Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Излишки потребителей и благосостояние . Компенсированный спрос
Рассмотрим потребительские излишки как способ измерения динамики индивидуального и общественного благосостояния потребителей. Представим себе кривую рыночного спроса как графическое отображение суммы прогнозируемых предельных полезностей, которые потребители собираются получить от покупаемого товара. Тогда общественный потребительский излишек можно рассматривать как разницу между совокупной предельной полезностью и их фактическими расходами на покупку товара. Этот излишек называется мар-шаллианским. Рынок, в котором сложились равновесные цены, через механизмы цен распределяет товары между потребителями таким образом, чтобы суммарная полезность была максимальной. Поэтому потребительские излишки являются одним из важнейших показателей общественного благосостояния. Предположим, государство вводит налог на производителя, который приводит к повышению равновесной цены с уровня до уровня. В результате повышения цены сократится потребление товара с уровня Q1 уровня Q2 (рис. 3.10). Потери благосостояния потребителей могут быть выражены площадью трапеции А + В. При этом в доход государства идет лишь площадь прямоугольника А, определяемая как Sa = Q 2 x (P1-P2 )- Остальная площадь потерь в размере треугольни- 66 ка В составляют безвозвратные потери общественного излишка (deadweight loss — потери «мертвого груза»): SB =1/2 (Q 1 – Q2) х (P 2 – P 1)- Более точное измерение потребительских излишков можно осуществить, если использовать не обычную (маршаллианскую) кривую спроса, а кривую компенсированного спроса, которая показывает зависимость объема спроса от изменений цены с учетом компенсации дохода, обеспечивающей начальный уровень полезности, другими словами, реакцию спроса без учета действия эффекта дохода. Как правило, компенсированный спрос менее эластичен, чем обычный, а значит, менее чувствителен к ценовым колебаниям. Но с уменьшением общего объема потребления разница становится все менее существенной. Индексы дохода Поскольку цены в рыночной экономике постоянно изменяются, потребительский доход, представленный определенной денежной'суммой, может иметь различную покупательную способность. В этом случае различают номинальный и реальный доход. Номинальный доход соответствует денежной сумме дохода, выраженной в действующих ценах данного периода. Реальный доход отражает покупательную способность, нынешнего дохода, соответствующую ценам прошлого, базисного периода.
Реальный доход можно выразить через номинальный доход, уменьшенный на величину инфляции за истекший период: Ir = In: I p где 1Р — индекс изменения цен товаров. 67 Для оценки изменения цен существует целая система статистических индексов. Приведем некоторые из них. Индекс Ласпейраса рассчитывается как изменение цен на базисную потребительскую корзину, произошедшее за текущий период, и определяется по формуле IL = P1 x 0: P0 x 0 где P 0, P1 — цены всех товаров, входящих в базисную корзину ха соответственно в базисном и текущем периодах. Отражая динамику цен на базисную корзину, индекс Ласпейраса не учитывает изменения в структуре и ассортименте потребления, следовательно, в нем игнорируется эффект замещения и отражается лишь эффект дохода, что приводит к некоторому завышению оценки роста цен.. Индекс Пааше рассчитывается как оценка стоимости текущей потребительской корзины в ценах базисного периода: IP = P1 x 1: P0 x 1 где Р0, Р1 — цены всех товаров, входящих в текущую потребительскую корзину х, соответственно в базисном и текущем периодах. Индекс Пааше в полной мере не отражает эффект дохода, вызванный изменением благосостояния потребителя за истекший период, поэтому он несколько занижает оценку инфляции. Для устранения недостатков, присущих обоим индексам, рассчитывается их средняя геометрическая величина, получившая название индекса Фишера: КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 1. Теория спроса изучает поведение экономического субъекта, обобщенно называемого «потребитель». Исследуются вопросы, как потребитель организует свою экономическую деятельность, т.е. как он принимает и реализует решение б потреблении. Для этого выясняется, какие мотивы движут потребителем, определяя его решение о покупке того или иного набора благ, как формируются и расходуются его денежные средства, какие решения будут оптимальными, как принятое решение повлияет на индивидуальный и общественный спрос.
