Детско-юношеский центр «Ярославич» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детско-юношеский центр «Ярославич»



Детско-юношеский центр «Ярославич»

«Утверждаю»

Директор МОУДО

ДЮЦ «Ярославич»

____________Е.А. Дубовик

«____» __________2016 г.

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Теория и история вокала»

срок реализации 6 лет

Адаптированная

для детей 7 – 18 лет

 

                                                                          Составитель:

                                                                          Шарова Наталия Олеговна,

                                                                          педагог дополнительного

                                                                          образования,

                                                                          высшая квалификационная

                                                                          категория

 

 

                                г. Ярославль, 2016 год  

                  

Содержание:

 

1. Пояснительная записка ……………………………………………………3

 

2. Учебно-тематический план ……………………………………………...12

 

3. Содержание изучаемого курса ………………………………………......13

           

4. Методическое обеспечение………………………………………………29

 

5. Список используемой литературы ……………………………………....31

 

 

Пояснительная записка

Художественная культура – одно из ярчайших проявлений творческих сил нации, показатель его нравственного здоровья. Важная роль в мировой художественной культуре принадлежит музыке.

Мы живем в эпоху стремительного технического и общественного развития. Так же бурно развивается и музыка. Нас буквально захлестывает волнами новых музыкальных течений, мы теряемся в безбрежном море музыкальных стилей, направлений и имён. В современной повседневной жизни человек с рождения – хочет он того или нет – почти постоянно окружен музыкой. Благодаря звукозаписывающей и видеоаппаратуре, дети с ранних лет постоянно прибывают в той или иной музыкальной атмосфере. Подрастающему поколению необходимы надежные ориентиры, обрести которые невозможно без достаточно обширных познаний в области музыки, развитого художественного вкуса, эмоциональной восприимчивости.

Теория музыки, по общему мнению педагогов - классического направления считается скучным предметом, в музыкальном коллективе она должна стать "мозговым центром" всего учебного процесса. В связи с этим возникла необходимость создания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Теория и история вокала».

Данная программа составная часть Комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа вокала», по которой осуществляется обучение в Объединении «Контрасты», являющегося отделом МОУДО ДЮЦ «Ярославич». Она разделена на 2 части.

В предмет «Теория музыки» входят с одной стороны:

«Мировая музыкальная культура» - знакомство с композиторами, музыкальными произведениями, стилями, жанрами, исполнителями классического и джазово-эстрадного направления.

«Мировая музыкальная культура» предусматривает проведение тематических бесед о музыке в комплексе с прослушиванием и просмотром аудиовизуальных записей. Это позволяет услышать и почувствовать все богатство нюансов исполнения (манера, движения, индивидуальность исполнения). Материал подбирается педагогом индивидуально для каждой группы, учитывая уровень подготовленности обучающихся к восприятию материала.   

«Сольфеджио» включает в себя:

­ нотная грамота (работа с дидактическим материалом, запись в теоретических и музыкальных тетрадях),

­ пение по нотам, сольмизация,

­ определение на слух, диктант,

­ многоголосие, чтение партитур,

­ элементарное музицирование (подбор и аккомпанирование на инструменте),

­ импровизацию,

­ сочинение.

Программа «Теория и история вокала» - это синтез уже известных программ по истории музыки и сольфеджио: С. Клёнова, А.И. Лагутина, Э.С. Смирновой, Д.Б. Кабалевского, Е.И. Юдиной, Карла Орфа, Л. Абелян, Г. А. Струве, Ю.А. Саульского, а так же только современных технологий педагогов: В. Рыжкого, Л.Н. Алексеевой, Г.Ф. Калининой, Л.В. Ефремовой, Л.Н. Лёхиной, Т.Ю. и А.Ф. Камаевых, Е. Д. Лернер, коллектива преподавателей джазового отделения Института им. Гнесиных в Москве.

