Музицирование. Навыки аккомпаниаторства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музицирование. Навыки аккомпаниаторства.



Начальный уровень

Обучающийся должен знать и понимать:

- правильная посадка за фортепиано;

- правильная постановка рук;

- применение фортепиано в этом виде деятельности;

- динамические оттенки в музыке (форте, пиано и др.);

- высота и длительность звука;

- предложение, фраза, такт;

- характер музыки;

- вступление, проигрыш, заключение и т.д.

Обучающийся должен уметь:

- правильно сидеть за фортепиано;

- правильно ставить обе руки на клавиатуру;

- увидеть в музыкальном тексте f и p;

- услышать и найти низкие и высокие звуки на фортепиано;

- выделить в разученной песне предложение, фразу, такт;

- определить характер известной песни;

- петь с сопровождением фортепиано песни репертуара Объединения по возрасту.

Обучающий уровень

Обучающийся должен знать и понимать:

- выразительные средства и особенности музыкального языка: темп, ритм, динамика, тембр, тесситура;

- диапазон клавиатуры и правильного певческого голоса;

- виды сопровождения на фортепиано (гармоническая поддержка, арпеджированное, бас-аккорд, разложение);

- характер музыки 

- музыкальная фраза, сходству и контраст, выразительное значение;

- развитие музыкальных образов,

- ритмический рисунок;

- сильная доля такта,

- определение на слух

- простые музыкальные размеры;

- динамика произведения;

- структура произведения;

- характер сопровождения (легато, стаккато и др.);

- метроритм, музыкальный размер; 

- нотную запись;

- подбор мелодии известной песни;

- как работать над мелодией песни аккомпанируя на фортепиано;

-как выбрать нужное сопровождение к данной песне;

Учащийся должен уметь:

- выделить и определить выразительные средства и особенности музыкального языка (темп, ритм, динамика, тембр, тесситура);

- определить диапазон правильного певческого голоса;

-определять виды сопровождения на фортепиано (гармоническая поддержка, арпеджированное, бас-аккорд, разложение);

- определять характер музыки; 

- слышать музыкальную фразу, сравнивать их по сходству и контрасту, познавать их выразительное значение;

- следить за развитием музыкальных образов,

- определять ритмический рисунок,

- выделять сильные доли тактов,

- определять на слух простые музыкальные размеры;

- определять динамику произведения;

- составлять общее представление о структуре произведения;

- характер сопровождения (легато, стаккато и др.);

- метроритм, музыкальный размер; 

- нотную запись любой сложности со всеми музыкальными знаками;

- подбирать мелодию известной песни;

- работать над мелодией песни аккомпанируя на фортепиано;

- выбрать нужное сопровождение к данной песне;

-играть на фортепиано по нотам с учётом всех известных понятий и знаков встречающихся в музыкальном тексте;

- разбираться в музыкальных стилях;

- подбирать нужное сопровождение;

- играть любые виды сопровождения;

- подбирать мелодию любой сложности;

- петь с собственным сопровождением известные песни.

Творческий уровень

Обучающийся должен знать и понимать:

- состав деятельности аккомпаниатора;

- игра по нотам

- подбор песни и мелодии любой сложности;

- начальные навыки сочинительства;

- навыки записи собственных сочинений;

- запись мелодии вокального произведения;

- запись музыкального сопровождения вокального сопровождения.

Обучающийся должен уметь:

- принимать на себя роль аккомпаниатора;

- сопровождать мелодии и песни любой сложности;

- записывать музыкальные тексты любой сложности соответсвенно нотной записи;

- исполнять многоголосные произведения (партитуры)

Заинтересованное, творчески активное отношение ко всем предметам музыкального цикла – главное условие достижения успеха.

Виды контроля

  1. Вводный – проводится в начале работы, направлен на выявление текущих знаний, умений, навыков и способности к усвоению материала.
  2. Текущий – проводится по ходу занятия, направлен на закрепление знаний и выявление трудностей усвоения.
  3. Рубежный – проводится после завершения тематического блока.
  4. Итоговый – по завершению программы учебного года в форме:

музыкальных викторин, тестов (письменных и устных), бесед, семинаров, блиц – турниров, кроссвордов, практических занятий (игра на инструменте).

