Сущность и механизм рыночного равновесия концепция рыночного равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и механизм рыночного равновесия концепция рыночного равновесия



Экономика как наука существует уже почти две с половиной ты­сячи лет, со времен появления трудов великих греков Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это вре­мя в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товар­но-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о ры­ночной цене как форме ценности. В зависимости от способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большие группы. Представители первой группы утверждают, что ценность блага опре­деляется прежде всего количеством и качеством живого и овещест­вленного труда (средств производства), затраченного на его создание.

27


Данное направление получило название трудовой, или классической теории ценности (стоимости), к нему можно отнести таких известных ученых, как У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др. Другое на­правление, которое можно условно назвать концепцией полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк), утверждает, что в основе ценно­сти блага лежат не затраты производителя, а его реальная потребитель­ская полезность, способность удовлетворять потребности человека.

Обеим теориям свойственны сильные и слабые стороны, каждая по-своему права и в известном смысле логически неуязвима, хотя и не­бесспорна. По-видимому, для точного решения поставленного вопро­са экономической науке требовался некий компромисс, точнее, синтез этих двух направлений, который позволил бы соединить в себе поло­жительные элементы обеих теорий и объяснить происхождение цен­ности именно как результат взаимодействия двух равноправных ры­ночных агентов — производителя и потребителя. Над этим синтезом работали многие ученые-экономисты, особенно во второй половине XIX в., среди которых особое место принадлежит английскому учено­му А. Маршаллу.

А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия, смысл кото­рой заключается в следующем. Предполагается, что на рынке суще­ствуют и взаимодействуют две большие группы равноправных аген­тов: (1) покупатели, представляющие рыночный спрос, и (2) продав­цы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором по­давляющее большинство агентов не заинтересованы в изменении ры­ночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т.е. не имеют серьез­ных стимулов к изменениям. Это возможно, прежде всего, при равен­стве объемов спроса и предложения, а само «уравновешивание» происходит при посредстве действия механизма цен. А. Маршалл по­казал это графически и аналитически, доказав существование и устой­чивость равновесия. Данная модель в своей концептуальной основе не претерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснения сущности и особенностей функционирования рыноч­ных систем.

Понятие рыночного спроса

Количество покупаемого товара называется объемом спроса. Спрос выражает не просто потребность, а именно платежеспособную потреб­ность покупателя, поэтому он может быть измерен той суммой денег, которую покупатель готов платить за товар. Цена спроса относитель-

28


но фиксированного объема блага обычно называется резервируемой ценой покупателя.

Рыночный спрос — это максимальная совокупность товаров и услуг, ко­торые потребитель желает приобрести в единицу времени при данных эко­номических условиях.

Функция спроса показывает зависимость объема спроса на i-й то­вар (Q d i) от всех определяющих его факторов. К таким факторам, на­пример, относятся:

Pi — цена данного товара;

Pj, Р n цены заменяющих или дополняющих товаров;

I— доход покупателя в единицу времени;

W — накопленное богатство;

Т — вкусы и предпочтения покупателя;

Е — ожидания покупателя (в том числе — инфляционные);

К — культурно-психологические факторы.

Следовательно, функция спроса может быть представлена в об­щем виде:

=f(Pi, Pj, Pn, I, W, T, E, R).

Закон спроса утверждает, что при заданных значениях прочих перечисленных факторов, с ростом цены Р i объем спроса Q d i умень­шается (не возрастает). Функция спроса от цены Q d i = Q d i (Pi), отража­ющая данную зависимость, чаще всего представляется графически, в виде линии спроса (рис. 2.1), либо аналитически, например в виде ли­нейной зависимости Q d i = а – bPi, где a, b — константы.Зависимость типа Р i= Р(Q d i) называется обратной функцией спро­ са. Она отражает зависимость максимальной цены, которую готов за­платить покупатель, от объема приобретаемого товара.

На рисунке 2.2 показано отличие изменения объема спроса от изменения самого спроса.

Если цена P i, скажем, снизится, то объем спроса увеличится с Q 1 до Q 2, так как на изменение последнего действует ценовой фактор, что соответствует перемещению А—С вдоль линии спроса. В случае если на спрос действует какой-либо внешний, неценовой фактор (растут доходы покупателей, дорожают товары-заменители и т.п.), то изме­няется сама функция спроса, сдвигаясь вправо от D 1 до D 2, что со­ответствует перемещению А—В и росту спроса до уровня Qз • В обла­сти, расположенной -выше линии спроса, покупки невозможны, в об-

29



ласти ниже линии спроса все покупки не вполне эффективны для по­купателя.

Известны исключения из закона спроса, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью (рис. 2.1, ли­ния D'):

1) парадокс Гиффена (низкокачественные товары и заменители);

2) асимметричная информация (низкие цены «сигнализируют»
покупателю о низком качестве товара или, наоборот, высокие цены рас­
сматриваются как сигнал высокого качества);

3) «престижное» потребление (эффект Веблена). Товар в данном
случае покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену,
сама цена становится как бы потребительским благом;

4) эффект ожидаемой инфляции. В периоды экономической не­
стабильности, даже незначительное повышение цены товара иницит
ирует инфляционные ожидания, что может привести к росту объема
покупок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.006 с.)