Вокально-интонационные навыки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вокально-интонационные навыки



— пение и интонирование:

ü одноголосных и двухголосных мелодий с элементами ритмики «опережения» и других видов синкоп;

ü мелодий эстрадного и джазового репертуара («стандартов»);

ü несложных мелодий в пентатонических и блюзовых ладах в ритме Swing; тритонов от произвольных звуков; тритонов с разрешением в тональностях в заданном (ум.5/VII – ум.5/II – ув.4/IV – ув.4/VI), произвольном и импровизационном порядке;

ü уменьшенных квинт и увеличенных кварт от заданных звуков с разрешением во всех возможных тональностях;

ü заданных мелодий с аккомпанементом трезвучиями (левой рукой);

ü трезвучий от заданных звуков и их обращений; на заданных ступенях в тональностях и их обращений;

ü обращений мажорных и минорных трезвучий от заданных звуков;

ü обращений мажорных и минорных трезвучий от любых звуков в заданном порядке (Б5/3 – М5/3 – Б6 – М6 – Б6/4 – М6/4 – Б5/3);

ü обращений главных трезвучий в заданных тональностях в произвольном порядке;

ü доминантовых и субдоминантовых трезвучий и их обращений с последующим разрешением в заданных тональностях;

ü вспомогательных и проходящих оборотов в заданных тональностях; «полных» гармонических оборотов от разных обращений тоники (T – S – D – T);

ü аккордовых последовательностей на основе главных трезвучий и их обращений в заданных тональностях;

Навыки слухового анализа и записи музыкального диктанта

— определение на слух:

ü гармонических и мелодических разновидностей ладов мелодий;

ü разновидностей пентатонических и блюзовых ладов;

ü измененных ступеней в гармонических и мелодических ладах;

ü «блюзовых» ступеней;

ü метрических размеров 6/8 и 9/8;

ü ритмических формул с триолями и простыми синкопами;

ü верхних звуков мелодических и гармонических интервалов от заданных нижних звуков;

ü тритонов вне тональности;

ü ув.4 и ум.5 по разрешению (вне тональности); по разрешению (в тональностях);

ü обращений мажорных и минорных трезвучий, звуки которых сыграны последовательно снизу вверх или сверху вниз;

ü обращений мажорных и минорных трезвучий, звуки которых сыгранны одновременно;

ü «полных» оборотов (T – S – D – T и T – VI – II – D – T) в различных вариантах в заданных тональностях;

— воспроизведение:

ü верхних и нижних звуков отдельно и последовательно сыгранных вне тональности интервалов;

ü трезвучий четырех видов сверху вниз или снизу вверх, сыгранных от произвольных звуков;

ü четырех видов трезвучий, звуки которых сыграны последовательно снизу вверх или сверху вниз или одновременно;

— пение:

трезвучий четырех основных видов, сыгранных от определенных звуков;

обращений мажорных и минорных трезвучий, сыгранных от определенных звуков;

— воспроизведение и определение на слух:

ü нижних звуков главных трезвучий лада в заданных тональностях;

ü главных трезвучий в натуральных и гармонических ладах в заданных тональностях;

ü нижних звуков, сыгранных в заданных тональностях обращений главных и побочных трезвучий;

ü основных тонов, сыгранных в заданных тональностях обращений главных и побочных трезвучий;

ü обращений главных трезвучий в заданных тональностях;

ü обращений побочных трезвучий в заданных тональностях;

ü доминантовых и субдоминантовых трезвучий и их обращений по их разрешениям в тональностях;

Творческие навыки

— сочинение:

ü мелодических фраз на основе заданных ритмических формул с использованием триолей и простых синкоп;

ü одноголосных мелодий в форме блюза или блюза с использованием триолей и характерных синкопированных ритмов;

ü одноголосных мелодий в метрических размерах 6/8 и 9/8;

ü одноголосных мелодий по заданным ритмам с использованием триолей и простых синкоп;

ü одноголосных мелодий по заданному ритму с триолями, шестнадцатыми, пунктирным ритмом и синкопами (элементами «ритмического опережения»);

ü мотивов и мелодий на основе интонирования тритонов и тритонов с разрешениями;

ü мелодий к заданным аккордовым последовательностям с использованием доминантовых септаккордов и их обращений;

ü «досочинение» мелодий с аккордовым или фигурационным аккомпанементом с использованием доминантовых септаккордов и их обращений;

ü мотивов и мелодий на основе интонирования трезвучий четырех видов и их обращений;

ü третьего голоса к заданным интервальным последовательностям;

ü вариантов гармонической фигурации к заданным аккордовым последовательностям с использованием главных и побочных трезвучий лада с обращениями;

ü аккордового или фигурационного аккомпанемента главными трезвучиями лада и их обращениями (для левой руки) к заданным мелодиям;

ü аккордового или фигурационного аккомпанемента главными трезвучиями лада и их обращениями (для двух рук – бас и аккорды в «плавном» соединении) к заданным мелодиям;

ü мелодий к заданным аккордовым последовательностям главных трезвучий лада и их обращений;

ü «досочинение» мелодий с аккордовым или фигурационным аккомпанементом главными трезвучиями лада и их обращениями;

ü — сочинение аккордовых последовательностей на основе главных трезвучий и их обращений с использованием «правильных» разрешений доминантовых и субдоминантовых аккордов.

