Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа социально-педагогической деятельности направленная на развитие социальных умений подростков
В 2018 году методистами КГКУ «Ресурсно-методический центр системы социальной защиты населения» центра была разработана программа социально-педагогической деятельности по формированию и развитию социальной компетентности подростков. Для внедрения в деятельность специалистов Краевого центра семьи и детей программа была адаптирована с учетом потребностей конкретной группы подростков. При этом специалисты Краевого центра семьи и детей частично изменили практическое содержание блоков (добавив или убрав определенные упражнения, которые, по мнению психологов и социальных педагогов, работающих с подростками могли вызвать затруднения, некоторые упражнения нами были расширены или сокращены). Программа состоит из четырех блоков: · правового; · коммуникативного; · досугового; · семейного. Именно такая последовательность блоков программы выбрана в связи с тем, что деятельность в рамках самого значимого блока, семейного, будет осуществляться в конце реализации программы и она будет основываться на навыках, освоенных при работе в рамках первых трех блоков. Содержание программы, время проведения и ответственных лиц мы обсуждали на социальном консилиуме специалистов стационарных отделений. Социально-педагогическая программа реализована с участием социального педагога Краевого центра семьи и детей А.В. Прониной. Социальная компетентность у подростков представляет собой комплекс базовых знаний (об устройстве общества, о своих правах и обязанностях, функционировании социальных институтов), умений (взаимодействие с окружающими людьми) и навыков (общение, взаимопонимание, самопроявление в семье и группе сверстников) [8]. С учетом этого понятия определено, что развитие у подростков обозначенных компетенций осуществляется по направлениям: обучение правовым знаниям и обязанностям; развитие умений эффективно решать проблемные ситуации; формирование навыков конструктивного взаимодействия [8]. Стационарные отделения учреждений социального обслуживания, где временно проживают несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию, призваны создавать условия для успешной социализации, эффективного включения подростка в систему общественных отношений и формирования социально значимых компетенций.
В процессе социально-психолого-педагогической работы чаще всего применяются технологии сопровождения и поддержки. Целесообразно использовать такие способы, как проба сил, постановка в разные социальные ситуации для переноса приобретенного опыта из тренинговой ситуации в реальную действительность. Решение тренинговых ситуаций позволит освоить алгоритм действий в решении проблем. Перенос освоенного алгоритма в реальную действительность позволит расширить границы применения алгоритма, в дальнейшем будет стимулировать осознание необходимости создания продуктивных жизненных программ. Реализация данной программы в конечном итоге должна приводить к: · повышению социальной и правовой грамотности (расширению знаний об экономике, политике, общении); · повышению личностной активности и развитию желания подростка участвовать в социально полезной деятельности; · расширению знаний о себе как члене общества и социальных процессах, протекающих в социуме; · формированию готовности применять полученные знания на практике. Каждой личности присуща склонность к наращиванию компетентности, поэтому создание благоприятных условий жизнедеятельности будет способствовать развитию социальной компетентности, осознанию побед и неудач для реконструкции собственного жизнеустройства. Формирование социальной компетенции опирается на достаточный объем умений, помогающих адекватно выполнять возрастные задачи, которые стоят перед подростком в повседневной жизни. Возрастные задачи – это то, с чем сталкивается человек в своих взаимодействиях с социумом в каждом возрастном периоде [8]. Задачи, решаемые подростком в повседневной жизни, выглядят следующим образом: – стремление получить независимость от родителей (педагогов); – овладение навыками самостоятельного пользования средствами инфраструктуры; – овладение умениями делать безопасный выбор (для себя и других); – предвидение возможных последствий собственного поведения;
