Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммуникативная и символическая природа культуры
Всем явлениям окружающего мира, входящим в орбиту человеческой культуры, с одной стороны, присущи объективные свойства и характеристики, а с другой – смыслы и значения, которые им придаёт человек. Семиотика обращает наше внимание на осмысленность как основную характеристику человеческой деятельности. Основателем семиотики считается американский философ, логик, математик и естествоиспытатель Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914). Среди наиболее известных представителей семиотического направления в теории культуры – немецкий философ Эрнст Кассирер (1874–1945) и основатель тартуско-московской семиотической школы, Юрий Михайлович Лотман (1922–1993). По мнению Э.Кассирера, духовная деятельность человека есть «символическая» деятельность; учёный обозначал человека как «символическое животное». Ю. М. Лотман рассматривал культуру как открытую знаковую систему и структуру, включающую, помимо основного естественного языка, множество других знаковых систем, в частности виды искусства. Культура понималась Ю. М. Лотманом одновременно и как «текст», существующий всегда в определенном историческом «контексте», и как механизм, создающий бесконечное многообразие культурных «текстов», и как долгосрочная коллективная память. Семиотика рассматривает культуру как знаковую систему, где любые культурные явления предстают текстами, несущими информацию и обладающими смыслом. В качестве текстов могут рассматриваться литературные, религиозные, научные тексты, художественные произведения, любые артефакты, ритуалы, само человеческое поведение. Наиболее чётко способность человека наделять смыслом свои творения проявляется в речи, языке. Язык культуры – это совокупность культурных объектов, обладающая внутренней структурой, явными или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов и служащая для осуществления коммуникативных и трансляционных процессов. Совокупность языков культуры – ключевой момент как социализации, так и аккультурации. Языки культуры можно классифицировать по множеству оснований, например, по отношению к определенной области человеческой деятельности (языки искусства, язык математики); по принадлежности к определенной субкультуре (этнической, профессиональной), языковому сообществу; по знаковому типу (вербальный, жестовый, графический, образный, формализованный). Выделяют узко специализированные языки: язык причесок, язык костюма, язык цветов, язык политических речей, язык протокола, язык жестов, и т. д.
Естественные разговорные языки представляют собой основу семиотического понимания культуры, поэтому их относят к первичным моделирующим системам. Множество других языков культуры относят ко вторичным моделирующим системам: языки изобразительного искусства, языки науки (у каждой науки – свой), языки ритуалов (свадеб, похорон, юбилеев, коронаций и т. д.), профессиональные языки и т. п. Изучением вторичных моделирующих систем занимается целый ряд взаимосвязанных друг с другом направлений так называемой «невербальной» семиотики: – проксемика, занимающаяся изучением пространства коммуникации; – хронемика – наука о времени и его восприятии в коммуникации; – паралингвистика, изучающая особенности звучания голоса, обусловленные биологическими, физиологическими, психологическими, социальными, национально-этническими причинами; – кинесика – наука о жестах, мимике, позах, телодвижениях, манерах в процессе коммуникации; – окулесика, изучающая визуальное поведение людей и язык глаз; – аускультация, занимающаяся проблемами слухового восприятия звуков и аудиального поведения людей в процессе общения; – гаптика, изучающая тактильную коммуникацию, язык касаний в ходе человеческого общения; – гастика, занимающаяся проблемами знаковых и коммуникативных функций пищи, манеры её принятия, застольному этикету в разных культурах; – ольфакция – наука о языке запахов и их роли в коммуникации; – с емиотика повседневности, которая исследует систему языков, пронизывающих повседневную жизнь человека: языки интерьера, вещи, одежды, моды, поведения, имён, профессий, техники и т. п.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.006 с.) |