Промышленных технологий и дизайна» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Промышленных технологий и дизайна»



Промышленных технологий и дизайна»

 

В. Б. Тихонова

Культурология

 

Утверждено Редакционно-издательским советом университета

в качестве учебного пособия

 

 

Санкт-Петербург

2016


 

УДК 008(075.8)

ББК 60.000я73

Т 46

 

 

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор кафедры общественных наук

Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Е. А. Поправко

 

кандидат исторических наук, доцент Северо-Западного филиала

Российского государственного университета правосудия

Я. Л. Салогуб

 

 

Т 46 Тихонова, В. Б. Культурология: учеб. пособие для бакалавров / В. Б. Тихонова. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016. – 116 с.

ISBN 978-5-7937-1312-2

Учебное пособие разработано на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Пособие составлено в помощь студентам всех направлений и форм обучения, в том числе – заочной и дистанционной, изучающим учебный курс «Культурология». Учебное пособие содержит тематический план лекций с кратким изложением их содержания; перечень рекомендуемой основной учебной и дополнительной литературы; рабочую программу и планы семинарских занятий, включающую аннотации основных тем, вопросы для подготовки к семинарам, библиографические списки по каждой теме; ряд примерных сценариев обучающих интерактивных занятий; перечень тем рефератов (контрольных работ), методические указания для написания реферата (контрольной работы) с приложением образца оформления титульного листа; вопросы для подготовки к зачету (дифференцированному зачету); краткий терминологический словарь; тесты для самоконтроля знаний и ответы к ним. Предназначено для студентов и преподавателей вузов.

 

УДК 008(075.8)

ББК 60.000я73

 

 

ISBN 978-5-7937-1312-2 © ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2016 © Тихонова В. Б., 2016

Введение

Целями освоения дисциплины «Культурология» являются приобретение новых знаний по теории и истории мировой культуры, расширение общеобразовательного кругозора студентов, углубление и систематизация их знаний и формирование на этой основе гуманистического мировоззрения, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей.

Цель преподавания курса культурологии состоит в реализации требований Государственного стандарта к уровню культурологических знаний выпускников вуза, выработки у студентов умения применять полученные знания в своей практической деятельности, направленной на расширение кругозора и культурного уровня молодого специалиста, правильной ориентации его в разнообразной и сложной жизни современной культуры.

Данная дисциплина относится к формирующим общекультурные компетенции (ОК), она логически и методически взаимосвязана со всеми дисциплинами социально-гуманитарного цикла.

Завершив изучение предмета культурологии, студент должен:

понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;

знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в XX в.;

понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

уметь оценивать достижения культуры на основе знаний исторического контекста их создания;

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе;

уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

быть готовым к восприятию культуры и обычаев других стран и народов, с терпимостью относиться к национальным, расовым, конфессиональным различиям, быть способным к межкультурным коммуникациям;

использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;

владеть гуманистическими ценностями для сохранения и развития современной цивилизации.

В конце изучения дисциплины «Культурология» студент сдает итоговый зачет (дифференцированный зачет). На зачете студент должен продемонстрировать знания, соответствующие требованиям государственного стандарта.

I. Тематический план и краткое содержание лекций

Тема 2. Основные понятия культурологии. Сущность и функции культуры

Учебные вопросы

    1. Понятие культуры и его многозначность.

    2. Основные понятия культурологии.

    3. Функции культуры.

    4. Морфология культуры.

 

1. Понятие культуры и его многозначность

Термин «cultur a» пришёл из латинского языка, где имел три основных значения. Первый, изначальный смысл, был связан с сельским хозяйством: термин переводился как «возделывание», «обработка», т. е. повышение плодородия почвы, улучшение видов растений, пород домашних животных. Более позднее значение термина «культура» связано с «улучшением», «облагораживанием» самого человека в процессе воспитания и образования. Считается, что первым употребил слово «культура» в таком контексте Марк Туллий Цицерон («Тускуланские беседы», I в. до н. э.).

