Излишки потребителей и благосостояние . Компенсированный спрос 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Излишки потребителей и благосостояние . Компенсированный спрос



Рассмотрим потребительские излишки как способ измерения ди­намики индивидуального и общественного благосостояния потреби­телей. Представим себе кривую рыночного спроса как графическое отображение суммы прогнозируемых предельных полезностей, кото­рые потребители собираются получить от покупаемого товара. Тогда общественный потребительский излишек можно рассматривать как разницу между совокупной предельной полезностью и их фактиче­скими расходами на покупку товара. Этот излишек называется мар-шаллианским. Рынок, в котором сложились равновесные цены, через механизмы цен распределяет товары между потребителями таким об­разом, чтобы суммарная полезность была максимальной. Поэтому по­требительские излишки являются одним из важнейших показателей общественного благосостояния.

Предположим, государство вводит налог на производителя, ко­торый приводит к повышению равновесной цены с уровня до уровня. В результате повышения цены сократится потребление товара с уров­ня Q1 уровня Q2 (рис. 3.10). Потери благосостояния потребителей могут быть выражены площадью трапеции А + В. При этом в доход государства идет лишь площадь прямоугольника А, определяемая как Sa = Q 2 x (P1-P2 )- Остальная площадь потерь в размере треугольни-

66


ка В составляют безвозвратные потери общественного излишка (deadweight loss — потери «мертвого груза»): SB =1/2 (Q 1 Q2) х (P 2 – P 1)-

Более точное измерение потребительских излишков можно осу­ществить, если использовать не обычную (маршаллианскую) кривую спроса, а кривую компенсированного спроса, которая показывает зави­симость объема спроса от изменений цены с учетом компенсации до­хода, обеспечивающей начальный уровень полезности, другими сло­вами, реакцию спроса без учета действия эффекта дохода. Как прави­ло, компенсированный спрос менее эластичен, чем обычный, а значит, менее чувствителен к ценовым колебаниям. Но с уменьшением обще­го объема потребления разница становится все менее существенной.

Индексы дохода

Поскольку цены в рыночной экономике постоянно изменяются, потребительский доход, представленный определенной денежной'сум­мой, может иметь различную покупательную способность. В этом слу­чае различают номинальный и реальный доход. Номинальный доход соответствует денежной сумме дохода, выраженной в действующих ценах данного периода. Реальный доход отражает покупательную спо­собность, нынешнего дохода, соответствующую ценам прошлого, ба­зисного периода.

Реальный доход можно выразить через номинальный доход, уменьшенный на величину инфляции за истекший период:

Ir = In: I p

где     1Р индекс изменения цен товаров.

67


Для оценки изменения цен существует целая система статисти­ческих индексов. Приведем некоторые из них.

Индекс Ласпейраса рассчитывается как изменение цен на базис­ную потребительскую корзину, произошедшее за текущий период, и определяется по формуле

IL = P1 x 0:  P0 x 0

где P 0, P1 цены всех товаров, входящих в базисную корзину ха соответственно в ба­зисном и текущем периодах.

Отражая динамику цен на базисную корзину, индекс Ласпейраса не учитывает изменения в структуре и ассортименте потребления, сле­довательно, в нем игнорируется эффект замещения и отражается лишь эффект дохода, что приводит к некоторому завышению оценки роста цен..

Индекс Пааше рассчитывается как оценка стоимости текущей потребительской корзины в ценах базисного периода:

IP = P1 x 1:  P0 x 1

где Р0, Р1 — цены всех товаров, входящих в текущую потребительскую корзину х, со­ответственно в базисном и текущем периодах.

Индекс Пааше в полной мере не отражает эффект дохода, выз­ванный изменением благосостояния потребителя за истекший пери­од, поэтому он несколько занижает оценку инфляции.

Для устранения недостатков, присущих обоим индексам, рассчи­тывается их средняя геометрическая величина, получившая название индекса Фишера:

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Теория спроса изучает поведение экономического субъекта, обобщенно называемого «потребитель». Исследуются вопро­сы, как потребитель организует свою экономическую дея­тельность, т.е. как он принимает и реализует решение б по­треблении. Для этого выясняется, какие мотивы движут потребителем, определяя его решение о покупке того или иного набора благ, как формируются и расходуются его де­нежные средства, какие решения будут оптимальными, как принятое решение повлияет на индивидуальный и обществен­ный спрос.