– овладение навыками устанавливать и поддерживать социальные контакты, подчиняться правилам, которые установлены в социуме (гласно и негласно). Данная программа направлена на решение выше обозначенных задач путем организации занятий с элементами тренинга, в результате которых происходит принятие подростком себя и других, усиление положительной идентификации с другими людьми, развитие самопроизвольности, стимулирование сопротивления негативному давлению, развитие чувства справедливости и понимание ее, ответственности, расширение социальных контактов и границ [8]. В ходе реализации программы предусмотрены занятия по правовой тематике, социальному проектированию, оказанию социально-правовой помощи и поддержки друг друга и окружающих. Такая направленность занятий обеспечивает подростков правовыми знаниями и способствует формированию знаний в области своих прав и обязанностей. Для развития коммуникативных умений на занятиях обсуждаются вопросы межличностного общения, сильные стороны личности во взаимоотношениях с окружающими людьми, слабые стороны, которые мешают личностной самореализации. Подростки осваивают навыки рефлексии собственных достижений и осуществляют анализ своего ресурсного состояния, строят перспективы развития и учатся значительно снижать «помехи общения». Анализ конкретных семейных ситуаций дает возможность подростку сфокусировать внимание на положительном влиянии семьи на личность и ослаблении негативного влияния имеющихся факторов социума. . Программа состоит из 12 взаимосвязанных групповых занятий с элементами тренинга. Продолжительность одного занятия – от 1 до 1,5 часа. Каждое занятие состоит из четырех-пяти определенных модулей. Каждый модуль имеет логическое начало, продолжение и финал. Занятия строятся с учетом чередования теоретического и практического материала. Важным первым модулем является приветствие, которое включает в себя приветствие всех участников группы, объяснение темы занятия и задач, которые необходимо выполнить на занятии. Целью этого этапа является создание положительного настроя подростков на занятие, развитие навыков социально одобряемого поведения. Процесс приветствия запускает групповую динамику и направляет работу группы к оптимальности. Приветствие позволяет сплотить группу, повысить общую активность, создать атмосферу для перехода к проработке основной темы занятия. Для приветствия можно использовать различные игры и игровые упражнения, которые должны быть связаны с содержанием занятия. Приветствие должно быть динамичным, коротким, позитивным, доступным и вовлекать всех участников. В ходе основного модуля можно использовать: · мини-лекцию, на которой педагог лаконично и понятно передает достаточно большой объем новой информации в короткие сроки. Педагог является модератором, который помогает достичь общего понимания ключевых моментов, объясняет основные термины, задает удобный стиль общения. Также педагог выступает в роли фасилитатора, способного оценить общую картину мнений участников относительно обсуждаемой темы, поддерживать активность участников и положительно влиять на общее состояние аудитории;
· мозговой штурм, групповая работа, в результате которой происходит рождение новых и оригинальных идей; · ролевые игры, позволяющие отработать какой-нибудь конкретный навык. Ролевая игра помогает закрепить теоретические знания и перейти к применению изученного материала на практике. Она направлена на рост активности участников группы; · деловые игры, в ходе которых происходит принятие решений в специально смоделированной социальной ситуации, требующей анализа и выработки алгоритма оптимальных действий; · интерактивное обсуждение – социальное взаимодействие участников группы для получения нового опыта или знания; · кейс- study – групповое исследование ситуаций, анализ сути проблемы, поиск возможного решения, выбор лучшего решения и т.п. Примером упражнения основного модуля может служить тематическая беседа «Ценности». Для обсуждения подросткам предлагается вопрос: что из перечисленного списка является ценностями: здоровье, семья, дом, любовь, дети, близкие, друзья, общение, самореализация в работе, получение удовольствия от работы, самообразование, материальное благополучие, удовольствия, духовные ценности, духовный рост, религия, досуг, хобби, развлечения, творческая самореализация, социальный статус и положение в обществе, свобода (свобода выбора, слова и т.д.), стабильность? Поясните, почему? В рамках модуля «Школа общения» использовались специально подобранные упражнения, позволяющие развивать коммуникативные навыки, навыки общения со сверстниками и взрослыми, осваивать социально приемлемый стиль общения и совершенствовать умения продуктивно общаться с окружающими, пополнять активный словарь. В рамках этого модуля эффективно применялись игровые упражнения, так как игра – это модель жизненной ситуаций, в процессе которой подросток приобретает определенный опыт. Игра дает возможность искать эффективные формы взаимодействия друг с другом и исправлять ошибки в искусственной ситуации, а в дальнейшем избегать подобных ошибок в реальной жизни. Примером упражнения для данного модуля может служить упражнение «Социальные роли». Подростки вытягивают по две карточки с различными социальными ролями. Им предлагается высказать свое мнение о плюсах и минусах каждой роли в следующей форме: «Быть … хорошо, потому что…»; «Быть... плохо, потому что… (примеры: «Быть младшим ребенком хорошо, потому что…»/«Быть младшим ребенком плохо, потому что…»; «Быть старшим ребенком хорошо, потому что…»/«Быть старшим ребенком плохо, потому что…»; «Быть взрослым хорошо, потому что…»/«Быть взрослым плохо, потому что…»; «Быть отличником хорошо, потому что…»/«Быть отличником плохо, потому что…»). Подобные упражнения позволяют стимулировать самоанализ у подростков.