Особенность этой программы состоит в том, что она служит связующим звеном в комплексе музыкальных предметов, развивает творческие, исполнительские, интеллектуальные способности, дает обучающимся возможность получать яркие эмоциональные впечатления от выступлений великих музыкантов и певцов через видеозаписи. Использование нетрадиционных, оригинальных методов работы с обучающимися, нестандартного музыкально – дидактического материала и современных технологий обучения помогают формировать личные качества и в полной мере постичь все тайны и эстетические ценности мирового музыкального искусства.

Освоение теоретического материала, используя нашу программу и методику, сделает обучение абсолютно незаметным и увлекательным для обучающихся, а так же интересным и экспериментальным для педагогов.

Мы абсолютно убеждены, что принципиально «необучаемых» обучающихся практически не существует, если этот процесс осуществляется творчески и интересен им, а также учитывает индивидуальные особенности каждого. Данная программа решает эту проблему радикальным образом: все занятия музыкально-теоретического цикла, проводятся педагогом по принципу индивидуального подхода к обучающимся и заявленным требованиям Комплексной программы Объединения «Контрасты».

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность -1 академический час.

Цель программы: - создание условий для формирования духовно богатого мира личности ребенка через приобщение его к мировой музыкальной культуре – от активного творческого всестороннего изучения и восприятия музыки, структуры музыкального языка до постижения эстетических и нравственных ценностей мирового искусства.

Реализации поставленной цели обеспечит решение следующих задач:

1. Формирование у обучающихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей, развитие художественного вкуса общей культуры личности;

2. Формирование зрительского и слушательского опыта, культуры визуального восприятия;

3. Развитие эмоциональное восприимчивости, образного мышления, аналитических и оценочных навыков творческих способностей и инициативы;

4. Знакомство с этапами развития музыки в её взаимосвязи с другими видами искусства и музыкальной культуры прошлого и настоящего; с мастерством исполнителей классической и современной музыки.

5. Формирование специальных знаний, умений и навыков:

  • знание основных и дополнительных музыкальных стилей, важнейших музыкальных жанров и форм разных эпох;
  • представление о звучании старинных и современных музыкальных инструментов;
  • овладение навыками слушания и анализа музыкальных произведений с использованием музыкальной терминологии;
  • умение изложить и обосновать собственную точку зрения на различные произведения;
  • овладение теоретическими знаниям специфического характера и практическими навыками интонирования, слухового анализа в условиях неакадемического языка и ритмики;
  • формирование вокальных навыков при сольфеджировании в специфических условиях чтения нот (формирование основных свойств певческого голоса, правильного дыхания, звукоизвлечения, артикуляции при соблюдении певческой установки, ансамблевого пения), развитие звуковысотного певческого интонирования в процессе чтения нот, сольмизирование (пение с названием нот) инструментальной музыки;
  • овладение игрой на инструменте (фортепиано).

Новизна программы: заключается в ВАРИАНТНОСТИ программных требований, что повышает интерес к занятиям, приближая теорию к реальной практике неакадемического музицирования и пения. С другой стороны, владение навыками неакадемического музицирования и пения даже в самой простой форме, требует знаний, нередко выходящих за рамки программных требований академических музыкальных школ и школ искусств.   

Предусмотреть в программе все возможные варианты невозможно, поэтому педагогу предлагается самостоятельно «приспособить» программные требования к данному уровню обучающихся. Здесь предлагается основной «каркас» программы и некоторые методы ее «варьирования».

Программа рассчитана на обучающихся 7 – 18 лет и реализуется в течение 6 лет обучения. Комплектование осуществляется по результатам тестирования на знание теоретических предметов по желанию родителей и обучающихся. Количество детей в группах и продолжительность занятий вариативны.

Отличительной чертой предлагаемой программы является использование «игрового» метода не только у дошкольников, но и у младших и старших школьников. Как показывает опыт, именно опора в обучении на обучающую игру (даже у старших школьников) как естественную форму, делает учебный процесс психологически комфортным, и это в свою очередь влияет на качество усвоения материала (всё «схватывается на лету»).

