Области экономической активности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Области экономической активности



В модели рыночного равновесия в общепринятом графическом представлении линии спроса и предложения как бы делят положитель­ный квадрант цен и объемов на четыре части, называемые зонами эко­номической активности (рис. 2.12). На рисунке они отмечены рим­скими цифрами: I —• «высокие цены» — область возможных продаж, но невозможных покупок. Рынок не формируется, сделки случайны, возможны лишь в случае сверхординарных всплесков спроса; II — «вы­сокие объемы» — выше линии спроса и ниже линии предложения ры­нок возникнуть не может, эта область называется «мертвой зоной» рынка данного блага; III — «низкие цены» область дешевых ассор­тиментов, возможных покупок, но невозможных продаж; IV — «область контрактов» — область, где заключаются реальные сделки. Сделки воз­можны в любой точке данной области, при любом соотношении цен и объемов, однако лишь в точке рыночного равновесия интересы про­давцов и покупателей будут одинаково соблюдены при максимально возможной выгоде для обоих контрагентов.

Общественные излишки

Общественная польза от установления равновесной цены, опре­деляемая взаимной выгодностью обмена между продавцом и покупа­телем при установившемся рыночном равновесии, обусловливается возникновением особого рода излишков потребителей и излишков про­ изводителей. Излишек потребителя — это разница между определяе­мой спросом суммарной полезностью покупателя от потребления то­вара и его затратами на покупку товара. На рисунке 2.13а суммарная

39



полезность задана площадью трапеции AEQ * О, затраты - площадью P * OQ * E. Следовательно, излишек равен плошади треугольника AEP*


Рис. 2.13. Графическое отображение суммарных излишков: в) потребителя; б) производителя

Излишек производителя есть разность между выручкой от реа­лизации продукции по равновесной цене и издержками производства. На рисунке 2.13б выручка представлена площадью Р* EQ * О, издерж­ки — площадью BEQ * О, соответственно, суммарный излишек произ­водителя равен площади треугольника ВР* Е.

Происхождение излишков связано с тем, что линии рыночных спроса и предложения представляют собой интегральные зависимо­сти, отражающие в себе характеристики спроса и предложения мно­гих индивидуальных продавцов и покупателей. Все отдельные поку­патели, имеющие резервируемые цены, превышающие равновесную цену, получают экономию, суммарная величина которой как раз и со­ставляет излишек общественного покупателя. Аналогично все отдель­ные продавцы, имеющие индивидуальные издержки ниже уровня про­дажной рыночной цены, получают дополнительную прибыль.

 

Государственное регулирование цен

 

Государство при помощи средств политической и экономической власти способно влиять на рыночные механизмы, вмешиваясь в про­цессы рыночного ценообразования. Цель такого вмешательства опре­деляется потребностями и задачами государственной экономической политики, потребностями общественного развития, безопасности, со­циальной справедливости и пр. Государственное воздействие на ры­ночное ценообразование имеет следующие формы.

40


1. Фиксированные цены. Государство устанавливает определен­ные фиксированные цены на отдельные товары или товарные группы, или фиксированные ценовые границы («коридоры»), или пороговые значения цен, выше или ниже которых цены изменяться не могут, фиксированные цены ниже равновесных обычно применяются для поддержания жизненного уровня потребителей, но могут привести к товарным дефицитам и возникновению «черного рынка» (рис. 2.14), где Р* — равновесная цена, Ргос цена, установленная государством, Рчр — «незаконная» цена черного рынка).

Рис. 2.14. Последствия установления фиксированных цен

Фиксированные цены выше- равновесных применяются для сти­мулирования производства важных видов продукции или поддержки производителей, но они чреваты затовариванием продукции и появ­лением незаконного (несанкционированного) предложения.