Для конкретной группы подростков, в разработанную в 2018 г. «Ресурсно-методическим центром системы социальной защиты населения» программу, мы добавили модуль «Духовно-нравственное воспитание». Целью данного модуля является содействие духовному развитию подростков, повышение нравственного уровня и формирование представлений о ценностях людей. Примером упражнения данного модуля может стать упражнение «Мир моих ценностей». Подросткам предлагается записать на листочках пять самых важных вещей в жизни (расставить около них цифры от 1 до 5 по степени важности). Далее подростки по очереди зачитывают получившийся у них список и обсуждают - какие ценности были общими; почему именно они были определены; почему важно иметь в жизни собственные ценности. Еще одно упражнение, которое было нами использовано в рамках модуля «Духовно-нравственное воспитание». После проведения тематической беседы на тему «Нравственность», подросткам было предложено написать на листочке (в виде лепестка ромашки) одну ассоциацию с понятием нравственность. После написания, все «лепестки» приклеивались на ватман к желтой сердцевине импровизированной ромашки. Получился цветок – «понимание подростками нравственности». Итогом упражнения стало обсуждение. В рамках модуля творческой деятельности реализовывались: - творческие игры, направленные на развитие созидательного мышления и воображение в атмосфере группового азарта. Творческая игра ставит перед участниками группы нестандартную задачу, заставляющую отвлечься от обыденности и примитивного, прямолинейного мышления; - игры-соревнования – командные игры (состав команды не более пяти человек), развивают умение работать в команде и достигать единого командного результата, отстаивать свою позицию и устанавливать социальные контакты; - метод фокальных объектов – задания по усовершенствованию и доработке простых вещей с применением нестандартного мышления; - игровые упражнения – направлены на развитие креативности (дивергентного мышления). В ходе таких упражнений подростки высказывают необычные идеи, предлагают оригинальные решения, отклоняются от традиционных схем мышления. Цель этого модуля – активизировать способность подростков действовать продуктивно в ситуациях новизны и неопределенности. Для проведения этого модуля весьма важна доброжелательная атмосфера, поощрение и положительная оценка педагогом каждого участника группы. Обязательный модуль – завершение, включает в себя рефлексию занятия, обсуждение, что понравилось, а что нет, что запомнилось, и прощание. Модуль позволяет сформировать и закрепить общие впечатления членов группы о занятии, аккумулировать положительный опыт и нейтрализовать отрицательный.
