Формирование индивидуального и рыночного спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование индивидуального и рыночного спроса



Реакция потребителя на изменения дохода и цен

С помощью методологии нахождения оптимума потребителя можно проанализировать его реакцию на изменение доходов и цен, что, с одной стороны, позволит классифицировать потребителей по уров­ню доходов и видам потребления, с другой — построить кривую инди­видуального, а затем и рыночного спроса, т.е. дать ответ на главный вопрос данного раздела микроэкономики.

Рассмотрим поведение потребителя при изменении цен и дохода.

На рисунках 3.6 и 3.7 показаны линии «доход — потребление» и «цена — потребление», состоящие из множества точек оптимального выбора при изменяющихся доходах и потребительских ценах. Линия на рис. З.ба называется кривой «доход — потребление». Бюджетные 62


линии построены для различных уровней доходов I1 < I2 < I3. Если кри­вая «доход — потребление» возрастает, то товары X и У называются нормальными. Товар, потребление которого с ростом дохода убывает, называется некачественным. Высококачественный — такой товар, на который расходуется весь дополнительный доход потребителя. При помощи графика «доход — потребление» можно построить зави­симость между объемом потребления и доходом. График такой зави­симости называется кривой Энгеля (рис. 3.66).

Кривая «цена — потребление» показывает зависимость потреб­ляемого объема от изменения цены данного блага. На рисунке ЗЛа из­меняется цена блага X, причем PXl > РХ2 > РХз- По мере снижения цены блага X уменьшается наклон бюджетной линии к оси X, а оптимальное потребление данного блага растет. Выявленная взаимосвязь между це­ной и объемом позволяет построить кривую индивидуального спроса (кривая на рис. 3.76). Для того чтобы построить кривую рыночного (отраслевого) спроса на данное благо, необходимо для каждого фик­сированного ценового уровня суммировать все индивидуальные объе­мы оптимального потребления.

Эффект дохода и эффект замещения

Изменение цены воздействует на потребляемый объем (объем спроса) двояко. Например, снижение цены какого-либо одного блага позволяет без изменения полезности высвободить часть бюджета для дополнительного приобретения обоих благ. Это явление получило на­звание эффекта дохода. Кроме того, снижение цены может привести к тому, что потребитель будет склонен изменить структуру потребле­ния, отказываясь от покупки относительно подорожавшего блага и по­купая на высвободившиеся средства относительно подешевевшее бла­го. Это эффект замещения. Оба. эффекта отражены на рис. 3.8.

Предположим, цена блага X снизилась. Тогда общий уровень по­лезности возрастет с U1 до U2, а потребление блага X увеличится с Х1 до X 2 (рис 3.8а). Для выделения действия эффекта дохода и эффекта замещения проведем вспомогательную бюджетную линию, наклон которой соответствует новому соотношению цен, а оптимальный уро­вень полезности достигается на прежнем уровне. Движение из опти­мальной точки E1 в точку Е3 вызвано тем, что потребитель отказывает­ся от потребления других товаров и увеличивает потребление поде­шевевшего товара, не изменяя полезности. Следовательно, эффект замещения (DХs) представлен отрезком Х1 Х3 на рис 3.86. Эффект за­мещения всегда отрицателен, когда кривая безразличия имеет отри­цательный наклон.

63




Эффект дохода (DХI) представлен отрезком Х3 Х2, когда за счет высвободившихся средств потребитель увеличивает общую полез­ность, переходя к итоговому оптимуму Е2. При снижении цены блага эффект дохода всегда положителен и наоборот.

Оба эффекта могут действовать в противоположных направле­ниях. Если эффект дохода положителен, а эффект замещения отрица­телен, причем эффект дохода по абсолютной величине меньше эффек­та замещения, то мы имеем дело с неполноценным (низкокачествен­ным) благом, хотя закон спроса в этом случае не нарушается. Если же положительный эффект дохода по модулю больше эффекта замеще­ния, то при росте цены потребитель будет стремиться увеличивать свое потребление, будет иметь место положительный наклон кривой спро­са и закон спроса нарушится. Такие товары называются товаром Тиф- фена. В случае когда разнонаправленные эффекты по модулю равны, спрос будет абсолютно неэластичным (вертикальным).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.34.146 (0.004 с.)