Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Структура и состав современного культурологического знания



Учебные вопросы

    1.    Культурология как система знаний.

2. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.

 

1. Культурология как система знаний

Наука о культуре относится к социально-гуманитарному знанию. В современной структуре культурологического знания выделяют три основных направления:

    теория культуры (часто сближается с философией культуры), которая занимается обобщением накопленного эмпирического материала, его систематизацией;

    история культуры, которая изучает существовавшие в прошлом культуры, типологизирует их, выводит закономерности исторического развития культуры;

    прикладная культурология, которая занимается изучением культур, существующих в настоящее время.

В рамках данного направления можно выделить, во-первых, социологию культуры и социальную культурологию, исследующие современные культуры и использующие методы социологии. Во-вторых, в рамках прикладного направления выделяется антропологическое, занимающееся изучением традиционных культур (живущих более или менее обособленно от современной техногенной цивилизации, опираясь преимущественно на традиции предков); данное направление использует методы этнологии и эмпирический материал, предоставляемый этнографией. Кроме того, прикладная культурология занимается выработкой культурных программ и проектов.

 

2. Культурология и философия культуры, социология культуры,

культурная антропология

Будучи социально-гуманитарной дисциплиной, культурология широко использует данные и методы гуманитарных наук: филологии, лингвистики, эстетики, педагогики, психологии, исторических дисциплин, в частности, археологии, искусствоведения, этнографии и т. д. Как социальная дисциплина, культурологическая наука основывается на социологии, этнологии, религиоведении, истории религии, истории философии и т. д. Наиболее тесно взаимосвязана наука о культуре с философией культуры, культурной антропологией и социологией культуры.

В рамках философии культуры, таких её направлений, как неокантианство, «философия жизни», герменевтики, феноменологии, экзистенциализма, структурализма, постструктурализма, постмодернизма, в значительной степени происходило становление и развитие науки о культуре.

Социология культуры в настоящее время представляет одну из важнейших отраслей культурологического знания, различные направления которой занимаются исследованием процессов функционирования культуры в обществе, динамики развития и процессов современной культуры, проводят социологический анализ культурных институтов и процессов в развитии общества (например, модернизации, демократизации, урбанизации, миграции, глобализации и т. д.).

Теснейшая связь науки о культуре с проблематикой философской антропологии наиболее заметна в рамках американской и британской науки, что, в частности, отразилось и в названии науки о культуре в этих странах: американская культурантропология и британская социальная антропология. Особая специфика этих направлений, в отличие от отечественной теории культуры, заключается в более активном взаимодействии с этнографией и этнологией. Кроме того, одним из приоритетных направлений исследований в американской культурантропологии является изучение аккультурации – процесса заимствования элементов других культур, а также результатов взаимодействия и взаимовлияния, возникающих в ходе культурных контактов.

Тема 2. Основные понятия культурологии. Сущность и функции культуры

Учебные вопросы

    1. Понятие культуры и его многозначность.

    2. Основные понятия культурологии.

    3. Функции культуры.

    4. Морфология культуры.

 

1. Понятие культуры и его многозначность

Термин «cultur a» пришёл из латинского языка, где имел три основных значения. Первый, изначальный смысл, был связан с сельским хозяйством: термин переводился как «возделывание», «обработка», т. е. повышение плодородия почвы, улучшение видов растений, пород домашних животных. Более позднее значение термина «культура» связано с «улучшением», «облагораживанием» самого человека в процессе воспитания и образования. Считается, что первым употребил слово «культура» в таком контексте Марк Туллий Цицерон («Тускуланские беседы», I в. до н. э.).

Наука о культуре в качестве самостоятельной отрасли научного знания существует с начала ХХ в. Однако зарождается она гораздо раньше – в эпоху Просвещения, когда складывается так называемая «классическая модель культуры». Среди её творцов – целый ряд европейских учёных-просветителей и философов: Джамбаттиста Вико, Франсуа Мари Вольтер, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант, Иоганн Готфрид Гердер, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и другие выдающиеся деятели Просвещения. Отличительными чертами просветительской концепции культуры были научность, рационализм, светскость, антиклерикальный характер, стремление к всеобщему благу, а также убеждение, что культура существует одна, и эта культура – европейская. Именно она является образцом для подражания и целью развития всех прочих народов. Подобные взгляды связаны с присущим европейской культуре «европоцентризмом», ставившим народы Западной Европы в центр мировой истории.

В XVIII–XIX вв. рассуждения о культуре велись преимущественно в рамках истории философии или философии истории, как, например, у И. Г. Гердера или у Г. В. Ф. Гегеля, и лишь на рубеже XIX–XX вв. наука о культуре выделяется из философии. При этом понятие «культура» превращается в важнейшую философскую категорию. Тогда же появляется термин «культурология», предложенный для обозначения науки о культуре выдающимся немецким химиком, физиком и философом Вильгельмом Фридрихом Оствальдом (1853–1932). Широкому вхождению данного термина в науку способствовали труды известного американского исследователя культуры, представителя неоэволюционизма Лесли Уайта (1900–1975).

