Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентация на эти приоритеты будет способствовать гражданскому единению бело-
Русского общества, его консолидации, духовному оздоровлению и сплочению, рацио- Нальному выбору исторического развития в XXI веке. Вопросы для самопроверки: 1. Какие проблемы, стоят перед человечеством и белорусским обществом и требуют философского осмысления для их разрешения? 2. Что такое белорусская национальная идея? 3. Сравните понятия «патриотизм» и «национализм» и сделайте выводы. 4. Каков статус славянских традиций и ценностей в становлении белорусской государст- венности? 5. Опишите иерархию духовных традиций и ценностей славянства. 6. Каковы стратегические приоритеты и консолидирующие идеи современного белорусского общества?
Тема 9: Религиозный аспект идеологии белорусского государства. Идеологическая политика в молодёжной среде. 1. Религия в современной Беларуси. Конфессиональная политика белорусского государства. 2. Религиозный аспект идеологии белорусского государства. 3.Молодёжь как социально-демографическая группа. 4. Основные направления государственной молодёжной политики.
Религия в современной Беларуси. Конфессиональная политика белорусского Государства. Немаловажную роль в формировании идеологии белорусского государства играет рели- гия. Более того, многие идеи, ценности, установки религии отражаются в идеологии бе- лорусского государства. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит своё выражение в литературе, искусстве, науке и религии. Религия оказывает значительное влияние на умы и сознание многих людей, формирует их отношение к действительности, мобилизует на совершение определённых поступков. Религия – это форма духовного осмысления мира и человечес- кого бытия. Становится наиболее востребованной в периоды социально-политических не- урядиц и потрясений. Именно в это время люди обращаются к религии, находя в ней утешение и убежище. Это и произошло в начале 90-х гг. прошлого века с основной массой жителей Беларуси. Данный период в истории Беларуси получил название религиозного ренессанса. В республике развернули деятельность разного рода религиозные организа- ции, как традиционные для белорусов, так и совершенно новые, радикально изменились
взаимоотношения церкви и государства. Сегодня среди людей растёт убеждение, что опо- ру морального поведения, культурных традиций, возрождения общества необходимо ис- кать в религиозных учениях. Повышение внимания к религии связано и со сложностями современной социальной жизни. Проблемы в экономике, чувство потерянности в мире, неуверенность в завтрашнем дне, материальные и иные трудности приводят людей в цер- ковь. Только 3% населения республики считают, что религия вредна, так как она разъеди- няет людей на религиозные, нередко враждующие между собой, группы. Религиозная ситуация в современной Беларуси определяется следующими факторами: 1) геополитическим положением Беларуси на стыке западной и восточной цивилизаций, где не только взаимодействуют, но и сталкиваются интересы различных политических и религиозных доктрин; 2) буферным положением Беларуси между Россией и Европой, вследствие чего большин- ство населения традиционно связывают католицизм с Западом, а православие с Россией. В сегодняшних условиях, когда идёт выбор мировоззренческих приоритетов страны, это осложняет межконфессиональные отношения, а также вызывает рост интереса различных политических сил к религиозным вопросам; 3) ростом религиозных организаций, в том числе и нетрадиционных для Беларуси. В современном мире существуют различные модели взаимоотношений государства и цер- кви. В некоторых странах (в основном странах мусульманского мира) церковь доминирует над государственными структурами, направляет их деятельность, задаёт направленность развития всего общества. Граждане в таких государствах живут не по правовым, консти- туционным нормам, а на основе норм религиозных (к примеру, по шариату живут Саудов- ская Аравия, ОАЭ и др.). Другая модель взаимоотношений государства и церкви предпо- лагает сотрудничество этих институтов, вне зависимости от того провозглашён ли в об- ществе принцип их отделения друг от друга (Франция, США, Беларусь) или признаётся равенство церкви и государства (Германия, Австрия).
