, участки, мастерские, основное назначение которых – выпуск общественно и производственно необходимой продукции. Там старшеклассники приобретают начальные профессиональные умения и навыки и участвуют в производительном труде. Примерами таких участков (цехов) являются: токарный, фрезерный, столярный, швейный и др. Оснащение этих подразделений должно соответствовать характеру труда, который определяет то или другое направление подготовки.

    В состав воспитательного подразделения входят различные залы и кабинеты, например, кинолекционный зал, читальный зал, кабинет профориентации, библиотека, радиоузел, музей трудовой славы и др. Там можно организовывать и проводить воспитательные мероприятия: вечера, встречи, лекции, беседы, праздники и т.д.

 

Примерная структура УПК

    К вспомогательным подразделениям обычно относятся службы обеспечения, которые включают в себя заготовительное отделение, инструментальное, склады материалов и готовой продукции и др.

Структура и особенности функционирования всем перечисленных служб определяются с учётом местных условий и особенностей УПК. Ведущими среди перечисленных служб являются те, которые отвечают за оснащение учебного производства необходимыми материалами (полуфабрикатами), за комплектование учебных цехов и участков рабочими и контрольно-измерительными инструментами, приспособлениями и станками, за хранение и реализацию произведенной продукции.

    В состав административно-хозяйственного подразделения входят административные и хозяйственно-бытовые помещения. Сюда относятся кабинеты директора и его заместителей, комната для преподавателей, комнаты для отдыха, буфет (столовая), душевые, медпункт, гардероб и др. Количество перечисленных помещений в УПК, их оснащение и площади зависят от штатных нормативов, действующих санитарных норм и правил, местных условий и т.д.

    Материальное оснащение всех структурных подразделений комбината ведётся в соответствия с нормативными документами и на основе единых требований к организации учебно-производственного процесса. При этом учитываются все особенности принятых технологических процессов выпуска продукции.

    Организация совместной работы и выполнение взаимных обязательств между комбинатом и базовыми предприятиями и заведениями, которые участвуют в трудовой подготовке учащихся, осуществляются на основе заключаемых между ними договоров. Аналогичные договоры с предприятиями и заведениями города могут заключаться и на подготовку и повышение квалификации рабочих массовых профессий, если в этом есть необходимость и соответствующие возможности.

    Материально-техническая база, которая создана на комбинате, может принадлежать ему целиком или частично, то есть, находиться в собственности (на балансе) предприятия-хозяина. В последнем случае предприятия может давать право комбинату бесплатного (или на других условиях) использования имеющегося оснащения, инструментов и приспособлений, помещений и зданий для организации обучения, выпуска продукции.

    При оформлении различных документов комбинат пользуется правом юридического лица. Основой для решения всех вопросов, которые не отражены в положении об УПК, служит устав средней общеобразовательной школы и другие документы, например, инструкция по ведению документации в межшкольном УПК.

    Для осуществления учебно-воспитательного и производственного процесса комбинат должен быть укомплектован необходимыми кадрами. Состав и количество сотрудников комбината определяются в соответствия с существующими штатными нормативами. Например, используется положение «О комплектации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения профессиональной ориентации учащихся».

    Руководят работой комбината директор и его заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной и хозяйственной части. Непосредственное обучение и воспитание учащихся осуществляют учителя (преподаватели) и мастера производственного обучения.

    Мастера производственного обучения организуют и проводят практические занятия по профессиональному обучению, осуществляют руководство производственной практикой и общественно полезным, производительным трудом.

    Руководители комбината, преподаватели, мастера производственного обучения, психолог, методист по профориентации, медицинский работник, представители администрации и общественных организаций школ, предприятий и заведений, родительских комитетов школ обычно входят в педагогический совет комбината, председателем которого является директор УПК. Деятельность педагогического совета определяется уставом комбината.

    Для проведения занятий в комбинате учащиеся объединяются в отдельные группы по профилям обучения. Наполняемость групп должна быть не менее чем 20 человек. Теоретические занятия проводятся преподавателем одновременно со всей группой. При организации практического обучения и производительного труда осуществляется деление групп на две подгруппы.

    При создании учебных групп руководствуются следующими условиями:

    – потребностями данного экономического региона в кадрах;

    – перспективами развития окружающих предприятий на ближайшие годы;

    – интересами учащихся;

    – возможностями организации их общественно полезного, производительного труда;

    – количеством учащихся в школах.

    В одну и тую же группу могут входить учащиеся как одной, так и разных школ. Таким образом, в комбинате создаются коллективы одновозрастных учащихся, что надо учитывать при организации и проведение воспитательной труда.

    Школы активно участвуют в комплектовании учебных групп комбинатов, осуществляют постоянный контроль за посещением учениками занятий, оказывают педагогическому коллективу комбината необходимую методическую помощь. Так достигается преемственность в организации учебно-воспитательной работы в школах и комбинате.

    С целью сближения практической трудовой подготовки в УПК и теоретических занятий, осуществления их реальной взаимосвязи преподаватели и мастера производственного обучения включают в учебный процесс деловые игры как один с методов овладения определенной профессией. Группа в зависимости от её количественного состава делится на 2-3 условные бригады, которые соревнуются между собой в выполнения учебно-производственного задания в соответствия с определенной технологией или её частью.

    Каждая бригада обосновывает свой вариант технологического процесса, «защищает» его в ходе дискуссии с подробным обсуждением производственных ситуаций. Мастер (преподаватель) выполняет в деловой игры главную, ведущую роль, направляет ход дискуссии, обучает старшеклассников принимать обоснованные решения. Им же определяется и содержание производственных ситуаций.

    Среди участников деловой игры есть не только исполнители ролей «технологов» производства, но и «контролеров» ОТК (разумеется, условных). В группе «контролеров» должны быть предоставлены все бригады учебной группы. Группа «контролеров» подводит итоги «осуществления» технологии, даёт оценку работы исполнителей.

    Учащиеся, которые успешно завершили курс обучения в УПК, имеют возможность сдать квалификационные экзамены в установленном порядке и получить удостоверение о приобретении определенной профессии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.02 с.)