Социальные и психолого-педагогические особенности подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные и психолого-педагогические особенности подростков



В психолого-педагогической литературе, согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый возраст является этапом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Подростковый возраст у авторов рассматривается по-разному. Изучая возрастные, социальные и психолого-педагогические особенности личностного развития подростка, мы будем основываться на точку зрения периодизации Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского в которой подростковый возраст  рассматривается в возрастной градации от 11-16 лет.

Подростковый этап, является переходным, кризисным и означает переход к взрослой жизни. Характерные черты его протекания, обязательно оставляют отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

С развитием социальной компетентности подростков напрямую связано достижение успеха в жизни. Социальная компетентность позволяет прогнозировать жизненные перспективы в будущем. Уровень развития социальной компетенции характеризует умение подростков выстраивать продуктивные взаимоотношения с окружающими людьми (и в целом - в социуме), принимать адекватные решения в сложившейся ситуации [2].

У подростков активно развивается «Я - концепция», происходит формирование самооценки, которая является основным регулятором деятельности и поведения. Для подросткового возраста характерно дальнейшее самопознание, самовоспитание и в целом развитие личности. Поведение подростка определяется такими факторами как:

· половое созревание и соответствующие быстрые изменения, которые происходят в организме,

· маргинальное социальное положение подростка;

· индивидуальные особенности [2].

Автор, Н.В. Калинина выделила основные показатели социальной компетентности подростков (проанализировав особенности развития личности и возрастных задач):

· ответственность (сформированность контроля);

· организация своего поведения (выбор средств достижения желаемого результата, учет последствий совершенных и несовершенных поступков для себя и других, возможность осуществлять целостный волевой акт);

· адекватная самооценка (согласованная с уровнем притязаний);

· позитивная мотивация к учению и преобладание мотивации достижений;

· навыки овладения своим эмоциональным состоянием и снятия эмоционального напряжения;

· владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях (в том числе и трудных);

· эмпатия [5].

Развитие собственной социальной компетентности является трудной задачей для подростка. С одной стороны подростки очень нуждаются в общении, с другой – они элементарно не умеют общаться. Им трудно слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критически оценивать высказывания и действия других людей, и возникает известное противоречие подросткового возраста.

В своих трудах А.М. Прихожан обращает внимание на подростковый возраст как период - «зенита любознательности», по аналогии с младшими и старшими детьми. Между тем любознательность поверхностна, а также полностью не связана со школьной программой. Многие ученые отмечают на этом коротком периоде повышенный интерес подростка ко всему, что не входит в школьную программу  [1].

Важным показателем этого возраста является чувство взрослости.
«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, возникающей в пубертатный период и определяющей главные отношения подростков с социумом.

«Чувство взрослости» проявляется в потребности равноправности, уважения и самостоятельности, в потребности серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых и окружающих. Неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные проявления подросткового возраста.

Поведение подростка характеризуется следующими особенностями:

- подросток находиться в тех же условиях (семья, школа, сверстники), и у него проявляются иные ценностные ориентации. К примеру, стремление к своей самостоятельности. Но зачастую подросток в семье сталкивается с тем, что родители могут относиться к нему еще как к «ребенку»;

- изменяется отношение к школе, которая становится местом инициативных взаимоотношений со сверстниками;

- с  одной стороны, подросток старается устремиться от детства, стать взрослым и независимым, с другой стороны - мир детства является для него прекрасным, так как в нем меньше обязанностей и ответственности.

Особыми специфическими особенностями среды стационарных отделений социального обслуживания, влияющими на формирование личности  подростков являются:

· ограничение контактов с внешним миром;

·  временный отрыв  подростка от семьи;

· коллективное совместное проживание с другими детьми;

· ограниченность пространства жизнедеятельности;

· регламентированность основных жизненных позиций;

· создание искусственного равенства, за счет комнаты, вещей и предметов;

· отсутствие личной территории;

· постоянство предметно-пространственного окружения;

·  зависимость от взрослых;

· отсутствие возможности для развития представлений о разнообразных социальных ролях.