Деятельность светского государства, регулирующая отношения между различными кон- фессиями, между ними и государством, а также между религиозной и нерелигиозной частями общества носит название конфессиональной политики. Конфессиональная по- литика белорусского государства направлена на поддержание традиций толерантности в межконфессиональных отношениях, в отношениях между различными религиозными организациями. Это находит своё выражение в законодательстве. Но при этом надо учи- тывать, что православие было и остаётся ведущим вероисповеданием в республике. Правовым отражением новой политики суверенной Беларуси в отношении церкви стала Конституция Республики Беларусь (ст.16; ст.31), а также Закон «О свободе вероисповеда- ний и религиозных организациях, принятый в 1992 г., дополненный в 1995 и 2002 гг. Дан- ные правовые документы утвердили белорусский религиозный плюрализм и одновремен- но упорядочили деятельность религиозных организаций, начиная от регистрации до при- остановления деятельности и ликвидации религиозной организации в случае нарушения белорусского законодательства. Религиозными организациями в Республике Беларусь являются религиозные общины, мо- настыри, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения, а также рели- гиозные объединения с их управлениями и центрами. Наиболее распространённым видом религиозных организаций в Беларуси являются религиозные общины. Они образуются гражданами в целях совместного исповедания веры и удовлетворения своих религиозных потребностей и действуют на добровольных началах в соответствии со своими уставами. Белорусское государство на сегодняшний день обеспечивает юридическое равенство раз- личных конфессий перед законом. Оно не вмешивается в дела церкви, не финансирует её, но при этом контролирует деятельность всех религиозных организаций, не допускает распространение малоизвестных и зачастую опасных культов, нарушающих права граж- дан, разрушающих личность, подрывающих физическое и психическое здоровье граждан. Вместе с тем официально зарегистрированные религиозные организации имеют право участвовать в общественной жизни, обладают правом использовать государственные СМИ, а также создавать свои собственные для распространения своих учений, взглядов, проповедей. Так, к примеру, по республиканскому радио регулярно по субботам и воскре- сеньям передаются выступления православных и католических священнослужителей. Национальная система образования в Беларуси носит светский характер, она не преследу- ет цели формирования того или иного отношения к религии. В учреждениях образования не допускается создание и деятельность религиозных организаций. В Республике Беларусь создан и функционирует республиканский орган государственного управления по делам религий. Он образуется Президентом Республики Беларусь для осу- ществления контроля за исполнением законодательства о свободе совести, вероисповеда- ния и религиозных организациях. Речь идёт об Уполномоченном по делам религий и нацио- нальностей, который подчиняется Правительству Республики Беларусь. Чтобы понять суть религиозной политики белорусского государства на современном этапе и сложившуюся в стране конфессиональную ситуацию, следует обратиться к религиозной
истории Беларуси. В X-XI вв. на белорусских землях начало распространяться греко-ви- зантийское (православное) христианство, которое в скором времени стало наиболее традиционной религией основной массы местного населения. Распространение на терри- тории Беларуси римско-католического вероисповедания было начато после подписания в 1385 году Кревской династической унии. В соответствии с её условиями великий князь Ягайло (Владислав II) стал католиком в обмен на трон Польши и согласился распростра- нять католицизм в ВКЛ. К XVI веку католическая церковь приобрела статус государствен- ной. Её духовенство оказывало большое влияние на светскую власть. Католические при- ходы концентрировались в основном в западной части Беларуси. Противостояние православного населения насаждению католицизма способствовало соз- данию ещё одного направления в христианстве – униатства. Униатская (греко-католи- ческая) церковь была образована в 1596 г. на основе Брестской церковной унии. В XVII - XVIII вв. это была самая многочисленная конфессия, а ареал её распространения охваты- вал не только Беларусь, но и значительную часть современных Литвы, Украины, Польши, России. С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. В 1839 году она была запрещена. В результате этого 1,5 млн. униатов вернулись в право- славие, более 500 тыс. – перешли в католичество. Только в н. XX в., после издания указа о веротерпимости (1905 г.) униатам было разрешено исповедовать свою религию. Начиная с XVI в. на белорусских землях стал распространяться протестантизм в форме таких его направлений, как лютеранство и кальвинизм. Протестанты стали отрицать церковь как связующее звено между богом и человеком, поклонение иконам, распятию, мощам святых, некоторые христианские таинства. В современной Беларуси порядка 50% граждан в той или иной мере являются людьми верующими, но при этом они принадлежат к различным конфессиональным объедине- ниям. Всего таких конфессий, официально зарегистрированных Министерством юстиции Республики Беларусь, насчитывается 25. Православная церковь на сегодняшний день объединяет 80% верующих, 1315 общин, 11 епархий, 25 монастырей, 13 братств, 8 сест- ринств, имеет 1100 храмов. В религиозных организациях работает более 1264 священни-