Наука о культуре в качестве самостоятельной отрасли научного знания существует с начала ХХ в. Однако зарождается она гораздо раньше – в эпоху Просвещения, когда складывается так называемая «классическая модель культуры». Среди её творцов – целый ряд европейских учёных-просветителей и философов: Джамбаттиста Вико, Франсуа Мари Вольтер, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант, Иоганн Готфрид Гердер, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и другие выдающиеся деятели Просвещения. Отличительными чертами просветительской концепции культуры были научность, рационализм, светскость, антиклерикальный характер, стремление к всеобщему благу, а также убеждение, что культура существует одна, и эта культура – европейская. Именно она является образцом для подражания и целью развития всех прочих народов. Подобные взгляды связаны с присущим европейской культуре «европоцентризмом», ставившим народы Западной Европы в центр мировой истории.

В XVIII–XIX вв. рассуждения о культуре велись преимущественно в рамках истории философии или философии истории, как, например, у И. Г. Гердера или у Г. В. Ф. Гегеля, и лишь на рубеже XIX–XX вв. наука о культуре выделяется из философии. При этом понятие «культура» превращается в важнейшую философскую категорию. Тогда же появляется термин «культурология», предложенный для обозначения науки о культуре выдающимся немецким химиком, физиком и философом Вильгельмом Фридрихом Оствальдом (1853–1932). Широкому вхождению данного термина в науку способствовали труды известного американского исследователя культуры, представителя неоэволюционизма Лесли Уайта (1900–1975).

Среди множества существующих научных подходов к пониманию сущности культуры можно указать наиболее распространенные:

    – антропологический (от греч. «учение о человеке»), как и близкий к нему технологический, или деятельностный подход имеет прямое отношение к философской антропологии, предметом которой является внутренний мир человека. Антропологический подход рассматривает культуру через призму человеческого духа и человеческой деятельности. При этом культура выступает своего рода «технологией» человеческой деятельности. Согласно данному подходу, культура – это мир человеческой деятельности и её результатов в широком смысле слова;

    – семиотический (от греч. «semeion» – «знак») подход,с точки зрения которого, культура – это мир тех смыслов и значений, которые человек вкладывает в свою деятельность и её результаты;

    – аксиологический (от греч. «учение о ценностях») рассматривает культуру с точки зрения ценностей, господствующих в том или ином обществе и определяющих как характер культуры, так и характер развития данного общества;

    с оциологический подход, в рамках которого культура рассматривается с точки зрения её функций в человеческом обществе;

    – психологический подход, объясняющий культуру с точки зрения особенностей человеческой психики;

    – системный подход, в рамках которого культура предстаёт в виде сложной системы, состоящей из элементов, среди которых выделяют два вида: материальные и нематериальные, которым соответствуют два «измерения» культуры – материальное и нематериальное;

    – игровой подход к пониманию культуры, который предполагает, что любая человеческая деятельность основана на игровом принципе и имеет игровое начало.

2. Основные понятия культурологии

Современные исследователи культуры насчитывают более 500 её определений. Одно из самых первых, «классических» определений культуры принадлежит английскому этнографу-эволюционисту Эдуарду Бернетту Тайлору (1832 1917): культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

К числу наиболее обобщающих определений можно отнести следующее: культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества.

Основываясь на двух самых известных в науке подходах к пониманию культуры антропологическом и семиотическом, можно вывести сущностное определение культуры, которая представляет собой, с одной стороны, мир человеческой деятельности, а с другой – мир тех смыслов и значений, которые человек вкладывает и в свою деятельность, и её результаты.

Любые результаты человеческой деятельности называются «артефактами» (в переводе с латинского языка – «сделанные искусственно»). К артефактамотносятся идеи, средства и методы, использованные человеком в ходе деятельности, а также её продукты. Артефактом является и сам человек как творение культуры. Можно сказать, что культура – своего рода «мир артефактов».

К важнейшим категориям науки о культуре, отражающим наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах, свойствах культуры относят: культурные объекты; культурные функции; культурные процессы; виды культурной изменчивости; знаковые средства культуры; культурные ценности; культурные нормы; культурную среду; субъекты культуры; процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация, инкультурация, ассимиляция, аккультурация, воспитание, обучение, адаптация, социокультурная адекватность и пр.); культурообусловленное поведение людей (технологии деятельности и взаимодействия, обряды, ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни, досуг, и пр.); культурные институты; социальную и культурно-историческую типологии культуры; межкультурные взаимодействия, культурную диффузию, культурные заимствования, толерантность, культурный шок, культурный синтез и т. д.