2. Регулирование рынка посредством воздействия на рыночный спрос осуществляется как прямыми (запретительные штрафы, лими­ты, рационирование потребления и пр.), так и косвенными методами (дотации, субсидии, подоходные налоги, налоги на потребление и т.д.). При регулировании косвенными методами происходит сдвиг кривой спроса в сторону расширения спроса (вправо вверх) либо его ограни­чения (влево вниз), в зависимости от направления политики. Экспан­сия спроса (стимулирование экономического роста) приводит к по­вышению цен и увеличению объемов, сжатие спроса (антиинфляци­онная политика), напротив, сопровождается снижением цен и объемов. При регулировании прямыми методами кривая спроса становится не­эластичной (вертикальной), что может привести к значительным ко­лебаниям цен.

41


3. Регулирование рынка путем воздействия на рыночное предло­жение также осуществляется прямыми и косвенными методами — че­рез прямые и косвенные налоги на производство и продажи, льготы, тарифы, квоты, лицензии, дотации продавцам и пр. Аналогично воз­действию на спрос регулирование косвенными методами приводит к сдвигам кривой предложения вправо или влево, что может сопро­вождаться экономическим ростом и снижением цен либо снижением объемов и ростом цен.

На рисунке 2.15 показаны последствия регулирования предло­жения прямыми методами, например посредством введения квоты на импорт иностранного товара, размер которой меньше равновесного

(Q гос< Q*).

О™.      О*          О

Рис. 2.15. Последствия установления тарифов на импорт

Вследствие введения квоты изменяется линия предложения - она становится ломаной - прежней, возрастающей до квотируемого объ­ема, и вертикальной, не зависимой от цены, после его достижения. Но­вое рыночное равновесие достигается в точке (P ¢, Q гoc), при котором цена намного выше первоначальной равновесной, что может стимули­ровать приток в страну незаконного предложения («контрабанды»).

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СВОЙСТВА

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ

Понятие эластичности

В экономических исследованиях часто требуется не только выя­вить взаимосвязь двух величин (показателей), но и определить ее сте­пень. Другими словами, надо ответить на вопрос — насколько изме-42


нится одна величина при заданном изменении другой величины. Для анализа чувствительности функции у = f (x) к изменению аргумента (х) могут применяться два метода.

1) Приростной метод, или дифференциальный анализ, показы­
вает, на сколько в абсолютном выражении изменится значение функ­
ции (Dy = y2-y1) при изменении аргумента на величину Dx = х2 – x 1,.
Это есть скорость изменения функции, или производная функции, или
мера абсолютной чувствительности функции. Данному методу свой­
ственны существенные недостатки. Во-первых, производная величи­
на у'(х) = lim (Dy: Dx) @ Dy: Dx  имеет размерность и зависит от масш­
таба выбранных единиц измерения. Например, при анализе линии
спроса, если размерность по оси объемов будет представлена более
крупными единицами, скажем тоннами вместо килограммов, то ее на­
клон будет намного круче, реакция спроса на скачки цен покажется
несущественной и это приведет к ошибкам в экономическом анализе.
Во-вторых, она имеет размерность, что не позволяет производить срав­
нительный анализ чувствительности различных функций, т.е. свойств
различных товаров.

2) Темповый метод показывает, на сколько процентов изменится
значение функции у(х) при изменении аргумента на один процент.
Данная мера относительной чувствительности функции называется
эластичностью функции, определяемой по формуле

Ey (x)= Dy(%): Dx(%)

Где Dy(%) = Dy: y

   Dx(%) = Dx: x

Эластичность не имеет размерности и представляет собой коэф­фициент, позволяющий производить сравнительный анализ функций. Если считать, что А(у) = у(х): х есть среднее значение функции у(х), а М(y) = у'(х) — предельное значение функции, а у'(х) ~ Dy: Dx, то получаем формулу для расчета коэффициента эластичности в различ­ных вариантах:

 

 

Подобно производной, эластичность является точечной характе­ристикой функции. Для решения практических задач бывает необхо­димо определить приближенное значение эластичности функции на заданном интервале изменения Dx = х2 - х{. Для этого рассчитывается дуговая (интервальная) эластичность:

E (х)=у'(х)х:у,

43


где х = (x 1 + x 2): 2 — средняя арифметическая величина пограничных значений ар-

гумента х;

у = (y 1 + y 2): 2 — средняя арифметическая величина значений функции у.

Свойства эластичности

Эластичность обладает следующими основными свойствами.

