Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие культурной картины мира. Характерной чертой гуманитарного знания XX–XXI вв
Характерной чертой гуманитарного знания XX–XXI вв. выступает внимание к духовному миру людей других культур и эпох. Основоположники истории ментальностей, или исторической антропологии, французские историки Марк Блок (1886–1944)и Люсьен Февр (1878–1956) и их наиболее известные последователи – Фернан Бродель (1902–1985), Жак Ле Гофф (род. 1924), Аарон Яковлевич Гуревич (1924–2006), которые, изучая культуры прошлого, стремились реконструировать способы мировосприятия и мышления людей, живших в прошедшие эпохи. К концу ХХ в. в исторической антропологии складывается представление о «культурной картине мира» как относительно целостной системе образов, характеризующих сложившиеся в конкретной культуре представления об устройстве мироздания. Картина мира обусловлена экономической и социальной действительностью, культурными традициями, она представляет собой взаимосвязанные между собой, чаще всего неосознаваемые способы и навыки мышления, ценности, верования, представления, которые всегда адекватны конкретному обществу и определенной эпохе. Культурная картина мира включает в себя, например, представления о ходе и ценности времени, соотношении старого и нового, о смерти и душе, о личности и ее отношении к обществу, свободе, равенству, чести, добру и злу, праву и труду, семье и т. д. Можно сказать, что картина мира определяет поведение людей, с ее помощью человек адаптируется к жизни в обществе. По мнению учёных, картина мира, с одной стороны, наследуется от предшествующих поколений, а с другой стороны, хотя и медленно, но постепенно меняется в процессе человеческой активности. Тема 7. Проблема типологии культур Учебные вопросы 1. Проблема типологии культур. 2. Элитарная и массовая культура. 3. Массовая культура сегодня: плюсы и минусы. 4. Разнообразие систем типологии культур. 5. Молодежная субкультура в системе современной культуры. 6. Этническая и национальная культура. 7. Восточный и западный типы культуры. 8. Место и роль России в мировой культуре.
Проблема типологии культур Первые серьёзные попытки создания научных типологий относятся ко второй половине XIX в. и были связаны с активным развитием исторических дисциплин, в особенности археологии, открывшей для европейцев величественные культурные миры прошлого, и этнографии, продемонстрировавшей цивилизации Запада многообразие существующих культур.
К важнейшим проблемам, связанным с построением типологии, относится выбор основной исходной типологической «единицы». А. С. Кармин, например, предлагает за типологическую «единицу» принять культуру этноса или нации. Исходя из этой «типологической единицы», учёный выделяет следующие типы: 1) метакультуры – этнические или национальные культуры; 2) субкультуры – разновидности культурных форм внутри этнических и национальных культур. А. И. Кравченко предлагает свою концептуальную схему рассмотрения культуры по типам, видам, отраслям и формам. Типы культуры – любые национальные или этнические культуры, любые регионально-этнические, исторические и хозяйственно-культурные типы в целом. Выделяются и виды культуры как разновидности общего типа культуры. К видам культуры относят доминирующую культуру, формирующуюся на основе повседневности и «пронизывающую» все страты общества и социальные группы, независимо от статуса и материального благосостояния. Важнейшими видами культуры являются субкультуры, органично входящие в общий тип культуры и не противоречащие доминирующей культуре, например, профессиональные, возрастные (субкультуры детские, молодёжные, пожилых людей), городские и сельские, мужские и женские. Выделяют как особый вид маргинальную культуру, представленную людьми, волей обстоятельств оказавшимися между социальных слоёв, групп и субкультур. К видам культуры относят и контркультуру – явно противоречащую основным установкам доминирующей культуры, часто напрямую асоциальную. Отрасли культуры – относительно замкнутые сферы в составе большого типа культуры, обладающие своим набором норм, правил, моделей поведения людей, например, сферы права, экономики, политики, просвещения, искусства и т. д. Формы культуры – основные способы выражения художественного содержания, в зависимости от уровня культуры и её создателя: народная, высокая национальная, элитарная и массовая.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.004 с.) |