 

3. Функции культуры

К основным функциям культуры относят: 

– созидательную, творческуюили креативную (от лат. «созидать»);

– адаптивную, связанную с адаптацией к природным условиям, к социальной среде;

– защитную, которая способствует защите от природной среды;

– коммуникативную, обеспечивающую общение между отдельными людьми, социальными группами и культурами;

– функцию трансляции социально-культурного опыта, связанную с передачей социокультурной информации от поколения к поколения, от учителя к ученику, от культуры к культуре;

– интегрирующую – объединяющую людей на основании самых разных принципов (принадлежности к конкретному обществу, религиозной конфессии, профессии, социальному слою и т. д.);

– функцию целеполагания – характер культуры во многом зависит от целей, преследуемых обществом и отдельными индивидами;

– нормативную, или регулятивную, регулирующую отношения в человеческом обществе с помощью норм. Эта функция является одной из основных функций культуры в человеческом обществе. К важнейшим социокультурным регулятивам относят морально-этические нормы, религиозные нормы, традиции, обычаи и ритуалы, юридические (правовые) нормы, технологические нормы, технику безопасности, правила поведения и хорошего тона, этикет;

– функция социализации, связанная с процессом вхождения индивида в общество, усвоения социальных норм, правил, социальных ролей;

– ценностнообразующая ( или аксиологическая) функция, формирующая ценностную иерархию общества, определяющую характер культуры.

Устойчивое и непротиворечивое сочетание основных ценностей данного общества формирует «ядро» данной культуры, на основе которого формируется так называемая «срединная культура», врамках которой складываются устойчивый нравственный идеали образ жизни, приемлемые для большинства членов общества.

Релаксационная функция культурытакже имеет важное значение в обществе, так как релаксация, в том или ином виде, человеку необходима.

 

4. Морфология культуры

В современной теории культуры выделяют культурную динамику, изучающую механизмы, процессы, источники и средства изменения культуры, и культурную статику, рассматривающую внутреннее строение, или морфологию культуры, находящейся в состоянии относительного покоя.

Один из вариантов построения морфологии культуры предполагает её деление на два основных вида: обыденную (повседневную) и специализированную (профессиональную).

Параллельно выделяют четыре основных блока культуры:

    1) культуру социальной организации и регуляции, включающую хозяйственную, правовую и политическую сферы;

    2) культуру познания, рефлексии, человека и человеческих отношений, включающую философию, науку, религию, искусство;

    3) культуру социальной коммуникации, связанную с процессами накопления, хранения и трансляции информации – от межличностной коммуникации до системы образования;

    4) культуру физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации, которая связана с физическим развитием человека, поддержанием и восстановлением его здоровья, отдыхом и т. д.

У каждого из указанных культурных блоков присутствует два уровня: обыденный и профессиональный. Например, в рамках экономической культуры на уровне специализированном расположены экономика, финансы, банковская сфера, а на повседневном уровне – домашнее хозяйство.

 

Культурные архетипы

Представление о символической природе культуры присуще не только семиотическому направлению в науке. К проблеме символа в культуре обращались философы, этнологи, представители аналитической психологии.

С точки зрения психоаналитического подхода к пониманию культуры, в частности выдающегося швейцарского психиатра, психоаналитика, теоретика культуры Карла Густава Юнга (1875–1961), культура представляет систему ценностей и символов, обусловленную развитием человеческой психики. Коллективная память каждого народа запечатлевает любимые и повторяющиеся из века в век образы, модели поведения, мотивы, образцы мышления, устойчивые представления. Это – своего рода общая внеисторическая канва.