1. Если функция у(х) — убывающая (при возрастании х убывает
у(х) и наоборот), то коэффициент эластичности отрицателен: Е у(х) < 0;
если аргумент и функция связаны прямой зависимостью, то   Е у(х) > 0.
Это означает, например, что коэффициент ценовой эластичности спро­са, как правило, отрицателен.

2. Эластичности взаимно обратных функций есть взаимно обрат­ные величины: Е у(х) = 1: Е x (у) — это следует из определения эластич­ности.

3. Эластичность не зависит от масштаба единиц измерения. Пусть
α = Ах, β= By, тогда

Eβ(α)= = =Ey(x)

Виды эластичности

В экономической теории и практике экономического анализа наи­более распространены следующие виды эластичности.

1. Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене):

Ed(p)=(DQd:Qd):(DP:P)


Где Qd-величина спроса, Р-цена данного товара

Как правило, Е(р)< О, потому что спрос и цена связаны обрат­ной зависимостью. Поэтому на практике удобно использовать абсо­лютное значение эластичности: е = \Е (р) \.

Если 1 < ɛ < ∞, спрос называется эластичным, если 0 <ɛ< 1, то спрос называется неэластичным. Эластичный спрос присущ товарам: длительного пользования; с большим числом заменителей; дорогосто­ящим товарам; товарам, занимающим значительную долю в расходах потребителя. Неэластичный спрос свойствен товарам: необходимым и незаменимым, дешевым и привычным; с низкой долей в потреби­тельских расходах. Абсолютно эластичный (ɛ d p) = -∞ и абсолютно неэластичный спрос d (p) - 0) представлены соответственно горизон­тальной и вертикальной линиями (рис. 2.16). 44


Рис. 2.17. Постоянная и изменяющаяся эластичность спроса

С ценовой эластичностью спроса связана величина выручки про­давца. Выручка продавца зависит от спроса: R = Р х qd - Прирост вы­ручки, вызванный изменением цен (он может быть положительным или отрицательным), задается формулой

DR=Qd DP(1-ɛ)

Следовательно, при эластичном спросе ɛ > 1 для увеличения вы­ручки продавцу следует снижать цену, так как ценовые потери будут с лихвой компенсированы ростом объема продаж. Наоборот, при не­эластичном спросе 0 < ɛ< 1 для увеличения выручки продавцу следу­ет увеличивать цену.

45


2. Перекрестная эластичность спроса показывает степень зависи­мости спроса на один товар от изменения цены другого товара:


Данный коэффициент показывает факт и степень заменяемости или дополняемости товаров. Если ɛdij) > 0, то товары взаимозаменя­емые (субституты); если ɛdij) < 0, то товары дополняют друг друга в потреблении (комплементарные блага); если |ɛdij)| > 1, то степень зависимости существенна; если ɛdij) = 0, то товары независимы.

3. Эластичность спроса по доходу показывает зависимость (чув­ствительность) объема спроса от величины потребительского дохода:

ɛd (I)=(DQd:Qd):(DI:I), где I-доход потребителя

 

Если ɛd (I) < 0, то товар считается низкокачественным; если ɛd (I)> 0, то товар считается нормальным; О < ɛd (I)< 1 для товаров пер­вой необходимости; Ed (I) > 1 для предметов роскоши.

Известна взаимосвязь между коэффициентами эластичности спроса:

ɛ + Е di (pj) + Ed (I) = 0,

т.е. сумма коэффициентов прямой, перекрестной и доходной эластич­ности спроса по цене для данного товара равна нулю.

4. Эластичность предложения показывает чувствительность объ­ема предложения к изменению цены данного товара:

ɛs(p) = (DQs:Qs): (DP:P)

где    Qs — объем предложения.

При «жестких» технологиях и в краткосрочные промежутки вре­мени предложение неэластично. При достаточном времени на измене­ние технологии предложение эластично.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1. Принцип рыночного равновесия предполагает, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равно­правных агентов — покупатели, представляющие рыночный спрос, и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересованы в изменении рыночной конъюнктуры (усло­вий купли-продажи), т.е. не имеют серьезных стимулов к из-

46

ɛdi(pj)=(DQdi:Qdi):(DPj:Pj)

менениям. Это возможно прежде всего при равенстве объемов спроса и предложения, а само «уравновешивание» происхо­дит при посредстве действия механизма цен.