Весь учебный процесс построен по принципу диалогического взаимодействия, где вербальное общение переводится (перекладывается) на музыкальный язык, оставляя место для реплик педагога. Возникает диалог: «педагог - учащийся», «педагог – группа» и «учащийся – учащийся» (при паузирующем педагоге). Появляется чувство любопытства, ожидания чуда, сюрприза, которое не должно покидать ребёнка во время занятий. Диалогическое взаимодействие дает возможность продемонстрировать полное равноправие педагога и обучающихся (в игре педагог становится рядовым ее участником). Доверие к педагогу возрастает.

Год обучения

Обучающийся должен знать и понимать:

  1. Слоговые названия звуков.
  2. Расположение нот, музыкальных ключей на нотном стане.
  3. Названия длительностей и их разницу.
  4. Понятие метрической доли, паузы и её разновидности.
  5. Названия знаков альтерации и их роль.
  6. Свойства музыкального звука.
  7. Основные музыкальные жанры.
  8. Наиболее известные музыкальные инструменты.

Обучающийся должен уметь:

1. Записывать ноты и музыкальные знаки на нотном стане.

2. Записывать музыкальные ключи.

3. Выкладывать карточками простейшие ритмические формулы.

4. Находить с помощью счёта различные паузы.

5. Показать на инструменте и выложить карточками на нотном стане диатонические и хроматические звуки.

6. Определять и называть свойства музыкального звука.

7. Определять в прослушанных произведениях их жанр.

8. Различать звучание музыкальных инструментов: фортепиано, скрипка, ударные, труба, колокольчик.

Год обучения

Обучающийся должен знать и понимать:

  1. Понятие, расположение и название октав, добавочная линейка.
  2. Структуру такта.
  3. Наиболее распространённые ритмические формулы, четверть с точкой, простые и сложные размеры, виды группировок, синкопы.
  4. Устойчивые и неустойчивые ступени гаммы.
  5. Квинтовый и квартовый круг тональностей.
  6. Интервалы от примы до октавы.
  7. Тоническое трезвучие.
  8. Средства музыкальной выразительности.
  9. Музыкальные формы: 1-,2-,3-частная ф., рондо, вариации.
  10. Понятие синтетического жанра: опера, балет, музыкальный спектакль.
  11. Что значит оркестр и его виды. Состав симфонического оркестра.
  12. Понятие - классическая музыка.

Обучающийся должен уметь:

1. На инструменте находить октавы, звуки на добавочных линейках.

2. Поставить тактовые черты в заданных мелодиях и определённых размерах.

3. Группировать длительности в определённых размерах.

4. Выделять устойчивые и неустойчивые звуки.

5. Записывать знаки при ключе, тональности до шести знаков включительно.

6. Определить на слух, построить и сыграть на инструменте интервалы от примы до октавы.

7. Определить на слух, построить и сыграть на инструменте тоническое трезвучие.

8. Определять в прослушанном произведении: характер, ритм, динамика, темп, тембр.

9. Услышать и определить музыкальные формы: 1-,2-,3-частная ф., рондо, вариации.

10. Привести примеры синтетических жанров.

11. Услышать инструменты симфонического, народного и джазового оркестров.

12. Различать стили композиторов – классиков: Баха, Моцарта, Бетховена.

Год обучения

Обучающийся должен знать и понимать:

  1. Знаки альтерации, ключевые знаки, случайные знаки, энгармонизм звуков. Тон и полутон, диатонические и хроматические тон и полутон.
  2. Понятие лада, строение мажорного и минорного лада, вводные тоны.
  3. Строение мажорной и минорной гаммы, их гармонического и мелодического видов.
  4. Что такое интервал, его виды, состав и их обращение.
  5. Классификацию вокальных жанров и диапазонов голосов.
  6. Понятие венского классицизма и его представителей.
  7. Вокальное творчество Шуберта, Чайковского, Глинки.
  8. Что такое орган, его состав и приёмы игры.
  9. Сказочное творчество Римского – Корсакова.
  10. Картинность в творчестве Сен – Санса.