Центральным моментом психоаналитической концепции культуры является положение о существовании, наряду с индивидуальным подсознанием, коллективного бессознательного, общего для всего человечества. Коллективное бессознательное отражает духовный опыт предшествующих поколений, содержащийся в символической форме архетипов (от греч. «типос» – «печать, отпечаток») фундаментальных структур психики, архаичных образов и переживаний, связанных с первичной адаптацией к миру. Происхождение многих символов коренится в первобытных культурах и ранних цивилизациях. Архетипы, по мысли Юнга, оставляют на психике индивидуума свой след подобно штампу, воздействуя на человека посредством архетипических образов, присутствующих в мифологической и религиозной символике. Среди относительно константных архетипических образов, встречающихся в большинстве мифологических систем: боги-младенцы, наделённые чудесной силой, умирающие и воскресающие божества, символизирующие циклический ход времени, образы богини-матери, разнообразные чудовища (например, драконы).

 

Миф как феномен культуры

В тесной связи с темой символизма в культуре находится проблематика мифа и мифологического сознания.

Первые попытки трактовать мифы появляются уже в эпоху античности: например, философы-стоики считали, что миф – аллегория сил природы и человеческого характера; эпикурейцы рассматривали миф как сказку; Эвгемер, Платон, Аристотель связывали миф с эпосом.

В эпоху Просвещения миф часто трактовали как «первобытную науку».

Большинство ученых ХХ в. считали миф первичным явлением по сравнению с ритуалом. Французский этнолог Клод Леви-Стросс (1908 – 2009), трактовал мифотворчество в контексте коллективного бессознательного.

Российский филолог и историк культуры, Елеазар Моисеевич Мелети́нский (1918—2005) рассматривал мифологию в контексте теории архетипов.

Немецкий философ Эрнст Кассирер ставил мифологию в один ряд с языком и искусством.

Русский философ Алексей Фёдорович Лосев (1893–1988) считал, что мифологическое сознание является изначальной и неотъемлемой частью человеческой культуры.

 

Межкультурная коммуникация

Очень близка концепциям символического происхождения культуры идея коммуникативной природы культуры. С точки зрения одного из основателей теории межкультурной коммуникации, американского антрополога Эдварда Холла (1914 2009), культура – это коммуникация, коммуникация – это культура.

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова «communicare», что означает «делать общим, связывать, беседовать». Он используется в научной литературе для обозначения процессов передачи информации и взаимосвязей между субъектами и системами.

Выделяют несколько основных типов коммуникации в практике человеческого общения:

1) межличностная коммуникация;

2) интергрупповая (внутригрупповая) коммуникация;

3) межгрупповая коммуникация;

4) межкультурная коммуникация;

5) массовая коммуникация.

Межкультурные коммуникации – это информационные взаимодействия культур в процессе и в результате прямых или опосредованных контактов между разными этническими и национальными группами.

Развитие межкультурной коммуникации в истории человечества связано с рядом факторов:

1) возникновение речи;

2) появление письменности;

3) телевидения и другие СМИ;

4) сотовая связь и Интернет;

5) развитие туристической индустрии в ХХ–ХХI вв.

Межкультурная (кросскультурная) коммуникация как научная дисциплина возникла в середине ХХ в. в США. Наиболее известными являются теории межкультурной коммуникации американского лингвиста и антрополога Эдварда Холла, а также голландского социолога Герта Хофштеде и американского культуролога Эрика Дональда Хирша.

В центре научных интересов современной межкультурной коммуникации – изучение культур разных народов и различий между ними, проблемы вербального и невербального общения между представителями различных культур, процессов миграции, адаптации к инокультурной среде, в том числе культурного шока, аккультурации, ассимиляции.

Коммуникационный аспект межкультурного общения даёт несколько типов отношений между культурами:

    тип утилитарных отношений, ведущий к отречению от собственной самобытности и подчинение чужой культуре;

    тип, определяемый отношениями неприятия между культурами, приводящий к ослаблению взаимодействий и замыканию культуры в самой себе;

    тип, основанный на принципе диалога культур.

Наиболее благожелательным является третий тип отношений взаимодействия между культурами, предполагающий равноправие, равноценность сторон, взаимообмен ценностями, когда каждая культура, соприкасаясь с другой, сравнивая себя с ней, осознаёт свою индивидуальность.

Идея «диалога культур» была предложена выдающимся русским учёным Михаилом Михайловичем Бахтиным (1895–1975). Идея основана на том, что любой культуре, как и любому человеку, для полноценного развития необходимо постоянное общение. Для этого культуре необходимы «собеседники», «партнёры», «адресаты», с которыми происходил бы постоянный обмен информацией, знаниями, ценностями. Общение и обмен могут происходить как между культурами, современными друг другу, так и между культурами различных эпох.

