Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль сми в современных условиях. Идеологическая функция сми.
Социальная закономерность – чем более массовой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль в политических и идеологических процессах начинают иг- рать СМИ. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся осно- вным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире. Средства массовой информации (СМИ) – это социальный и политический институт; организационно-технические комплексы, обеспечивающие сбор, обработку и распростра- нение информации в массовом масштабе. Разделяются на печатные, электронные и Интернет-СМИ. Массовая информация – печатные, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ. Адресат СМИ – аудитория, совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлет- ворения этих потребностей. Функции СМИ: 1. Информационно-просветительская; 2. Контроль и наблюдение за действиями институтов власти; 3. Нормативно – ценностная – создание норм поведения, социальных ценностей и целей; 4. Регулятивная – воздействие на стандарты и нормы поведения; 5.Идеологическая – распространение господствующей идеологии (пропаганда, агитация), оправдание существующего порядка; создание положительного имиджа страны для граж- дан и на международной арене; формирование общественного мнения, относительно по- литики государства; 6.Мобилизационная – активное участие в политических сценариях, проведение кампаний за определённые политические курсы или реформы с использованием таких форм полити- ческой коммуникации как пропаганда и агитация; 7. С помощью СМИ отдельные люди, группы, партии могут обнародовать свои взгляды и позиции; 8.Развлекательная – релаксация, сглаживание социальных противоречий и ослабление со-циально-политической напряжённости в обществе («клапан для выпускания пара»).
Рассмотрим более подробно идеологическую функцию СМИ и понятия пропаганда и аги- тация. Пропаганда – это форма политической коммуникации, задача которой состоит в том, что- бы распространять среди аудитории СМИ определённую идеологию. Пропаганда условно разделяется на три основных типа. Первый – «белая пропаганда», при которой источник информации хорошо известен, а сама информация не искажает, представленные в ней со-
бытия и факты. Второй тип – «серая» пропаганда, при которой источник информации не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприя- тия. Третий тип – «чёрная пропаганда», которая скрывает источник информации, а ин- формация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий. Иног- да, в связи с этим, понятие «пропаганда» имеет негативный смысл - как навязывание, внедрение лживых взглядов и ценностей в сознание людей с целью манипулирования их деятельностью. Понятие «агитация» не несёт изначально в себе никакой негативной нагрузки и может быть определено как стандартная деятельность по распространению определённых идео- логических доктрин и стимулированию политической активности населения.
СМИ в республике Беларусь. Информационное поле – устойчивая совокупность социальных и политических связей и отношений, в которых массовая информация выступает как социальный и политический ресурс, а СМИ и журналистика как социальный и политический институт. В настоящее время СМИ являются одновременно и объектом идеологического воздействия и субъек- том идеологических процессов. В информационном поле Беларуси выделяют шесть ос- новных социальных типов СМИ: 1.Государственные СМИ, создаваемые и финансируемые органами государственной влас- ти и управления. 2.Государственно-общественные СМИ. 3.СМИ организаций и структур гражданского общества, открыто отстаивающие их пози- ции и выходящие на их средства 4.Альтернативные СМИ, которые финансируются негосударственными структурами, и де- ятельность которых направлена на формирование общественного мнения, взглядов, оце- нок, отличающихся от официально принятых. 5.Сми коммерческого характера, создаваемые ради получения прибыли. 6.СМИ неполитических структур и организаций, имеющих «узкую» специализацию и специфическую аудиторию. С точки зрения количественных характеристик, по состоянию на 01.11.2007 года инфор-
мационное поле Беларуси включало 1251 периодическое издание, 9 информационных агентств, 60 программ телевещания, 155 программ радиовещания. В структуре периодических печатных изданий 704 газеты, 504 журнала. Две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издаётся на бело –русском, русском, английском, немецком, украинском, польском и других европейских языках. Самым тиражным периодическим изданием является газета «Советская Белорус- сия, число читателей которой на начало четвёртого квартала 2007 года составило 500,7 тыс. Другие ведущие массово-политические газеты – «Рэспублiка», «Звязда», «Народная газета», «Белорусская нива», «7 дней», «Знамя юности». Сегодня общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных газет) составляет 844,4 тыс. экземпляров, в том числе по Брестской области 156,2 тыс.экз. В качестве приоритетных направлений в области электронных СМИ являются: увеличе- ние телерадиовещательными организациями республики передач собственного произво- дства, развитие спутникового телевидения, цифрового теле- и радиовещания, сокращение ретранслируемых теле- и радиопрограмм. По состоянию на 01.11. 2007 года в Министерстве Информации РБ зарегистрировано 215 теле- и радиопрограмм: 155 программ радиовещания (из которых 19 негосударственных) и 60 телевещания (33 негосударственной формы собственности). С 01.02.2005 года началась трансляция белорусского спутникового телеканала «Беларусь - ТВ» Белтеле- радиокомпании. Расширяют своё вещание региональные телевещательные корпорации, развивается каабе- льное телевидение. Неотъемлемыми инфраструктурными элементами информационного поля Беларуси являются Республиканское государственное объединение «Белпочта» и торговые унитарные предприятия «Белсоюзпечать».