 Обучающийся должен уметь:

1. Находить, записывать у нот и при ключе знаки альтерации, объяснить, записать и найти на инструменте энгармонические звуки.

2. Построить мажорный и минорный лады, спеть и сыграть на инструменте опевание устойчивых ступеней (вводные тоны).

3. Построить, сыграть на инструменте три вида мажорной и минорной гаммы.

4. Определить на слух, записать, сыграть на инструменте любой интервал, тритоны с разрешением.

5. Определить и правильно назвать вокальный жанр прослушанного произведения и диапазон голоса исполнителя.

  1. Назвать венских классиков и отличительные черты стиля.

7. Объяснить различие вокальных стилей композиторов: Шуберта, Чайковского, Глинки.

8. Назвать сказочные оперы Римского – Корсакова и черты его музыкального стиля.

9. Объяснить почему именно «Лебедь» Сен - Санса стал музыкальным и театральным шедевром.

10. Назвать современных композиторов сочиняющих для детей.

Год обучения

Обучающийся должен знать и понимать:

  1. Понятие триоли в размерах 3/8, 6/8, 9/8, группировку в них, синкопы.
  2. Функции лада: тоника, субдоминанта, доминанта, их трезвучия и обращения.
  3. Понятия мажорного, минорного, уменьшённого и увеличенного трезвучия.
  4. Понятие септаккорда, его разновидности, состав. Доминантовый септаккорд.
  5. Понятие характерного интервала, их разновидности и обозначение.
  6. Понятие мюзикла и рок – оперы примерами.
  7. Гениальные певцы и певицы современности.
  8. Великие композиторы - пианисты.

Обучающийся должен уметь:

  1. Сгруппировать, записать и сыграть на инструменте триоли и синкопы в восьмых размерах.
  2. Построить, записать и сыграть на инструменте основные функции лада.
  3. Построить, определить на слух, записать и сыграть на инструменте уменьшённое и увеличенное трезвучия.
  4. Построить, определить на слух, сыграть на инструменте любой септаккорд (без обозначения).
  5. Построить, записать разрешением характерные интервалы от звука и в гамме.
  6. Объяснить разницу в жанрах мюзикла и рок – оперы.
  7. Назвать гениальных вокалистов современности и жанры в которых они работают.
  8. Назвать великих композиторов – пианистов и гениальных исполнителей их произведений.
  9. Музыкальную жизнь Ярославля.

Год обучения

Обучающийся должен знать и понимать:

  1. Сложные аккорды (блюзовая гармония, вводные септаккорды, аккорда альтерированных ступеней, нонаккорды, аккорды с добавленными тонами и задержаниями, многозвучные аккорды).
  2. Понятие 2 – х и 3 – х частной форм.
  3. Понятие и разновидности полифонических форм музыкальных произведений.
  4. Композиторы – романтики, импрессионисты, направления электронной музыки.
  5. Певцы эстрадно – джазового направления.

Обучающийся должен уметь:

1. Найти в музыкальном тексте, определить состав и обозначить сложные аккорды всех видов в буквенно-цифровой системе.

2. Определить форму прослушанного музыкального произведения.

3. Выделить черты стиля исполнения известных вокалистов эстрадно – джазовой музыки.

Ожидаемые результаты выпускников – 6 год обучения:

Основные показатели личностного развития обучающихся:

  • развитие образного мышления, эмоциональной восприимчивости;
  • креативная направленность интересов;
  • развитие аналитических и оценочных навыков.