68


 

2. Рыночный спрос формируется из совокупности решений о по­
купке товара (блага) отдельными потребителями. Действуя
рационально, потребитель выбирает те блага или наборы благ,
которые обеспечивают ему наибольшую полезность. Посколь­
ку в достижении своих предпочтений потребитель всегда ог­
раничен величиной располагаемых средств, в процессе при­
нятия решения речь идет об оптимизации полезности.
Результатом процесса оптимизации является принятое реше­
ние о структуре и количестве приобретаемых по определен­
ным ценам благ и называется потребительским выбором.

3. Функция полезности — целевая функция модели потреби­
тельского выбора — представляет собой зависимость макси­
мально возможного уровня полезности от потребления опре­
деленного количества благ.

4. Предельная полезность — это дополнительная полезность, по­
лученная за счет увеличения потребления данного блага на
одну единицу. Принцип убывающей предельной полезности
состоит в том, что с ростом потребления какого-либо одного
блага при фиксированном объеме потребления всех осталь­
ных благ общая полезность возрастает убывающими темпа­
ми, а предельная полезность при этом убывает.

 

5. Для определения оптимального потребительского выбора
необходимо совместить предпочтения потребителя, представ­
ленные картой безразличия, с бюджетным ограничением по­
требителя, представленным бюджетным множеством. Оп­
тимум достигается в точке, где бюджетная линия касается
соответствующей кривой безразличия, т.е. имеет с ней толь­
ко одну общую точку. Данная кривая безразличия будет един­
ственной для этой точки.

6. Посредством методологии нахождения оптимума потребите­
ля можно проанализировать его реакцию на изменение дохо­
дов и цен, что, с одной стороны, позволит классифицировать
потребителей по уровню доходов и видам потребления, с дру­
гой — построить кривую индивидуального, а затем и рыноч­
ного спроса.

7. Изменение цены воздействует на потребляемый объем (объем
спроса) двояко. Например, снижение цены какого-либо од­
ного блага позволяет без изменения полезности высвободить
часть бюджета для дополнительного приобретения обоих благ.
Это явление называется эффектом дохода. Кроме того, сни­
жение цены может привести к тому, что потребитель будет

69


склонен изменить структуру потребления, отказываясь от покупки относительно подорожавшего блага и покупая на высвободившиеся средства относительно подешевевшее бла­го. Это есть эффект замещения.

8. Общественный потребительский излишек рассматривается
как разница между совокупной предельной полезностью то­
вара и фактическими расходами потребителей на его покуп­
ку. Рынок, в котором сложились равновесные цены, через ме­
ханизмы цен распределяет товары между потребителями
таким образом, чтобы суммарная полезность была максималь­
ной. Поэтому потребительские излишки являются одним из
важнейших показателей общественного благосостояния.

9. Для оценки изменения цен существует целая система стати­
стических индексов. Индекс Ласпейраса рассчитывается как
изменение цен на базисную потребительскую корзину, про­
изошедшее за текущий период. Индекс Пааше рассчитывает­
ся как оценка стоимости текущей потребительской корзины
в ценах базисного периода. Для устранения недостатков, при­
сущих обоим индексам, рассчитывается их средняя геомет­
рическая величина, получившая название индекса Фишера.

Ключевые понятия

 

Благо Оптимум (равновесие) потребителя
Бюджетная линия Полезность
Бюджетное множество Потребительский выбор
Законы Госсена , Потребительский излишек
Индексы цен Предельная норма замещения
Индивидуальный и рыночный спрос Предельная полезность
Компенсированный спрос Предмет роскоши
Кривая «доход — потребление» Товар Гиффена
Кривая «цена — потребление» Угловое решение
Кривая безразличия '                                    . 'Л Функция полезности *
Кривая Энгеля Эффект дохода и эффект замещения л. л                                                j. i
Нормальное благо 1

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной ли­
нии?

2. Какие виды функции полезности вы знаете?

3. Как аналитически найти оптимум потребителя?

70


 

4. Как определить степень заменяемости благ по линии «цена — потреб­
ление»?

5. Может ли быть противоположным действие эффекта дохода и эффек­
та замены?

6. Что такое компенсированный спрос?

7. От чего зависит благосостояние потребителя?