Основными вариантами межкультурных контактов выступают контакты либо между двумя отдельными представителями, либо между группами разных культур. В первую очередь, это контакты между лицами (группами), переместившимися в инокультурную среду (например, мигрантами), и представителями местного населения.

Среди контактов между разными этническими или национальными группами выделяют:

а) непосредственные контакты между индивидами, принадлежащими к разным этнонациональным группам;

б) опосредованные контакты – при помощи письменных текстов, произведений изобразительного искусства, кино- и фотоматериалов;

в) контакты путём знакомства с повседневной культурой этнонациональной общности.

Существует несколько основных видов межкультурной коммуникации. Основным видом коммуникации является вербальная коммуникация, или речевое общение.

Однако общение между людьми обычно сопровождается различными действиями (мимикой, жестами, особенностями речи), которые, наряду с позами говорящего (слушающего), одеждой, внешностью и т. д. относят к невербальной коммуникациисовокупности неязыковых средств, символов и знаков, использующихся для передачи информации и сообщений в процессе общения.

Третий вид межкультурной коммуникации – паравербальная коммуникация, включающая совокупность звуковых сигналов, сопровождающих устную речь: интонации, тембр, ритм, высоту, громкость, скорость речи и другие паралингвистические средства.

Коммуникативное поведение людей определяется несколькими факторами:

1) особенностями инкультурации – усвоения родной культуры, которое происходит как через воспитание и обучение, так и под влиянием повседневной жизни;

2) фактором «культурных очков», связанным с тем, что большинство людей понимает и оценивает чужие культуры через призму ценностей и норм своей культуры;

3) фактором обстоятельств и обстановки в момент коммуникации;

4) фактором времени коммуникации, зависящий от протяженности контакта и его своевременности.

Тема 4. Культура и личность

Учебные вопросы

    1. Культура и личность.

    2. Личность и ее место в системе культуры.

    3. Проблемы социализации и инкультурации.

 

Культура и личность

Культура личности соизмерима с культурой общества и выражает меру усвоения культурного наследия, норм и правил межличностного общения, индивидуального поведения, степень и направленность участия личности в культурно-творческом процессе. Культуру личности классифицируют по разным основаниям, выделяя, например:

духовную культуру личности (мировоззренческую, методологическую, мыслительную);

практически-деятельностную культуру личности (проявляется в культуре поведения, общения и деятельности);

общую культуру личности (картину мира, кругозор, усвоенное личностью культурное наследие);

профессиональную культуру личности (систему усвоенных специальных знаний, ценностных ориентаций, интересов, навыков и умений).

Теоретическая, идеализированная модель культуры личности включает ряд элементов: картина мира; направленность мировоззрения; уровень интеллекта; отношение между индивидуально-личностным и социально-общественным; навыки и умения, социальный опыт, способность к саморегуляции и самоконтролю; социальные качества, особенности поведения, общения и деятельности; результаты деятельности и их направленность; физическая культура личности и т. д.

Говоря о соотношении между личностью и культурой, следует отметить основные «ипостаси» личности в культуре:

1) личность – творец культуры;

2) она – творение, или «продукт» культуры;

3) личность носитель родной культуры;

4) «транслятор» культуры (в общении с представителями других культур);

5) для современного общества личность выступает как потребитель культуры.

 

Тема 5. Динамика культуры

Учебные вопросы

1. Динамика культуры.

2. Процессы изменчивости в культуре.

 

Динамика культуры

Динамика культуры изучает процессы изменения культуры во времени. Культурные процессы проявляются в культурных событиях, поэтому событийная история отражает процессы, происходящие в культуре данного общества в конкретный период.

В отличие от истории культуры, изучающей конкретные и уникальные явления, теория культуры имеет дело с типическими, универсальными для разных культур процессами, исследует наиболее общие закономерности исторического и социального бытия культуры.

Несмотря на специфику конкретных культур и особенности различных исторических периодов, теория культуры выделяет ряд универсальных культурных процессов, присущих любому обществу и любой эпохе. 