Основные показатели общекультурного развития обучающихся:

  • свободное владение информацией о культурном наследии мирового музыкального искусства, об этапах его развития и взаимосвязи с другими видами искусства;
  • знание выдающихся произведений классической и эстрадно-джазовой мировой музыкальной культуры;
  • знание выдающихся исполнителей классической и современной музыки;
  • формирование слушательского, зрительского опыта, визуальной культуры;
  • формирование критериев оценки и анализа музыкальных произведений, готовность к изложению собственной позиции.

Показатели развития специальных знаний, умений и навыков:

· определение по слуху музыкального произведения, его автора;

· определение жанров и их истоков музыкальных произведений;

· владение музыкальными терминами, основными категориями эстетики;

· формирование навыков анализа произведений;

· знание всех теоретических компонентов (звуков, интервалов, аккордов, ладов, гамм и т. д.;

· умение их: построить, записать, спеть, сыграть на инструменте, услышать на слух

· умение объяснить любую тему из курса.

Начальный уровень

Обучающийся должен знать и понимать:

- правильная посадка за фортепиано;

- правильная постановка рук;

- применение фортепиано в этом виде деятельности;

- динамические оттенки в музыке (форте, пиано и др.);

- высота и длительность звука;

- предложение, фраза, такт;

- характер музыки;

- вступление, проигрыш, заключение и т.д.

Обучающийся должен уметь:

- правильно сидеть за фортепиано;

- правильно ставить обе руки на клавиатуру;

- увидеть в музыкальном тексте f и p;

- услышать и найти низкие и высокие звуки на фортепиано;

- выделить в разученной песне предложение, фразу, такт;

- определить характер известной песни;

- петь с сопровождением фортепиано песни репертуара Объединения по возрасту.

Обучающий уровень

Обучающийся должен знать и понимать:

- выразительные средства и особенности музыкального языка: темп, ритм, динамика, тембр, тесситура;

- диапазон клавиатуры и правильного певческого голоса;

- виды сопровождения на фортепиано (гармоническая поддержка, арпеджированное, бас-аккорд, разложение);

- характер музыки 

- музыкальная фраза, сходству и контраст, выразительное значение;

- развитие музыкальных образов,

- ритмический рисунок;

- сильная доля такта,

- определение на слух

- простые музыкальные размеры;

- динамика произведения;

- структура произведения;

- характер сопровождения (легато, стаккато и др.);

- метроритм, музыкальный размер; 

- нотную запись;

- подбор мелодии известной песни;

- как работать над мелодией песни аккомпанируя на фортепиано;

-как выбрать нужное сопровождение к данной песне;

Учащийся должен уметь:

- выделить и определить выразительные средства и особенности музыкального языка (темп, ритм, динамика, тембр, тесситура);

- определить диапазон правильного певческого голоса;

-определять виды сопровождения на фортепиано (гармоническая поддержка, арпеджированное, бас-аккорд, разложение);

- определять характер музыки; 

- слышать музыкальную фразу, сравнивать их по сходству и контрасту, познавать их выразительное значение;

- следить за развитием музыкальных образов,

- определять ритмический рисунок,

- выделять сильные доли тактов,

- определять на слух простые музыкальные размеры;

- определять динамику произведения;

- составлять общее представление о структуре произведения;

- характер сопровождения (легато, стаккато и др.);

- метроритм, музыкальный размер; 

- нотную запись любой сложности со всеми музыкальными знаками;

- подбирать мелодию известной песни;

- работать над мелодией песни аккомпанируя на фортепиано;

- выбрать нужное сопровождение к данной песне;

-играть на фортепиано по нотам с учётом всех известных понятий и знаков встречающихся в музыкальном тексте;

- разбираться в музыкальных стилях;

- подбирать нужное сопровождение;

- играть любые виды сопровождения;

- подбирать мелодию любой сложности;

- петь с собственным сопровождением известные песни.

Творческий уровень

Обучающийся должен знать и понимать:

- состав деятельности аккомпаниатора;

- игра по нотам

- подбор песни и мелодии любой сложности;

- начальные навыки сочинительства;

- навыки записи собственных сочинений;

- запись мелодии вокального произведения;

- запись музыкального сопровождения вокального сопровождения.