История музыки:

ü Синтетические жанры: мюзикл, рок - опера

ü «Юнона» и «Авось»,

ü «Иисус Христос - суперзвезда»

ü Алла Пугачёва и София Ротару

ü Зарубежные вокалисты

ü Джазовый стиль исполнения, Лариса Долина

ü Современные русские исполнители

ü Музыкальная жизнь Ярославля

 

Методическое обеспечение

Говоря о СОДЕРЖАНИИ курса сольфеджио и истории музыки, необходимо рассмотреть вопрос не только о том, «что учить», но и «как учить». В данном случае говорится о порядке расположения изучаемого материала этих предметов.

Если СОДЕРЖАНИЕ курса сольфеджио ДМШ довольно легко соотнести со стандартными программными требованиями, спецификой учебного заведения и индивидуальными качествами обучающихся, то порядок изучения теоретического материала и принципы взаимоотношения изучения теории с развитием практических навыков вызывает куда больше вопросов. Пренебрегать этими вопросами крайне нежелательно, так как от их решения во многом зависит как то, насколько хорошо будет усваиваться и закрепляться теоретическим материал, так и то, насколько теория будет помогать развитию практических навыков, насколько обе эти стороны процесса музыкального обучения будут взаимодействовать, взаимодополнять друг друга.

Если выделить «теоретическую составляющую» содержания курса сольфеджио и истории музыки, проанализировать различные программы, методики и учебники теории музыки, то можно легко обнаружить две основные тенденции распределения теоретического материала: тенденции к «последовательному» и к «циклическому» изложению.

Последовательное распределение ориентировано на изложение материала по строго логической схеме: от «ключевых» элементарных понятий к более сложным, синтетическим.

Циклическое распределение предполагает постоянный возврат к более глубокому, подробному изучению пройденного материала, рассматриваемого уже с некоторых других сторон.

Так, например, понятие «лад» на первом «витке» рассматривается в самых общих чертах (внутреннее интервальное строение, ступени лада, система устоев и неустоев, тяготений и разрешений, главные ладогармонические функции, вводные тона и др.). При последующем возврате к этой теме можно рассмотреть круг проблем связанных с гармоническими и мелодическими ладами. На третьем «витке» – полную систему альтераций и некоторые «особые» лады (пентатоника, блюзовый лад, лады народной музыки и др.).

Последовательное же распределение материала предполагает изучение того или иного понятия сразу в полном объеме.

У каждого из этих методов есть свои плюсы и минусы, и при разумном подходе можно воспользоваться первыми и избежать негативного влияния вторых, применить тот или иной метод в такой ситуации, где это видится наиболее целесообразным.

В частности, последовательное изложение материала рационально применить в том случае, если обучающийся поздно начал заниматься музыкой на более-менее серьезном уровне, или есть острая необходимость быстро повторить весь пройденный теоретический материал.

Циклическое распределение материала представляется целесообразным в том случае, если обучающийся начинает заниматься музыкой в довольно раннем возрасте и предполагается достаточно длительный срок обучения (7 лет и более). Последовательное изложение в таком случае становится мало приемлемым, так как рассчитано на достаточно подготовленного воспитанника в смысле общего развития, способного усваивать довольно сложный теоретический материал.

Но если обучающийся демонстрирует незаурядную сообразительность и любознательность уже на ранних стадиях обучения, подобный метод вовсе не стоит исключать из методического арсенала.

Разделение принципов изложения материала на последовательное и циклическое само по себе достаточно условно – как правило, в реальной педагогической практике имеет место сочетание разных принципов распределения материала. Именно разумный компромисс и представляется «идеальным» решением, особенно, если он дополнен гибким подходом к индивидуальным способностям и потребностям ребёнка.

Таким образом, предложенный в программе вариант распределения теоретического материала не является окончательным и единственно возможным. Он рассчитан на некоторого условного «среднестатистического» обучающегося и требует обязательного «приспособления» к конкретным условиям: дети часто поступают с различной степенью подготовленности, многие учились ранее в других школах и по совершенно разным методикам и программам. Найти единственно «правильный» вариант построения программы в таких условиях совершенно невозможно. «Идеальное» выстраивание программы под конкретного ребёнка – естественная обязанность педагога.

Порядок распределения теоретического материала, предложенный в этой программе, ориентируется и на «последовательное», и на «цикличное» изложение материала, так как в Школу принимаются обучающиеся с различной музыкально-теоретической подготовкой (от самых начинающих, до имеющих хорошую музыкально-теоретическую подготовку).

