Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Области экономической активности
В модели рыночного равновесия в общепринятом графическом представлении линии спроса и предложения как бы делят положительный квадрант цен и объемов на четыре части, называемые зонами экономической активности (рис. 2.12). На рисунке они отмечены римскими цифрами: I —• «высокие цены» — область возможных продаж, но невозможных покупок. Рынок не формируется, сделки случайны, возможны лишь в случае сверхординарных всплесков спроса; II — «высокие объемы» — выше линии спроса и ниже линии предложения рынок возникнуть не может, эта область называется «мертвой зоной» рынка данного блага; III — «низкие цены» — область дешевых ассортиментов, возможных покупок, но невозможных продаж; IV — «область контрактов» — область, где заключаются реальные сделки. Сделки возможны в любой точке данной области, при любом соотношении цен и объемов, однако лишь в точке рыночного равновесия интересы продавцов и покупателей будут одинаково соблюдены при максимально возможной выгоде для обоих контрагентов. Общественные излишки Общественная польза от установления равновесной цены, определяемая взаимной выгодностью обмена между продавцом и покупателем при установившемся рыночном равновесии, обусловливается возникновением особого рода излишков потребителей и излишков про изводителей. Излишек потребителя — это разница между определяемой спросом суммарной полезностью покупателя от потребления товара и его затратами на покупку товара. На рисунке 2.13а суммарная 39
Рис. 2.13. Графическое отображение суммарных излишков: в) потребителя; б) производителя Излишек производителя есть разность между выручкой от реализации продукции по равновесной цене и издержками производства. На рисунке 2.13б выручка представлена площадью Р* EQ * О, издержки — площадью BEQ * О, соответственно, суммарный излишек производителя равен площади треугольника ВР* Е. Происхождение излишков связано с тем, что линии рыночных спроса и предложения представляют собой интегральные зависимости, отражающие в себе характеристики спроса и предложения многих индивидуальных продавцов и покупателей. Все отдельные покупатели, имеющие резервируемые цены, превышающие равновесную цену, получают экономию, суммарная величина которой как раз и составляет излишек общественного покупателя. Аналогично все отдельные продавцы, имеющие индивидуальные издержки ниже уровня продажной рыночной цены, получают дополнительную прибыль.
Государственное регулирование цен
Государство при помощи средств политической и экономической власти способно влиять на рыночные механизмы, вмешиваясь в процессы рыночного ценообразования. Цель такого вмешательства определяется потребностями и задачами государственной экономической политики, потребностями общественного развития, безопасности, социальной справедливости и пр. Государственное воздействие на рыночное ценообразование имеет следующие формы. 40 1. Фиксированные цены. Государство устанавливает определенные фиксированные цены на отдельные товары или товарные группы, или фиксированные ценовые границы («коридоры»), или пороговые значения цен, выше или ниже которых цены изменяться не могут, фиксированные цены ниже равновесных обычно применяются для поддержания жизненного уровня потребителей, но могут привести к товарным дефицитам и возникновению «черного рынка» (рис. 2.14), где Р* — равновесная цена, Ргос— цена, установленная государством, Рчр — «незаконная» цена черного рынка). Рис. 2.14. Последствия установления фиксированных цен Фиксированные цены выше- равновесных применяются для стимулирования производства важных видов продукции или поддержки производителей, но они чреваты затовариванием продукции и появлением незаконного (несанкционированного) предложения. 2. Регулирование рынка посредством воздействия на рыночный спрос осуществляется как прямыми (запретительные штрафы, лимиты, рационирование потребления и пр.), так и косвенными методами (дотации, субсидии, подоходные налоги, налоги на потребление и т.д.). При регулировании косвенными методами происходит сдвиг кривой спроса в сторону расширения спроса (вправо вверх) либо его ограничения (влево вниз), в зависимости от направления политики. Экспансия спроса (стимулирование экономического роста) приводит к повышению цен и увеличению объемов, сжатие спроса (антиинфляционная политика), напротив, сопровождается снижением цен и объемов. При регулировании прямыми методами кривая спроса становится неэластичной (вертикальной), что может привести к значительным колебаниям цен.