Обучающийся должен уметь:

- принимать на себя роль аккомпаниатора;

- сопровождать мелодии и песни любой сложности;

- записывать музыкальные тексты любой сложности соответсвенно нотной записи;

- исполнять многоголосные произведения (партитуры)

Виды контроля

  1. Вводный – проводится в начале работы, направлен на выявление текущих знаний, умений, навыков и способности к усвоению материала.
  2. Текущий – проводится по ходу занятия, направлен на закрепление знаний и выявление трудностей усвоения.
  3. Рубежный – проводится после завершения тематического блока.
  4. Итоговый – по завершению программы учебного года в форме:

музыкальных викторин, тестов (письменных и устных), бесед, семинаров, блиц – турниров, кроссвордов, практических занятий (игра на инструменте).

 

2. Учебно-тематический план

   п/п          Название разделов, тем Общее кол-во часов   Теория   Практика
1 Формирование вокально - интонационных навыков интонационные упражнения 10 3 7
2 Теоретические сведения по сольфеджио  и истории музыки 10 3 7
3 Диктант, творческие задания, интонационные упражнения, определение на слух 6 2 4
4 Музицирование (работа с инструментом) 10 3 7
  Итого 36 11 25

 

 

Содержание изучаемого курса

Тематическое построение программы позволяет объединить ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

Программа рассчитана на пятилетний срок обучения.

Поскольку зачисление в ту или иную группу Школы определяется итогами тестирования, то здесь предполагается возможность освоения программных требований в зависимости от способностей обучающегося и интенсивности его занятий, при котором, реально затраченное время не совпадает с разделением программы на 5 лет и носит несколько условный характер, являясь ориентиром для педагога.

В процессе музыкального воспитания используются следующие общеобразовательные принципы:

- последовательности и систематичности - занятия проходят в определённом режиме. Они дисциплинируют обучающихся, приучают их к регулярной работе.

- доступности - предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей обучающихся и в связи с этим – определяет посильные для них задания (обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей обучающихся);

- индивидуализации - сохранение индивидуальных особенностей усвоения материала обучающимися, обусловленное многообразием природных индивидуальных различий;

- постепенного повышения требований – заключается в постановке перед обучающимися и выполнение ими всё более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом, постепенное усложнение теоретического и практического материала;

- сознательности и активности – для успешного достижения цели обучающимся необходимо представлять, что, и как нужно выполнять, и почему именно так, а не иначе;

- повторяемости материала – циклическое, спиралеобразное распределение теоретического и практического материала предполагает постоянный возврат к более глубокому, подробному изучению пройденного ранее материала, но в более углублённом варианте, обрастая всё новыми частностями. При этом эффективность занятий становится выше. Предлагаются разнообразные методы и приемы выполнения заданий, что вызывает интерес, привлекает внимание, создаёт положительные эмоции, ситуацию успеха, работу на перспективу.

- наглядности – использование неординарного методического арсенала, аудио, видео материалов педагогом;

- соотношение «теории и практики» - сольфеджио - «практическая» дисциплина, основу которой составляет собственно сольфеджирование, пение по нотам, история музыки – теория и практика находятся на равных;

- «опаздывания» - усвоение теоретического материала через практические виды деятельности идет с некоторым «опозданием» и занимает значительно больше времени, или вовсе не «выключается» из работы. Схематически этот 5-ступенный цикл можно представить следующим образом:

В некоторых случаях практической работе имеет смысл выделять отдельные занятия, не ставя перед собой задачу на каждом из них излагать новый теоретический материал. Подобное чередование «теоретических» и «практических» занятий можно показать в виде следующей схемы:

 

- включение в программу материала, характерного для эстрадно-джазовой специфики - включены не только теоретические знания, но практическое овладение навыками интонирования и слухового анализа в условиях неакадемического ладогармонического языка и ритмики.