Процесс завершения занятия включает в себя: – обратную связь – получение реакций (эмоциональных и рациональных) о занятии; – резюме – вербализация того полезного, что получили участники группы; – прощание – эмоциональная точка, фиксирование того позитивного, что получили участники группы. Примером завершения может служить релаксация «Представьте себе…». Ведущий предлагает: «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на свое дыхание... Ваше дыхание ровное, тело расслаблено... Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно. Осмотрите это место. Какое оно? А теперь постарайтесь запомнить это чувство комфорта, безопасности или радости. Поблагодарите это место. Нам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажетесь в комнате. Раз, два, три. Откройте глаза, вы можете пошевелить руками, потянуться». В таблице 3 приведен примерный план занятий по блокам. Тематический п лан занятий
Групповая работа, осуществляемая в ходе занятий, содействует повышению социальной активности подростков. Подростки учились планировать свою деятельность, примеряли различные социальные роли, выступали в роли обучающего и обучающегося, развивали свои организаторские способности, формировали в себе чувство товарищества, самостоятельности и ответственности. В целом программа позволяет подросткам овладеть теми социальными навыками, которые ранее были у них не сформированы/не развиты. 2.2 Программа социально-ориентированной деятельности по формированию социальной компетентности у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях стационарного учреждения В учреждениях социального обслуживания, где временно проживают несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию, необходимо создавать условия для эффективного включения подростка в систему успешной социализации и формирования социально значимых компетенций. Формирование социальной компетентности подростков, проживающих в условиях стационарных учреждений социального обслуживания центров семьи и детей осуществляется с помощью социально-психолого-педагогической работы, в которой реализуются основные функции: коммуникативная, организационная, прогностическая, диагностическая, профилактическая, реабилитационная и т.п. Данная программа может применяться в стационарных учреждениях социального обслуживания семьи и детей Красноярского края. Программа краткосрочная, рассчитана на 3 месяца. Цель программы: содействие повышению социальной компетентности подростков, временно проживающих в Краевом центре семьи и детей. Задачи программы: Личностные: · создать условия для формирования подростков к самовоспитанию; · создать условия для реализации их стремлений к самопознанию и самосовершенствованию. Метапредметные: · уметь управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями; · уметь слушать собеседника, вести дискуссию; · уметь формулировать и отстаивать свою точку зрения; · уметь планировать свою деятельность; · получить опыт участия в командной работе. Образовательные (предметные): · формировать знания, навыки и умения в сфере межличностного общения, конфликтологии, правовой грамотности, правил безопасного поведения и т.д.; · развития творческих способностей в различных направлениях и техниках (рисование «эбру», танцы, сценическое искусство); Предполагается, что через решение разнообразных поставленных задач в рамках занятий программы воспитаннику приходится вступать в интенсивное коммуникативное взаимодействие с другими членами группы и педагогами. Опыт, который впоследствии будет способствовать дальнейшей успешной адаптации в социуме. Нормативно-правовое обеспечение программы. · Социально-ориентированнная программа разработана с учетом Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; · Лицензия № 8183-л от 25.09.2015 г., выданная министерством образования Красноярского края, Краевой центр семьи и детей, осуществляет образовательную деятельность по предоставлению образовательных услуг в области дополнительного образования детей и взрослых; · СанПиН 2.4.3259-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; · Устава краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Краевой центр семьи и детей. Теоретическую базу программы составили: · личностно-ориентированное обучения и воспитания были рассмотрены в работах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, Е.А. Крюкова; · теория о ключевых образовательных компетенциях в работах Хуторского А.В; · психологого-педагогические аспекты процесса обучения несовершеннолетних были рассмотрены в работах И.А. Зимней, Т.В. Антоновой, С.Б. Серяковой., О.В. Галаковой; · принципы развития познавательной активности в процессе обучения представлены в работах Г.И. Щукиной, В.Г. Леонтьева. Критерии социальной компетентности. Руководствуясь концепцией социальной компетентности А.