Тема 5: президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства. Парламент – национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5: президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства. Парламент – национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства.



  1. Место и роль института президентства в политической системе белорусского

 общества.

 2. Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского

 государства.

 3. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь как субъект осуществления

идеологической политики государства.

 

 

Место и роль института президентства в политической системе белорусского

Общества.

Термин «президент» происходит от лат. praesidens, что буквально означает «сидящий впе-

реди». Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на раз-

личных собраниях. В нынешнем значении термин «президент» начал употребляться толь-

ко с конца XVIII века, когда был учреждён институт президентства в США.

Возникновение института президентства было связано с поиском нового способа органи-

зации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполните-

льной власти и в то же время исключающего возможность её превращения в тиранию.

Эффективность функционирования президентства в США способствовала распростране-

нию этого института в мире. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Современное представление о президенте основывается на отождествлении его с главой государства.

 

В Республике Беларусь институт президентства был введён одновременно с принятием

новой Конституции 15 марта 1994 года. Введение поста Президента в нашей стране было

обусловлено именно республиканской формой правления. К тому же мировой опыт показывает, что выход из экономического кризиса оптимально обеспечивается через силь-

ную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, при-

нятие и реализация наиболее рациональных решений. На сильную личность ориентирован и менталитет белорусского народа.

Согласно Конституции 1994 года Президент Республики Беларусь наделялся рядом су-

щественных полномочий, однако, ведущая роль в политической системе принадлежала

парламенту – Верховному Совету, что приводило к смещению баланса сил и к противо-

стоянию между законодательной и исполнительной властью, что нашло своё выражение

в игнорировании многих президентских инициатив.

В этой ситуации Президент выступил инициатором проведения Республиканского рефе-

рендума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. На ноябрьский референдум 1996 года были представлены Президентом и Парламентом два проекта новой редакции Конституции, которые носили взаимоисклю-

чающий характер. В первом варианте предусматривалось реформирование государствен-

ной власти с доминирующим положением президента, в другом – упразднение поста

Президента и установление парламентской республики.

На референдуме был принят президентский вариант Конституции. Он создал совершенно

новую модель государственного устройства Беларуси. В результате, кроме законодатель-

ной, исполнительной и судебной ветвей власти юридически оформилась ещё одна ветвь

власти – президентская. Президент Беларуси более не является главой исполнительной власти, как это предусмотрено Конституцией 19994 года, он – Глава государства. Повы-

шеен статус исполнительной власти в системе государственных органов, что отражает мировую тенденцию второй половины XX века. Законодательная власть более не находится в привилегированном положении и приобрела более цивилизованную форму.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов (см. ст. 79 Конституции Республики Беларусь). Основные права, обязанности и

ответственность белорусского Президента закреплены в ст. 84 Конституции Республики Беларусь и законе о Президенте Республики Беларусь.

Функции президентской власти. Можно выделить следующие функции, которые пре-

зидентская власть выполняет в политической системе белорусского общества:

1) Гарантийная функция. Президент – гарант Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, эконо-

мической и политической стабильности.

2) Арбитражно-интегративная функция. Президент находится над ветвями власти, над

другими государственными институтами в качестве арбитра в отношениях между ними,

координирует их действия.

3) Контрольная функция. В отношении исполнительной власти - Правительство подотчёт-

но президенту, ряд министерств и ведомств непосредственно подчинены Главе государст-

ва. В отношении Парламента и суда – это фактически складывающиеся отношения. Например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса

перед Конституционным Судом о наличии фактов нарушения палатами Парламента Конституции Республик Беларусь.

 

Мировой опыт показывает, что сильная президентская власть – атрибут практически всех

переходных обществ. Сегодня белорусское общество в целом осознаёт необходимость сильного института президентства, способного объединить все прогрессивные силы об-

щества для построения правового государства и демократического общества, создания необходимых условий для гармоничного и всестороннего развития личности. Эффектив-

ная президентская власть выступает главной особенностью белорусской модели развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.005 с.)