Что представляет белорусская модель социально-экономического развития? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что представляет белорусская модель социально-экономического развития?



Как показывает опыт экономически развитых стран, их модели социально-экономическо-

го развития формировались в рамках рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, социалистов, марксистов, коммунистов. При этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня

можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную (США), социал-демократическую (Швеция, Дания, Норвегия), социально ориентирован-

ную (Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия).

Таким образом, на сегодняшний день нет универсальной модели экономики. Это объясня-

ется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями её хозяйственной жизни; структурой экономики; территориальным разме-

щением стран; наличием и структурой ресурсного потенциала; национальными традиции-

ями; менталитетом народа и др.

Отсюда следует вывод, что практически невозможно перенести даже самую привлекатель-

ную модель на экономику другой страны.

Основываясь на зарубежном опыте, используя приемлемые для нашей республики идеи

формирования различных моделей национальных экономик, мы строим свою, белорус-

скую модель социально ориентированной рыночной экономики. Эта модель сохраняет в

себе традиционные принципы функционирования рыночной экономики и специфику нашей национальной экономики, традиции народа, его менталитет. Преобладающими ос-

таются такие черты, как коллективизм и взаимопомощь, социальная справедливость.

Концептуальными основами белорусской модели выступают: плюрализм форм собствен-

ности; значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функцио-

нирования экономики, регулировании доходов населения, занятости. При этом учитывает-

ся ресурсный потенциал страны, структура нашей экономики, а также геополитические,

географические, демографические, экологические и другие особенности республики.

Характерными чертами белорусской модели экономики являются:

- сильная и эффективная государственная власть, которая определяет общие условия эффективного хозяйствования, темпы экономического роста; не допускает нарушения норм и правил поведения на рынке; поддерживает оптимальную структуру производства;

предотвращает криминализацию хозяйственной деятельности внутри страны, расслоение

общества, стремление ряда стран использовать ситуацию, складывающуюся в республике, в своих экономических и политических целях;

- равноправное функционирование частного и государственного сектора экономики; на

каждом этапе экономического развития масштабы государственного и частного сектора могут быть различны, могут меняться, их соотношения должны определяться с учётом на-

циональных интересов;

- приватизация, ориентированная на поиск эффективного собственника, который заинте-

ресован в долгосрочном развитии экономики республики и способен взять на себя обяза-

тельства по решению социальных проблем работающих;

- развитие интеграционных процессов со странами СНГ, Россией;

- сильная социальная политика, направленная на улучшение качества и уровня жизни на-

селения, создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему

своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосос-

тояние семьи при усилении адресной поддержки со стороны государства слабозащищён-

ных групп населения; это и здоровье человека, его профессиональное, культурное, лич-

ностное развитие.

 

3. Идеологическая политика в социальной сфере. Сущность и содержание социаль-

Ной политики.

В ст.1 Конституции Республика Беларусь провозглашена унитарным демократическим социальным правовым государством.

Социальное государство – это государство, которое стремится максимально обеспечить

достойные условия существования своих граждан, удовлетворить их материальные и духовные потребности, обеспечить социальную защищённость и участие в управлении

производством.

Именно в Конституции Республики Беларусь и определены основные принципы социаль-

ного государства. В ст.21 государство гарантирует каждому гражданину соблюдение пра-

ва на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жильё и постоян-

ное улучшение необходимых для этого условий. Кроме того, в Конституции зафиксиро-

ванны необходимые для построения социального государства такие принципы, как раз-

деление властей, идеологический и политический плюрализм, признание единственным

источником власти волю народа.

Для практической реализации конституционно закреплённых положений требуется ряд

условий. В первую очередь, это наличие необходимой социально-экономической базы,

культурного потенциала, а также наличие политической воли. Всё это достигается путём проведения соответствующей социальной политики.

Объектом социальной политики являются общественные слои и поддержание стабиль-

ности их существования. Предметом социальной политики выступает государственное

регулирование общественных отношений связанных со справедливым распределением

материальных благ, обеспечение социальной и политической стабильности, гарантия дос-

тойного материального обеспечения граждан, формирование образа жизни населения. Та-

ким образом социальная политика выполняет ряд функций: защитную, перераспредели-

тельную, стабилизационную и воспитательную.

Субъектами социальной политики кроме государства являются профсоюзы, различные

общественные объединения и негосударственные организации, занимающиеся экономи-

ческой, культурной, образовательной, спортивной и другой деятельностью.

Мы можем сформулировать понятие социальной политики как деятельность государст-

ва, направленную на поддержание социальной стабильности путём регулирования отношений и связей между отдельными гражданами и их объединениями по поводу их по-

ложения в обществе и обеспечения их достойными условиями жизни.

Социальная сфера в переходном периоде является сложным объектом государственного регулирования. Основная проблема состоит в том, чтобы, с одной стороны, сосредоточить

средства для социальной помощи тем группам населения, которые в ней нуждаются (мно-

годетным и неполным семьям, инвалидам, пенсионерам), а, с другой – поддержать такие

направления, без которых невозможно будущее развитие любого государства: здравоохра-

нение, образование, науку, культуру. Поэтому государственное регулирование в Респуб-

лике Беларусь сориентировано на стабильное проведение льготной политики по отноше-

нию к отраслям социальной сферы, создание условий для более широкого привлечения

в неё внебюджетных источников, в том числе и иностранных инвестиций.

Благодаря этому Республика Беларусь не только не утратила важнейшие социальные заво-

евания предыдущих лет, но многое сделала для развития и совершенствования всей социальной сферы: образования, науки и культуры, социальной защиты наших граждан.

Приоритеты в сфере образования:

- сохранение и развитие лучших традиций системы образования, заложенных в советский период;

- равный доступ к образованию;

- социальная справедливость в получении образования;

- высокое качество образования;

- формирование системы обучения и воспитания, в полной мере отвечающей задачам нового этапа развития общества.

Приоритеты в сфере здравоохранения:

- сохранение доступной, гарантированной по объёму и качеству специализированной ме-

дицинской помощи;

- сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования, постепенный переход к меди-

цинскому страхованию;

- формирование рынка медицинских услуг, расширение системы платных услуг;

- укрепление материально-технической базы отрасли, дальнейшее совершенствование оплаты труда медицинских работников;

- усиление профилактической направленности, формирование здорового образа жизни.

Приоритеты в сфере социальной защиты населения:

- социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные,

самые незащищённые группы и слои населения;

- создание чёткой системы государственных социальных стандартов, касающихся уровня

медицинских, бытовых, жилищно-коммунальных услуг, обеспеченности общественным

транспортом и др.;

- забота о семье, детях;

- реформирование системы льгот;

- реформирование системы пенсионного обеспечения путём перехода к многоуровневой

модели пенсионной системы, включающей всеобщую, трудовую и дополнительную пен-

сии;

- строительство жилья.

Приоритеты в сфере культуры, спорта и туризма:

- укрепление материальной базы отрасли;

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- развитие белорусского театра, кинематографии, музыкального и хореографического искусства, музейного и библиотечного дела;

- реставрация и введение в культурный оборот памятников истории и культуры, истори-

ческих комплексов, заповедных территорий, мемориальных парков;

- приобщение детей к физической культуре и спорту;

- активизация физкультурной работы с пожилыми людьми;

- пропаганда здорового образа жизни и ценностей физкультуры и спорта;

- развитие туризма, в том числе внутреннего и въездного, сельского, экологического, де-

лового, спортивного, с религиозными целями и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.015 с.)