Виды избирательных систем. Стадии избирательного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды избирательных систем. Стадии избирательного процесса.



Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся

выборы, - избирательная система. Основы избирательной системы обычно определяют-

ся Конституцией и конкретизируются в избирательном праве. Избирательная система в

каждой стране создаётся в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями.

В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к следующим трём типам: мажоритарному, пропорциональному, смешан-

ному.

В основу мажоритарной (фр. majorite – большинство) избирательной системы положен

принцип большинства. Согласно этому принципу избранным по избирательному округу

считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов. Поскольку

большинство бывает относительным, абсолютным и квалифицированным, различают три

разновидности этой системы.

При мажоритарной избирательной системе относительного большинства победившим

считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его соперников. При та-

кой системе, как правило, не устанавливается обязательный минимум участия избирате-

лей в голосовании.

При мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным ста-

новится кандидат, набравший свыше 50% голосов. При такой системе обычно устанавли-

вается нижний порог участия избирателей в голосовании. Поскольку на практике дости-

жение абсолютного большинства труднодостижимо, проводится второй тур голосования.

К участию в нём допускаются два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре. Для победы кандидату достаточно набрать относительное большинство голо-

сов.

В Республике Беларусь при проведении президентских выборов и выборов в Палату представителей действует мажоритарная избирательная система абсолютного большин-

ства. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50% граждан, включённых в списки избирателей. Победителем считается кандидат, за которого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов выбор-

щиков, принявших участие в голосовании (ст. 82 Конституции Республики Беларусь).

Выборы в Палату представителей признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% граждан, включённых в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25%+1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, назначается второй тур выборов.

В нём принимают участие два кандидата, набравших наибольшее количество голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, завоевавший 25% +1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей.

При проведении выборов в местные Советы в Республике Беларусь действует мажори-

тарная избирательная система относительного большинства.

При мажоритарной избирательной системе квалифицированного большинства избран-

ным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3, ¾ от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны.

Эта система применяется редко, как наименее результативная.

Основными достоинствами мажоритарной избирательной системы являются следующие:

1) учитывает мнения большинства избирателей при формировании органов власти;

2) предопределяет господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать

стабильное правительство, что способствует стабильности политической системы общест-ва в целом (Великобритания, США, Канада, Индия);

3) способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и

кандидатом (в последствии депутатом);

4) позволяет персонифицировать выборы, т.е. обратить внимание избирателей на личные

качества кандидатов;

5) позволяет участвовать в выборах независимым кандидатам;

6) при этой системе достаточно просто подсчитываются голоса избирателей, поэтому

можно обеспечить простой и понятный всем контроль за ходом и результатами выборов.

Вместе с тем, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и существен-

ные недостатки:

1) значительное число голосов избирателей (вплоть до 49%), поданных за потерпевшего поражение кандидата пропадает и не влияет на распределение депутатских мандатов;

2) это может способствовать ослаблению легитимности власти, вызвать недоверие к суще-

ствующему строю;

3) зависимость депутатов от выборщиков побуждает их защищать местные интересы в ущерб общегосударственным;

4) дополнительные расходы в случае проведения второго тура голосования.

На преодоление указанных недостатков претендует пропорциональная избирательная система. Эта система в современном мире распространена более широко. В её основу положен принцип пропорциональности между поданными за партию голосами и получен-

ными ею мандатами. Проводимые на этой основе выборы являются строго партийными.

Избиратели голосуют не за конкретного кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, то есть за её программу. Если в списке от партии 7 кандидатур, а партия выиграла

3 места, то депутатами станут 3 первых кандидата списка. Для определения результата голосования устанавливается квота – т.е. минимум голосов, необходимый для избрания одного кандидата. Для этого общее число поданных голосов делится на число депутатских

мест. Места между партиями определяются делением полученных голосов на квоту. Для

того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна «пройти порог», то есть

получить определённый процент голосов. В России – 7%, Германии, Италии – 5%, Турции

- 10%, в Дании – 2%. Партии не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

Достоинствами пропорциональной избирательной системы являются:

1) даёт возможность в большей мере учитывать интересы отдельных социальных и поли-

тических групп;

2) способствует развитию политического плюрализма, многопартийности.

Недостатки пропорциональной избирательной системы:

1) сложности при формировании правительства;

2) сильная зависимость кандидатов от партийного аппарата, а не от избирателей;

3) слабая связь между депутатами и избирателями и др.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорцио-

нальной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы. Суть данной системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы,

а другая – в соответствии с принципами пропорциональной. Например, в России в Госу-

дарственную Думу избирается 450 депутатов, из них 225 – по одномандатным округам

(избирается по одному депутату от каждого округа по мажоритарной системе относитель-

ного большинства) и 225 – по федеральному округу на основе пропорциональной систе-

мы. При этом избиратель получает два голоса: одним он голосует за конкретного кандида-

та, а другим – за политическую партию.