41 3. Регулирование рынка путем воздействия на рыночное предложение также осуществляется прямыми и косвенными методами — через прямые и косвенные налоги на производство и продажи, льготы, тарифы, квоты, лицензии, дотации продавцам и пр. Аналогично воздействию на спрос регулирование косвенными методами приводит к сдвигам кривой предложения вправо или влево, что может сопровождаться экономическим ростом и снижением цен либо снижением объемов и ростом цен. На рисунке 2.15 показаны последствия регулирования предложения прямыми методами, например посредством введения квоты на импорт иностранного товара, размер которой меньше равновесного (Q гос< Q*). О™. О* О Рис. 2.15. Последствия установления тарифов на импорт Вследствие введения квоты изменяется линия предложения - она становится ломаной - прежней, возрастающей до квотируемого объема, и вертикальной, не зависимой от цены, после его достижения. Новое рыночное равновесие достигается в точке (P ¢, Q гoc), при котором цена намного выше первоначальной равновесной, что может стимулировать приток в страну незаконного предложения («контрабанды»). ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И СВОЙСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ Понятие эластичности В экономических исследованиях часто требуется не только выявить взаимосвязь двух величин (показателей), но и определить ее степень. Другими словами, надо ответить на вопрос — насколько изме-42 нится одна величина при заданном изменении другой величины. Для анализа чувствительности функции у = f (x) к изменению аргумента (х) могут применяться два метода. 1) Приростной метод, или дифференциальный анализ, показы 2) Темповый метод показывает, на сколько процентов изменится Ey (x)= Dy(%): Dx(%) Где Dy(%) = Dy: y Dx(%) = Dx: x Эластичность не имеет размерности и представляет собой коэффициент, позволяющий производить сравнительный анализ функций. Если считать, что А(у) = у(х): х есть среднее значение функции у(х), а М(y) = у'(х) — предельное значение функции, а у'(х) ~ Dy: Dx, то получаем формулу для расчета коэффициента эластичности в различных вариантах:
Подобно производной, эластичность является точечной характеристикой функции. Для решения практических задач бывает необходимо определить приближенное значение эластичности функции на заданном интервале изменения Dx = х2 - х{. Для этого рассчитывается дуговая (интервальная) эластичность: E (х)=у'(х)х:у, 43 где х = (x 1 + x 2): 2 — средняя арифметическая величина пограничных значений ар- гумента х; у = (y 1 + y 2): 2 — средняя арифметическая величина значений функции у. Свойства эластичности Эластичность обладает следующими основными свойствами. 1. Если функция у(х) — убывающая (при возрастании х убывает 2. Эластичности взаимно обратных функций есть взаимно обратные величины: Е у(х) = 1: Е x (у) — это следует из определения эластичности. 3. Эластичность не зависит от масштаба единиц измерения. Пусть Eβ(α)= = =Ey(x) Виды эластичности В экономической теории и практике экономического анализа наиболее распространены следующие виды эластичности. 1. Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене):
Где Qd-величина спроса, Р-цена данного товара Как правило, Е(р)< О, потому что спрос и цена связаны обратной зависимостью. Поэтому на практике удобно использовать абсолютное значение эластичности: е = \Е (р) \. Если 1 < ɛ < ∞, спрос называется эластичным, если 0 <ɛ< 1, то спрос называется неэластичным. Эластичный спрос присущ товарам: длительного пользования; с большим числом заменителей; дорогостоящим товарам; товарам, занимающим значительную долю в расходах потребителя. Неэластичный спрос свойствен товарам: необходимым и незаменимым, дешевым и привычным; с низкой долей в потребительских расходах. Абсолютно эластичный (ɛ d p) = -∞ и абсолютно неэластичный спрос (ɛ d (p) - 0) представлены соответственно горизонтальной и вертикальной линиями (рис. 2.16). 44
