Психолого-педагогическая характеристика понятия социальной компетентности подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическая характеристика понятия социальной компетентности подростков



Говоря о социальных знаниях, умениях и навыках,  необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе нет общепринятого определения, но существует заменяющее понятие – «социальная компетентность».

Следует особо отметить работу И.Д. Фрумина под названием «Введение в теорию и практику демократического образования». В данной работе автор рассматривает универсальные социальные умения как «основу любого социального действия» и подчеркивает их необходимость «для гражданской жизни в демократическом обществе» [12]. То есть можно сделать вывод, о том, что социальные умения отвечают за качество отношений человека с социумом, той же сущностью обладает и понятие «социальная компетентность». 

Социальная компетентность служит предметом многочисленных исследований российских и зарубежных специалистов в области образования, психологического сопровождения учебного процесса и социальной работы. Перечень основных определений социальной компетентности весьма большой. Исследуется терминологический аппарат, даются различные определения понятия «компетентность», в большинстве случаев раскрываются определенные подходы к решению проблем, рассматриваются отличительные характеристики изучаемых социальных феноменов и т.д. На наш взгляд, в наибольшей степени обобщенную характеристику компетенции дает, И.А. Зимняя. Она в своих трудах раскрывает определение компетенции - «это способность индивида к активному, ответственному жизненному действию, осуществляемому на основе ценностного самоопределения, способность активно взаимодействовать с миром, в ходе взаимодействия понимать, изменять себя и мир»

А. В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения [15].

 Компетенция – это совокупность взаимосвязь личностных качеств (способов деятельности, навыков, знаний, умений), характерных по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. 

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Автор, И.А. Цецорин характеризует компетентность как комплекс «освоенных личностью» компетенций» [4].

Из вышесказанного следует, что компетентность - это внутренний потенциал человека (знания, навыки, способности, представления, определенные алгоритмы действий, система ценностей и отношений), обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с социумом, в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

Существуют различные подходы к пониманию социальной компетентности. Рассматривая термин социальной компетентности, необходимо заметить, что разные исследователи в качестве допустимых  ее элементов называют мотивы, ценностные ориентации, социальные роли, знания, умения, навыки, собственные способности, убеждения, личностные качества и т.д.  Одни делают акцент на компетентности как интегральном, личностном качестве подростка, другие - на описании составляющих его деятельности, которые способствуют развитию навыков, позволяющих успешно справляться в дальнейшем с решением проблем.

Именно поэтому в нашем методическом пособии говоря о социальных умениях, мы будем обращаться к понятию социальная компетентность подростков.

Анализ научной литературы показал, что под социальной компетентностью авторы понимают:

- степень адекватности и эффективности реагирования на проблемные жизненные ситуации;

- достижение реальных целей, использование подходящих для этого методов;

- позитивное развитие как результат активности;

- подтверждение со стороны других адекватности социального поведения;

- способность участвовать в сложной системе межличностных отношений и успешно понимать других людей [9].

В социальной, психолого-педагогической литературе социальная компетентность рассматривается, как способность достигать поставленных целей в процессе взаимодействия с окружающими, поддерживая с ними доброжелательные отношения в любой сложившейся ситуации.

Кроме того, исследователь Т. Кавел предлагает трехкомпонентную модель социальной компетентности, которая включает социальные способности, представления и достижения. В различных показателях социальной компетентности подчеркивается результативность достижения [2]. 

Понятие «социальная компетентность» включает в себя наличие развитой способности находить договоренность между собственными целями  и достижениями и целями других людей, которая лежит в основе социальной адаптации. А также, подразумевает наличие достаточно высокого уровня интеллектуальных способностей, так и наличие умений к конструктивной, преобразовательной активности при взаимодействии с социальным окружением.

Л.И. Гиенко в своем исследовании выделяет набор компетенций:

1. ключевые – представления подростка о себе, знания требований и ожиданий, восприятие себя как социального субъекта, умения, навыки социального взаимодействия, готовность к моделированию социально полезной деятельности, способность анализировать социальную ситуацию;

2. базовые – осуществление планирования собственной деятельности; самоанализ, осуществление самоорганизации, самодиагностика, самоконтроль и саморегуляция.

3. специальные - изучение своих прав и обязанностей, формирование умений и навыков, владение навыками межличностного взаимодействия и конструктивного общения, проявление социальной активности, самоорганизация и самоуправление, умение дифференцировать общественные требования и переводить их в персональные.

4. оценочные – общительность, уверенность в себе, социальная адаптированность, самостоятельность, нравственность, организованность, правомерность поступков.

Основными причинами, влияющими на уровень сформированности социальной компетентности являются:

· трудности в социальной адаптации подростка;

· неблагоприятный морально-психологический климат семьи;

· расхождение норм, принятых в социально значимой для подростка группе с общественно санкционированными;

· отсутствие необходимой воспитательной требовательности родителей;

· конфликтность и напряженность общения в семье и коллективе сверстников;

· отклонения в психо-эмоциональном состоянии человека;

· низкий культурно-образовательный уровень родителей  [3].