Успех избирательной кампании в значительной мере зависит от технологии её проведе-

ния. Проведение выборов в органы государственной власти связано с разнообразными

событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикация-

ми в СМИ. Это и есть избирательный процесс – комплекс разворачивающихся в стране со-

бытий, связанных с выборами. Частью единого избирательного процесса является избира-

Тельная кампания.

Избирательные кампании, независимо от типа выборов, имеют одинаковые этапы, кото-

рые определяются законами о выборах данного государства.

Понятие «избирательная кампания» обычно употребляется в двух значениях: 1) по отно-

шению ко всему государству; 2) по отношению к отдельным партиям и кандидатам.

Избирательная кампания по отношению к государству включает мероприятия государст-

ва по организации и проведению выборов:

- назначение даты выборов;

- создание избирательных органов, ответственных за проведение выборов;

- организация избирательных округов, участков; регистрация избирателей;

- регистрация кандидатов в депутаты;

- организация финансирования;

- печатание бюллетеней;

- охрана порядка в ходе проведения выборов;

- определение результатов голосования;

- извещение избирателей о результатах выборов.

Избирательная кампания по отношению к отдельным партиям и кандидатам – это система мероприятий, проводимых соперничающими партиями или кандидатами на выборах. Она включает следующие этапы:

- после назначения даты выборов происходит выдвижение кандидатов; кандидат создаёт штаб для координации работы своей команды, состоящей из доверенных лиц, групп под-

держки, агитаторов, спонсоров; формируется денежный фонд кандидата; решаются вопросы социально-политологического обеспечения избирательной кампании, как совокупности специальных исследований с целью сбора разнообразной информации и мониторинга предвыборной ситуации; решаются вопросы об источниках финансирования,

о связях со СМИ, помещении, транспорте, оргтехнике и т.п.;

- регистрация кандидатов в избирательных комиссиях в соответствии с законодательством государства;

- выработка стратегии и тактики избирательной кампании, разработка предвыборной про-

граммы (платформы), создание привлекательного облика кандидата (политический марке-

тинг);

- агитационная кампания, встречи с избирателями, публикации в СМИ, выступление по

радио и на телевидении, распространение плакатов и листовок, теледебаты; главная цель агитационной кампании – завоевание голосов как можно большего числа избирателей, или организация общественного мнения. «Паблик рилейшнз» (public relations), PR (пи-

ар) – при дословном переводе с английского означает «связи с общественностью» - ком-

плекс мероприятий по продвижению человека, общественного движения, партии, компа-

нии и пр.Понятие «пиар» очень тесно связано с такими терминами, как реклама, пропа-

ганда, агитация, манипуляция. Виды PR: белый – пиар в первоначальном значении этого

слова; серый – кандидат создаёт ситуацию прямого обмана с целью выставить себя в кра-

сивом виде; чёрный – ложь, направленная на дискредитацию соперника, на разрушение его положительного имиджа.

- день выборов, голосование.

 

Особое значение придаётся открытости и прозрачности избирательного процесса. В Рес-

публике Беларусь Избирательным кодексом предусмотрен институт наблюдателей. В ка-

честве наблюдателей могут быть представители политических партий, трудовых коллективов, общественных объединений, избирателей, СМИ, депутаты всех уровней и

члены Совета Республики, а в качестве международных наблюдателей – представители иностранных государств и международных организаций. Законом предусматривается

присутствие наблюдателей на заседаниях комиссий по проведению выборов, при прове-

дении досрочного голосования и голосования на дому, а в день проведения голосования

в отведённых для него помещениях с момента опечатывания урн для бюллетеней до

окончания подведения результатов голосования.

 

В избирательном кодексе определяется система комиссий по проведению выборов, регла-

ментируется порядок их создания, компетенция и порядок работы. Комиссии образуются

из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых

коллективов и представителей граждан. Возглавляет систему комиссий Центральная ко-

миссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

Так, в выборах депутатов Национального Собрания принимает участие Центральная ко-

миссия, 110 окружных и участковые комиссии. Для подготовки и проведения выборов

Президента Республики Беларусь образуются: Центральная комиссия, областные и Минская городская комиссия, районные, городские, участковые комиссии. Избирательные комиссии обязаны информировать граждан о своей работе, составе, месте нахождения и

времени работы, списках избирателей, они знакомят население с избирательными программами кандидатов и политических партий, сообщают гражданам сведения о кандидатах, о результатах голосования, следят за тем, чтобы не было нарушений законодательства о выборах.

 

Право выдвижения кандидатов в президенты Республики Беларусь принадлежит гражда-

нам Республики Беларусь при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей.

Право выдвижения кандидатов в депутаты Палаты представителей, в депутаты местных советов депутатов принадлежит политическим партиям, трудовым коллективам, а также

гражданам путём сбора подписей.

Право выдвижения кандидатов в члены Совета Республики принадлежит президиумам местных Советов депутатов и соответствующим исполнительным комитетам.