68
2. Рыночный спрос формируется из совокупности решений о по 3. Функция полезности — целевая функция модели потреби 4. Предельная полезность — это дополнительная полезность, по
5. Для определения оптимального потребительского выбора 6. Посредством методологии нахождения оптимума потребите 7. Изменение цены воздействует на потребляемый объем (объем 69 склонен изменить структуру потребления, отказываясь от покупки относительно подорожавшего блага и покупая на высвободившиеся средства относительно подешевевшее благо. Это есть эффект замещения. 8. Общественный потребительский излишек рассматривается 9. Для оценки изменения цен существует целая система стати
Ключевые понятия
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопросы для обсуждения 1. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной ли 2. Какие виды функции полезности вы знаете? 3. Как аналитически найти оптимум потребителя? 70
4. Как определить степень заменяемости благ по линии «цена — потреб 5. Может ли быть противоположным действие эффекта дохода и эффек 6. Что такое компенсированный спрос? 7. От чего зависит благосостояние потребителя? Примеры решения задач Задача 1. Дана функция полезности: U = 2ху, где х,у — объемы благ. Цены благ: Рх = 8, Ру = 5, доход I = 96. Определите выбор потребителя. Решение Решение задачи сводится к тому, чтобы найти такие количественные значения х и у, при которых функция полезности U = 2ху достигала бы своего максимума при заданных бюджетных ограничениях. Одним из способов решения оптимизационной задачи является применение эквимаржинального принципа: MUx: Рх = MUy: Ру; MUx= pU: px=2 y MUy = p: py =2 x. Бюджетная линия определяется уравнением I = pxx+ Руу. Таким образом, необходимо решить систему уравнений: 2у: 8 = 2х: 5; 8х + 5y = 96 относительно х и у. Получается, что х = 6, у = 9,6. При этом U = 1 15,2. Задача 2, По данным, приведенным в таблице, рассчитайте индексы цен по методам Ласпейраса и Пааше.
Решение Индекс Ласпейраса /, = (30 х 3100 + 12 х 590): (25 х 3100 + 10 х 590) = - 1,2036... Индекс Пааше 1р = (30 х 3550 + 12 х 600): (25 х 3550 + 10 х 600) = = 1,2253... Тесты 1. При росте потребительского бюджета линия «доход — потребление» для «неполноценного» блага имеет вид линии: а) убывающей; б) возрастающей; 71 в)горизонтальной; г) вертикальной. 2. При росте цены на заменяемое благо линия «цена — потребление* а) убывающей; б) возрастающей; в) горизонтальной; г) вертикальной. 3. Может ли уменьшение цены блага приводить к уменьшению его по а) только в виде исключения; б) если эффект дохода превышает эффект замещения и оба эффек в) если эффект замещения больше эффекта дохода; г) если линня «доход — потребление» — убывающая. 4. Увеличение дохода потребителя графически выражается: а) в увеличении наклона бюджетной линии; б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо (вверх); в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево (вниз); г) сдвиге кривой безразличия от начала координат. 5. В точке оптимума потребителя не выполняется следующее усло- вие: Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993. Гл. 6. Дополнительная Бомол У., Блайндер А. Экономикс. Принципы и политика. 9-е изд. М.: .ЮНИТИ, 2004. Гл. 4. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 2-10. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т. СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 1. Гл. 3-5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.: Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 2, Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 2. Гл. 23. Франк РЛ. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 3—8. ХайманД.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т. М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 1. Гл. 3—4. а) потребители достигают максимально возможной полезности; б) бюджет потребителя израсходован полностью; в) кривая безразличия касается бюджетной линии; г) на каждую ценовую единицу затрат по каждому из благ потреби ЛИТЕРАТУРА Основная ДоланЭ.Дж.,ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.5. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., пере- раб. и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 5. Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 3—4. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 3. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 3. 72 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА Глава 4 Рыночный механизм — это взаимодействие спроса и предложения. Исследовав принципы формирования рыночного спроса, мы должны сделать то же и в отношении предложения. Иначе говоря, предметом анализа становится исследование поведения производителей. Поэтому следующим шагом микроэкономического анализа является изучение процесса принятия экономических решений производителями, суть которых сводится к поиску ответа на три вопроса: 1) что производить? 2) как производить? 3) в каком количестве производить?
Центральная проблема непосредственного процесса производства — как производить? Принимая во внимание, что она должна решаться с учетом требований рационального использования ресурсов, в производственном аспекте задача производителя сводится к выбору эффективного способа производства, способного обеспечить максимальный объем выпуска при заданном количестве ресурсов. Решение этой задачи связано с определением оптимальной комбинации факторов и оптимального размера производства. Поиск возможных решений лежит в плоскости анализа закономерностей производства.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.053 с.) |