Подростки постоянно пытаются пробовать, на что они способны, проводя своеобразные упражнения для познания своих возможностей. Каждый случай победы или поражения становится капиталом самосознания подростка. Постоянно сравнивая себя с другими, примеривая их особенности и качества на себя, подросток создает свое «Я». Подростки сами начинают планировать своё будущее, строить временную перспективу, но зачастую эта деятельность носит несистематический, неосознанный характер.

Важнейшая задача подросткового возраста - это самоопределение. Именно поэтому в программу развития социальной компетентности подростков включены педагогические задачи, направленные на овладение подростками компетентностью, связанной с будущим самоопределением – развитием способности к осознанному выбору и ответственности за этот выбор.

Развитие ответственности тесно связано с развитием воли и произвольности поведения подростка. Умение владеть собой – это важное качество взрослого, зрелого человека, оно очень ценится подростками. Но для типичного подростка характерны слабость воли, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели, неорганизованность. Особую роль для развития воли приобретает усиление цели. Для социально компетентного подростка характерно овладение сознательным целеполаганием.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков в условиях учреждения социального обслуживания предусматривает создание условий,
в которых у подростка должны сформироваться ключевые компетентности, позволяющие ему быть адаптивным к условиям окружающего мира
и социально значимым для взрослых и сверстников.

Показатели социальной компетентности подростков, появляющиеся преимущественно в группе сверстников:

- адекватный уровень системы притязаний;

- готовность к самоопределению;

- отсутствие барьеров в общении со сверстниками;

- социальная активность, включающая в себя готовность
к усвоению социальных норм;

- реализация уже сложившегося социального опыта
в осуществлении личностного выбора;

- включенность в разнородную практическую деятельность.

Группы показателей развития социальных умений (социальной компетентности) подростков представлены в таблице 2.

Таблица 1.

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Социальная ответственность, эмоциональная устойчивость, личностная активность, адекватная самооценка, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивация достижения Анализ ситуации взаимодействия людей; правильная оценка вербальной и невербальной экспрессии во взаимодействии с другими людьми; предвидение последствий деятельности и поведения, как своего, так и других; понимание логики социального взаимодействия; конструктивное взаимодействие с окружающими; коммуникативный контроль; общительность; организация продуктивной, социально-ориентированной деятельности Знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, о девиантности поведения, о сущности здорового образа жизни; знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе Наличие и уровень развития представленных выше характеристик социальной компетентности у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе, наличие жизненных ориентаций и целей; принятие здорового образа жизни

 

Таблица 2

Характеристика уровней развития социальной компетентности подростков, предложенная Н.В. Калининой

Уровень Описание
Начальный уровень характеризуется низкой мотивацией достижения; низким уровнем коммуникативной компетентности и общительности; несформированностью ответственности; низкой самооценкой; низким самоконтролем; преобладанием неконструктивных реакций в трудных жизненных ситуациях
Неустойчивый уровень характеризуется низкой мотивацией достижения; низкой общительностью и коммуникативной компетентностью; высокой самооценкой; преобладанием неконструктивных реакций на препятствия; или высокой мотивацией достижения, сформированностью конструктивных реакций на препятствия
Устойчивый уровень характеризуется высокой мотивацией достижения; сформированностью ответственности; высокой общительностью; активностью; коммуникативной компетентностью; эмоциональной устойчивостью; адекватной самооценкой; сформированностью конструктивных реакций на препятствия

 

Таким образом, именно в подростковом возрасте происходит формирование самосознания, самоотношения и самооценки. Интересы, возможности и способности несовершеннолетнего в этом возрасте необычайно разнообразны и мобильны. Их конкретное содержание часто связано со случайными обстоятельствами - престижностью в обществе, модой, случайной встречей с интересными для подростка людьми. Главная особенность подросткового возраста - это смена значимых лиц, перестройка взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, осуществление проб, прежде всего социальных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.012 с.)