2. Рыночный спрос — это максимальный объем товаров и услуг,
который потребитель желает приобрести в единицу времени
при данных экономических условиях. Количество покупае­
мого товара называется объемом спроса. Спрос может быть
измерен той суммой денег, которую покупатель готов платить
за товар. Функция спроса показывает зависимость объема
спроса на некий товар от всех определяющих его факторов.
Закон спроса утверждает, что при заданных значениях про­
чих факторов с ростом цены данного товара объем спроса
уменьшается.

3. Рыночное предложение — это максимально возможное коли­
чество товаров и услуг, которое продавцы готовы поставлять
на рынок в единицу времени при данных условиях. Функция
предложения показывает зависимость объема предложения
от влияющих на него факторов. Закон предложения предпо­
лагает, что при прочих равных условиях с ростом цены объем
предложения увеличивается, т.е. функция предложения -
возрастающая.

4. Рыночное равновесие — это такое состояние рынка, при ко­
тором для данного уровня цены объем спроса равен объему
предложения. Соответствующие цены и объемы производства
и продаж называются равновесными. На рынке может и не
существовать равновесного состояния, также известны при­
меры, когда точка равновесия не является единственной.

5. Общественная польза от установления равновесной цены, оп­
ределяемая взаимной выгодностью обмена между продавцом
и покупателем при установившемся рыночном равновесии,
обусловливается возникновением особого рода излишков
потребителей и производителей. Излишек потребителя оп­
ределяется разницей между определяемой спросом суммар­
ной полезностью покупателя от потребления товара и его за­
тратами на покупку товара. Излишек производителя есть
разность между выручкой от реализации продукции по рав­
новесной цене и издержками производства.

6. Государство при помощи средств политической и экономи­
ческой власти способно влиять на рыночные механизмы, вме­
шиваясь в процессы рыночного ценообразования. Цель тако­
го вмешательства определяется потребностями и задачами

47


государственной экономической политики, потребностями общественного развития, безопасности, социальной справед­ливости и пр. Государственное воздействие на рыночное це­нообразование может осуществляться в форме установления фиксированных цен на отдельные товары или товарные груп­пы, а также в форме регулирования рынка через воздействие на рыночные спрос и предложение, осуществляемое как пря­мыми, так и косвенными методами.

7. Экономической эластичностью называется показатель отно­сительной взаимной зависимости (чувствительности) эконо­мических величин. Он показывает, на сколько процентов из­менится значение одной величины (функции) при изменении другой (аргумента) на один процент.

Ключевые понятия

Равновесные цены

Рыночное предложение

Рыночное равновесие

Рыночный спрос

Спрос

Субсидии

Тарифы

Функция предложения

Функция спроса

Экономическая эластичность

Государственное регулирование

Дефицит

Закон предложения

Закон спроса

Квоты

Кривая предложения

Кривая спроса

Области экономической активности

Общественные излишки

Перепроизводство

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Вопросы для обсуждения

1. Какое значение имеют наклоны линий спроса и предложения?

2. Что означают сдвиги линий спроса и предложения?

3. Может ли рынок длительное время находиться в неравновесном со­
стоянии?

4. Как отразится на рыночном равновесии повышение ставки налога на
добавленную стоимость?

5. Как измерить цены «черного рынка» и объемы «контрабанды»?

6. Как различаются краткосрочная и долгосрочная ценовая эластичность
спроса на товары первой необходимости?

7. Какие факторы влияют на ценовую эластичность предложения?


Примеры решения задач

Задача 1. Даны функции спроса и предложения: Q, - 8000 - 12Р; Q -= 4Р- 750. Найти величину дефицита (или перепроизводства) и цену «черного рынка» при введении государственной цены PG = 500. Решение

а) подставим значение государственной цены Рс = 500 последова-'
тельно в уравнение спроса и предложения. При PG = 500 Q,, = 8000 -
- (12 х 500) = 2000, Q = 4 х (500 -750) = 1250. Спрос превышает пред­
ложение на 750 единиц, что и составляет величину дефицита.