Примеры решения задач

Задача 1. Дана функция полезности: U = 2ху, где х,у — объемы благ. Цены благ: Рх = 8, Ру = 5, доход I = 96. Определите выбор потребителя. Решение

Решение задачи сводится к тому, чтобы найти такие количествен­ные значения х и у, при которых функция полезности U = 2ху дости­гала бы своего максимума при заданных бюджетных ограничениях. Одним из способов решения оптимизационной задачи является при­менение эквимаржинального принципа:

MUx: Рх = MUy: Ру;

MUx= pU: px=2 y

MUy = p: py =2 x.

Бюджетная линия определяется уравнением I = pxx+ Руу. Таким образом, необходимо решить систему уравнений:                             2у: 8 = 2х: 5;

  + 5y = 96 относительно х и у.

Получается, что х = 6, у = 9,6. При этом U = 1 15,2.

Задача 2, По данным, приведенным в таблице, рассчитайте индексы цен по методам Ласпейраса и Пааше.

 

 

Продукт питания

Март

Апрель

цена потребление цена потребление

Мука                               25

3 100              30

3550

Молоко                           10

590              12

600
         

Решение

Индекс Ласпейраса /, = (30 х 3100 + 12 х 590): (25 х 3100 + 10 х 590) =

- 1,2036...

Индекс Пааше 1р = (30 х 3550 + 12 х 600): (25 х 3550 + 10 х 600) =

= 1,2253...

Тесты

1. При росте потребительского бюджета линия «доход — потребление» для «неполноценного» блага имеет вид линии:

а) убывающей;

б) возрастающей;

71


в)горизонтальной; г) вертикальной.

2. При росте цены на заменяемое благо линия «цена — потребление*
имеет вид линии:

а) убывающей;

б) возрастающей;

в) горизонтальной;

г) вертикальной.

3. Может ли уменьшение цены блага приводить к уменьшению его по­
требления?

а) только в виде исключения;

б) если эффект дохода превышает эффект замещения и оба эффек­
та разнонаправлены;

в) если эффект замещения больше эффекта дохода;

г) если линня «доход — потребление» — убывающая.

4. Увеличение дохода потребителя графически выражается:

а) в увеличении наклона бюджетной линии;

б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо (вверх);

в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево (вниз);

г) сдвиге кривой безразличия от начала координат.

5. В точке оптимума потребителя не выполняется следующее усло-

вие:


Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993. Гл. 6.

Дополнительная

Бомол У., Блайндер А. Экономикс. Принципы и политика. 9-е изд. М.:

.ЮНИТИ, 2004. Гл. 4. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ,

1997. Гл. 2-10. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т.

СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 1. Гл. 3-5. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.:

Изд-во СПб.УЭиФ, 1996. Гл. 2, Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 2.

Гл. 23.

Франк РЛ. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 3—8. ХайманД.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т.

М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 1. Гл. 3—4.


а) потребители достигают максимально возможной полезности;

б) бюджет потребителя израсходован полностью;

в) кривая безразличия касается бюджетной линии;

г) на каждую ценовую единицу затрат по каждому из благ потреби­
тель получает одну и ту же полезность.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

ДоланЭ.Дж.,ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.5.

Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., пере-

раб. и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 5.

Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 3—4. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 3. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.:

Дело и сервис, 2002. Гл. 3.

72


ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА                  Глава 4

Рыночный механизм — это взаимодействие спроса и предложе­ния. Исследовав принципы формирования рыночного спроса, мы долж­ны сделать то же и в отношении предложения. Иначе говоря, предме­том анализа становится исследование поведения производителей. По­этому следующим шагом микроэкономического анализа является изучение процесса принятия экономических решений производителя­ми, суть которых сводится к поиску ответа на три вопроса: 1) что про­изводить? 2) как производить? 3) в каком количестве производить?

Центральная проблема непосредственного процесса производ­ства — как производить? Принимая во внимание, что она должна ре­шаться с учетом требований рационального использования ресурсов, в производственном аспекте задача производителя сводится к выбору эффективного способа производства, способного обеспечить макси­мальный объем выпуска при заданном количестве ресурсов. Решение этой задачи связано с определением оптимальной комбинации факто­ров и оптимального размера производства. Поиск возможных реше­ний лежит в плоскости анализа закономерностей производства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.053 с.)