Культурология и история культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурология и история культуры



К числу важнейших отличительных особенностей науки о культуре относится единство теоретического и исторического аспектов в исследовании любых явлений культуры. История культуры выступает в качестве важнейшего самостоятельного раздела, находящегося «на стыке» между историческими науками, философией истории, философией культуры, теорией культуры, социологией и этнографией.

История культуры изучает отдельные исторические периоды развития культуры, культурно-исторические типы и их своеобразие, занимается проблемами происхождения, развития, изменения во времени культурных феноменов, показывает реальный процесс развития культуры, функционирования образов, стереотипов, миросозерцаний, культурных норм и т. д.

В науке уже на протяжении более двух столетий продолжают господствовать два основных подхода к пониманию культурно-исторического развития: линейно-прогрессистский и цивилизационный.

Особенностью циклического, или цивилизационного подхода к проблеме культурно-исторического развития является идея полилинейности исторического процесса, предполагающая многообразие культур, уникальность и неповторимость каждой из них. Идея циклического развития берёт начало, очевидно, ещё в доцивилизационный период, когда господствовало циклическое представление о времени. Во второй половине XIX в., в качестве альтернативы линейно-прогрессистской концепции развития появляются теории локальных цивилизаций, в основе которых лежало представление о многообразии локальных культур, каждая из которых уникальна, имеет свой путь развития и вносит свой вклад в историю мировой культуры.

К самым известным концепциям в рамках данного подхода относятся теория культурно-исторических типов Николая Яковлевича Данилевского (1822–1885), сформулированная в работе «Россия и Европа», теория Освальда Шпенглера (1880–1936), представленная в книге «Закат Европы», а также концепция локальных цивилизаций Арнольда Тойнби (1889–1975), изложенная в многотомном труде «Постижение истории».

Концепция линейного времени в европейской традиции развивалась под влиянием христианства, которое рассматривает исторический процесс как движение от «Града земного» к «Граду небесному» (Августин Блаженный (354–430)). Линейно-прогрессистская концепция исходит из идеи единства мировой истории и основным принципом её изучения считает хронологический; при этом исторический процесс рассматривается с точки зрения прогрессивного развития, т. е. закономерного развития от низшего к высшему, от простого – к сложному. Линейно-прогрессистская концепция истории присуща большинству европейских мыслителей XVIII–XX вв.: просветителям, немецким философам-классикам, представителям позитивистской философии, марксистам, эволюционистам. Один из самых известных вариантов линейно-прогрессистского подхода является концепция последовательного развития доиндустриального, индустриального, постиндустриального обществ.

Стремление «примирить» оба указанных подхода к историческому процессу отразилось в теории «осевого времени», принадлежащей немецкому ученому Карлу Ясперсу (1883–1969), который, не отрицая единства мировой истории, вписывал в нее многообразные исторические культуры. Другой вариант соединения в рамках одной концепции идей прогресса и полилинейности развития предложен отечественным философом Моисеем Самойловичем Каганом (1921–2006),основавшим свою теорию на идеях синергетики: 4 формы бытия (природа, общество, человек и культура) рассматриваются с точки зрения процессов самоорганизации в открытых саморазвивающихся системах.

Существуют и концепции, исходившие из несостоятельности как линейно-прогрессистской, так и циклической схем развития культур. Пример такого подхода – концепция американского антрополога Альфреда Луиса Крёбера (1876 1960), по мнению которого у культуры более гибкая и подвижная сущность, и поэтому после периода упадка она может снова найти ресурсы для нового подъёма и расцвета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.004 с.)