«Сжатость и избирательность» изложения теоретического материала связана с принципом цельности изложения тем – изучение некоторых тем не «размазывается» на несколько месяцев, а группируется в тематические блоки. Например, тональности изучаются не по отдельности, а все сразу: даются основные понятия, принципы определения и построения звукорядов, ключевые знаки и т. д.

Понятно, что обучающийся не запомнит строение всех тональностей сразу, но комплексное изучение этой или подобной темы должно помочь ему лучше разобраться и понять её суть, так как у него будет возможность сразу сравнить несколько разных вариантов воплощения этого понятия.

«Сжатость» и «цельность» изложения теоретического материала видится принципиально важной в построении программы, так как в неакадемическом музыкальном образовании особое значение необходимо придавать тому, чтобы «теория» не очень сильно отставала от «практики». Очень важно, чтобы каждый «объект» теоретического изучения так или иначе находил свое применение в реальной практике музицирования.

В учебном процессе используются:

- музыкально-дидактические материалы (всевозможные карточки);

- методические пособия по теории и истории музыки;

- теоретические и нотные практические тетради;

- аудио и видео материалы;

- возможности Интернета;

Список используемой литературы

  1. Абелян, Л.М. Забавное сольфеджио [Текст] / Л.М. Абелян. - Москва: Советский композитор,1985.
  2. Алексеева, Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей [Текст] / Л.Н. Алексеева. - Москва: Московская консерватория, 2004.
  3. Барабошкина, А.В. Сольфеджио для детских музыкальных школ 1,2 кл. [Текст] /  под редакцией Т.Зебряк. – Москва: - Музыка, 1986.
  4. Давыдова, Е.В. Сольфеджио для детских музыкальных школ 3 - 7 кл. [Текст] / Е.В. Давыдова. – Москва: Музыка, 1976 – 1991.
  5. Ефремова, Л.В. Учиться интересно! [Текст] / Ефремова, Л.В. - Санкт-Петербург: Композитор, 2006.
  6. Зебряк, Т.А. Играем на уроках сольфеджио  [Текст] / Т.А. Зебряк Москва: Музыка,1990
  7. Калинина,  Г.Ф.  Сольфеджио. Рабочая тетрадь 0 -7 кл. [Текст] / Г.Ф. Калинина – Москва, 1998 -2001.

8. Иофис, Б.Р. Музыкальная литература: примерная программа и методические рекомендации для детских музыкальных школ и музыкальных отделений искусств / Б. Р. Иофис. – Министерство культуры Российской Федерации, научно-методический центр по художественному образованию. – М,2004. – 59 с.

  1. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио [Текст] / Т.Ю. Камаева. – Москва: ЦРТС «Доминанта» ВЛАДОС, 2004.
  2. Кончаловская, Н. П. Нотная азбука. [Текст] / Н.П. Кончаловская. - Музична Украина,1984.
  3. Котляревская-Крафт М., Москалькова И., Батхан Л. Сольфеджио (с приложением домашних заданий) [Текст] /М. Котляревская-Крафт М. - Санкт-Петербург: -  Музыка,1998.
  4. Лернер, Е.Д. Элементарное музицирование.Нотное приложение к программе Эстрадно-джазовых отделений ДМШ [Текст] / Е.Д. Лернер. – Москва: Музыка,2003.
  5. Лагутин, А.И. Примерная программа и методические рекомендации по учебной дисциплине "Музыкальная литература": для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств /А.И. Лагутин. – Министерство культуры Российской Федерации, научно-методический центр по художественному образованию. – М:, 2002. – 79[2]с.
  6. Лёхина, Л.Н. Путешествие в страну интервалов[Текст] / Л.Н. Лёхина.– Москва: Классика XXI, 2010.
  7. Музыкальные диктанты для ДМШ / Сост. Ж. Металлиди, А. Перцовская [Текст] / Ж. Металлиди. – Москва: Музыка,1980.
  8. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 кл. [Текст] / Ж. Металлиди. – Санки-Петербург: - Композитор, 2009.
  9. Примерные тематические планы по предмету "Музыкальная литература": Для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) /[Е. Б. Лисянская]. – Министерство культуры СССР, Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. – М, 1990. – 13 с.
  10. Радынова, О.П. Учебное пособие к программе «Музыкальные шедевры» [Текст] / О.П. Радынова. - Москва,2009.
  11. Челноков, В.А. Пой ладно, играй складно. [Текст] / В.А. Челноков.– Ярославль:   Александр Рутман, 1997.
  12. Шорникова М. Музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения [Текст] / М. Шорникова. – М: Феникс, 2014. (+ CD-ROM)
  13. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыкальная классика. 3 год обучения [Текст] / М. Шорникова. – М: Феникс, 2014. (+ CD-ROM)
  14. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская музыка XX века. 4 год обучения [Текст] / М. Шорникова. – М: Феникс, 2013. (+ CD-ROM)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.102.112 (0.026 с.)