Роль сми в современных условиях. Идеологическая функция сми. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль сми в современных условиях. Идеологическая функция сми.



Социальная закономерность – чем более массовой становится политическая деятельность

в обществе, тем большую роль в политических и идеологических процессах начинают иг-

рать СМИ. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся осно-

вным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире.

Средства массовой информации (СМИ) – это социальный и политический институт; организационно-технические комплексы, обеспечивающие сбор, обработку и распростра-

нение информации в массовом масштабе. Разделяются на печатные, электронные и Интернет-СМИ.

Массовая информация – печатные, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы,

публично распространяемые через СМИ.

Адресат СМИ – аудитория, совокупность людей, возникающая на основе общности их

информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлет-

ворения этих потребностей.

Функции СМИ:

1. Информационно-просветительская;

2. Контроль и наблюдение за действиями институтов власти;

3. Нормативно – ценностная – создание норм поведения, социальных ценностей и целей;

4. Регулятивная – воздействие на стандарты и нормы поведения;

5.Идеологическая – распространение господствующей идеологии (пропаганда, агитация),

оправдание существующего порядка; создание положительного имиджа страны для граж-

дан и на международной арене; формирование общественного мнения, относительно по-

литики государства;

6.Мобилизационная – активное участие в политических сценариях, проведение кампаний за определённые политические курсы или реформы с использованием таких форм полити-

ческой коммуникации как пропаганда и агитация;

7. С помощью СМИ отдельные люди, группы, партии могут обнародовать свои взгляды и позиции;

8.Развлекательная – релаксация, сглаживание социальных противоречий и ослабление со-циально-политической напряжённости в обществе («клапан для выпускания пара»).

 

Рассмотрим более подробно идеологическую функцию СМИ и понятия пропаганда и аги-

тация.

Пропаганда – это форма политической коммуникации, задача которой состоит в том, что-

бы распространять среди аудитории СМИ определённую идеологию. Пропаганда условно

разделяется на три основных типа. Первый – «белая пропаганда», при которой источник информации хорошо известен, а сама информация не искажает, представленные в ней со-

бытия и факты. Второй тип – «серая» пропаганда, при которой источник информации не

идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприя-

тия. Третий тип – «чёрная пропаганда», которая скрывает источник информации, а ин-

формация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий. Иног-

да, в связи с этим, понятие «пропаганда» имеет негативный смысл - как навязывание,

внедрение лживых взглядов и ценностей в сознание людей с целью манипулирования их

деятельностью.

Понятие «агитация» не несёт изначально в себе никакой негативной нагрузки и может

быть определено как стандартная деятельность по распространению определённых идео-

логических доктрин и стимулированию политической активности населения.

 

СМИ в республике Беларусь.

Информационное поле – устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а СМИ и журналистика как социальный и политический институт. В настоящее

время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия и субъек-

том идеологических процессов. В информационном поле Беларуси выделяют шесть ос-

новных социальных типов СМИ:

1.Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной влас-

ти и управления.

2.Государственно-общественные СМИ.

3.СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие их пози-

ции и выходящие на их средства

4.Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и де-

ятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оце-

нок, отличающихся от официально принятых.

5.Сми коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли.

6.СМИ неполитических структур и организаций, имеющих «узкую» специализацию и

специфическую аудиторию.

С точки зрения количественных характеристик, по состоянию на 01.11.2007 года инфор-

мационное поле Беларуси включало 1251 периодическое издание, 9 информационных

агентств, 60 программ телевещания, 155 программ радиовещания.

В структуре периодических печатных изданий 704 газеты, 504 журнала. Две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издаётся на бело –русском, русском, английском, немецком, украинском, польском и других европейских языках. Самым тиражным периодическим изданием является газета «Советская Белорус-

сия, число читателей которой на начало четвёртого квартала 2007 года составило 500,7 тыс. Другие ведущие массово-политические газеты – «Рэспублiка», «Звязда», «Народная

газета», «Белорусская нива», «7 дней», «Знамя юности».