И. Савенкова, главными для развития личности, являются следующие три группы описывающих его критериев: Когнитивные: - социальные знания (о людях, знание правил в обществе); социальная память (имена, лица людей); - социальное прогнозирование (рефлексия своего развития и оценка альтернативных возможностей, постановка собственных действий, отслеживание своего развития); - социальная интуиция (определение своего настроения, способность воспринимать наблюдаемое поведение в различных ситуациях, понимание мотивов поступка, оценка чувств); Эмоциональные: - сопереживание (умение входить в положение других людей, представлять себя на место другого); - социальная выразительность (эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль); - способность к саморегуляции (способность урегулировать свои эмоции и собственное настроение. Поведенческие: - социальное межличностное взаимодействие (способность работать в команде); - социальное восприятие (умение слушать собеседника, понимание чувство юмора); - социальная адаптация (умение убеждать и объяснять окружающим, способность находить компромисс с другими людьми). При разработке социально-ориентированнойпрограммы мы руководствовались следующими правилами с участниками программы: - направленность на постоянное развитие подростка; -формировать у подростков навыки активного слушания и эффективного общения; - формировать нравственное оценивание усваиваемого материала. Педагог может корректировать ход занятия, используя следующие фразы: «Я не достаточно понимаю, как это тема, связано с нашей тематикой. Поясни пожалуйста, что имеется ввиду?»; - проявлять уважение к другим участникам дискуссии (признаки: недопущение оценочных высказываний на занятиях в отношении других воспитанников); - соблюдать «правило искренности» (признаки: говорить откровенно о своих чувствах и мыслях). В ходе реализации программы использовались: - формы организации деятельности: коллективная; - методы организации деятельности: ролевые игры, ситуативные задания, работа в парах, групповые дискуссии, элементы арт-терапии (сказкотерапия, эбру-терапия), игровые методы, тренинги, мини-лекции, упражнении, техники саморегуляции. Программа направлена на апробацию краткосрочных тренинговых занятий для подростков 11-14 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, и проживающих в стационарных отделениях учреждении для детей и подростков. Тренинговые формы работы обладают мощным реабилитационным потенциалом и включают в себя особую разновидность обучения через непосредственное «проживание», моделирование ситуаций, отработку полезных навыков, обсуждение, отстаивание собственной позиции. По содержанию тренинг является социально-психолого-педагогическим, по форме организации – групповым, по времени реализации – краткосрочным. Данная программа направлена на развитие знаний, навыков, умений и способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях. Коррекционная программа составлена на основе комплекса групповых тренинговых занятий психолога Краевого центра семьи и детей Н.В. Маштановой. В течение 3 месяцев в соответствии с поставленными задачами осуществлялась деятельность по проведению тренинговых занятий в рамках разработанной программы. Коррекционные мероприятия строились в интересной, занимательной для подростков форме. Занятия могли корректироваться в зависимости от проблем, успехов и интересов подростков. Каждое занятие состояло из вводной, основной и заключительной части. Вводная часть включала в себя приветствие, мотивирование на работу, рефлексию по итогам предыдущих занятий. Основная часть: коррекционно-развивающие занятия и упражнения для сплочения группы и др. Заключительная часть: подведение итогов занятия, рефлексия. Реализация программы для подростков, проживающих в стационарных отделениях учреждения социального обслуживания, предполагает проведение занятий по следующим направлениям: Когнитивный, включающее организацию и проведение тренингового занятия «Я понимаю себя или умею общаться» (воспитанники учатся активному слушанию, научить конструктивно решать конфликты в групповой работе). Эмоциональный, предусматривал занятия: «Я тебя понимаю», «Мое настроение», «Угадай эмоцию», «Дружеская ладошка», применение сказкотерапии «Сказка о Ежике, который хотел, чтобы на него обращали внимание»(Автор сказки: Мария Минаева – педагог-психолог города Москвы), просмотр американского фильма «Гарвардский бомж» (режиссёр Питер Ливайн, 2003 г.) с последующей дискуссией. Очень важно было создать атмосферу, чтобы в ходе дискуссии воспитанники могли искренне высказывать свое мнение и не чувствовали ограничений в контексте обсуждения. Поведенческий, включающий в себя мастер-класс по рисованию на воде в технике «Эбру», техники саморегуляции, различные психологические упражнения, тематические беседы, занятия с элементами тренинга, просмотр мультфильма «Конфликт» (режиссёр Гарри Бардин, 1983 г) с последующим обсуждением.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.06 с.) |