Процессы культуры могут быть разделены, во-первых, на социальную микродинамику и макродинамику. Микродинамическими называются процессы культуры, прослеживаемые на протяжении небольших периодов времени (например, экономические спады и подъёмы). Макродинамические процессы культуры прослеживаются на протяжении длительных отрезков времени и связываются с историей цивилизаций, формаций, культурно-исторических типов, династий, эпох.

Во-вторых, процессы культуры делят на динамику внутренних процессов (например, внутри данной культуры) и динамику внешних процессов культуры (взаимодействие данной культуры с окружением).

Концепция современного отечественного ученого А. Я. Флиера предлагает типологию универсальных культурных процессов, включающую:

культурогенезв широком смысле порождение любых новых культурных явлений и форм, формирование новых культурных систем; сущность культурогенеза как универсального процесса культуры – в постоянном самообновлении культуры. В узком понимании культурогенез означает процесс возникновения и становления человеческой культуры в период первобытности;

р аспространение культурных явлений и их внедрение, включая культурную диффузию и культурные заимствования. Культурная диффузия – взаимное проникновение культур при их соприкосновении; культурные заимствования – перенесение достижений одной культуры на почву другой;

– функционирование культурных явлений в процессе человеческой деятельности; иначе говоря, применение появившихся в результате культурогенеза идей, технологий и т. п.;

– коммуникация между людьми, обмен информацией в ходе деятельности, процесс взаимодействия между людьми и социальными группами, а также процесс передачи информации и обмен ею с помощью присущих данной культуре знаков и знаковых средств;

– накопление и обобщение информации, происходящее в ходе функционирования культурных явлений и социокультурной коммуникации;

  восприятие и интерпретация людьми культурных явлений;

  выработка норм интерпретации своей и чужой культур;

– трансляция (передача) социокультурного опыта от поколения к поколению;

– воспроизводство социальных институтов и норм в обществе – в процессе преемственности между поколениями;

  эволюция культурных систем в ходе исторического развития;

– изменчивость культурных явлений – постепенная трансформация культурных явлений в процессе функционирования и распространения.

Проблема типологии культур

Первые серьёзные попытки создания научных типологий относятся ко второй половине XIX в. и были связаны с активным развитием исторических дисциплин, в особенности археологии, открывшей для европейцев величественные культурные миры прошлого, и этнографии, продемонстрировавшей цивилизации Запада многообразие существующих культур.

К важнейшим проблемам, связанным с построением типологии, относится выбор основной исходной типологической «единицы».

А. С. Кармин, например, предлагает за типологическую «единицу» принять культуру этноса или нации. Исходя из этой «типологической единицы», учёный выделяет следующие типы:

    1) метакультуры – этнические или национальные культуры;

    2) субкультуры – разновидности культурных форм внутри этнических и национальных культур.

А. И. Кравченко предлагает свою концептуальную схему рассмотрения культуры по типам, видам, отраслям и формам.

Типы культуры – любые национальные или этнические культуры, любые регионально-этнические, исторические и хозяйственно-культурные типы в целом.

 Выделяются и виды культуры как разновидности общего типа культуры. К видам культуры относят доминирующую культуру, формирующуюся на основе повседневности и «пронизывающую» все страты общества и социальные группы, независимо от статуса и материального благосостояния. Важнейшими видами культуры являются субкультуры, органично входящие в общий тип культуры и не противоречащие доминирующей культуре, например, профессиональные, возрастные (субкультуры детские, молодёжные, пожилых людей), городские и сельские, мужские и женские. Выделяют как особый вид маргинальную культуру, представленную людьми, волей обстоятельств оказавшимися между социальных слоёв, групп и субкультур. К видам культуры относят и контркультуру – явно противоречащую основным установкам доминирующей культуры, часто напрямую асоциальную.

Отрасли культуры – относительно замкнутые сферы в составе большого типа культуры, обладающие своим набором норм, правил, моделей поведения людей, например, сферы права, экономики, политики, просвещения, искусства и т. д. 

Формы культуры – основные способы выражения художественного содержания, в зависимости от уровня культуры и её создателя: народная, высокая национальная, элитарная и массовая.

