Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что представляет белорусская модель социально-экономического развития?
Как показывает опыт экономически развитых стран, их модели социально-экономическо- го развития формировались в рамках рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов. При этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную (США), социал-демократическую (Швеция, Дания, Норвегия), социально ориентирован- ную (Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия). Таким образом, на сегодняшний день нет универсальной модели экономики. Это объясня- ется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями её хозяйственной жизни; структурой экономики; территориальным разме- щением стран; наличием и структурой ресурсного потенциала; национальными традиции- ями; менталитетом народа и др. Отсюда следует вывод, что практически невозможно перенести даже самую привлекатель- ную модель на экономику другой страны. Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи формирования различных моделей национальных экономик, мы строим свою, белорус- скую модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими ос- таются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость. Концептуальными основами белорусской модели выступают: плюрализм форм собствен- ности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функцио- нирования экономики, регулировании доходов населения, занятости. При этом учитывает- ся ресурсный потенциал страны, структура нашей экономики, а также геополитические, географические, демографические, экологические и другие особенности республики. Характерными чертами белорусской модели экономики являются: - сильная и эффективная государственная власть, которая определяет общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; не допускает нарушения норм и правил поведения на рынке; поддерживает оптимальную структуру производства;
предотвращает криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение общества, стремление ряда стран использовать ситуацию, складывающуюся в республике, в своих экономических и политических целях; - равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики; на каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть различны, могут меняться, их соотношения должны определяться с учётом на- циональных интересов; - приватизация, ориентированная на поиск эффективного собственника, который заинте- ресован в долгосрочном развитии экономики республики и способен взять на себя обяза- тельства по решению социальных проблем работающих; - развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией; - сильная социальная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни на- селения, создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосос- тояние семьи при усилении адресной поддержки со стороны государства слабозащищён- ных групп населения; это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, лич- ностное развитие.
3. Идеологическая политика в социальной сфере. Сущность и содержание социаль- Ной политики. В ст.1 Конституции Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством. Социальное государство – это государство, которое стремится максимально обеспечить достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищённость и участие в управлении производством. Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социаль- ного государства. В ст.21 государство гарантирует каждому гражданину соблюдение пра- ва на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоян- ное улучшение необходимых для этого условий. Кроме того, в Конституции зафиксиро-
ванны необходимые для построения социального государства такие принципы, как раз- деление властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным источником власти волю народа. Для практической реализации конституционно закреплённых положений требуется ряд условий. В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы, культурного потенциала, а также наличие политической воли. Всё это достигается путём проведения соответствующей социальной политики. Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабиль- ности их существования. Предметом социальной политики выступает государственное регулирование общественных отношений связанных со справедливым распределением материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия дос- тойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Та- ким образом социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспредели- тельную, стабилизационную и воспитательную. Субъектами социальной политики кроме государства являются профсоюзы, различные общественные объединения и негосударственные организации, занимающиеся экономи- ческой, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью. Мы можем сформулировать понятие социальной политики как деятельность государст- ва, направленную на поддержание социальной стабильности путём регулирования отношений и связей между отдельными гражданами и их объединениями по поводу их по- ложения в обществе и обеспечения их достойными условиями жизни. Социальная сфера в переходном периоде является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (мно- годетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а, с другой – поддержать такие направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохра- нение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Респуб- лике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отноше- нию к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения в неё внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций. Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные заво- евания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан. Приоритеты в сфере образования: - сохранение и развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период; - равный доступ к образованию; - социальная справедливость в получении образования; - высокое качество образования; - формирование системы обучения и воспитания, в полной мере отвечающей задачам нового этапа развития общества. Приоритеты в сфере здравоохранения: - сохранение доступной, гарантированной по объёму и качеству специализированной ме- дицинской помощи; - сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования, постепенный переход к меди-
цинскому страхованию; - формирование рынка медицинских услуг, расширение системы платных услуг; - укрепление материально-технической базы отрасли, дальнейшее совершенствование оплаты труда медицинских работников; - усиление профилактической направленности, формирование здорового образа жизни. Приоритеты в сфере социальной защиты населения: - социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищённые группы и слои населения; - создание чёткой системы государственных социальных стандартов, касающихся уровня медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг, обеспеченности общественным транспортом и др.; - забота о семье, детях; - реформирование системы льгот; - реформирование системы пенсионного обеспечения путём перехода к многоуровневой модели пенсионной системы, включающей всеобщую, трудовую и дополнительную пен- сии; - строительство жилья. Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма: - укрепление материальной базы отрасли; - совершенствование нормативно-правовой базы; - развитие белорусского театра, кинематографии, музыкального и хореографического искусства, музейного и библиотечного дела; - реставрация и введение в культурный оборот памятников истории и культуры, истори- ческих комплексов, заповедных территорий, мемориальных парков; - приобщение детей к физической культуре и спорту; - активизация физкультурной работы с пожилыми людьми; - пропаганда здорового образа жизни и ценностей физкультуры и спорта; - развитие туризма, в том числе внутреннего и въездного, сельского, экологического, де- лового, спортивного, с религиозными целями и др.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.015 с.) |