Информационное поле республики имеет определённые региональные особенности. Так, в Брестской области насчитывается 42 печатных издания: 39 газет (из них 19 негосударст- венных) и 3 журнала. Издаются областные газеты «Заря», «Народная трибуна». Действуют 7 эфирных телестудий: 4 государственные и 3 негосударственные студии. Ра- ботают 23 оператора кабельного телевидения и 16 студий местного проводного радио. За- регистрированы 2 студии эфирного FM – радио. В сети Интернет создан сайт Брестского облисполкома, ежедневно обновляются новостные блоки на сайте и страницах регионов. Информационная политика редакций государственных печатных и электронных СМИ на- правлена на поддержку политики государства, освещение общественно-политической ситуации в регионе, конструктивное решение экономических и социальных проблем.
Наконец, постоянным структурным компонентом информационного поля Беларуси являя- ются союзные СМИ. Прежде всего, Телерадиовещательная организация Союза Беларуси и России. ТРО Союза зарегистрирована как электронное СМИ. К союзным СМИ относит- ся газета «Союз. Беларусь и Россия» - периодическое издание Совета Министров Союзно- го государства. Газета выходит тетрадкой-вложением в газетах «Российская газета» и «Советская Белоруссия»; газета «Союзное вече», учредителем которой является Парла- ментское Собрание Союза Беларуси и России; информационное агентство «Союз – Инфо» и Союзное информационное агентство.
Таковы основные характеристики белорусских СМИ как социального института. Основой функционирования белорусских СМИ должно стать соблюдение всеми СМИ требования информационного обеспечения демократии. Деятельность СМИ должна базироваться на политическом и идеологическом плюрализме, признании идеологического и политичес- кого многообразия. (статьи 4 и 5 Конституции РБ). Плюрализм СМИ предполагает, что все возможные взгляды, не выходящие за рамки конституционных норм, не только могут, но и должны быть представлены обществу, быть доступными самым различным сегмен- там массовой аудитории. Правилом деятельности белорусских СМИ должно быть соблю- дение социальной, национальной, политической, культурной толерантности - терпимос- ти к взглядам других и настроенности на конструктивное взаимодействие.
Вопросы для самопроверки: 1Дайте определение политической культуры. 2.Назовите основные типы политической культуры. 3.Перечислите основные функции политической культуры. 4.Какую роль в жизни общества играет политическая социализация? 5.Что такое политическое участие? 6.От каких факторов зависит политическое поведение? 7. В чём состоит гражданская позиция человека? 8. Каковы социальные функции СМИ? 9. Что такое информационное поле Беларуси и какие в нём присутствуют типы СМИ? 10.Как трактуется словосочетание «СМИ – «четвёртая власть»? 11. На чём должна основываться деятельность СМИ с позиции идеологии белорусского государства?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.015 с.) |