- «последовательности, сжатости и цельности» изложения материала - изучение некоторых тем не «размазывается» на несколько месяцев, а группируется в тематические блоки.

Работая над содержанием программы, мы учитывали главный принцип всего процесса обучения - «слишком подготовленного» обучающегося не бывает, важно не «перегнуть палку», стараясь «выжать все соки» из способного обучающегося.

Сольфеджио и теория – не цель музыкального образования, а всего лишь одно из средств достижения высокого профессионализма, подразумевающего РАЗНОСТОРОННЕЕ и ГЛУБОКОЕ постижение искусства вокала и в целом музыкального искусства.

Содержание курса «Теория музыки» в Объединении «Контрасты» можно охарактеризовать как в целом соответствующее стандартным программным требованиям ДМШ и ДШИ, дополненное теоретическим материалом и практическими видами работы, связанными с вокальной спецификой школы. «Дополнительный» теоретический материал включает в себя знание буквенно-цифровой системы обозначения аккордов, особенностей строения «блюзового» лада, основ джазовой гармонии и некоторых музыкальных форм (период, блюз, «балладная» форма и т. д.). Это необходимо для более разнообразного аккомпанирования на инструменте. Объем и глубина изучаемого материала, при этом, варьируется исходя из индивидуальных возможностей и принципа целесообразности.

Основные содержательные линии программы:

- обогащение опыта эмоционально – целостного отношения обучающихся к музыке и вокалу;

- накопление музыкальных впечатлений, слухового опыта, теоретических знаний;

- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

В программе выделены следующие направления:

формирование вокально-интонационных навыков, теоретические сведения по сольфеджио и истории музыки, диктант, музицирование, творческие задания, чтение партитур, импровизация.

Термины, часто употребляемые в описании содержания программы.

Определение (в письменных заданиях) – обычно подразумевает письменное обозначение тех или иных элементов музыкального языка или «абстрактных» объектов в заданном нотном примере. Например, обозначение записанных нотами аккордов или интервалов.

Построение – запись элементов музыкального языка или «абстрактных» объектов нотами по заданной схеме или правилам.

Пение – обычно собственно «сольфеджирование» с названием звуков элементов музыкального языка (в том числе и мелодий) или «абстрактных» объектов, как правило, от заданного звука, то есть, от известного звука, сыгранного преподавателем или самим учеником на фортепиано.

Интонирование – пропевание «абстрактных» объектов или элементов музыкального языка (в том числе и мелодий) без названий звуков, на каком-либо слоге или гласном звуке. Интонирование зачастую осуществляется от произвольного звука, то есть от неизвестного обучающемуся сыгранного педагогом звука на фортепиано.

Определенный порядок (обычно при пропевании) – предполагается наличие некой схемы, данной преподавателем по определенному принципу, по которой обучающийся поет те или иные упражнения. Например, пение неустойчивых ступеней «снизу вверх»: VII – II – IV – VI.

Произвольный порядок (обычно при пропевании) – пение упражнений по заданной преподавателем схеме, без определенного принципа ее образования. Например, пение неустойчивых звуков по следующей схеме: II – VI – VII – IV – VI – II и т. д.

Импровизационный порядок (обычно при пропевании) – пение упражнений не по заданной предварительно схеме, а в свободном (на усмотрение обучающегося) порядке.

Определение на слух – устное определение сыгранного преподавателем элемента музыкального языка или «абстрактного» объекта.

Воспроизведение – интонированный повтор сыгранного педагогом элемента музыкального языка или «абстрактного» объекта. Воспроизведение с определением на слух в комбинации предполагает повторенное пропевание обучающимся, сыгранного педагогом элемента, или объекта с названиями звуков. В принципе, практически любое определение на слух имеет смысл дополнить или предварить воспроизведением в той и другой форме даже в том случае, если это не указано в плане.

Запись (по слуху) – предполагает обязательную запись нотами. В случае записи различных «абстрактных» объектов (например, интервальной последовательности) можно дополнить ее и специальными условными обозначениями этих объектов.