Сегодня общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных газет) составляет 844,4 тыс. экземпляров, в том числе по Брестской

области 156,2 тыс.экз.

В качестве приоритетных направлений в области электронных СМИ являются: увеличе-

ние  телерадиовещательными организациями республики передач собственного произво-

дства, развитие спутникового телевидения, цифрового теле- и радиовещания, сокращение ретранслируемых теле- и радиопрограмм.

По состоянию на 01.11. 2007 года в Министерстве Информации РБ зарегистрировано 215

теле- и радиопрограмм: 155 программ радиовещания (из которых 19 негосударственных) и 60 телевещания (33 негосударственной формы собственности). С 01.02.2005 года началась трансляция белорусского спутникового телеканала «Беларусь - ТВ» Белтеле- радиокомпании.

Расширяют своё вещание региональные телевещательные корпорации, развивается каабе-

льное телевидение. Неотъемлемыми инфраструктурными элементами информационного поля Беларуси являются Республиканское государственное объединение «Белпочта» и торговые унитарные предприятия «Белсоюзпечать».

 

Информационное поле республики имеет определённые региональные особенности. Так, в

Брестской области насчитывается 42 печатных издания: 39 газет (из них 19 негосударст-

венных) и 3 журнала. Издаются областные газеты «Заря», «Народная трибуна». Действуют 7 эфирных телестудий: 4 государственные и 3 негосударственные студии. Ра-

ботают 23 оператора кабельного телевидения и 16 студий местного проводного радио. За-

регистрированы 2 студии эфирного FM – радио. В сети Интернет создан сайт Брестского

облисполкома, ежедневно обновляются новостные блоки на сайте и страницах регионов.

Информационная политика редакций государственных печатных и электронных СМИ на-

правлена на поддержку политики государства, освещение общественно-политической ситуации в регионе, конструктивное решение экономических и социальных проблем.

 

Наконец, постоянным структурным компонентом информационного поля Беларуси являя-

ются союзные СМИ. Прежде всего, Телерадиовещательная организация Союза Беларуси

и России. ТРО Союза зарегистрирована как электронное СМИ. К союзным СМИ относит-

ся газета «Союз. Беларусь и Россия» - периодическое издание Совета Министров Союзно-

го государства. Газета выходит тетрадкой-вложением в газетах «Российская газета» и

«Советская Белоруссия»; газета «Союзное вече», учредителем которой является Парла-

ментское Собрание Союза Беларуси и России; информационное агентство «Союз – Инфо» и Союзное информационное агентство.

Таковы основные характеристики белорусских СМИ как социального института. Основой

функционирования белорусских СМИ должно стать соблюдение всеми СМИ требования информационного обеспечения демократии. Деятельность СМИ должна базироваться на политическом и идеологическом плюрализме, признании идеологического и политичес-

кого многообразия. (статьи 4 и 5 Конституции РБ). Плюрализм СМИ предполагает, что все возможные взгляды, не выходящие за рамки конституционных норм, не только могут,

но и должны быть представлены обществу, быть доступными самым различным сегмен-

там массовой аудитории. Правилом деятельности белорусских СМИ должно быть соблю-

дение социальной, национальной, политической, культурной толерантности  - терпимос-

ти к взглядам других и настроенности на конструктивное взаимодействие.

 

 

                                

                             Вопросы для самопроверки:

1Дайте определение политической культуры.

2.Назовите основные типы политической культуры.

3.Перечислите основные функции политической культуры.

4.Какую роль в жизни общества играет политическая социализация?

5.Что такое политическое участие?

6.От каких факторов зависит политическое поведение?

7. В чём состоит гражданская позиция человека?

8. Каковы социальные функции СМИ?

9. Что такое информационное поле Беларуси и какие в нём присутствуют типы СМИ?

10.Как трактуется словосочетание «СМИ – «четвёртая власть»?

11. На чём должна основываться деятельность СМИ с позиции идеологии белорусского

государства?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.015 с.)