Развитие указанных компетенций у подростков возможно через реализацию следующих направлений:

· правовые знания и обязанности;

· развитие навыков конструктивного взаимодействия;

· формирование навыков эффективного решения социальных проблем.

Развитие социальной компетентности подростков, временно проживающих в условиях учреждений социального обслуживания, осуществляется в процессе социально-психолого-педагогической работы.
В таких учреждениях предусмотрены стационарные отделения для несовершеннолетних. К таким учреждениям относятся центры социальной помощи семье и детям.

Специалистами учреждений для осуществления эффективной деятельности определяются цели, принципы, функции, методы и формы, осуществляется их рациональный, структурный и содержательный отбор, согласованность компонентов и этапов.

Исходя из анализа теоретической базы, которая доказывает, что понятие социальной компетентности достаточно широкое, в своём исследовании мы остановились на трех компонентах:

· когнитивном;

· поведенческом;

· эмоциональном.

 Деление условное, так как все три компонента взаимосвязаны, но отражают несколько разные аспекты социальной компетентности. В пособии мы опираемся на это деление, изучаем некоторые характеристики представленных компонентов социальной компетентности.

Когнитивный компонент: знания подростка о себе как социальном субъекте (о своих возможностях, интересах, способностях), знания общественных норм и ценностей, интерес к социальной жизни, нормы и способы эффективного социального взаимодействия, стремление познать и понять сложные социальные процессы и т.п.);

Эмоциональный компонент: способность к самоконтролю и саморегуляции, способность к пониманию своих эмоций и окружающих, способность к ответственности, решительности, уверенности в себе;

      Поведенческий компонент: сформированность навыков конструктивного поведения в различных ситуациях, руководство в поведении сознательными социальными нормативными целями и правилами, усвоение социальных норм поведения, умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать, находить компромисс и т.д.); умение принимать и оказывать помощь.

Проанализировав психолого-педагогическую научную литературу, мы внесли данные в таблицу, включающую в себя следующие структурные компоненты социальной компетентности (таблица 1).

Таблица 1. Структурные компоненты социальной компетентности

Когнитивная

Эмоциональная Поведенческая
Знающий Умеющий Способный

 

- эмпатия по отношению к окружающим;

-самопринятие;

- ценностное отношение к себе и другой личности;

- осознание чувств и состояний (радость, любовь, сострадание, сочувствие) 

 

 

-самостоятельно находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях;

- усвоение социальных норм поведения;

- реализация знаний, умений, навыков в обществе.

 

  -нормы морали и поведения в обществе; - свои права и обязанности; - свои способности и качества личности     -позитивно общаться с окружающими; -сознательно выбирать и осознавать свой выбор; - разрешать конфликты в определенных ситуациях   - адекватно оценивать себя и быть толерантным к другим; - к эмоциональной саморегуляции; - к владению и организации своего поведения  

Благодаря этим компонентам формируется социальный опыт подростка, раскрываются его скрытые потенциальные возможности. Важным моментом является успешное усвоение необходимых социальных умений и навыков, усвоению социальных ролей и полоролевых стереотипов для его социальной жизни, а также  дальнейшего взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Обращаясь к различным исследованиям социальной компетентности и особенностей развития подростков находящихся в трудной жизненной ситуации, мы приняли следующее понятие: социальная компетентность подростка – это интегративное личностное свойство и совокупность взаимообусловленных компонентов: когнитивного, эмоционального, поведенческого, позволяющее подростку выстраивать поведение, присваивать опыт и эффективно выполнять заданную социальную роль. 

В процессе воспитания подростка главным становится усвоение навыков, социальных ролей, социального поведения и культуры с учетом современного российского общества. Для воспитанников центров семьи и детей оно начинается в семье, затем продолжается и наращивается в школе, детских учреждениях для детей-сирот, интернатных учреждениях организациях среднего/начального профессионального образования.

Через общение с родителями, с другими воспитанниками и сотрудниками учреждений, с учителями и одноклассниками в школе, социальными педагогами, в процессе осуществления разнообразных видов совместной деятельности подросток интегрируется в общество, становится участником общественной жизни. Характер влияния, принятия или неприятия возникающих в процессе взаимодействия ситуаций зависит от позиции подростка, у которого формируется под воздействием воспитательной среды, определенный набор духовно-нравственных, культурно-образовательных, эстетических, характеристик данной личности. Иными словами, происходит становление личности, формирование социальной компетентности.

Таким образом, основным результатом социально-педагогической деятельности специалистов центров семьи и детей должна быть не система знаний, умений и навыков как таковых, а набор компетенций
в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной
и информационной сферах, позволяющих решать познавательные, ценностно-ориентированные и коммуникативные задачи. Только наличие у воспитанника совокупности личностно значимых социальных компетенций (на основе сформированной у него общей социальной компетентности), обеспечат возможность эффективно удовлетворять свои потребности сейчас
и в будущем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.016 с.)