Сочинение – в обязательном порядке в письменной форме. «Импровизационное» сочинение (на фортепиано) не рассматривается в данной программе как необходимый вид деятельности (что не относится к «импровизационным» упражнениям).

Музицирование – навыки аккомпаниаторства:

Начальный уровень:

  • развить умения слушать, воспринимать и оценивать музыку, то есть чувствовать её настроение и характер, понимать содержание;
  • развить музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма;
  • развить музыкальный кругозор и познавательный интерес к музыкальному искусству;
  • развить музыкальную память;
  • развить творческое воображение и фантазию;

Обучающий уровень:

· развить умение читать с листа;

· развить умение подбирать любую услышанную мелодию;

·  развить умение подбирать различного вида сопровождение к разученным песням;

· Развить умение сопровождать мелодии различных стилей музыки;

· Развить умение чувствовать любую ритмическую пульсацию;

· Развить умение наполнять простое сопровождение (аккорды, арпеджио), прозрачное, объёмное, динамика сопровождения (в проигрыше более ярко, в куплете лишь поддержка вокалистов).

Творческий уровень:

· Развить умение сопровождать любую музыкальную тему (навыки аккомпаниаторства).

 

Содержание 1 - го года обучения

Игра на фортепиано

— чтение по нотам несложных одноголосных мелодий (без ритма);

— ритмичная игра по нотам мелодий под пульсацию мелкими длительностями, просчитанную педагогом или проговариваемую обучающимся;

— ритмичная игра по нотам мелодий под пульсацию метрических долей (счет вслух или простукивание ногой);

— игра полутонов и тонов верх и вниз от любых клавиш;

Творческие навыки

— сочинение:

ü мелодий в форме периода (повторного строения),

ü вариантов окончаний мелодий или предложений,

ü «пропущенных» тактов в заданных мелодиях,

ü мелодий по заданным ритмам, по ритмам заданных мелодий, с использованием заданных ритмических фигур,

ü ритмических вариантов к заданным звукам мелодий или фраз в различных метрических размерах,

ü мелодий в заданных метрических размерах, мелодий на основе заданных звуковых составов,

ü мелодий в заданных ладах или тональностях,

ü мелодий с чередованием движения по устойчивым и неустойчивым ступеням лада,

ü мелодий с использованием различных форм разрешения неустойчивых ступеней и опевания устойчивых ступеней лада,

ü мелодий в форме периода с каденциями на V и I ступенях лада.

История музыки:

ü шумы, музыкальные звуки их свойства, звуки человеческого голоса

ü музыка в нашей жизни, музыкальные жанры: песня, танец, марш

ü музыкальные инструменты

ü настроения, чувства в музыке

ü природа и музыка

ü музыка о животных и птицах

ü сказка в музыке

ü жизнь ребёнка в музыке

ü современные композиторы детям.

 

Содержание 2 года обучения

Игра на фортепиано

— мажорных и минорных звукорядов вверх и вниз от любых клавиш;

— устойчивых и неустойчивых (с разрешением) ступеней лада в заданных тональностях;

— мелодической линии из мотивов опевания устойчивых ступеней лада в заданных тональностях;

— главных и побочных ступеней лада в заданных тональностях;

— вводных ступеней лада в заданных тональностях;

— импровизируемых мелодий в форме периода (повторного строения).

— звукорядов мажорной и минорной пентатоники от любых клавиш вверх и вниз;

— заданных интервалов от любых клавиш вверх и вниз;

— хроматических гамм заданными интервалами вверх и вниз;

— интервалов в заданных тональностях;

— интервальных последовательностей в заданных тональностях;

— неустойчивых интервалов с разрешением в заданных тональностях;

— диссонансов с разрешением в консонансы в заданных тональностях;

— диатонических восходящих и нисходящих секвенций на заданные фразы или мотивы в тональностях;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.185 с.)