 

2. Учебно-тематический план

   п/п          Название разделов, тем Общее кол-во часов   Теория   Практика
1 Формирование вокально - интонационных навыков интонационные упражнения 10 3 7
2 Теоретические сведения по сольфеджио  и истории музыки 10 3 7
3 Диктант, творческие задания, интонационные упражнения, определение на слух 6 2 4
4 Музицирование (работа с инструментом) 10 3 7
  Итого 36 11 25

 

 

Содержание изучаемого курса

Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

Программа рассчитана на пятилетний срок обучения.

Поскольку зачисление в ту или иную группу Школы определяется итогами тестирования, то здесь предполагается возможность освоения программных требований в зависимости от способностей обучающегося и интенсивности его занятий, при котором, реально затраченное время не совпадает с разделением программы на 5 лет и носит несколько условный характер, являясь ориентиром для педагога.

В процессе музыкального воспитания используются следующие общеобразовательные принципы:

- последовательности и систематичности - занятия проходят в определённом режиме. Они дисциплинируют обучающихся, приучают их к регулярной работе.

- доступности - предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей обучающихся и в связи с этим – определяет посильные для них задания (обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей обучающихся);

- индивидуализации - сохранение индивидуальных особенностей усвоения материала обучающимися, обусловленное многообразием природных индивидуальных различий;

- постепенного повышения требований – заключается в постановке перед обучающимися и выполнение ими всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом, постепенное усложнение теоретического и практического материала;

- сознательности и активности – для успешного достижения цели обучающимся необходимо представлять, что, и как нужно выполнять, и почему именно так, а не иначе;

- повторяемости материала – циклическое, спиралеобразное распределение теоретического и практического материала предполагает постоянный возврат к более глубокому, подробному изучению пройденного ранее материала, но в более углублённом варианте, обрастая всё новыми частностями. При этом эффективность занятий становится выше. Предлагаются разнообразные методы и приемы выполнения заданий, что вызывает интерес, привлекает внимание, создаёт положительные эмоции, ситуацию успеха, работу на перспективу.

- наглядности – использование неординарного методического арсенала, аудио, видео материалов педагогом;

- соотношение «теории и практики» - сольфеджио - «практическая» дисциплина, основу которой составляет собственно сольфеджирование, пение по нотам, история музыки – теория и практика находятся на равных;

- «опаздывания» - усвоение теоретического материала через практические виды деятельности идет с некоторым «опозданием» и занимает значительно больше времени, или вовсе не «выключается» из работы. Схематически этот 5-ступенный цикл можно представить следующим образом:

В некоторых случаях практической работе имеет смысл выделять отдельные занятия, не ставя перед собой задачу на каждом из них излагать новый теоретический материал. Подобное чередование «теоретических» и «практических» занятий можно показать в виде следующей схемы:

 

- включение в программу материала, характерного для эстрадно-джазовой специфики - включены не только теоретические знания, но практическое овладение навыками интонирования и слухового анализа в условиях неакадемического ладогармонического языка и ритмики.

- «последовательности, сжатости и цельности» изложения материала - изучение некоторых тем не «размазывается» на несколько месяцев, а группируется в тематические блоки.

Работая над содержанием программы, мы учитывали главный принцип всего процесса обучения - «слишком подготовленного» обучающегося не бывает, важно не «перегнуть палку», стараясь «выжать все соки» из способного обучающегося.

Сольфеджио и теория – не цель музыкального образования, а всего лишь одно из средств достижения высокого профессионализма, подразумевающего РАЗНОСТОРОННЕЕ и ГЛУБОКОЕ постижение искусства вокала и в целом музыкального искусства.

Содержание курса «Теория музыки» в Объединении «Контрасты» можно охарактеризовать как в целом соответствующее стандартным программным требованиям ДМШ и ДШИ, дополненное теоретическим материалом и практическими видами работы, связанными с вокальной спецификой школы. «Дополнительный» теоретический материал включает в себя знание буквенно-цифровой системы обозначения аккордов, особенностей строения «блюзового» лада, основ джазовой гармонии и некоторых музыкальных форм (период, блюз, «балладная» форма и т. д.). Это необходимо для более разнообразного аккомпанирования на инструменте. Объем и глубина изучаемого материала, при этом, варьируется исходя из индивидуальных возможностей и принципа целесообразности.