Рис. 2.17. Постоянная и изменяющаяся эластичность спроса С ценовой эластичностью спроса связана величина выручки продавца. Выручка продавца зависит от спроса: R = Р х qd - Прирост выручки, вызванный изменением цен (он может быть положительным или отрицательным), задается формулой DR=Qd DP(1-ɛ) Следовательно, при эластичном спросе ɛ > 1 для увеличения выручки продавцу следует снижать цену, так как ценовые потери будут с лихвой компенсированы ростом объема продаж. Наоборот, при неэластичном спросе 0 < ɛ< 1 для увеличения выручки продавцу следует увеличивать цену. 45
Данный коэффициент показывает факт и степень заменяемости или дополняемости товаров. Если ɛdi (рj) > 0, то товары взаимозаменяемые (субституты); если ɛdi (рj) < 0, то товары дополняют друг друга в потреблении (комплементарные блага); если |ɛdi (рj)| > 1, то степень зависимости существенна; если ɛdi (рj) = 0, то товары независимы. 3. Эластичность спроса по доходу показывает зависимость (чувствительность) объема спроса от величины потребительского дохода: ɛd (I)=(DQd:Qd):(DI:I), где I-доход потребителя
Если ɛd (I) < 0, то товар считается низкокачественным; если ɛd (I)> 0, то товар считается нормальным; О < ɛd (I)< 1 для товаров первой необходимости; Ed (I) > 1 для предметов роскоши. Известна взаимосвязь между коэффициентами эластичности спроса: ɛ + Е di (pj) + Ed (I) = 0, т.е. сумма коэффициентов прямой, перекрестной и доходной эластичности спроса по цене для данного товара равна нулю. 4. Эластичность предложения показывает чувствительность объема предложения к изменению цены данного товара: ɛs(p) = (DQs:Qs): (DP:P) где Qs — объем предложения. При «жестких» технологиях и в краткосрочные промежутки времени предложение неэластично. При достаточном времени на изменение технологии предложение эластично. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ 1. Принцип рыночного равновесия предполагает, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов — покупатели, представляющие рыночный спрос, и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересованы в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т.е. не имеют серьезных стимулов к из- 46
менениям. Это возможно прежде всего при равенстве объемов спроса и предложения, а само «уравновешивание» происходит при посредстве действия механизма цен. 2. Рыночный спрос — это максимальный объем товаров и услуг,
3. Рыночное предложение — это максимально возможное коли 4. Рыночное равновесие — это такое состояние рынка, при ко 5. Общественная польза от установления равновесной цены, оп 6. Государство при помощи средств политической и экономи 47 государственной экономической политики, потребностями общественного развития, безопасности, социальной справедливости и пр. Государственное воздействие на рыночное ценообразование может осуществляться в форме установления фиксированных цен на отдельные товары или товарные группы, а также в форме регулирования рынка через воздействие на рыночные спрос и предложение, осуществляемое как прямыми, так и косвенными методами. 7. Экономической эластичностью называется показатель относительной взаимной зависимости (чувствительности) экономических величин. Он показывает, на сколько процентов изменится значение одной величины (функции) при изменении другой (аргумента) на один процент. Ключевые понятия
Государственное регулирование Дефицит Закон предложения Закон спроса Квоты Кривая предложения Кривая спроса Области экономической активности Общественные излишки Перепроизводство ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Вопросы для обсуждения 1. Какое значение имеют наклоны линий спроса и предложения? 2. Что означают сдвиги линий спроса и предложения? 3. Может ли рынок длительное время находиться в неравновесном со 4. Как отразится на рыночном равновесии повышение ставки налога на 5. Как измерить цены «черного рынка» и объемы «контрабанды»? 