ков. Подготовку новых священников осуществляет 5 духовных учебных заведений. Все 11 епархий входят в состав основанного в 1990 г. Белорусского экзархата Русской Правос- лавной церкви. Возглавляет церковь Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (К.В.Вахромеев). Белорусская римско-католическая церковь (костёл) в начале 90-х гг. XX в. отделилась от Польского костёла. На сегодняшний день она объединяет 5 епархий, в которые входят 433 общины, 9 миссий, 8 монастырей и высшие духовные семинарии в Гродно и Пинске. Обслуживают католические приходы порядка 350 священников, значительное число кото- рых являются гражданами Польши, приглашённых руководством Белорусского костёла для отправления культа в различных приходах Беларуси. Протестанты. В последние годы в Беларуси увеличилось количество протестантских общин. Большинство этих общин (ок. 50%) составляют христиане веры евангельской, около 40% - баптисты. Легализована деятельность ранее запрещённых иеговистов, пяти- десятников. В начале 90-х годов на территории Беларуси возобновила свою деятельность униатская церковь, насчитывающая сегодня порядка 13 общин, сосредоточенных главным образом в Минске. Кроме униатских, в Беларуси имеются также мусульманские и иудейские общины. В последнее время в Беларуси появились также общины и группы новых для Беларуси конфессий, т.е. нетрадиционные культы, деятельность которых вызывает определённую тревогу государства и общественности. Более 30 таких неокультов действуют нелегально, под видом общественных, лечебно-оздоровительных, просветительских, спортивных школ, клубов, центров, поскольку признаны деструктивными (опасными для жизни и здоровья человека). В большинстве неокультов поклоняются живому богу в лице руково- дителей сект, которые называют себя мессиями, пророками, спасителями человечества и т.д., активно занимаются активной миссионерской деятельностью, их учение и обряды проникнуты мистикой, хотя могут использоваться и элементы традиционных религий. Руководители сект призывают верующих порвать связи с семьёй и обществом, проповеду- ют строгий режим повседневной жизни своих членов: в питании – вегетарианство и голо- дание; в служении богу – многочасовые изнурительные молитвы, ограничение сна, штрафы и наказания для провинившихся, тотальный контроль над каждым сектантом. Все неокульты, действующие сегодня на территории Беларуси, можно условно разделить на четыре большие группы: псевдохристианские (такие секты имеют некоторое сходство с христианством, используют его отдельные символы и догмы, делают упор на скорый конец света и страшный суд). Среди таких сект следует назвать: Ассоциация Св. Духа за объединение мирового христианства; Дети Бога (Семья, Семья любви); Богороднический центр (Вселенская церковь Божьей матери Преображающейся Якова Береславского); Цер- ковь последнего Завета отца Виссариона и др.; неоориенталистские (секты восточного
типа, заимствовавшие идеи индуизма, буддизма и др. восточных религий). Среди таких сект особо опасны: Лига духовного возрождения Санатана Дхарма; Группа дзен-буддис- тов; Единственная религия; и др.; оккультно-мистические: используют восточную медитацию, систему физических упражнений для перехода к «просветлённому состоя- нию». Среди таких сект: Великое белое братство «Юсмалос»; Аум Сенрикё; Сайентологи- ческая церковь и др.; сатанисты – это особая группа неокультов, считающих, что в каж- дом человеке заключён Сатана – лучшее могущественное начало, которое нужно познать и выявить в себе. Сатанизм разрешает совершать любые грехи. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что новые религии – это чужеродное явление для нашего общества, подобные культы могут внедрить в сознание белорусов идеалы, противоречащие основам его культуры и духовного бытия. Именно поэтому наше государство выполняет работу по недопущению распространения таких неокультов. В целом в Республике Беларусь созданы предпосылки полноценного осуществления каж- дой личностью свободы совести и религиозного вероисповедания, а также деятельности религиозных организаций.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.05 с.) |