Среди множества существующих научных подходов к пониманию сущности культуры можно указать наиболее распространенные:

    – антропологический (от греч. «учение о человеке»), как и близкий к нему технологический, или деятельностный подход имеет прямое отношение к философской антропологии, предметом которой является внутренний мир человека. Антропологический подход рассматривает культуру через призму человеческого духа и человеческой деятельности. При этом культура выступает своего рода «технологией» человеческой деятельности. Согласно данному подходу, культура – это мир человеческой деятельности и её результатов в широком смысле слова;

    – семиотический (от греч. «semeion» – «знак») подход,с точки зрения которого, культура – это мир тех смыслов и значений, которые человек вкладывает в свою деятельность и её результаты;

    – аксиологический (от греч. «учение о ценностях») рассматривает культуру с точки зрения ценностей, господствующих в том или ином обществе и определяющих как характер культуры, так и характер развития данного общества;

    с оциологический подход, в рамках которого культура рассматривается с точки зрения её функций в человеческом обществе;

    – психологический подход, объясняющий культуру с точки зрения особенностей человеческой психики;

    – системный подход, в рамках которого культура предстаёт в виде сложной системы, состоящей из элементов, среди которых выделяют два вида: материальные и нематериальные, которым соответствуют два «измерения» культуры – материальное и нематериальное;

    – игровой подход к пониманию культуры, который предполагает, что любая человеческая деятельность основана на игровом принципе и имеет игровое начало.

2. Основные понятия культурологии

Современные исследователи культуры насчитывают более 500 её определений. Одно из самых первых, «классических» определений культуры принадлежит английскому этнографу-эволюционисту Эдуарду Бернетту Тайлору (1832 1917): культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

К числу наиболее обобщающих определений можно отнести следующее: культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества.

Основываясь на двух самых известных в науке подходах к пониманию культуры антропологическом и семиотическом, можно вывести сущностное определение культуры, которая представляет собой, с одной стороны, мир человеческой деятельности, а с другой – мир тех смыслов и значений, которые человек вкладывает и в свою деятельность, и её результаты.

Любые результаты человеческой деятельности называются «артефактами» (в переводе с латинского языка – «сделанные искусственно»). К артефактамотносятся идеи, средства и методы, использованные человеком в ходе деятельности, а также её продукты. Артефактом является и сам человек как творение культуры. Можно сказать, что культура – своего рода «мир артефактов».

К важнейшим категориям науки о культуре, отражающим наиболее фундаментальные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах, свойствах культуры относят: культурные объекты; культурные функции; культурные процессы; виды культурной изменчивости; знаковые средства культуры; культурные ценности; культурные нормы; культурную среду; субъекты культуры; процессы и результаты усвоения культуры индивидами (социализация, инкультурация, ассимиляция, аккультурация, воспитание, обучение, адаптация, социокультурная адекватность и пр.); культурообусловленное поведение людей (технологии деятельности и взаимодействия, обряды, ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни, досуг, и пр.); культурные институты; социальную и культурно-историческую типологии культуры; межкультурные взаимодействия, культурную диффузию, культурные заимствования, толерантность, культурный шок, культурный синтез и т. д.

 

3. Функции культуры

К основным функциям культуры относят: 

– созидательную, творческуюили креативную (от лат. «созидать»);

– адаптивную, связанную с адаптацией к природным условиям, к социальной среде;

– защитную, которая способствует защите от природной среды;

– коммуникативную, обеспечивающую общение между отдельными людьми, социальными группами и культурами;

– функцию трансляции социально-культурного опыта, связанную с передачей социокультурной информации от поколения к поколения, от учителя к ученику, от культуры к культуре;

– интегрирующую – объединяющую людей на основании самых разных принципов (принадлежности к конкретному обществу, религиозной конфессии, профессии, социальному слою и т. д.);

– функцию целеполагания – характер культуры во многом зависит от целей, преследуемых обществом и отдельными индивидами;

– нормативную, или регулятивную, регулирующую отношения в человеческом обществе с помощью норм. Эта функция является одной из основных функций культуры в человеческом обществе. К важнейшим социокультурным регулятивам относят морально-этические нормы, религиозные нормы, традиции, обычаи и ритуалы, юридические (правовые) нормы, технологические нормы, технику безопасности, правила поведения и хорошего тона, этикет;

– функция социализации, связанная с процессом вхождения индивида в общество, усвоения социальных норм, правил, социальных ролей;

– ценностнообразующая ( или аксиологическая) функция, формирующая ценностную иерархию общества, определяющую характер культуры.

Устойчивое и непротиворечивое сочетание основных ценностей данного общества формирует «ядро» данной культуры, на основе которого формируется так называемая «срединная культура», врамках которой складываются устойчивый нравственный идеали образ жизни, приемлемые для большинства членов общества.

Релаксационная функция культурытакже имеет важное значение в обществе, так как релаксация, в том или ином виде, человеку необходима.

 

4. Морфология культуры

В современной теории культуры выделяют культурную динамику, изучающую механизмы, процессы, источники и средства изменения культуры, и культурную статику, рассматривающую внутреннее строение, или морфологию культуры, находящейся в состоянии относительного покоя.

Один из вариантов построения морфологии культуры предполагает её деление на два основных вида: обыденную (повседневную) и специализированную (профессиональную).

Параллельно выделяют четыре основных блока культуры:

    1) культуру социальной организации и регуляции, включающую хозяйственную, правовую и политическую сферы;

    2) культуру познания, рефлексии, человека и человеческих отношений, включающую философию, науку, религию, искусство;

    3) культуру социальной коммуникации, связанную с процессами накопления, хранения и трансляции информации – от межличностной коммуникации до системы образования;

    4) культуру физической и психической репродукции, реабилитации и рекреации, которая связана с физическим развитием человека, поддержанием и восстановлением его здоровья, отдыхом и т. д.

У каждого из указанных культурных блоков присутствует два уровня: обыденный и профессиональный. Например, в рамках экономической культуры на уровне специализированном расположены экономика, финансы, банковская сфера, а на повседневном уровне – домашнее хозяйство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.017 с.)