6. Как различаются краткосрочная и долгосрочная ценовая эластичность 7. Какие факторы влияют на ценовую эластичность предложения? Примеры решения задач Задача 1. Даны функции спроса и предложения: Q, - 8000 - 12Р; Q -= 4Р- 750. Найти величину дефицита (или перепроизводства) и цену «черного рынка» при введении государственной цены PG = 500. Решение а) подставим значение государственной цены Рс = 500 последова-' б) из пункта а) мы выяснили, что при Рс = 500 производители бу Задача 2. Функция спроса: Q = -2,5Р + 1000. Для равновесной цены Р" = 200 необходимо найти объем суммарного излишка потребителя. Решение. Объем суммарного излишка потребителя равен площади треугольника, ограниченного линией спроса, осью цен и перпендикуляром к оси цен из точки равновесия (горизонтальная линия Р = 200). Ось цен пересекается с линией спроса в точке, где Q - 0, т.е. при Р - 400. Для Р - 200 равновесный объем Q - -2,5Р + 1000 - 500. Следовательно, излишек может быть найден при помощи формулы расчета площади прямоугольного треугольника (при необходимости можно нарисовать график): 5 = 5х (400 - 200) х 500 = 50 000. Задача 3. Линия спроса задана формулой Q, = 3- IP, где Р - цена товара. При каких Р ценовая эластичность спроса Ed(p) будет равна -1? Решение По формуле расчета эластичности Ed(p) = Qd (р) х Р: qj. Получаем: -1 = -2 х Р: (3 - 2Р), из данного уравнения следует, что Р=0,75. Тесты ____________ '_________ 1. Кривая рыночного спроса показывает: а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены; б) как будет снижаться потребление блага при росте его цены; в) как будет снижаться потребление блага при сокращении поку г) как будет повышаться потребление блага при сокращении поку 49 2. Сдвиг кривой спроса влево (вниз) может быть вызван: а) улучшением технологии производства блага; б) уменьшением доходов потребителя; в) увеличением объемов закупок товара; г) изменением цены товара. 3. Увеличение цены товара: а) сдвигает кривую предложения вправо; б) сдвигает кривую спроса вправо; в) увеличивает объем спроса; г) увеличивает объем предложения. 4. Уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложе а) эластично; б) неэластично; в) единичной эластичности; г) совершенно неэластично; д) эластичность невозможно определить, 5. Для взаимозаменяемых товаров перекрестная эластичность спроса: а) больше нуля; б) меньше нуля; в) больше, чем ценовая эластичность; г) равна нулю; д) перекрестная эластичность не позволяет определить взаимоза Дополнительная Бомол У., Блайндер А. Экономикс: Принципы и политика. 9-е изд. М.: ЮНИТИ, 2004. Гл. 3,.5. Вэриан X. Микроэкономика: Промежуточный уровень. М.: ЮНИТИ, 1997. Гл. 1, 6, 14-16. Гальперин В.М., Игнатьев СМ., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2 т. СПб.: Эконом, школа, 2002. Т. 1. Гл. 2, 4. Гребенников П.И.„ЛеусскийА.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. СПб.: Изд-во СПб. УЭиФ, 1996. Гл. 6. Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс. В 2 т. М.: Республика, 1992. Т. 1. Гл. 1-3, 5-6. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000. Гл. 2, 5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2 т. М.: Финансы и статистика, 1992. Т. 1. Гл. 2, 5. ЛИТЕРАТУРА Основная Долан Э.Дж., ЛиндсейД. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл. 2-4. Курс экономической теории / под ред. А.В. Сидоровича. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2007. Гл. 4. Пиндайк Р., Рубинфелъд Д. Микроэкономика. М.: Дело, 2001. Гл. 2. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 2. Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах). М.: Дело и сервис, 2002. Гл. 2. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Экономика, 1993. Гл. 3, 5,9. 50 ТЕОРИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Задачей данной главы является исследование рыночной деятельности одного из важнейших субъектов экономических отношений -потребителя производимых благ и услуг. Необходимо выяснить, как потребители принимают и реализуют решение о потреблении благ, какова их мотивация, как они используют имеющиеся у них бюджетные ресурсы и как в конечном итоге формируется индивидуальный и рыночный спрос. Предметом рассмотрения будут также проблемы оценки и измерения благосостояния потребителей, анализ факторов, влияющих на спрос и потребление, роли государства в регулировании спроса.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.107 с.) |