Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5: президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства. Парламент – национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.
1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества. 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства. 3. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь как субъект осуществления идеологической политики государства.
Место и роль института президентства в политической системе белорусского Общества. Термин «президент» происходит от лат. praesidens, что буквально означает «сидящий впе- реди». Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на раз- личных собраниях. В нынешнем значении термин «президент» начал употребляться толь- ко с конца XVIII века, когда был учреждён институт президентства в США. Возникновение института президентства было связано с поиском нового способа органи- зации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполните- льной власти и в то же время исключающего возможность её превращения в тиранию. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распростране- нию этого института в мире. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Современное представление о президенте основывается на отождествлении его с главой государства.
В Республике Беларусь институт президентства был введён одновременно с принятием новой Конституции 15 марта 1994 года. Введение поста Президента в нашей стране было обусловлено именно республиканской формой правления. К тому же мировой опыт показывает, что выход из экономического кризиса оптимально обеспечивается через силь- ную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, при- нятие и реализация наиболее рациональных решений. На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа. Согласно Конституции 1994 года Президент Республики Беларусь наделялся рядом су- щественных полномочий, однако, ведущая роль в политической системе принадлежала парламенту – Верховному Совету, что приводило к смещению баланса сил и к противо-
стоянию между законодательной и исполнительной властью, что нашло своё выражение в игнорировании многих президентских инициатив. В этой ситуации Президент выступил инициатором проведения Республиканского рефе- рендума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом два проекта новой редакции Конституции, которые носили взаимоисклю- чающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование государствен- ной власти с доминирующим положением президента, в другом – упразднение поста Президента и установление парламентской республики. На референдуме был принят президентский вариант Конституции. Он создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. В результате, кроме законодатель- ной, исполнительной и судебной ветвей власти юридически оформилась ещё одна ветвь власти – президентская. Президент Беларуси более не является главой исполнительной власти, как это предусмотрено Конституцией 19994 года, он – Глава государства. Повы- шеен статус исполнительной власти в системе государственных органов, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века. Законодательная власть более не находится в привилегированном положении и приобрела более цивилизованную форму. Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов (см. ст. 79 Конституции Республики Беларусь). Основные права, обязанности и ответственность белорусского Президента закреплены в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и законе о Президенте Республики Беларусь. Функции президентской власти. Можно выделить следующие функции, которые пре- зидентская власть выполняет в политической системе белорусского общества: 1) Гарантийная функция. Президент – гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, эконо- мической и политической стабильности. 2) Арбитражно-интегративная функция. Президент находится над ветвями власти, над
другими государственными институтами в качестве арбитра в отношениях между ними, координирует их действия. 3) Контрольная функция. В отношении исполнительной власти - Правительство подотчёт- но президенту, ряд министерств и ведомств непосредственно подчинены Главе государст- ва. В отношении Парламента и суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов нарушения палатами Парламента Конституции Республик Беларусь.
Мировой опыт показывает, что сильная президентская власть – атрибут практически всех переходных обществ. Сегодня белорусское общество в целом осознаёт необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы об- щества для построения правового государства и демократического общества, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности. Эффектив- ная президентская власть выступает главной особенностью белорусской модели развития.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.005 с.) |