 

Тема 2. Основные понятия культурологии. Сущность и функции культуры

Основные понятия культурологии. Понятие культуры и его многозначность. Культура как «вторая природа» человека. Разнообразие определений культуры как отражение сложности самого феномена. Эволюция понятия. Современные научные представления о культуре и основные подходы к её пониманию. Функции культуры. Культурные ценности и нормы. Культурные универсалии. Культура как система. Морфология культуры. Структура культуры. Социальные институты культуры. Основные компоненты культуры. Мораль, религия, наука и искусство в ранних цивилизациях Древнего Востока.

Семинар 2. Сущность и функции культуры

1. Культура как «вторая природа» человека.

2. Основные функции культуры.

3. Морфология культуры.

4. Игровой подход к культуре.

5. Общие черты ранних цивилизаций Древнего Востока: Древнего Двуречья, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая.

6. Роль религии в развитии ранних цивилизаций.

7. Мифологические представления в древних культурах и их отражение в   искусстве.

8. Создание письменности – выдающийся вклад древних цивилизаций в мировую культуру.

     9. Научные знания в системе древних цивилизаций.

Литература

1. Багдасарьян, Н. Г. Культурология: учебник для бакалавров / Н. Г. Багдасарьян. М.: Юрайт, 2011.

2. Березкин, Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света / Ю. Е. Березкин.  М.: Астрель: АСТ, 2010.

3. Гуревич, П. С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. М.: Кнорус, 2011.

4. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. пособие для вузов / П. С. Гуревич. М.: Омега-Л, 2013.

5. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь / К. Д. Никольская, И. С. Клочков, О. В. Томашевич, Г. А. Ткаченко; отв. ред. А. А. Вигасин. М.: РОССПЭН, 2009.

6. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов / Г. В. Драч и др. Ростов-н/Д.: Феникс, 2011.

7. Кармин, А. С. Культурология: учебник для вузов / А. С. Кармин.  СПб.: Лань, 2009.

8. Кравченко, А. И. Культурология: учебник для вузов / А. И. Кравченко.  М.: Проспект, 2013.

9. Культурология: учебник для вузов: углубленный курс / В.М. Дианова и др.; под ред. Ю.Н. Солонина. М.: Юрайт, 2015.

10.  Культурология: учебник для бакалавров и специалистов / Г. В. Драч и др. СПб.: Питер, 2011.

11.  Культурология. История мировой культуры: учебник / под ред. А. Н. Марковой.  М.: Волтерс Клувер, 2010.

12.  Культурология: словарь-справочник / Н. В. Шишова, Д. В. Волкова, И. В. Топчий. Ростов-н/Д.: Феникс, 2009.

13.  Кун, Н. А. Мифы Древней Греции / Н. А. Кун. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013.

14. Лосев, А. Ф. Диалектика мифа / А. Ф. Лосев. М.: Академический проект, 2009.

15. Мелетинский, Е. М. Поэтика мифа / Е. М. Мелетинский. М.: Мир: Академический проект, 2011.

16. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / под ред. С. А. Токарева. М.: Большая Росс. энцикл., Дрофа, 2009.

17. Печурина, О. А. Культурология: тексты лекций: учеб. пособие / О. А. Печурина.  СПб.: СПГУТД, 2011.

18. Садохин, А. П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. М.: Юнити, 2010.

19.  Тихонова, В. Б. Культурология: учеб. пособие для бакалавров / В. Б. Тихонова.  СПб: СПГУТД, 2013. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=1444, по паролю.

20. Уильямс, Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы / Ч. Уильямс; пер. с англ. С. Федорова. М.: Центрполиграф, 2011.

21.  Федоров, А. А. Введение в теорию и историю культуры: словарь: учеб. пособие для вузов / А. А. Федоров. М.: Флинта МПСИ, 2012.

22.  Фрэзер, Д. Золотая ветвь / Д. Фрэзер. М.: Академический проект, 2014.

23. Хёйзинга, Й. Человек играющий. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хёйзинга. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2015.

24. Шпенглер, О. Закат Западного мира: очерки морфологии мировой истории / О. Шпенглер. М.: Альфа-книга, 2010.

Тема 4. Культура и личность



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.151 с.)