Основные содержательные линии программы:

- обогащение опыта эмоционально – целостного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

- накопление музыкальных впечатлений, слухового опыта, теоретических знаний;

- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

В программе выделены следующие направления:

формирование вокально-интонационных навыков, теоретические сведения по сольфеджио и истории музыки, диктант, музицирование, творческие задания, чтение партитур, импровизация.

Термины, часто употребляемые в описании содержания программы.

Определение (в письменных заданиях) – обычно подразумевает письменное обозначение тех или иных элементов музыкального языка или «абстрактных» объектов в заданном нотном примере. Например, обозначение записанных нотами аккордов или интервалов.

Построение – запись элементов музыкального языка или «абстрактных» объектов нотами по заданной схеме или правилам.

Пение – обычно собственно «сольфеджирование» с названием звуков элементов музыкального языка (в том числе и мелодий) или «абстрактных» объектов, как правило, от заданного звука, то есть, от известного звука, сыгранного преподавателем или самим учеником на фортепиано.

Интонирование – пропевание «абстрактных» объектов или элементов музыкального языка (в том числе и мелодий) без названий звуков, на каком-либо слоге или гласном звуке. Интонирование зачастую осуществляется от произвольного звука, то есть от неизвестного обучающемуся сыгранного педагогом звука на фортепиано.

Определенный порядок (обычно при пропевании) – предполагается наличие некой схемы, данной преподавателем по определенному принципу, по которой обучающийся поет те или иные упражнения. Например, пение неустойчивых ступеней «снизу вверх»: VII – II – IV – VI.

Произвольный порядок (обычно при пропевании) – пение упражнений по заданной преподавателем схеме, без определенного принципа ее образования. Например, пение неустойчивых звуков по следующей схеме: II – VI – VII – IV – VI – II и т. д.

Импровизационный порядок (обычно при пропевании) – пение упражнений не по заданной предварительно схеме, а в свободном (на усмотрение обучающегося) порядке.

Определение на слух – устное определение сыгранного преподавателем элемента музыкального языка или «абстрактного» объекта.

Воспроизведение – интонированный повтор сыгранного педагогом элемента музыкального языка или «абстрактного» объекта. Воспроизведение с определением на слух в комбинации предполагает повторенное пропевание обучающимся, сыгранного педагогом элемента, или объекта с названиями звуков. В принципе, практически любое определение на слух имеет смысл дополнить или предварить воспроизведением в той и другой форме даже в том случае, если это не указано в плане.

Запись (по слуху) – предполагает обязательную запись нотами. В случае записи различных «абстрактных» объектов (например, интервальной последовательности) можно дополнить ее и специальными условными обозначениями этих объектов.

Сочинение – в обязательном порядке в письменной форме. «Импровизационное» сочинение (на фортепиано) не рассматривается в данной программе как необходимый вид деятельности (что не относится к «импровизационным» упражнениям).

Музицирование – навыки аккомпаниаторства:

Начальный уровень:

  • развить умения слушать, воспринимать и оценивать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать содержание;
  • развить музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма;
  • развить музыкальный кругозор и познавательный интерес к музыкальному искусству;
  • развить музыкальную память;
  • развить творческое воображение и фантазию;

Обучающий уровень:

· развить умение читать с листа;

· развить умение подбирать любую услышанную мелодию;

·  развить умение подбирать различного вида сопровождение к разученным песням;

· Развить умение сопровождать мелодии различных стилей музыки;

· Развить умение чувствовать любую ритмическую пульсацию;

· Развить умение наполнять простое сопровождение (аккорды, арпеджио), прозрачное, объёмное, динамика сопровождения (в проигрыше более ярко, в куплете лишь поддержка вокалистов).

Творческий уровень:

· Развить умение сопровождать любую музыкальную тему (навыки аккомпаниаторства).

 

Содержание 1 - го года обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.031 с.)