Регистрация кандидатов в депутаты начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до

выборов. Отказ окружной комиссии в регистрации кандидата в депутаты Палаты предста-

вителей может быть обжалован в трёхдневный срок в Центральную комиссию, а решение последней – в Верховный Суд, который рассматривает жалобу в трёхдневный срок и вы-

носит окончательное решение. Отказ Центральной комиссии зарегистрировать лицо, вы-

двинутое кандидатом в президенты Республики Беларусь, может быть в трёхдневный срок обжалован в Верховный Суд, решение которого является окончательным.

Кандидаты в депутаты со времени их регистрации имеют право выступать на предвыбор-

ных и иных собраниях, в печати, по телевидению, радио. Государственные органы обязаны обеспечивать организацию встреч кандидатов с избирателями, предоставлять не-

обходимые справочные и информационные материалы. Государственные СМИ бесплатно

обнародуют материалы, подготовленные избирательными комиссиями, и предвыборные программы кандидатов. Государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение избирательных комиссий помещения, оборудование, транспортные средст-

ва.

Кандидаты в депутаты с момента регистрации должны быть освобождены от выполнения служебных обязанностей, оформив очередной отпуск либо отпуск без сохранения зарплаты. На оплату расходов по изготовлению предвыборных материалов кандидату в президенты выделяются средства из бюджета в размере 2300 минимальных зарплат,

кандидату в депутаты Палаты представителей – 50, кандидату в депутаты областного, минского городского Совета депутатов – 8, районного, городского Совета депутатов – 4

минимальных зарплаты.

 

В соответствии со ст.70 Конституции Республики Беларусь организация и проведение выборов и референдумов осуществляются за счёт государства, а также за счёт средств

общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан. Стремясь

максимально обеспечить равенство всех кандидатов в депутаты, закон не предусматривает возможность формирования индивидуальных финансовых кандидатов. Определены условия создания только общего внебюджетного фонда. создаваемого при Центральной комиссии, средства которого бесплатно распределяются между кандидатами. Иная финан-

совая поддержка кандидатов, кроме внесения средств в общий внебюджетный фонд, запрещается.

Запрещено прямое или косвенное участие иностранных государств, предприятий и организаций с иностранными инвестициями в оказании материальной помощи и в финансировании мероприятий по подготовке выборов и референдумов.

 

Ответственность за организацию голосования, обеспечения тайны волеизъявления, поддержание порядка несёт участковая комиссия. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избиратель вправе проголосовать досрочно, но не ранее пяти дней до выборов, не объясняя причин, в присутствии не менее двух членов участковой комиссии. По просьбе избирателей, которые не могут прийти в день выборов на избирательные участки, участковая комиссия должна организовать голосование по

месту нахождения этих лиц.

Подсчёт голосов избирателей проводится членами избирательной комиссии. К протоколу. направляемому вы вышестоящую комиссию, прилагаются заявления доверенных лиц кандидатов или других граждан, если они имеются, и принятые пол ним решения комис-

сии.

В Республике Беларусь возможно проведение повторных выборов, если в первом и втором туре выборы были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы проводятся в срок, установленный территориальной избирательной комиссией, и в соответствии с Избирательным кодексом.

 

В большинстве современных государств голосование является правом, но не обязаннос-

тью. Однако, значительная часть электората уклоняется от участия в голосовании на вы-

борах. Подобное электоральное поведение называется абсентеизмом (от лат. absens – отсутствующий). Причины такого поведения являются: падение доверия граждан к влас-

ти, протест против существующих порядков, плохая организация выборов, безразличие к

будущим результатам выборов и др. Абсентеизм распространён среди молодёжи, лиц с низким уровнем образования и политической культуры, малообеспеченных слоёв населе-

ния.

В Республике Беларусь голосование не является обязательным. Избиратель сам принимает

решение об участии в выборах.

 

Таким образом, избирательная система призвана выражать и защищать интересы граждан

своей страны, их демократические права, важнейшее из которых – право избирать и быть

избранным в государственные органы власти. Выборы – это проверка, оценка народом деятельности правящих и оппозиционных политических сил. Выражая доверие и недоверие, избиратели воздействуют на содержание государственной политики, партий-

ных программ, корректируя их в том или ином направлении.

 

                                        Вопросы для самопроверки:

1. Каково место профсоюзов в политической системе белорусского общества?

2. Каковы правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь?

3. В чём суть реформирования профсоюзов на современном этапе?

4. В чём сущность идеологического обеспечения профсоюзного движения в Республике Беларусь?

5. В чём заключается суть социального партнёрства?

6. Что такое выборы и какие функции они выполняют в обществе?

7. Каковы основные отличия мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?

8. Какой тип избирательной системы действует в Беларуси?

9. Назовите основные этапы избирательной кампании?

10. Имеют ли право кандидаты в депутаты использовать СМИ для предвыборной агитации?

11. Кем финансируются выборы в Республике Беларусь?

12. Что такое абсентеизм? Каковы его причины?

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.067 с.)