б) из пункта а) мы выяснили, что при Рс = 500 производители бу­
дут поставлять на рынок объем продукции, равный 1250. Подставим
этот объем в уравнение спроса: 1250 = 8000 - 12Р. Получаем, что
Р = 562,50. Данная цена превышает и государственную, и равновесную
цену и является незаконной, т.е. ценой «черного рынка».

Задача 2. Функция спроса: Q = -2,5Р + 1000. Для равновесной цены Р" = 200 необходимо найти объем суммарного излишка потребителя.

Решение.

Объем суммарного излишка потребителя равен площади треуголь­ника, ограниченного линией спроса, осью цен и перпендикуляром к оси цен из точки равновесия (горизонтальная линия Р = 200). Ось цен пе­ресекается с линией спроса в точке, где Q - 0, т.е. при Р - 400. Для Р - 200 равновесный объем Q - -2,5Р + 1000 - 500. Следователь­но, излишек может быть найден при помощи формулы расчета площа­ди прямоугольного треугольника (при необходимости можно нарисо­вать график): 5 = 5х (400 - 200) х 500 = 50 000.

Задача 3. Линия спроса задана формулой Q, = 3- IP, где Р - цена това­ра. При каких Р ценовая эластичность спроса Ed(p) будет равна -1? Решение

По формуле расчета эластичности Ed(p) = Qd (р) х Р: qj.

Получаем: -1 = -2 х Р: (3 - 2Р), из данного уравнения следует, что Р=0,75.

Тесты                                   ____________        '_________

1. Кривая рыночного спроса показывает:

а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены;

б) как будет снижаться потребление блага при росте его цены;

в) как будет снижаться потребление блага при сокращении поку­
пательной способности (доходов) потребителей;

г) как будет повышаться потребление блага при сокращении поку­
пательной способности (доходов) потребителей.


49


2. Сдвиг кривой спроса влево (вниз) может быть вызван:

а) улучшением технологии производства блага;

б) уменьшением доходов потребителя;

в) увеличением объемов закупок товара;

г) изменением цены товара.

3. Увеличение цены товара:

а) сдвигает кривую предложения вправо;

б) сдвигает кривую спроса вправо;

в) увеличивает объем спроса;

г) увеличивает объем предложения.

4. Уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложе­
ния на 8%. Это означает, что предложение:

а) эластично;

б) неэластично;

в) единичной эластичности;

г) совершенно неэластично;

д) эластичность невозможно определить,

5. Для взаимозаменяемых товаров перекрестная эластичность спроса:

а) больше нуля;

б) меньше нуля;

в) больше, чем ценовая эластичность;

г) равна нулю;

д) перекрестная эластичность не позволяет определить взаимоза­
меняемость товаров.


Дополнительная

Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд. М.:

ЮНИТИ, 2004. Гл. 3,.5. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ,

1997. Гл. 1, 6, 14-16. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т.

СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 1. Гл. 2, 4. Гребенников П.И.„ЛеусскийА.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.:

Изд-во СПб. УЭиФ, 1996. Гл. 6. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 1.

Гл. 1-3, 5-6.

Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 2, 5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т.

М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 1. Гл. 2, 5.


ЛИТЕРАТУРА

Основная

Долан Э.Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.

Гл. 2-4. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб.

и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 4.

Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 2. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 2. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.:

Дело и сервис, 2002. Гл. 2. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993. Гл. 3,

5,9.

50


ТЕОРИЯ

Глава 3

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Задачей данной главы является исследование рыночной деятель­ности одного из важнейших субъектов экономических отношений -потребителя производимых благ и услуг. Необходимо выяснить, как потребители принимают и реализуют решение о потреблении благ, какова их мотивация, как они используют имеющиеся у них бюджет­ные ресурсы и как в конечном итоге формируется индивидуальный и рыночный спрос. Предметом рассмотрения будут также проблемы оценки и измерения благосостояния потребителей, анализ факторов, влияющих на спрос и потребление, роли государства в регулировании спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.107 с.)